Виды записей учетных регистров. Типы ошибок и способы их исправления




Отражение хозяйственных операций в учетных регистрах осуществляется в определенном порядке на основании оформленных и обработанных документов.

Способы записей в учетные регистры классифицируются по следующим признакам:

1) по характеру записи:

1.1. униграфические – односторонняя запись

1.2. диграфические – двойная запись на счетах.

2) по систематизации:

2.1. хронологические – запись операций по мере совершения

2.2. систематические – отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета

2.3. комбинированные

3) по изображению:

3.1. в виде формулы (дебет, кредит, сумма)

3.2. в виде схемы

3.3. в виде матрицы – запись суммы хозяйственной операции одновременно в дебет и в кредит счетов

4) по числу экземпляров: простые и копировальные

5) по технике записи: вручную, с помощью ЭВМ

6) по способу заполнения: шахматный и линейно – позиционный

 

При осуществлении записей хозяйственных операций в учетные регистры могут быть допущены ошибки: описки в цифрах, неверный подсчет итогов, неверно составленная бухгалтерская проводка и др.

Для исправления дополнительных ошибок в учетных регистрах применяются следующие способы:

1) корректурный.

Применяется для исправления арифметических ошибок в документах или учетных регистрах (кроме кассовых и банковских) до подведения в них итогов.

В данном случае неправильная сумма зачеркивается тонкой линией, рядом пишется ИСПРАВЛЕНО и правильная сумма с указанием даты исправления.

2) способ дополнительной записи

Применяется, если бухгалтерская обработка была сделана с верной корреспонденцией счетов, но на меньшую сумму, чем необходимо. В этом случае для исправления ошибки делается дополнительная обработка по тем же счетам на недостающую сумму.

3) способ «красноесторно»

Используется для исправления ошибок допущенных корреспонденцией счетов или при завышении суммы операции. В первом случае, регистрацию проводят повторно, но сумму записывают красными чернилами или заключают в рамку. При подсчете оборотов по счетам также суммы вычитают и ошибка исправляется.

 

В случае, когда корреспонденция счетов указана правильно, но сумма завышена, исправленная проводка красными чернилами делается только на разницу между ошибочной и правильной суммой.

 

 

Формы бухгалтерского учета. Их сущность

 

Под формой бухгалтерского учета понимается порядок сочетания различных взаимосвязанных учетных регистров, а также последовательность и способы учетных записей в них.

Особенностями, отличающими одну форму от другой являются такие признаки, как внешний вид регистра.их назначение, структура, последовательность и способы записей в учетные регистры.

В настоящее время организации применяют следующие формы бухгалтерского учета:

Мемориально – ордерную

Использует в качестве основного учетного регистра мемориальный ордер. Данные о хозяйственных операциях из первичных документов предварительно объединяют в группировочных и накопительных ведомостях, итоги которых в конце месяца записывают в мемориальный ордер.

Каждый мемориальный ордер после записи его итогов в регистрационном журнале отражается в главной книге дважды по дебету и кредиту соответствующих счетов. На основании главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам, которые используются для заполнения бухгалтерского баланса.

Достоинством данной формы учета является то, что она легко приспосабливается к любым отраслям, типам организации и проста в понимании.

К недостаткам можно отнести многократность записей одних и тех же операций в различных регистрах.

 

Журнально – ордерную

Предусматривает ежедневные записи операций в журналы – ордера по кредитовому признаку с разбивкой по корреспондирующим дебетуемым счетам на основании первичных и сводных документов.

Журнально – ордерная форма учета применяется в 2-х вариантах:

1. полная форма. Включает 16 типовых журналов – ордеров, 18 вспомогательных ведомостей и 15 разработочных таблиц.

2. сокращенная. Состоит из 8 типовых журналов-ордеров, 3 разработочных таблиц и предназначена для средних предприятий.

 

Основным достоинством журнально – ордерной формы учета является:

- уменьшение объема учетной работы

- повышение уровня организации учетных работ

- ускорение производства записей в учетные регистры

 

Упрощенную

Используется в малых организациях в 2-х вариантах:

1. в качестве основного регистра используется книга учета хозяйственных операций.

2. Используется несколько регистров возможностей учета типовой формы 1-8

Достоинством упрощенной формы учета является ее простота и возможность разделения учетного процесса между работниками

 

Автоматизированную

В бухгалтерии хозяйственной операции заносятся на машинные носители без заполнения первичных документов.

Автоматизированная форма учета основана на использовании готовых пакетов прикладных программ. Основными из которых являются: 1С бухгалтерия, ГАЛАКТИКА и др.

 

 

 

Статья 13. Инвентаризация активов и обязательств организации

1. Активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

2. Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

при реорганизации или ликвидации организации;

перед составлением годовой отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

при возникновении чрезвычайных ситуаций;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

3. Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков - Национальным банком Республики Беларусь).

 

 

Излишек имущества, выявленный при инвентаризации, в

соответствии с комментарием к счету 92 «Внереализационные доходы и

расходы» Инструкции по применению Типового плана счетов

бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от

30.05.2003 № 89, включается в состав внереализационных доходов и

отражается по дебету счетов по учету материальных ценностей

(01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы»,

41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и т.д.) и кредиту

счета 92.

Согласно п.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на

добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от

31.01.2004 № 16 (далее - Инструкция № 16), для целей налогообложения

оборотами по реализации признается принятие на учет по результатам

инвентаризации основных средств и нематериальных активов (за

исключением приобретенных основных средств и нематериальных

активов). Таким образом, под оборотами по реализации для целей

налогообложения понимается принятие на учет с 1 июня 2001 г. в

качестве основных средств товаров собственного производства (включая

строительство как хозяйственным, так и подрядным способом) и

нематериальных активов. Пунктом 11 Инструкции № 16 установлено, что

при принятии на учет по результатам инвентаризации основных средств

и нематериальных активов собственного производства налоговая база

определяется исходя из их остаточной стоимости. Начисленный НДС

отражается в бухгалтерском учете записью: Д-т 18 «Налог на

добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» -

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков в соответствии

с подп.13.7 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет

налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от

31.01.2004 № 19, отражается в составе внереализационных доходов,

учитываемых для определения облагаемой налогом прибыли.

Недостачи в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 94

«Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов:

01 (субсчет «Выбытие основных средств»), 04 (субсчет «Выбытие

нематериальных активов»), 10 (в части отдельных предметов в составе

оборотных средств) - по остаточной стоимости недостающих основных

средств, нематериальных активов, отдельных предметов;

10, 11 «Животные на выращивании и откорме», 41, 43 и др. - по

учетной стоимости иных товарно-материальных ценностей.

Некомпенсируемые потери ценностей, возникшие в связи с

чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, пожар, авария

и т.п.), относятся в дебет счета 92 как убытки отчетного года (при

наличии документов, подтверждающих сумму потерь и факт стихийного

бедствия).

Недостачи в пределах норм естественной убыли по распоряжению

руководителя организации относятся на издержки производства или

обращения записью по дебету счетов 20 «Основное производство», 26

«Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» и др. и

кредиту счета 94 (по учетной стоимости) и налогом на добавленную

стоимость не облагаются.

Пунктом 7 Инструкции № 16 определено, что для целей исчисления

НДС оборотами по реализации признаются недостача, хищение и порча

товаров сверх норм естественной убыли, а также прочее выбытие

основных средств, нематериальных активов, неустановленного

оборудования и объектов незавершенного капитального строительства. В

соответствии с подп.13.2 Инструкции № 16 моментом фактической

реализации по возмещению недостач, порчи и хищений объектов является

день составления сличительной ведомости или иного документа,

подтверждающего их недостачу, порчу и хищение.

Исчисленная сумма налога отражается за счет того же источника,

что и сама недостача объекта (п.26 Инструкции № 16), т.е. в

бухгалтерском учете составляется запись: Д-т 94 - К-т 68. При

недостаче основных средств, приобретенных после 1 января 2000 г.,

НДС облагается остаточная стоимость основных средств за вычетом

стоимости материальных ценностей, поступивших в связи со списанием

имущества, в оценке возможного их использования или реализации. При

прочем выбытии незавершенного капитального строительства и

неустановленного оборудования налоговой базой является балансовая

стоимость на дату выбытия названных активов за вычетом суммы

переоценки, проводимой после 1 января 2000 г. в соответствии с

постановлениями Правительства РБ, а также стоимости материальных

ценностей, поступивших в связи со списанием имущества, в оценке

возможного их использования или реализации.

Сумму НДС, уплаченную при приобретении похищенного

(оказавшегося в недостаче) имущества, принимают к вычету в

установленном порядке.

В подп.8.4 Инструкции № 16 закреплено, что при недостаче, порче

и хищении объектов собственного производства налоговая база

определяется исходя из себестоимости таких объектов, при недостаче,

хищении, порче приобретенных товаров - исходя из цены их

приобретения.

В дальнейшем списание стоимости выявленных при инвентаризации

недостач производится в зависимости от источников возмещения данной

суммы:

а) если недостача относится за счет материально ответственного

лица, то в учете делаются записи:

 

|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————

| Содержание операции | Дебет | Кредит |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Списывается недостача по учетной | 73-2 | 94 |

|стоимости (по основным средствам, | «Расчеты по | |

|нематериальным активам, отдельным | возмещению | |

|предметам в составе оборотных | материального | |

|средств списывается остаточная | ущерба» | |

|стоимость) с учетом НДС | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Отражается разница между | 73-2 | 98-4 |

|взыскиваемой с материально | | «Разница |

|ответственного лица стоимостью | |между суммой, |

|недостающего имущества (без НДС) | | подлежащей |

|и его учетной стоимостью (также | | взысканию с |

|без НДС) | |виновных лиц, |

| | | и балансовой |

| | | стоимостью |

| | | недостающих |

| | | ценностей» |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|На указанную выше разницу | 73-2 | 68 |

|начисляется НДС | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Возмещается выявленная недостача - | 50, 70 | 73-2 |

|по взыскиваемой стоимости (с | «Расчеты с | |

|учетом НДС) путем внесения виновным | персоналом по | |

|лицом денежных средств в кассу | оплате труда» | |

|организации или удержания стоимости | | |

|недостачи из его заработной платы | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Одновременно на внереализационные | 98-4 | 92 |

|доходы списывается сумма разницы | | |

|между взысканной с материально | | |

|ответственного лица стоимостью | | |

|недостающего имущества (без НДС) и | | |

|его учетной стоимостью (также без | | |

|НДС) | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

 

б) если виновное лицо не установлено и убытки от недостачи

относятся на финансовые результаты организации, то в учете делается

проводка:

 

|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————

| Содержание операции | Дебет | Кредит |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Списывается учетная стоимость | 92 | 94 |

|недостачи (с учетом НДС) | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

 

в) если суд отказал во взыскании недостачи с виновного лица, то

производится запись:

 

|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————

| Содержание операции | Дебет | Кредит |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|Списывается стоимость недостачи с | 94 | 73-2 |

|учетом НДС | | |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

|и одновременно | 92 | 94 |

|————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|

 

Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся

к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными

лицами или на которые имеются решения судебных органов о взыскании с

виновных лиц, отражаются записью: Д-т 94 - К-т 98 «Доходы будущих

периодов». Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73-2 и

кредитуется счет 94. По мере погашения задолженности виновным лицом

составляется проводка: Д-т 98 - К-т 92.

 

 

20 – 25

 

Статья 14. Общие требования к отчетности

1. Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.

2. Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.

Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.

При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности - с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.

3. Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь.

4. Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.

5. Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.

6. Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

7. Индивидуальная отчетность составляется в:

организации, не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;

организации, являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, - без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;

организации, входящей в состав участников хозяйственной группы и (или) холдинга, - без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в хозяйственную группу и (или) холдинг.

Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.

Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов, за исключением индивидуальной отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, - Национальным банком Республики Беларусь).

8. Сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.

Порядок составления сводной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

9. Особенности составления и представления отчетности при реорганизации или ликвидации организации устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (для банков - Национальным банком Республики Беларусь).

Статья 15. Состав отчетности

1. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

отчета об изменении собственного капитала;

отчета о движении денежных средств;

примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.

2. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

отчета об использовании целевого финансирования;

примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоит из бухгалтерского баланса.

3. Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.

4. Состав годовой отчетности Национального банка Республики Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 16. Представление и публикация отчетности

1. Организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность:

собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;

государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;

иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

2. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

3. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:

собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;

государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.

4. Национальный банк Республики Беларусь представляет годовую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Банки представляют:

годовую индивидуальную отчетность в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь;

промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, учредителями (участниками) банков в соответствии с их учредительными документами.

5. Бюджетные организации, страховые организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь.

6. Порядок и сроки представления консолидированной отчетности устанавливаются собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение консолидированной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации (для банковских групп, банковских холдингов - Национальным банком Республики Беларусь).

7. Порядок и сроки представления сводной отчетности устанавливаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности, и иными лицами, уполномоченными на получение сводной отчетности законодательством Республики Беларусь.

8. Годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, она публикуется вместе с аудиторским заключением по этой отчетности. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО

1. МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Республики Беларусь.

МСФО, введенные в действие в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также размещению на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

2. Общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Банки обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.

3. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.

4. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть:

представлена в Министерство финансов Республики Беларусь (банка - в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;

размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Статья 18. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности

1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.

2. При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа.

3. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.

 

28 - 29

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: