Для Тургенева был характерен дуализм в восприятии человеческой природы. Тургеневская концепция человека представлена в статье-эссе «Гамлет и Дон Кихот» (1860). Писатель рассматривает типы Гамлета и Дон Кихота как «оба конца той оси, на которой она (человеческая природа) держится». Романный герой Тургенева представляет собой единство противоположных тенденций. Однако определяющей в концепции романного героя является доминанта Дон Кихота, выражающаяся прежде всего в открытости героя миру, его внутреннем стремлении к совершенству, а также нравственном чувстве.
5. О портретном мастерстве Тургенева хорошо сказал А. Г. Цейтлин в своей книге "Мастерство Тургенева-романиста": "Тургеневский портрет реалистичен, он изображает внешность человека в её закономерной связи с характером, в определённых социально-исторических обстоятельствах. И потому его портрету всегда свойственна типичность".
Тургенев придавал большое значение портретным характеристикам персонажей. В создании портретов у него был накоплен большой опыт благодаря так называемой "игре в портреты", которую можно рассматривать как ключ к творческой лаборатории художника. Внешнему портрету персонажей Тургенев уделял очень большое внимание. В его рассказах, очерках, повестях, поэмах и романах встречаются различные виды портретов. Наиболее распространённым в произведениях Тургенев является детализированный портрет с подробным описанием внешности героя: роста, волос, лица, глаз, а также некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительское впечатление. Мастерство портретной характеристики: Базаров, Павел Петрович Кирсанов.
|
Портрет становится одним из средств психологической характеристики персонажей, например, в романе «Отцы и дети» особую роль играет первое появление Павла Петровича Кирсанова и его портрет: «…в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Портреты Базарова и Павла Петровича явно контрастны, как, впрочем, и отзывы их друг о друге: “Этот волосатый?” – спрашивает Павел Петрович брата, услышав, что Базаров собирается гостить у них; “А чудаковат у тебя дядя!.. Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!” – говорит Базаров Аркадию. Портреты Павла Петровича и Базарова – не единственная пара спорящих портретов, таковы же портреты Одинцовой и Кукшиной, Ситникова и Базарова. И эта противопоставленность – отражение разных жизненных позиций.
|
Другая разновидность тургеневского литературного портрета - сатирический портрет, который близок к гоголевским. Это сказалось не только в широком использовании фона и приёмов косвенной характеристики, но и в том, что авторские комментарии к сатирическому портрету, дающие определённую психологическую оценку, чаще всего не ограничивались простым указанием на какое-либо одно качество героя, а как бы суммировали их. Например, портрет Паклина из "Нови": "Дверь слегка приотворилась, и в отверстие просунулась голова... То была круглая головка с чёрными, жёсткими волосами, с широким морщинистым лбом, с карими, очень живыми глазками под густыми бровями, с утиным, кверху вздёрнутым носом и маленьким розовым, забавно сложенным ртом. Головка эта осмотрелась, закивала, засмеялась - причём выказала множество крошечных белых зубков - и вошла в комнату вместе со своим тщедушным туловищем, короткими ручками и немного кривыми, немного хромыми ножками".
Пейзаж.
И.С.Тургенев является талантливым пейзажистом. Мастерство пейзажа: пейзажи в романе «Отцы и дети». Его особое тонкое восприятие природы реализуется даже в романе «Отцы и дети», в котором главную роль играет философский и политический диалог.
Пейзаж входит в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности, которую изображает писатель. Первый пейзаж в романе «Отцы и дети», который встречается в начале романа при описании поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино, сначала кажется обыкновенным фоном, на котором происходит действие: «Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низенькими избенками … как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранной корой и обломанными ветвями. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках... исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами». Эта пейзажная зарисовка не только воссоздает место изображаемых событий, но отражает современную героям Россию, ее состояние дел, бедность крестьянства. Здесь неявно дается мотивировка социального конфликта романа. Тургенев подводит читателей к мысли о том, что необходимы экономические преобразования.
|
Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается писателем не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек. И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Второй пейзаж в романе выполняет сразу несколько функций. Во-первых, он гармонирует с чувствами, эмоциями героев. Кирсанов не видел сына целый год, за это время Аркадий получил звание кандидата, и отец несказанно рад его приезду, растроган, взволнован и даже чуть-чуть встревожен. Этому свиданию, возвращению в родимый дом рад и Аркадий. Сама природа как будто расцветает, разделяя чувства отца и сына: «Все кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки, чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах…».
В финальной пейзажной картине прослеживается философский смысл: природа с ее спокойствием и умиротворенностью становится примером естественной жизни. Автор задумывается о вечной природе, которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью.
Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, выражая «высшую волю». Природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей.
7. Один из аспектов исследований, посвященных поэтике Тургенева, - вопрос о диалогической природе романов писателя. Чаще всего диалог тургеневедами рассматривается как композиционно-речевой элемент художественной структуры произведения. Г.Б. Курляндськая и П.Г. Пустовойт отмечают роль полемического диалога в раскрытии не только характеров, но и идеологического конфликта в романах Тургенева.
В романном творчестве Тургенева можно отметить своеобразный принцип «парности»: два первые романа – «Рудин» и «Дворянское гнездо» посвящены изображению типа лишнего человека, два следующие – «Накануне» и «Отцы и дети» – это романы о новых людях и, наконец, два последние романа – «Дым» и «Новь» повествуют о рядовых участниках общественного процесса конца 60-х –70-х годов XIX века.
Таким образом, мастерство Тургенева-романиста проявляется на самых разных структурно-композиционных уровнях: природа психологизма, особенности и функционирование портрета, пейзажа, своеобразие диалогов.