Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Институт реабилитации и здоровья человека
Кафедра адаптивной физической культуры
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
ОФО, 3 семестр
- Базовые понятия Теории и методики физической культуры: Культура. Физическая культура, Физическое развитие, Физическая подготовка, Физическая подготовленность, Физическое совершенство
- Понятие «Здоровье» и характеристика его компонентов
- Компоненты здорового образа жизни современного человека и их характеристика
- Система физического воспитания и ее основы
- Функции физической культуры в современном обществе
- Положения общих принципов физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания в процессе обучения двигательным действиям и развития физических качеств
- Реализация специфических принципов в процессе физического воспитания
- Понятие «Физическое упражнение», его содержание и формы
- Техника физического упражнения, ее составляющие и биомеханические характеристики движений
- Классификации физических упражнений
- Использование оздоровительных сил природы в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
- Реализация гигиенических факторов в деятельности занимающихся в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
- Разновидности методов физического воспитания. Характеристика общепедагогических методов обучения в физическом воспитании
- Методы обучения двигательным действиям и совершенствования двигательных умений и двигательных навыков
- Методы управления развитием физических качеств
- Физическая нагрузка. Ее характеристика и подбор в процессе занятий физкультурой и спортом
- Виды нагрузок и отдыха в процессе занятий физическим воспитанием и спортивной тренировкой
- Наглядные методы в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
- Словесные методы в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.
- Использование практических методов обучения по частям и в целом в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
- Использование игрового и соревновательного методов в процессе физического воспитания и спортивной тренировки
- Методы организации обучающихся на занятиях по физической культуре
- Понятия «Физические качества» и «Двигательные способности»
- Разновидности силовых способностей и факторы, влияющие на их проявления
- Разновидности скоростных способностей и факторы, влияющие на их проявления
- Разновидности выносливости и факторы, влияющие на ее проявление
- Разновидности гибкости и факторы, влияющие на ее проявление
- Разновидности двигательно-координационных способностей и факторы, влияющие на их проявление
- Средства и методы управления развитием силовых способностей
- Средства и методы управления развитием скоростных способностей
- Средства и методы управления развитием выносливостью
- Средства и методы управления развитием двигательно-координационных способностей
- Средства и методы управления развитием гибкостью
- Методы оценки уровня развития силовых и скоростно-силовых способностей
- Методы оценки уровня развития скоростных способностей и выносливости
- Методы оценки уровня развития двигательно-координационных способностей и гибкости
- Обучение двигательным действиям, этапы обучения
- Формирование двигательных умений и двигательных навыков
- Явление переноса двигательных при формировании умений и двигательных навыков. Положительный и отрицательный перенос.
Практические задания к экзамену по дисциплине «Теория и методика физической культуры»
Задание 1. В процессе физического воспитания школьников 1-2 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию скоростных способностей.
- Дайте определение скоростных способностей.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития скоростных способностей у школьников 1-2 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 2. В процессе физического воспитания школьников 3-4 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию скоростно-силовых способностей.
- Дайте определение скоростно-силовых способностей.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития скоростно-силовых способностей у школьников 3-4 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 3. В процессе физического воспитания школьников 3-4 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию гибкости.
- Дайте определение гибкости как физического качества человека.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития гибкости у школьников 3-4 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 4. В процессе физического воспитания школьников 5-6 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию выносливости.
- Дайте определение выносливости как физического качества человека.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития выносливости у школьников 5-6 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 5. В процессе физического воспитания школьников 5-6 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию двигательно-координационных способностей.
- Дайте определение двигательно-координационных способностей.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития двигательно-координационных способностей у школьников 5-6 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 6. В процессе физического воспитания школьников 7-8 классов одно из важных мест общей физической подготовки отводится развитию силовых способностей.
- Дайте определение силовых способностей.
- Подберите комплекс физических упражнений для развития силовых способностей у школьников 7-8 классов.
- Составьте конспект урока, с использованием подобранных физических упражнений, и укажите их дозировку.
Задание 7. Правовая основа является одним из компонентов системы физического воспитания в РФ. Она включает законы и подзаконные акты в сфере физической культуры и спорта.
- Назовите федеральный и региональный законы, программы развития в области физической культуры и спорта и даты их принятия.
- Перечислите субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации.
- Перечислите отдельные категории граждан, которые в соответствии с региональным законом Нижегородской области имеют льготы при посещении спортивных сооружений находящихся в государственной собственности Нижегородской области.
Задание 8. Организационная основа является одним из компонентов системы физического воспитания в РФ. Она состоит из организаций, работающих и оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта.
- Назовите государственные (федеральные, региональные, муниципальные) организации, работающие в сфере физической культуры и спорта в Нижегородской области.
- Перечислите общественные организации, работающие в сфере физической культуры и спорта.
- Определите положительные и отрицательные стороны деятельности коммерческих организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта.
Задание 9. Программно-нормативная основа является одним из компонентов системы физического воспитания в РФ. Она включает программы по физическому воспитанию, физической подготовки, спортивной тренировки, соответствующие стандарты в области физической культуры и спорта, нормативы физической подготовленности и спортивную классификацию.
- Какие разделы включены в программу по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов.
- Какое количество часов предусмотрено на изучение отдельных разделов программы по физическому воспитанию в течение учебного года.
- Перечислите контрольные упражнения для оценки уровня развития основных физических качеств обучающихся общеобразовательных организаций.
Задание 10. Прыжок в длину с разбега является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Легкая атлетика». Данное упражнение является достаточно сложным и травмоопасным при изучении и выполнении.
- Опишите технику прыжка в длину с разбега.
- Представьте процесс обучения технике прыжка в длину с разбега с использованием метода обучения по частям.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике прыжка в длину с разбега.
Задание 11. Бросок с двух шагов является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Спортивные игры. Баскетбол». Данное упражнение является достаточно сложным при изучении и выполнении.
- Опишите технику выполнения броска с двух шагов в баскетболе.
- Представьте процесс обучения технике броска с двух шагов с использованием метода обучения по частям.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике броска с двух шагов в баскетболе.
Задание 12. Нижняя прямая подача является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Спортивные игры. Волейбол». Данное упражнение является важным элементов игры в волейбол.
- Опишите технику выполнения нижней прямой подачи в волейболе.
- Представьте процесс обучения технике нижней прямой подачи с использованием различных практических методов обучения.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике нижней прямой подачи в волейболе.
Задание 13. Удар по мячу с разбега является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Спортивные игры. Футбол». Данное упражнение является важным элементов игры в футбол.
- Опишите технику выполнения удара по мячу с разбега в футболе.
- Представьте процесс обучения технике удара по мячу с разбега с использованием различных практических методов обучения.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике удара по мячу с разбега в футболе.
Задание 14. Кувырок вперед является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Гимнастика с основами акробатики». Данное упражнение является достаточно сложным и травмоопасным при изучении и выполнении.
- Опишите технику кувырка вперед.
- Представьте процесс обучения технике кувырка вперед с использованием метода обучения по частям.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике кувырка вперед.
Задание 15. Передвижение попеременным двухшажным ходом является одним из упражнений, которые изучаются в общеобразовательной организации по физической культуре в разделе «Лыжные гонки». Данное упражнение является достаточно сложным при изучении и выполнении.
- Опишите технику выполнения попеременного двухшажного хода в лыжных гонках.
- Представьте процесс обучения технике попеременного двухшажного хода с использованием различных практических методов обучения.
- Подберите специальные упражнения для обучения технике попеременного двухшажного хода.
Задание 16. Среди методов обучения в физическом воспитании выделяют практические и общепедагогические методы. К общепедагогическим методам относятся словесные методы и методы обеспечения наглядности.
- Перечислите словесные методы обучения.
- Охарактеризуйте возможность применения одного из словесных методов.
- Продемонстрируйте применение словесных методов в процессе обучения технике передачи двумя руками сверху в волейболе.
Задание 17. Среди методов обучения в физическом воспитании выделяют практические и общепедагогические методы. К общепедагогическим методам относятся словесные методы и методы обеспечения наглядности.
- Перечислите методы обеспечения наглядности.
- Охарактеризуйте возможность применения одного из методов обеспечения наглядности в процессе физического воспитания.
- Опишите применение методов обеспечения наглядности в процессе обучения технике эстафетного бега в легкой атлетике.
Задание 18. При проведении пульсометрии во время проведения подготовительной части урока у ученика 5 класса ЧСС находился на уровне 180-190 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 180-190 уд/мин во время подготовительной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.
Задание 19. При проведении пульсометрии во время основной части урока после выполнения физического упражнения у ученика 7 класса ЧСС находился на уровне 100-110 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 100-110 уд/мин во время основной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.
Задание 20. При проведении пульсометрии перед заключительной частью урока у ученика 4 класса ЧСС находился на уровне 170-180 уд/мин.
- Опишите использование метода пульсометрии на уроке по физической культуре.
- Как можно оценить ЧСС 170-180 уд/мин во время заключительной части урока.
- Какие действия необходимо предпринять учителю физической культуры в работе с данным учеником.