Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)




А Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе – развернутому ответу на вопрос: «Тургенев не сочувствует вполне ни одному из действующих лиц» (Д.И. Писарев) Так ли это?»? или «Является ли Базаров жертвой собственной теории?» (по вашему выбору)

 

Не забывайте:

1.Ваша главная деятельность при изучении литературы – чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументировано выражая свое несогласие с их точкой зрения.

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал – постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний и умения получать их из разных источников.

3. Обязательно выполняйте задания, направленные на развития вашей коммуникативной компетенции.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Портрет

(1818-1883)

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель XIX в., чьей особой заслугой перед русской литературой является создание классических образцов отечественной прозы – рассказов, повестей, романов. Перу Тургенева принадлежит цикл очерков-рассказов «Записки охотника» (1847-1852), открывших новую литературную эпоху в описании провинциальной и крестьянской жизни. В серии повестей и романов 1850-х гг., среди которых выделяются повести «Ася» (1857), «Первая любовь» (1860), романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), создается тип героини времени в русской литературе, получивший определение «тургеневских девушек ». Творчество Тургенева 1840-х гг. – 1870-х гг. было насыщено актуальными вопросами русской общественной и политической жизни и сосредоточено на трёх главных темах: создание литературного типа героя, способного стать образцом для общества; поиск перспективного разрешения темы любви и рост общественной роли женщины в русской жизни второй половины XIX в.

Иван Сергеевич Тургенев – уроженец Орловской губернии, происходил из древнего дворянского рода. Раннее детство Тургенев провел в усадьбе матери Cпасское-Лутовиново. В 15 лет будущий писатель поступает на словесное отделение Московского университета, подобно многим молодым литераторам и общественным деятелям начала 1830-х гг. Начало активной писательской деятельности Тургенева относится к 1840-м гг. Молодой писатель живет в Петербурге, где становится участником литературного кружка В.Г.Белинского. Настоящая известность приходит к Тургеневу после 1847 г., когда он опубликовал в журнале «Современник» свой первый очерк из «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч». Книгу рассказов и очерков «Записки охотника» Тургенев закончил в 1852 г., после чего приступил к написанию замечательных повестей о русской жизни, природе, любви, человеке и его судьбе. С середины 1850-х гг. Тургенев создает обобщающую его размышления о стремительно изменяющейся русской действительности серию классических романов, завершившуюся романом «Отцы и дети», в котором автор прозорливо поставил общественные проблемы будущего десятилетия. Это было время наивысшей творческой активности Тургенева – писателя, с большим талантом объединившего в своем романе общественную и личную жизнь человека.

Последние два десятилетия жизни и творчества Тургенев проводит большей частью за границей. Поселившись в Баден-Бадене (Германия), писатель принимает активное участие в общеевропейской культурной жизни, пропагандирует произведения русской литературы, переводит западную литературу на русский язык, общается с виднейшими писателями современности. В этот период, откликаясь на актуальные события русской жизни, Тургенев создает два романа - «Дым» (1867) и «Новь» (1877), - в начале 1880-х гг. пишет и издает свои знаменитые стихотворения в прозе, подытоживая ими свою творческую жизнь. Умер Тургенев 22 августа 1883 г. во французском городке Буживаль под Парижем, тело его, согласно желанию писателя, было привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище.

 

Л Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.С. Тургеневе на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст – основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками на другие статьи энциклопедии). Гиперссылки (см. подчеркивание в прочитанном тексте) указывают на материал, который позволяет воссоздать атмосферу эпохи, которой принадлежал Гончаров.

Соберите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

- Цикл очерков-рассказов «Записки охотника» (1847-1852);

- Тип литературной героини «тургеневская девушка»;

- Актуальные вопросы русской общественной и политической жизни 1840-х гг. – 1870-х гг.

- Литературный кружок В.Г.Белинского

Задание можно выполнить в паре или в группе.

 

Ж 2. «Возвратившись в [деревню] Спасское, семья Тургеневых зажила деревенской жизнью, той дворянской, медленной, просторной и мелкой жизнью, самая память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении, -- с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». (Автобиография) Какое влияние на формирование личности писателя, по-вашему, оказала атмосфера его детства? Как вы понимаете слова «медленная, просторная и мелкая» жизнь? В каких известных вам произведениях Тургенева и других русских писателей отражены эти особенности жизни поместного дворянства?

 

Ж 3. Каким вы представили себе Тургенева-подростка на основании его письма дяде Н.Н. Тургеневу: «Милый, милый дядя! Я думал долго, как начать, наконец решился: я тебя невыразимо люблю, люблю до бесконечности, одним словом, нельзя и написать на бумаге то, что я чувствую. Шаркнет ли кто в передней -- я лечу туда: не почтальон; вот уже неделя, как нет мне совершенных радостей -- я не получаю ни слова, ни привета, ничего. Ах, дядя, ты это не чувствуешь: каждый раз получаешь письма и не отвечаешь. Напиши мне хоть в мамашином письме два слова -- и я весел… Когда я знаю о твоем здоровье, тогда веселее учусь, веселее играю, слаще сплю. Дядя, дядя, никогда я тебя не просил так усильно, нынче в первый раз. Апрель 1831 год»?

Ж 4. Ниже приведены фрагменты писем И.С. Тургенева французской певице Полине Виардо, которую писатель любил сорок лет, до последних мгновений своей жизни. Каким предстает Тургенев в этих письмах? Можно ли их считать подтверждением мысли Тургенева: «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». Раскройте свою позицию. Если можете, используйте также в качестве аргументов известные вам произведения Тургенева.

«Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? нет дня, когда до­рогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне… Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу! Работа моя для «Современника» окончена и удалась лучше, чем я ожидал… Видите ли, нам, маленьким литераторам, ценою в два су, нужны крепкие костыли для того, что­бы двигаться. Одним словом, мой рассказ понравился - и слава Богу!»

«С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, — с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину… Я… я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной… В немецких сказках рыцари часто впадают в подобное оцепенение. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением».

«Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!»

 

«О мой горячо любимый друг, я постоянно, день и ночь, думаю о Вас, и с такой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы обо мне думаете, Вы спокойно можете сказать: «Мой образ стоит теперь перед его глазами, и он поклоняется мне». Это буквально так».

 

«Господи! Как я был счастлив, когда читал Вам отрывки из своего романа. Я буду теперь много писать, исключительно для того, чтобы доставить себе это счастие. Впечатление, производимое на Вас моим чтением, находило в моей душе стократный отклик, подобный горному эхо и это была не исключительно авторская радость».

 

Если вас заинтересовала эта драматическая история, расскажите о ней подробнее, используя найденный самостоятельно дополнительный материал. Закончите ваше сообщение легендой, переданной поэтом К. Бальмонтом: «От графини Воронцовой, вызвавшей к жизни несколько прекраснейших страниц русской поэзии, Пушкин получил в дар заветный перстень с восточными письменами. Когда Пушкин был убит, Жуковский снял этот перстень с остывшей руки волшебника, и в свой час он достался Тургеневу, и в свой час от лучшего чарователя русской художественной прозы этот перстень достался Полине Виардо, любимой женщине. От женщины к поэту и от поэта к женщине, круг завершился: Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу не напрасно».

Задание можно выполнить письменно или устно – по вашему выбору.

 

Ж 2. Прочитайте приведенные ниже фрагменты критических статей и воспоминаний современников Тургенева. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развернутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

 

«Посмотрите на портрет Тургенева. Вот лицо коренного русского человека. Глаза с тонким умом и нежною русскою печалью, добрые, мудрые и грустные морщины, – это лицо старого русского крестьянина, только облагороженное и утончённое высокою культурой». (Д.С. Мережковский)

«Я имел возможность оценить, какой он был блестящий и пленительный собеседник, бытовой рассказчик и художник в своих устных очерках и русской и заграничной жизни, в портретах и характеристиках людей. Всем известно, что при очень большом росте и богатырской фигуре у него был… несколько шепелявый голос, с оттенком произношения старожилов местностей пониже Москвы, в Орловской, Тульской и Тамбовской губерниях. Но это не мешало обаянию его разговора, так же, как не мешало ему, когда он сам читал свои вещи, особенно из "Записок охотника". Прибавлю, что он хотя и был настоящий барин и светский человек более, чем все писатели его эпохи, но в русском произношении не грешил никакой манерностью и сохранял настоящий великорусский говор. По-французски же он говорил уже как старый парижанин "из русских", с разными ударениями и словечками, какие прививаются только после очень долгого житья с французами.(П.Д. Боборыкин)

«Доброта, доброта - вот что главное!» Она была написана на его обрамленном раннею густою сединою лице, от которого веяло светом и теплом. И осуществлял он эту доброту с трогательною стыдливостью, скрывая по возможности от тех, кому творил добро, свою в их пользу жертву временем, деньгами, тягостными хлопотами. Вот почему он часто сам нуждался в необходимых средствах и вынужден был работать даже в преклонные годы по вечерам, отдавая все дневные часы на выслушивание жалоб на судьбу, просьб о помощи и бездарных сочинений многих посетителей и посетительниц, из которых некоторые потом на него же и клеветали...Умея соединять объективную справедливость с милосердием, он находил, - в своей жизни осуществляя это, - что человеку следует научиться, при виде действительного падения или слабости собрата, сочувствовать ему и помогать без тайного самоуслаждения собственной силой, со всяческим смирением и пониманием естественности, почти неизбежности вины». (А.Ф. Кони)

«Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам..., он пояснял ее какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести». (П. А. Кропоткин)

«Редко его произведение печаталось прежде, чем он прочтет его кому-нибудь из близких людей, не посоветуется; замечания возбуждали иногда спор, но принимались всегда без признака самолюбивого укола; рукопись потом сверху донизу перечитывалась, исправлялась и часто переписывалась заново». (Д. В. Григорович)

«Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде». (А.А. Григорьев)

«Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание… Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике... Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта». (Н.А. Добролюбов)

 

 

«Отцы и дети». История создания романа

 

Роман "Отцы и дети" - самое значительное произведение Тургенева. Писатель создавал его в 1860-1862 гг. - время исторических реформ в России, открывших новую эру в жизни страны. Изменения коснулись всех сторон жизни, главная же реформа времени, повлиявшая на сословную структуру общества и вызвавшая политические и культурные последствия, состояла в отмене крепостного права. Идеи коренной ломки старых устоев жизни пробудили к активности всю сколько-нибудь образованную часть общества - стали появляться новые люди, готовые посвятить жизнь делу преобразования российского государства. Многие из них представляли социальный слой разночинцев, составлявших весьма значительную к этому времени группу населения.

Историческое время требовало найти такой тип героя в литературе, кто мог бы явить собой образец человека, способного увлечь своими идеями и деятельностью русское общество. Этот герой должен был обладать сильной нравственной позицией в жизни и любви. В русской литературе 1850-1860 гг. способность героя любить была решающим условием для разрешения основной проблематики произведений этого периода: яркими подтверждениями этого положения являются повесть "Ася" Тургенева, роман "Обломов" И.А.Гончарова, драма "Гроза" А.Н.Островского. Кроме того, писатели стремились обнаружить героя времени в разных сословиях и слоях населения. Принадлежность к тому или иному сословию перестала быть базовым фактором для выбора героя, поэтому поиск его велся на широком социальном поле, и главными героями становились дворяне, чиновники, купцы, мещане, крестьяне, разночинцы и другие, т.е. герои большинства. Сравнивая процесс поиска героя времени в 1850-1860-е гг. с предыдущим периодом литературы, можно сделать вывод: если художественный тип «лишних людей», представленный дворянами и аристократами, уже сложился в самой жизни и отразился в таких произведениях, как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, то героя нынешнего времени еще предстояло и находить, и создавать в условиях демократизации общества.

Новое время требовало новых идей, прежде всего, социально-экономических, политических, но также в области морали и этики: старые формы жизни, устои, нравы, ритуалы не могли вместить в себя содержание новой жизни. Носителями этих идей чаще всего оказывались молодые образованные интеллигенты. Тургенев обнаружил данный тип не в привычной ему дворянской среде, а в быстро растущем кругу разночинцев, среди представителей, в основном, естественно-научных профессий. В русском обществе реформенных лет особенно среди студенчества и прогрессивных кругов утвердилось радикальное умонастроение - отрицать все старое, полагая прежние устои отжившими. Тургенев первым из писателей описал это явление, введя новое для общественной мысли понятие - нигилизм, определившее политическую действительность 1860-х гг. Писатель создал в романе "Отцы и дети" образ главного героя - первого нигилиста в русской литературе - Евгения Васильевича Базарова.

Тургенев тщательно готовился к работе над образом Базарова, чтобы как возможно достовернее описать личность, взгляды и деятельность нового и во многом чуждого ему человека: он некоторое время даже писал дневник от лица своего будущего героя, автор также искал среди современников людей, которые могли бы послужить в какой-то мере его прототипами: врачей, ученых-естественников, общественных деятелей. Сам Тургенев так писал о времени, когда он работал над замыслом романа и думал о будущем герое: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Роман «Отцы и дети» создавался Тургеневым в 1860-1861 гг., затем писатель дорабатывал его вплоть до публикации в журнале «Русский вестник» в 1862 г.

 

Г 1. Что означает термин «лишний человек»? Охарактеризуйте этот тип героя русской литературы.

2. Почему эпоха 1860-х годов поставила перед писателями задачу создать нового «героя времени»? Каким мыслился этот новый герой?

 

Е 3. «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось -- на мои глаза -- то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…»

Обратитесь к дополнительным материалам: является ли термин «нигилизм», использованный в романе «Отцы и дети», неологизмом Тургенева? Дайте развёрнутый ответ.

Объясните, почему роман посвящен памяти В.Г. Белинского.

Задание можно выполнить письменно или устно – по вашему выбору.

 

 

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Отцы и дети».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

 

1. В каком году происходят события романа? Какие приметы этого времени можно в нём встретить?

2. Как познакомились Базаров и Аркадий?

3. Как и почему произошла их ссора и последующее отдаление?

4. Как зовут отца Базарова? Каков род его занятий?

5. Как Павел Петрович оказался в Марьино? Чем он занимается?

6. Когда и почему Николай Петрович пошел наперекор воле своей матери?

7. Кто такие Катя, Дуняша, Фенечка?

8. Каковы повод, причина и последствия дуэли Павла Петровича и Базарова?

9. Где Базаров познакомился с Одинцовой? Как сложилась ее судьба после смерти Базарова?

10. Кто такие Колязин, Ситников, Кукшина?

11. Сколько всего пейзажей в тексте романа? Какие события сопровождаются описаниями природы?

 

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

 

"Отцы и дети". Анализ произведения

(М.Б. другой подзаголовок – дальше ведь тоже анализ)?

Идеи времени

 

После выхода из печати роман "Отцы и дети" сразу же вызвал огромный интерес и острую дискуссию. Новизна и актуальность проблематики, яркая личность Базарова, живое изображение русской жизни привлекли к роману читателей и ведущих литературных критиков и писателей – А.В.Анненкова, А.И.Герцена, Д.И.Писарева, М.Е.Салтыкова-Щедрина и других. Представители разных общественно-политических, литературных групп не могли определить, к какой из них относится герой Тургенева, чьи взгляды, чью позицию он выражает. Важным также оказался вопрос отношения самого автора к Базарову: симпатизирует ли Тургенев ему или считает такого человека неправым и нежизнеспособным.

Обратим внимание на современность событий произведения: действие начинается 20 мая 1859 г. Выбранный писателем год - время, непосредственно предшествующее историческим переменам в стране, а время года – весна - период цветения и буйства природных сил. Именно тогда в русскую провинцию приезжают два молодых приятеля, только что окончившие учебу в университете: нигилист Базаров и его последователь Аркадий Кирсанов. Эта необычная пара показывает заразительность идей нигилизма: ведь Базаров разночинец, сын лекаря и бедной незнатной дворянки, в то время как молодой Кирсанов - потомственный дворянин.

 

В Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей -- и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... "Нет, -- подумал Аркадий, -- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."

Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все -- деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

-- Теперь уж недалеко, -- заметил Николай Петрович, -- вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

-- Конечно, -- промолвил Аркадий, -- но что за чудный день сегодня!

-- Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным -- помнишь, в Евгении Онегине:

 

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое...

 

-- Аркадий! -- раздался из тарантаса голос Базарова, -- пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.

 

 

Б Какое настроение вызвал у вас пейзаж? Какие ассоциации с прочитанными ранее произведениями возникли? Какие новые впечатления по сравнению с полученными при чтении первых двух глав романа появились после знакомства с пейзажем? Всегда ли вы внимательно читаете пейзажные фрагменты произведений? Почему?

 

1) Какие особенности личности героев (Николая Петровича, Аркадия, Базарова), представленные в первых главах романа, проявились и в данном эпизоде? Что нового о героях узнаЁт читатель? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст.

2) Можно ли, анализируя данный фрагмент, предположить, каков будет основной конфликт романа? Обоснуйте вашу позицию.

3)Очевидно, что пейзаж делится на две контрастные части? Почему? Отвечая на вопрос, подумайте, в чьем восприятии даны картины природы.

4) Почему пейзаж представлен в данном фрагменте в движении? Как этот приём соотносится с замыслом романа? В каких ещё произведениях картины природы возникают перед глазами героя, находящегося в пути?

5) Подчеркните в тексте предметы изображения в первой части пейзажа. Какие из них вам кажутся наиболее значимыми образами (возможно, даже символичными) для романа? Поясните свою мысль. Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

Е 6) Проведите самостоятельное исследование, используя дополнительный материал.

- Что означают словосочетания: «отрытые берега», «размётанные крыши», «плетённые из хвороста стены»? Что нового для понимания текста романа дали ваши комментарии?

- Сравните картину «разорённых кладбищ» в начале романа и пейзаж, завершающий произведение: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем...». Сделайте вывод из ваших наблюдений.

- Сравните данную картину: «церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами» с другими изображениями церквей, встречающимися в романе. Сделайте вывод из ваших наблюдений.

Задания можно выполнять индивидуально, в паре, коллективно (спланировав и распределив работу), письменно или устно – по вашему выбору.

7) Какое значения для понимания фрагмента имеет сравнение пейзажа со «старинными планами екатерининского времени?»

8) Подчеркните эпитеты и сравнения в первой части пейзажа? Какова роль этих изобразительных средств?

9) Найдите в первых главах романа описание преобразований в имении Николая Петровича. Верно ли утверждение Аркадия, что «преобразования необходимы»? Дайте аргументированный развёрнутый ответ.

Д 10) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Выделите все детали и образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений.

 

Покамест Чичиков думал и внутренно посмеивался над прозвищем, отпущенным мужиками Плюшкину, он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. Кажется, сами хозяева снесли с них дранье и тес, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в ведро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, - словом, где хочешь. Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся… (1842 г.)

Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

Д 11) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из стихотворения Ф.И. Тютчева. Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений.

 

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

 

13 августа 1855

Задание можно выполнять в паре или индивидуально – по вашему выбору.

 

Д 12) Сопоставьте первую часть пейзажа с приведенным ниже фрагментом из рассказа И.А. Бунина «Эпитафия». Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Обратите внимание на время, отраженное в произведениях. Сделайте вывод из своих наблюдений. Перед началом работы обязательно обратитесь к словарю: что означает слово «эпитафия»?

За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и развесистая плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами, береза была искривлена степным ветром, а под ее легкой сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый голубец, - крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона божией матери… Старая икона дни и ночи охраняла старую степную дорогу, незримо простирая свое благословение на трудовое крестьянское счастье…

Жизнь не стоит на месте, - старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни, тем сильнее потянуло, что и деревня становилась все скучней, и береза уже не так густо зеленела весной, и крест у дороги ветшал, и люди истощили поле, которое охранял он. И так как беда не ходит одна, то само небо, казалось, стало гневаться на людей. Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы. Подсыхали до срока тощие ржи и овсы. Было больно смотреть на них, потому что нет ничего печальнее и смиреннее тощей ржи. Как беспомощно склоняется она от горячего ветра легкими пустыми колосьями, как сиротливо шелестит! Сухая пашня сквозит между ее стеблями, видны среди них сухие васильки... И дикая серебристая лебеда, предвестница запустения и голода, заступает место тучных хлебов у старой проселочной дороги. Нищие и слепые все чаще стали с жалобными припевами обходить деревню. А деревня безмолвно стояла на припеке - равнодушная, печальная. (1900 г.)

13) Подчеркните эпитеты и олицетворения во второй части пейзажа. Какова их роль в тексте? Объясните отсутствие олицетворений в первой части.

Подчеркните глаголы. Почему они использованы автором? Объясните их отсутствие в первой части.

Дайте развёрнутые ответы на вопросы, опираясь на текст.

Д 14) Сопоставьте пейзаж в третьей главе романа «Отцы и дети» с приведенным ниже фрагментом из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь». Выделите образы, сближающие анализируемые фрагменты. Сделайте вывод из своих наблюдений.

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину... Пруд едва начинает дымиться... Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд… А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом… Как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..

 

Основной конфликт романа - старших и молодых - представлен очень остро, поскольку в нем участвуют последнее поколение времени уходящего и первое поколение эпохи, вступающей в свои права.

Завязка конфликта происходит на первых страницах: непонимание, разногласия и, как следствие, неприятие друг друга как в идейном, так и человеческом плане обнаруживаются сразу после приезда героев в имение Кирсановых «Марьино», и прежде всего между самым выразительным представителем "отцов" - Павлом Петровичем Кирсановым - и самым последовательным идеологом нигилизма - Евгением Васильевичем Базаровым, - который является и самым решительным представителем поколения "детей". Прибегая к немедленному изображению завязки, Тургенев показывает, что конфликт существует в русской жизни повсюду, где только встретятся в споре старое и новое поколения. Приступая к анализу романа, следует сразу понять, что в его основе лежит не только и не столько конфликт двух поколений переломного времени, но и их отношения с самой жизнью, все проверяющей и все ставящей на свои места.

 

В 1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент. Обратите внимание на особенности поведения, речи, портрета Павла Петровича и Базарова. Сделайте карандашом необходимые пометы в тексте. – Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван... – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину. – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои гус


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: