Задание «Игра с мячом» (Ассоциации на тему «Саки»)




Мастер-класс по подготовке к ЕНТ по истории Казахстана.

Тема: Повторение.

Цель: Закрепление, систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории Казахстана.

Задачи:
Образовательные:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Саки», «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана во второй половине XIX века» (Шокан Уалиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев), «Казахско-джунгарские войны», «Восстание 1916 года», «Военный коммунизм», «НЭП», «Индустриализация», «Коллективизация».

 

2. Закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий.

Развивающие:

1. Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, датами.

2. Развивать мыслительные операции: память, речь, внимание, умение анализировать, сравнивать исторические события и делать выводы.

3. Формировать навыки общения, умения работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство уважения и гордости за прошлое своего Отечества и историю своего народа.


Форма проведения: историческое кафе.

Оборудование: интерактивная доска (на слайде название исторического кафе "Путешествие во времени"), кабинет декорируется под кафе: столики со скатертями, воздушные шары, наполненные гелием, свечи, хрустальные вазы с цветами, фрукты, меню для каждого столика, табличка с номером стола, бланки заданий для блюд меню. Учащиеся размещаются за столиками. Учитель выступает в роли администратора кафе.

В ходе консультации идёт повторение определенных тем, которые изучались по истории Казахстана. Подсчитывается количество правильных ответов, набранных каждой группой. По количеству набранных баллов выявляются победители.

Ход занятия:

Музыкальный фон «Yann-Tiersen-Comptine».

I. Организационный момент.

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости, коллеги! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения.

 

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, наша консультация сегодня необычная. Я предлагаю вам посетить историческое кафе «Путешествие во времени». Ведь как отметил известный французский писатель Анатоль Франс «Чтобы переваривать знания, их надо поглощать с аппетитом».

Для начала познакомимся. Сегодня я являюсь администратором кафе.

Кстати, меню сегодня будет тоже не совсем обычным. Дело в том, что наше кафе предлагает своим посетителям не только блюда, но и интеллектуальную пищу, пищу для души и для ума.

III. Сообщение цели и задач.

Хватит ли у вас знаний по темам «Саки», «Сложение казахской народности», «Культура Казахстана во второй половине XIX века», «Казахско-джунгарские войны», «Восстание 1916 года», «Военный коммунизм», «НЭП», «Индустриализация», «Коллективизация», чтобы пообедать и вкусить всю прелесть этих блюд? Итак, отведав блюда, вы сможете ответить на важные вопросы, обменяться мнениями, а заодно повторить эти темы и обобщить знания, полученные вами на уроках истории Казахстана.

IV. Деление на группы.

 

- Предлагаю вам выбрать свои любимые фрукты: яблоки, киви, бананы, апельсины.

 

Выходит официант с фруктами.

 

- А теперь разделитесь на группы по выбранным фруктам.

V. Правила работы.

Надеюсь, что наше общение будет спокойным и приятным. Помните об уважении к другим посетителям кафе.

 

За счетом каждого столика будет следить помощник администратора кафе Шатохина Лидия Васильевна. По каждому из выполненных заданий она будет выставлять баллы в оценочный лист. В зачет идет как индивидуальная, так и групповая работа.

 

Обслуживать столики будет официант Баёва Ксения.

 

Напоминаю наши правила:

· Закон поднятой руки.

· Говорим чётко, внятно.

· Слушаем всех, не перебивая.

· Уважаем мнение каждого.

 

Итак, приступим к праздничному обеду. Приятного вам аппетита!

VI. Работа в парах.

 

Как всегда, сначала салаты. Сегодня в нашем кафе «Путешествие во времени» вы можете попробовать винегрет «Школьная неразбериха». В историческом винегрете все перемешалось. Давайте попробуем разобраться с вами, что к чему.

1 задание «Тестовая разминка».

А начнем мы, как обычно, с тестовой разминки. Каждый по-порядку отвечает по два вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Прорабатывание ошибок.

"Из всех причин, которые ведут к нервному истощению, вероятно, основную роль играет неправильное питание" – писал Поль Брэгг. Для того, чтобы у вас еще больше разыгрался аппетит, хочу предложить вам новинки меню.

 

Большим спросом у посетителей нашего кафе пользуется фирменное блюдо «Суп харчо – не едал никто». Вкус его будет более пикантным, если мы остудим картошку в супе, уж слишком она горячая.

 

Официант выносит мяч. После игры – уносит.

 

задание «Игра с мячом» (Ассоциации на тему «Саки»)

А для этого мы проведем подвижную игру с мячом – назовем как можно больше слов на тему «Саки» и все, что ассоциируется с ними.

 

Молодцы! Немного остудили картошку. Чтобы освежить в памяти места расселения сакских племен, посмотрите на карту. Вот теперь можно приступить к употреблению первого блюда.

3 задание «Продолжи рассказ».

Вы должны рассказать материал темы «Сложение казахской народности», заданной на дом. При этом каждый говорит по одному предложению. Один начинает, другой продолжает. Если кто-либо из вас не сможет больше ничего вспомнить по теме, на помощь может прийти группа, задав вам вопрос. Каждое предложение оценивается в 1 балл.

 

- Вы упомянули, что конечный этап формирования единой казахской народности и ее государственности, (этнической территории, объединение казахских родов и племен) характеризуется образованием Казахского ханства. А что вы знаете об образовании Казахского ханства?

 

 

- Кем и когда было образовано Казахское ханство? (Кереем и Жанибеком, в XV в./ 1465-1466 гг.)

- Куда переселились Жанибек и Керей? (В Западное Жетысу, в долины рек Чу и Таласа)

- Как связаны с Казахским ханством Абулхаир и Есен Буга? (Казахские роды во главе с Кереем и Жанибеком откочевали из ханства Абулхаира в Могулистан, которым в то время правил Есен Буга)

- В каком году и сколько лет отмечалось с момента образования Казахского ханства? (2015/550 лет)

- А какие еще вы можете назвать юбилейные даты 2015 года? (Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 20-летия Ассамблеи народа Казахстана и 20-летия Конституции Республики Казахстан)

- Ребята, а какими значимыми событиями отмечен 2016 год?

 

Наступивший год провозглашен Международным Годом глобального понимания и будет проходить под эгидой 25-летия Независимости Республики Казахстан.

Буквально на днях – 13 января в республике был дан старт празднованию этой юбилейной даты. Тысячи человек собрались на главных площадях страны. Мне тоже посчастливилось поучаствовать в данном мероприятии в районе. В таких торжественных случаях еще больше охватывает чувство гордости за свою страну, в которой вырос и живёшь!

 

2016 год богат и на другие памятные даты.

Свое 25-летие отметит Содружество Независимых государств.

Будет отмечаться 30-летие декабрьских событий, состоявшихся в 1986 году.

В список главных дат ЮНЕСКО включен 1000-летний юбилей Алматы.

В наступившем году пройдут XXXI-е Летние Олимпийские игры.

ООН провозгласила 2016 год Международным годом туризма.

Также будут праздноваться 110 лет со дня рождения нашего земляка – писателя И.П. Шухова и Ахмета Жубанова – великого композитора, национальной гордости страны.

Но давайте вернемся к нашему обеду. Надеюсь, вам понравился «Суп харчо»?!

Сегодня в нашем кафе состоится презентация нового блюда. Впервые произойдет апробирование исторического плова «Фэнтази».

Официант выносит конверты с частями «ромашек».

Наши повара старались вам угодить, отобрав самые лучшие ингредиенты, приправив их свежими идеями.

4 задание «Ромашка».

Вам необходимо вспомнить основные события XVIII века, связанные с казахско-джунгарскими войнами.

Предлагаю каждой паре сделать свою ромашку. В центре «ромашки» записана первая часть исторических дат, вы должны вписать в «лепестки» недостающую часть дат, приклеить лепестки к серединке, а при проверке устно назвать историческое событие, связанное с данной датой и его результат. Победит та пара, в ромашке которой окажется больше лепестков. Оценивается не только быстрота, но и правильность выполненного задания. Определите того, кто по окончанию работы из вашей пары будет представлять «ромашку».

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Итак, ребята, по очереди вы называете дату, а также историческое событие, связанное с данной датой и его результат. Слушаем друг друга внимательно. За исправленные ошибки тоже начисляются баллы.

Холодная закуска представлена бутербродами «Непоседы». Примите, пожалуйста, этот кулинарный шедевр в качестве подарка от нашего повара.

Задание «Светофор».

На слайде по принципу светофора расположены представители казахской культуры: великий ученый Шокан Уалиханов, педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин, поэт, мыслитель Абай Кунанбаев. Сейчас я буду зачитывать характеристику того или иного деятеля, а вы должны по моей команде поднимать сигнальные карточки красного, желтого или зеленого цветов, в зависимости от того, о каком представителе идет речь.

 

№п/п Характеристика Деятель
1. Написал произведение художественно-философской прозы «Гаклия» («Слова-назидания»). Абай Кунанбаев
2. Окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии в 1857 году с золотой медалью. Ыбрай Алтынсарин
3. В 1864 году участвовал в военной экспедиции генерала М. Черняева при захвате Шымкента. Шокан Уалиханов
4. Является основоположником казахской письменной классической литературы. Абай Кунанбаев
5. Имя, данное ему при рождении – Мухаммед Канапия. Шокан Уалиханов
6. В 1879 году был назначен инспектором школ Тургайской области. Ыбрай Алтынсарин
7. Годы жизни этого поэта-просветителя – 1845-1904. Абай Кунанбаев
8. В 1847 году поступил учиться в Омский Сибирский кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году получил офицерское звание корнет. Шокан Уалиханов
9. Использовал русский алфавит при написании учебного пособия «Киргизская хрестоматия». Ыбрай Алтынсарин
10. Записал, тем самым сохранил для киргизского народа эпос «Манас». Шокан Уалиханов

 

 

А теперь предлагаем вам тарталетки из лосося с черной икрой. Они должны обязательно понравиться.

 

Официант выносит задания для учащихся.

Сейчас вы будете работать с текстом «Восстание 1916 года» по «Методу 5 П»

Задание «Метод 5 П»

O 1 П – прочитайте текст, найдите и исправьте исторические ошибки. (Проверяем)

O 2 П – подчеркните карандашом ключевые слова.

O 3 П – перескажите текст соседу.

O 4 П – придумайте устно по 1 вопросу по содержанию.

O 5 П – проверьте соседа, задав ему вопрос.

«Восстание 1916 года»

Главными причинами восстания являлись факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнёта, насильственное изъятие земель, увеличение налогов и поборов, нещадная эксплуатация трудящихся, царская политика русификации, разжигание национальной розни, ухудшение положения народных масс в связи с Гражданской (Первой мировой) войной. Поводом к восстанию послужил Указ царя от 25 июля (июня) 1916 года. По этому указу на тыловые работы призывались мужчины в возрасте от 18 до 45 лет (19 – 43). «Реквизированных инородцев» предполагалось использовать в кулацких хозяйствах (на тыловых работах), строительстве оборонительных сооружений. Национально-освободительное движение охватило незначительную (всю) территорию Казахстана. Самым массовым, упорным, организованным центром восстания была Семипалатинская (Тургайская) область. В ходе восстания сардарбеком в Тургайском центре был избран Токаш Бокин (Амангельды Иманов). Восстание потерпело поражение. Один из руководителей восстания в Семиречье Алиби Джангильдин (Бекболат Ашекеев) был повешен карателями на сопке Бурундая, другой – Жаменке Мамбетов отравлен в тюрьме.

«Метод 5 П»

Остановимся на напитках нашего меню. Работа сердца и всей сердечно-сосудистой системы тесно связана с процессами пищеварения и характером питания. Название коктейля "Удиви ты меня, удиви!" говорит само за себя. Выполнив следующие задания, и попробовав коктейль, мы уверены, – вы останетесь довольны.

 

Задание «Два в одном».

Официант выносит конверты.

В одном из конвертов начало фразы, в другом – ее окончание. Вам необходимо соединить разрезанные предложения.

Официант раздает детям конверты с разрезанными предложениями по темам «Военный коммунизм», «НЭП», «Индустриализация», «Коллективизация», учащиеся соединяют предложения.

Социально-экономическая политика советского государства в годы Гражданской войны (1918-1921 гг.) / «Военный коммунизм».

Сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать кооперацию разрешалось в период / новой экономической политики.

Земельно-водная реформа, ослабившая патриархально-феодальные устои казахского аула, / была проведена в 1921 – 1922 гг.

Решением XIV съезда ВКП(б) в 1925 году /принят курс на индустриализацию.

Тщательную разведку меди Джезказгана и перспективность этого региона в годы индустриализации / доказал Каныш Сатпаев.

Решением XV съезда ВКП(б) в сентябре 1927 года / принят курс на коллективизацию.

Волна вооруженных выступлений, вызванных проведением сплошной коллективизации, / прошла в Казахстане в 1929 – 1931 гг.

Продразверстка – основная черта / «Военного коммунизма».

- Проверим, что получилось. Поменяйтесь местами (1 – 3, 2 – 4), ключ – на слайде.

- Возвращаемся за свои столики.

- По каким темам мы соединяли предложения? Проверим, насколько вы хорошо усвоили данные темы.

Официант на подносе выносит карточки.

Представители команд тянут жребий, состоящий из четырех карточек:

«Военный коммунизм», «НЭП», «Индустриализация», «Коллективизация».

8 задание «Четыре направления».

Я буду медленно произносить разные слова и словосочетания, каждые из которых напрямую относятся к одной из данных тем. Задача каждой группы встать сразу, как сказано слово или словосочетание, относящееся к вашей теме. Например, если я говорю слово «продразвёрстка», то вместе встает пара, которой досталась тема «Военный коммунизм», если говорю «продналог», то дружно должна встать группа, вытянувшая по жребию НЭП, если произнесено слово «Турксиб», то поднимаются те, кому досталась тема «Индустриализация», а если я скажу слово «голод», то встает группа, вытянувшая по жребию «Коллективизацию». За каждый правильный ответ вам добавляется по 2 балла. Если вся команда встает неправильно (т.е. когда речь идет не о вашей теме), то соответственно, баллы вы не зарабатываете, если один из группы встает неправильно, то высчитывается 1 балл.

 

«Военный коммунизм» НЭП Индустриализация Коллективизация
Запрещение частной торговли X съезд РКП (б) Угольная Караганда Конфискация байских хозяйств
Сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба Союз «Кошчи» Усиление процесса урбанизации «Советизация аула»
Бесплатность коммунальных услуг Увеличение поголовья скота Ф. И. Голощекин Ф.И.Голощекин

Продолжаем дальше дегустировать наши блюда. Пришло время десерта, и мы предлагаем выбрать каждому столику из меню то, что придется вам по вкусу:

1) фруктовое мороженое;

2) слоёное пирожное;

3) мармелад в шоколаде;

4) блинчики со сгущёнкой.

(Столики выбирают десерт).

Специальный десерт вы сможете оценить, пройдя в дегустационный зал.

Выходит официант с заданиями.

Фруктовое мороженое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: