идеологии белорусского государства




Составляющие идеологии белорусского государства

Лекция № 4 (2 часа):

1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления идеологии белорусского государства.

2. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства.

3. Республика Беларусь – социальное правовое государство.

4. Стратегия общественного развития Беларуси в ХХI веке.

 

Вопрос 1. Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления

идеологии белорусского государства

 

Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Слово «конституция» происходит от лат. сonstitution – установление, строение. Конституция – это основной закон государства, закрепля-ющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом в целом и отдельными гражданами.

В формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства. Это дает основание определить Конституцию как основной закон государства. Данное название использовалось в предыдущих Конституциях нашей республики. В Конституции, принятой 15 марта 1994 г., и действующей в настоящий момент, определение Конституции как Основного закона содержится лишь в ее Преамбуле. Все современные конституции закрепляют два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Любая конституция обладает совокупностью юридических, политических и идеологических свойств.

Юридические свойства конституции включают в себя:

1. Верховенство по отношению к другим нормативным актам. Данный принцип предполагает, что конституционные нормы обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всего национального права. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, по сравнению с Конституцией: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

2. Стабильность, устойчивость. Этому содействует предусмотренный в ней усложненный порядок ее принятия. Образцом стабильности считается Конституция США 1787 г., в которую с тех пор внесено всего 27 поправок. Конституция США относится к числу «сверхжестких» (для принятия поправки необходимо набрать 2/3 голосов обеих палат Конгресса при последующей ратификации 3/4 штатов). Во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция (1919, 1927, 1937, 1978, 1994). Для внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь также необходима поддержка 2/3 депутатов от полного состава каждой из палат Парламента, либо одобрение их на республиканском референдуме большинством граждан, внесенных в списки для голосования.

Политические свойства конституции заключаются в том, что она фиксирует:

− предмет согласия различных социальных сил;

− результаты политической борьбы;

− состояние общественных отношений;

− программу развития государства и общества, являющуюся ориентиром для

дальнейших действий государственных институтов.

Идеологические свойства конституции выражаются в том, что она содержит:

− определенный тип мировоззрения;

− социально-политическую доктрину, характерную для общества и государства в

данный период.

Современная Конституция Республики Беларусь свободна от явных идеологических нагрузок. В ст. 4 Конституции закрепляется многообразие политических институтов, идеологий, мнений как основы демократии в Республике Беларусь. При этом в части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них» (ст. 33). Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции Республики Беларусь, является основой утверждения в стране демократии.

 

 

Вопрос 2. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства

 

2.1. Понятие и характерные черты конституционного строя

В Республике Беларусь

 

Строй – это система построения чего-либо. Конституционный строй представля-ет собой способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах:

формальном – структура государственных и негосударственных институтов, их компетенция и принципы взаимодействия, а также положения Конституции, определяющие это устройство;

содержательном – реальное функционирование государства и общества.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан.

Основы конституционного строя изложены в разделе 1 Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. В этом разделе Республика Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), устанавливается принцип верховенства права (ст. 7), признается приоритет «общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8), провозглашается верховенство воли народа как единственного источника государственного суверенитета (ст. 3), гарантируется идеологический плюрализм (ст. 4), закрепляется система разделения властей (ст. 6), право на развитие всех форм собственности (ст. 13).

 

2.2. Республика – форма правления, способ организации власти в Беларуси

 

Конституция определяет форму правления нашего государства – республика – такая форма государственного устройства, при которой источником власти является народ; высшие институты власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма территориально-государственного устройства определяется как унитарная – единое, централизованное государство, административные единицы которого не обладают политической самостоятельностью.

В ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, создаются равные условия для развития всех форм собственности, предоставляются и гарантируются права и свободы гражданам.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает обязательный учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь, «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

В Конституции Республики Беларусь сейчас не используется выражение об отделении церкви от государства, как и не подчеркивается специально, что наше государство является светским.

Свобода совести в Беларуси закрепляется рядом статей Конституции (ст. 4, 5, 12, 16, 31).

Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2). Суверенитет государства – это то важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой.

Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой другой государственной власти, кроме той, которая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т. е. не должно быть двоевластия.

Верховенство государственной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость государственной власти означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

С принципом государственного суверенитета непосредственно связан принцип народного суверенитета, который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее:

1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном

голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского

и местного уровня, а также избрания главы государства;

2) путем проведения референдумов;

3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного

значения;

4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и

другими способами.

Помимо участия в отправлении государственной власти народ осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т. д.

Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного.

Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в государственной, социальной, экономической и культурной сферах.

 

2.3. Права и свободы граждан – высший приоритет и цель белорусского

Общества и государства

 

Основополагающей основой конституционного строя в Республике Беларусь являются индивид, его права и свободы, а также гарантии их реализации со стороны государства. Права человека – это совокупность норм и принципов, закрепляющих систему политических отношений, которая гарантирует предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ. Права человека являются универсальными требованиями к организации политической власти, они действуют независимо от характера режима правления и конституционного устройства государства, выступая в виде определенной планки требований, к которой должна приспосабливаться каждая политическая система. Классическим изложением прав и свобод граждан являются французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г.

Обеспечение прав человека зависит прежде всего от уровня демократичности существующего политического строя, а также от сложившихся в государстве традиций и обычаев, от наличия определенных ресурсов, места страны на мировой арене.

В современных демократических государствах права человека представляют собой не просто декларации, а являются принципами, составляющими ценностную основу взаимоотношений в обществе, а также между человеком и государством. Причем, подчеркивается важность и значимость всего спектра прав и свобод, а не отдельных из них. Многообразие исторических условий породили богатую палитру прав человека, которые подразделяются на следующие типы.

Гражданские (личные) права – это права, присущие человеку от рождения. Они определяют индивидуальность и достоинство личности и защищают ее от посягательств и произвола власти. К гражданским правам относят: право на жизнь и достоинство личности (ст. 24, 25), свободу и личную неприкосновенность (ст. 26, 28). Обеспечение таких прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, выбора места жительства и т. д.

Политические права – это совокупность прав, которые обеспечивают возможность участия граждан в государственном управлении. К ним относят: свободу слова, печати, совести (ст. 33), право на получение достоверной информации (ст. 34), право на объединение (ст. 36), свободу избирать и быть избранным в представительные органы власти (ст. 37-39), свободу союзов, демонстраций (ст. 35) и т. д.

Социально-экономические права – это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельности. К таким правам относят: право на собственность (ст. 44), свободу экономической деятельности, право на труд, защиту от безработицы, выбор профессии (ст. 41), право на коллективное действие по защите трудовых прав (ст. 41), право на жилище (ст. 48), охрану здоровья (ст. 45), образование (ст. 49), участие в культурной жизни (ст. 51).

Культурные и экологические права – это совокупность прав, появление которых было вызвано проблемами общественного развития последней трети XX в., связанных с усилением взаимозависимости государств в современном мире, формированием новой системы международных отношений, экологическим кризисом. К таким правам необходимо отнести: право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую среду, свободное передвижение по миру.

Взаимная ответственность государства и человека в Беларуси выражается не только в юридическом закреплении прав и свобод граждан, но и в возложении на них определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. К числу обязанностей, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, относятся: соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52); уважать достоинства, права и свободы, законные интересы других лиц (ст. 53); беречь историко-культурное материальное и духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54); охранять природную среду (ст. 55); финансировать государственные расходы путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56); защищать Родину (ст. 57); родители обязаны воспитывать детей, проявлять заботу об их здоровье, развитии и обучении, а дети – заботиться о родителях и оказывать им помощь (ст. 32).

Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси.

 

 

Вопрос 3. Республика Беларусь – социальное правовое государство

 

Правовое государство. Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека, его права, а с другой – устанавливаются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту двуединую задачу. Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Право – это система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.

Термин «правовое государство» в Конституции упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства.

Признаки правового государства:

1. Суверенитет народа, т. е. народ является единственным источником

государственной власти.

2. Верховенство закона и Конституции, которые выражают правовые

принципы организации общества.

3. Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и

должностные лица действуют на основе закона.

4. Принцип разделения властей: государственная власть подразделяется на

законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг

друга, и независимую судебную.

5. Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств

контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического

плюрализма.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

 

 

Вопрос 4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

 

4.1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества

 

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления, воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон» и в настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:

− народное хозяйство, включающее отрасли материального производства

(промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь,

торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и

непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное

обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальным хозяйством, бытовое

обслуживание населения);

− совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная

дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального

производства и непроизводственной сферы, а также механизмов использования

разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и

общества;

− отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства,

распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства. Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, инвестиции, конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т. д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы, играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т. е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.

Важнейшими целями экономической политики Республики Беларусь сегодня являются:

проведение структурной перестройки экономики;

создание условий для привлечения инвестиций и последующего экономического

роста;

либерализации экономики, раскрепощения деловой инициативы;

приверженность курсу социального государств и неизменность политики,

направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

 

4.2. Белорусская модель социально-экономического развития

 

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству жизни населения.

Каждое государство создает собственную модель социально-экономического развития, в которой, с одной стороны, учитывается опыт мирового сообщества, с другой – национальная специфика, исторические традиции, культура народа. Формирование современной модели социально-экономического развития в нашей стране проходило в сложных условиях. В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она тем не менее развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была не приспособлена к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80 % объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16 % национального дохода. Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения – стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи.

Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства.

В этот период рассматривалось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку. Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присущи стихийность, обострение социального неравенства, рост безработицы и ухудшение социального положения малообеспеченных слоев населения. Опасение этих и других негативных последствий привели к тому, что большая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее важнейшими отличительными чертами являются:

1. Построение сильной эффективной государственной власти. Только такая власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны.

2. Обеспечение равноправия и эффективного функционирования всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы. На каждом этапе развития страны соотношение между частным и государственным сектором экономики может быть различным.

3. Осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается не как самоцель, а, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. Необходим поиск инвестора, заинтересованного в техническом переоснащении производства, в повышении конкурентоспособности приватизированных объектов, в создании новых рабочих мест, в увеличении бюджетных доходов страны. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств.

4. Многовекторность внешнеэкономической политики. В условиях глобализации мирохозяйственных связей экономика любой страны не может успешно развиваться без ее включения в международные экономические процессы. Это предполагает развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. При этом Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости. Одновременно Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам. Активное сотрудничество с нашими стратегическими партнерами в Азии и Латинской Америке – Китаем, Венесуэлой, Ираном и др. – принесло свои плоды. Это и новые, весьма емкие рынки сбыта белорусской продукции, и льготные кредиты, и развитие совместных производств.

5. Проведение сильной социальной политики, которая является приоритетом белорусской модели развития. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.

Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.

Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособ-ных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм и собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.

Государственное регулирование и управление экономикой Беларуси в условиях рыночных отношений включает следующие функции:

− поддержка науки, образования и научно-технического прогресса как главного

фактора повышения эффективности производства;

− проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие

конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового

рынка;

− обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных

гарантий и социальной защиты;

− создание системы гражданского законодательного регулирования функций

государства, адекватной требованиям рыночной экономики;

− обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее

недобросовестных форм;

− формирование высокоэффективных частного и государственного секторов

экономики;

− правовое обеспечение либерализации экономических отношений,

стимулирующее успешное развитие частного бизнеса, малого и среднего

предпринимательства, частно-государственного партнерства;

− стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-

промышленных организаций, а также создание законодательной базы для

стимулирования инвестиционной деятельности.

 

4.3. Национальная стратегия устойчивого развития

 

Развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены, прежде всего, в таких программных документах, как:

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года;

Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года.

Впервые Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). В этом документе разработан план действий мирового сообщества, способных вывести мир из его нынешней неустойчивой модели экономического роста к мерам, обеспечивающим охрану и возобновление ресурсов окружающей среды, от которых зависит экономический рост и развитие. Содержащиеся в «Повестке на XXI век» теоретические положения и основанные на них практические подходы по обеспечению развития мирового сообщества в рамках XXI в. составляют концепцию устой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: