В учебнике
Статья 12. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации
1. Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
2. Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:
первоначальная стоимость - стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
приведенная (дисконтированная) стоимость - текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
переоцененная стоимость - стоимость актива или обязательства после их переоценки;
другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Республики Беларусь.
3. Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
|
Разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, относятся:
организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций) - на увеличение или уменьшение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
бюджетными организациями - на увеличение или уменьшение источников финансирования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, в официальную денежную единицу Республики Беларусь, устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств Национального банка Республики Беларусь, банков в официальную денежную единицу Республики Беларусь при изменении официального курса официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемого Национальным банком Республики Беларусь, и отражения в бухгалтерском учете и отчетности возникающих при пересчете разниц устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.
|
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.
Калькулирование, в отличие от калькуляции, не определяет затраты в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств, так как занятие счётом ради счёта в калькулировании не имеет смысла. Калькулирование берёт за расчётную основу затраты или виды затрат из сложенных по определённым видам статей затрат из бухгалтерского учёта.
Калькулирование используется как для предварительной оценки себестоимости, так и для последующего завершающего контроля. В управлении проектами помимо выше описанных целей высоко приоритетным является оперативный контроль себестоимости проекта. С помощью калькулирования определённая себестоимость (наборов) продуктов или услуг в первую очередь используется в ценовой политике организации для определения минимальной, максимальной и оптимальной рыночной цены продукции (услуги) и их рыночного потенциала. Себестоимости внутренних ресурсов и промежуточных продуктов служат в рамках контроллинга и других систем менеджмента внутренней оценке эффективности работы организации или соответствующим источником информации другим подразделениям.
|
Примеры калькулирования различных себестоимостей:
· себестоимость тоннокилометрав денежном измерении для определённого вида грузового транспорта при ожидаемой средней по загрузке ситуации с заказами на логистическом предприятии.
· себестоимость услуги ремонта в денежном измерении для определённого вида производственных установок и определённого вида поломок при ожидаемой максимальной частоте поломок на определённый временной этап.
· себестоимость одного обращения одного подразделения за услугами другого подразделения при оговоренной минимальной и максимальной частоте обращений на определённый временной этап.
· себестоимость подразделения (дивизиона/завода/отдела) при оговоренной минимальной и максимальной загрузке за определённый временной этап.
· полная (с ИТР, АУП и т.д.) себестоимость исполнения проекта за определённый временной этап.
· и т.д.
Основные виды калькулирования делятся на калькулирование на основе переменных или полных затрат. Важным подходом в калькулировании себестоимости при высоких косвенных затратах (НИиОКР — деятельность на предприятии) является процессный расчёт затрат или Расчёт себестоимости по видам деятельности. На практике (и в научной теории) существует широкий спектр методов калькулированиясебестоимости. Некоторые методы можно найти в бухгалтерском учёте, в управленческом учёте, в контроллинге, в финансовом менеджменте и в управлении проектами для соответствующего проектного производства и т. д.
И соответственно калькулирование может производиться бухгалтерией, финансовым отделом (планирование и бюджетирование), контроллинговым отделом (Cost-/Profitcenter расчёты) и сметным отделом в зависимости от предназначения данной информации.
Следует также отметить, что сметный подход — единственный из вышеперечисленных подходов, который не учитывает график производства работ (производственную структуру). И сметы для больших и сложных производственных графиков отличаются очень сильной неточностью оценки себестоимости проекта (большим стандартным отклонением), изначально закладывая риск качеству проектов: содержанию проекта, стоимости проекта и своевременности исполнения проекта (см. управление проектами).
14 - 16
Статья 10. Первичные учетные документы
1. Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
2. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
3. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне.
Национальным банком Республики Беларусь дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, утверждаются формы первичных учетных документов для Национального банка Республики Беларусь, банков.
4. Формы первичных учетных документов, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления в соответствии с частью первой настоящего пункта.
5. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения.
6. Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).
7. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Первичный учетный документ, составленный в форме электронного документа, должен соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи.
8. В первичных учетных документах (за исключением первичных учетных документов, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств, и первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа) допускаются исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь) определяется Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь, определяется Национальным банком Республики Беларусь.
9. Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
10. Копии изъятых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь первичных учетных документов включаются в документы бухгалтерского учета организации.
Учетные регистры и их классификация
Учетные регистры – таблицы специальной формы, приспособленные для регистрации хозяйственных операций, отраженные в первичных документах.
Учетные регистры отличаются между собой по внешнему виду, назначению, по содержанию записей, по форме графления и т.д.
Классифицируют учетные регистры по следующим признакам:
1. по внешнему виду: бухгалтерские книги, карточки, ведомости.
2. по назначению: хронологические, систематические, комбинированные.
3. по степени обобщения информации: аналитические, синтетические, комбинированные.
4. по продолжительности ведения – открываемые на год, на квартал, на месяц.
5. по степени унификации: типовые/ отраслевые, учетные регистры и специализированные.