ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Выпуск 1


 

 

Н.М. Борытко, А.М. Байбаков, И.А. Соловцова

 

ВВЕДЕНИЕ

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Учебник для студентов педагогических вузов

 

 

Волгоград


УДК 37.08; 371.134

ББК 74.0

Б 839

 

 

Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований «Проектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем

(в средней и высшей школе)» РК 01.20.0002252.

 

Авторы:

 

БОРЫТКО Николай Михайлович — д-р пед. наук, проф.; БАЙБАКОВ Александр Михайлович — канд. пед. наук, доц.; СОЛОВЦОВА Ирина Афанасьевна — канд. пед. наук, доц.

 

Рецензенты:

 

Е. В. Бондаревская — зав. кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, заслуженный учитель РФ, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор,

 

А. В. Кирьякова — проректор Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

 

 


 

 

Б 839


Борытко, Н. М.

Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педаго- гических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред.

Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 40 с. (Сер. «Гума-

нитарная педагогика». Вып. 1.)

ISBN 5-7087-0018-1

Раскрывается гуманитарный подход к проектированию и реализации педагогиче- ской деятельности. Соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г.

Предназначен для студентов педагогических вузов. Может быть полезным для сис- темы повышения квалификации работников образования.


ББК 74. 0

ISBN 5-7087-0018-1 © Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова, 2006


ВВЕДЕНИЕ

 

Э. Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая за- ключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существо- вания. При второй — на содержании самой жизни. Именно вторая позиция ха- рактерна для гуманитарного подхода в педагогике.

Гуманитарность, т.е. обращенность к человеку, к его правам и интересам —

характерная черта современного общества и образования. Гуманитарная стра- тегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, дея-

тельности, субъектности — в сферу Бытия. Обращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодолении на пути к совершенству и оз-

начает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах:

• это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, дея-

тельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникаю- щих жизненных проблем;

• источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир са-

моосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью;

• это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но фантазирования, мечтания, пережива- ния, воображения;

• такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части со- держит информацию об особенностях самого познающего субъекта1.

Гуманитаризация современного образования утверждает право на множествен-

ность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая мно- гообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произ- вольного» толкования мира и себя в этом мире. Гуманитарность педагогическо- го знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, на выборе стратегии профессио- нального поведения и деятельности педагога. Поэтому гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитан- ника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится

 

1 В характеристиках гуманитарного знания использованы выводы, содержащиеся в статье: Колесникова, И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе / И. А. Колесникова // Социальные и гуманитарные знания. — № 3. — 2001.


как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально- личностном становлении и субъектном развитии.

Прежде всего, гуманитарный подход — это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «чело- веческом измерении». Причем определяющими координатами гуманитарного

взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существен- ные, собственно человеческие — «человеческое в человеке» (Ф. М. Достоев- ский).

Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек

должен быть понят через мир, а напротив – мир через человека. Поэтому гума- нитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изме- нения означают, по словам Л. М. Лузиной, «возврат человека к единению с ми- ром и в то же время — возвращение человека к самому себе».

Гуманитарный подход основан на признании многогранности мира и мно- жественности его проявлений. Отсюда целостный образ мира, отдельной про-

блемы, явления невозможно получить, не обнаружив различных точек зрения, не обменявшись разной (порой противоречивой) информацией. Ценным стано-

вится не совпадение, но различие точек зрения. «Встреча с Другим» в педаго- гическом процессе становится собы́тием, а диалогическое педагогическое взаимодействие — со-бытие́м. Педагогическая деятельность приобретает не

только формирующий, но совместно развивающий характер, при котором педа- гог самореализуется саморазвивается, самоутверждается, профессионально взаимодействуя с учеником или воспитанником.

В учебнике раскрываются предусмотренные Государственным образова-

тельным стандартом 2005 г. вопросы педагогической деятельности. При этом педагог рассматривается как субъект профессиональной деятельности, поведе- ния, общения, культуры, субъект своей жизни — ее активный творец.

Тексты содержат не только теоретический материал с изложением выявлен- ных в педагогической науке закономерностей, но и анализ примеров из практи- ки образования, вопросы для более глубокого понимания учебного материала,

упражнения для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, кото- рые можно также использовать в семинарско-практических занятиях. В конце учебника предлагается список литературы для более глубокого изучения рас-

смотренных в нем вопросов и приложения с материалами прикладного харак- тера.


 

1. Педагогическая профессия

 

Появление педагогической деятельности имеет объективные предпосылки. Для человека было очевидным, что существование и развитие общества невоз- можно без творческого освоения и использования подрастающим поколением того опыта и тех традиций, которые старшее поколение считает ценными для настоящего и будущего. Поэтому первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и пле- менные традиции члены общества. Со временем педагогическая деятельность стала профессией, приобрела свои устойчивые характеристики.

Педагогом (от греч. paidagogos — ведущий ребенка) первоначально назы- вался специальный человек (чаще — раб), сопровождающий ребенка в школу и

обратно. Позже этот термин стал использоваться для обозначения всех тех, кто обучал и воспитывал детей. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. В наши дни в развитых странах педаго-

ги составляют наиболее многочисленную профессиональную группу, которая более чем вдвое превышает число инженеров и врачей.

 

Профессия (лат. professio, от profiteor — объявляю своим делом), основной род социально полезной трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно для человека источником существования.

 

Во-первых, из данного определения видно, что профессия относится к тру- довой деятельности, а следовательно, требует от человека целенаправленной активности, носящей предметный характер, и стимулирует субъектные прояв- ления человека. Субъект – активно действующий человек, который сам опреде- ляет себя, направление своей активности, в которой самовыражается, самореа- лизуется и самоутверждается. Однако субъектность не следует путать с субъек- тивностью, она ничего общего не имеет с произволом: субъект адекватен си- туации — самоопределяясь, он осознанно выбирает способ поведения.

Во-вторых, профессиональным является не всякий, а лишь социально полез- ный труд, т.е. своего рода товар, который человек может продавать на рынке труда. Причем товар, который пользуется спросом, за который другие люди го- товы платить (иначе говоря, обмениваться продуктами своего труда). Кроме то- го, такой труд должен иметь позитивную, ценностную, нравственную направ- ленность, осуществляться во благо общества. Так, труд фармацевта является социально полезным в том случае, когда он производит лекарства, но не нарко- тики. В последнем случае фармацевт, хотя и не утрачивает своих качеств как специалист, осуждается обществом и отвергается сообществом коллег- профессионалов. То же самое можно сказать о педагоге, воспитывающем, на- пример, убежденных последователей фашизма, как это было в гитлеровской Германии.


В-третьих, профессией называют только труд, требующий специальной под- готовки. Это предполагает, что в педагогической профессии нельзя полагаться на интуицию, вдохновение, озарение — они не гарантируют стабильной ре- зультативности деятельности. Закон РФ «Об образовании» (ст. 53) определяет право заниматься профессионально-педагогической деятельностью лицам, ко- торые имеют образовательный ценз и которым она не запрещена приговором суда или медицинскими показаниями.

В-четвертых, профессиональный труд является для человека источником существования. Всякий профессионал отличается тем, что для него профес-

сия — не только средство самовыражения, но и рутинная работа, тщательное, добросовестное и регулярное выполнение которой только и гарантирует дости- жение результата.

В-пятых, профессия требует соотнесения деятельности, поведения и обще-

ния с потребностями общества, мотивации саморазвития, оценки собственно- го трудового вклада.

Профессии типа «человек — человек», к которым относится и педагогиче- ская профессия, отличаются двумя особенностями:

Первая особенность состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

а) нужно научиться и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людь- ми, понимать их, разбираться в особенностях;

б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.

 

Если организатор руководит группой людей, то он должен хорошо знать сущ- ность выполняемой ими работы. Это не означает, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балета не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не может знать досконально все пред- меты, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда подчиненных он должен представлять.

 

Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимо- действие, то деятельность неэффективна.

Существуют и особенности, отличающие педагогическую профессию от других профессий типа «человек – человек». Среди них можно назвать сле-

дующие:

• Постоянство, длительность контактов педагога с учениками, воспитанни- ками, родителями. Между тем как в других профессиях типа «человек – чело-

век» (продавец, врач, психолог-консультант) контакты фрагментарны и направ- лены прежде всего на удовлетворение конкретных потребностей человека, пе- дагог взаимодействует с одними и теми же людьми постоянно в течение дли-

тельного времени.

• Большая роль нравственных отношений между педагогом и воспитанни- ком. Ни в одной другой профессии типа «человек – человек» нравственные ка-


чества специалиста не имеют такого значения, как в педагогической профессии, поскольку важнейшим средством воспитания является пример педагога.

• Новые социальные и производственные условия предъявляют и новые требования к компетентному специалисту. Сегодня уже не достаточно того, что он знает, какими умениями и навыками владеет. В понятие компетентности

входит также и то, как он относится к себе, к своей деятельности, к своему профессиональному и социальному окружению, какие смыслы находит в окру- жающей деятельности, какие ценности отстаивает в своей деятельности и какие перспективы утверждает. Все меньше юмористического остается в известной

фразе «лишь бы человек был хороший»: «хороший человек — не профессия», она становится важной профессиональной характеристикой специалиста.

• Коллективный характер педагогического труда. Если в других професси-

ях типа «человек – человек» результат, как правило, является продуктом дея- тельности одного человека – представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в становление вос- питанника. В этой связи в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, под которым может пониматься педагогический коллектив образовательного учреждения либо круг тех педагогов, которые непосредственно имеют отношение к группе детей или отдельному ребенку.

В педагогической профессии можно выделить следующие виды педа - гогических специальностей:

• учебная работа — учителей-предметников по передаче знаний, умений навыков, развитию интересов и способностей, стимулированию самообразова- ния учащихся;

• воспитательная деятельность учителей и классного руководителя с уча- щимися, родителями, по месту жительства.;

• административная работа — администраторов, руководителей учебно- воспитательных учреждений;

• организаторская работа — организаторов детского и юношеского движе- ния в школе и вне ее;

• методическая работа — методистов по передаче современных достиже- ний психолого-педагогических наук и передового педагогического опыта;

• внешкольная работа — в детских комнатах милиции, во внешкольных учреждениях, общественных организациях;

• научно-исследовательская работа — педагогов-экспериментаторов, уче- ных.

 

 

Гуманитаризация общества обусловила широкое применение педагогиче- ских методов практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности, педагогическим содержанием наполняется все большее количество профес- сий.


Любой профессионал сегодня оценивается не только по тому, что он знает, но и по тому, какие роли выбирает, как может выстроить свои отношения с коллегами, руководством, клиентами, подчиненными. Это приводит к разра- ботке педагогического аспекта различных профессий: юриста, экономиста, ме- неджера, инженера. Работа с человеком признана мощнейшим фактором соци- ально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Педагогические кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других учреждениях профес- сионального образования, готовящих специалистов, профессии которых тради- ционно не связывались с педагогической деятельностью. Среди новых направ- лений педагогической деятельности выделились, в частности, следующие:

• последипломное образование;

• внутрифирменная подготовка рабочих;

• дополнительное профессиональное образование;

• переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов;

• непрерывное профессиональное и многоуровневое образование;

• образовательный менеджмент и маркетинг;

• профессиональное обучение безработных и незанятого населения;

• взаимодействие профессионального образования с рынком труда и соци- альными партнерами;

• профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания;

• профессиональный консалтинг и консультационные услуги.

 

 

Одной из важнейших причин широкого распространения педагогической деятельности на другие сферы жизни общества является гуманитаризация общественного сознания, потребность в непрерывном обучении, воспитании и развитии, обеспечивающем успех не только в повседневном взаимодейст- вии, но также в профессиональной деятельности каждого человека.

 

 

Перед педагогом всегда стоит важная задача — опираясь на прошлое, смот- реть в будущее и при этом быть в настоящем. Педагогическая деятельность всегда связана с человеком, по отношению к которому необходимо требова- тельно-охранное отношение на ценностно-смысловой основе. В связи с этим постоянно пересматриваются требован ия к педагогической профессии:

• Педагог не только обучает, но также развивает и воспитывает своих уче- ников, студентов, воспитанников. Важной частью его профессиональной дея-

тельности является ежедневное общение с учащимися, их родителями, колле- гами-учителями, администрацией образовательного учреждения.

• Деятельность учителя не ограничивается исполнительской (проведением

урока и внеклассной работы), он отбирает содержание образования, проектиру- ет учебно-воспитательный процесс, координирует педагогическое взаимодей- ствие его участников, анализирует промежуточные и конечные результаты.


• В деятельности педагога много времени занимает внеурочная работа, ко- торая включает в себя профессионально-педагогическое самообразование, еже- дневную подготовку к урокам, дополнительные занятия и консультации уча- щихся и их родителей.

Гуманитарная позиция позволяет педагогу сохранять меру в стремлении

«быть интересным», чтобы не становиться навязчивым, привлекая или агитируя к участию в учебной и общественной деятельности. В итоге гуманитарность профессиональной деятельности способствует достижению профессионального успеха, обеспечивая адекватность восприятия «Другого». А в сочетании с кон- структивными умениями и оптимальностью подбора педагогически методов она ограждает учителя от потери смысла педагогической деятельности, обеспе- чивает гармоничное развитие личностных качеств и творческой индивидуаль- ности воспитанника в условиях педагогического процесса.

Гуманитарность защищает учителя от разочарований в профессии и помога-

ет находить удовлетворение в собственной профессиональной деятельности. Оптимизм в сочетании с терпеливостью всегда позволяли педагогу с достоинством переносить закономерно возникающие периоды нестабильно- сти и противоречивости в сфере образования, а в конфликтных ситуациях на- ходить оптимальный вариант решения. Это открывает свободу его мышления, пробу устремлений и свободное проявление собственных способностей.

Вместе с тем признание педагогом различий вовсе не означает вседозволен- ность или безразличие к безнравственным действиям или аморальным взглядам воспитанника, ко всему тому, что может привести к отрицательным последст- виям: проявления фашизма, нацизма, насилия, ксенофобии, дискриминации, осквернения. Границы допущения «инакости различий» в поведении воспитан- ника определяются нравственными категориями «добро» и «зло» и общечело- веческими правами.

В педагогических исследованиях и анализе массовой практики образования отечественные ученые-педагоги (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щер- баков и др.) выделяют две группы основных функций: присущих многим сферам человеческой деятельности и специфических.

В первую группу выделяют следующие основные функции:

конструктивная, в свою очередь включающая конструктивно- содержательную (отбор и определение структуры учебного материала с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, дидактических прин- ципов и требований учебных программ, а также разработка плана учебного процесса), конструктивно-процессуальную (осмысление действий учителя и учащихся в учебном процессе), конструктивно-материальную (отбор учебного

оборудования, создание дидактических средств, в том числе средств наглядно- сти, и т. п.);

организаторская — включение учащихся в различные виды учебной ра-

боты;


коммуникативная — установление правильных взаимоотношений с уча- щимися, их родителями, педколлективом, сбор, анализ и оценка информации о педагогической эффективности учебного процесса;

гностическая — исследование ученика и ученического коллектива, учеб- ного процесса и результатов педагогической деятельности.

 

Вторая групп а, отражающая специфику профессии учителя, включает в себя следующие функции:

информационная — обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи;

воспитательно-развивающая — управление процессами восприятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учебной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе единства обучения, воспитания и раз-

вития школьников;

ориентационная — определение и воспитание ценностных ориентаций учащихся: идей и идеалов, мотивов поведения, активного отношения к окру-

жающей действительности;

мобилизационная — актуализация знаний и жизненного опыта школьни- ков, развитие их познавательной самостоятельности и общественно-

политической активности;

исследовательская — обеспечение теоретического подхода к изучению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ

собственной практики и опыта других учителей.

Любой учитель — прежде всего человек, и, как любой член сообщества, он подвержен разным влияниям со стороны самого общества: детей и их родите- лей, представителей власти и общественных организаций, средств массовой

информации. Часто такого рода влияния не осознаются. Тем не менее профес- сиональному педагогу следует, с одной стороны, их видеть и признавать, а с другой — критически оценивать и вводить в контекст своей деятельности. Раз-

витию педагогической профессии, выполняющей гуманитарную функцию «ве- дения ребенка» на ценностно-смысловой основе, способствует ряд ориенти - ров толерантного учителя:

• осознает, что его воспринимают как образец для подражания;

• осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;

• поощряет творческие подходы к решению проблем;

• обеспечивает условия для совместной конструктивной активности участ- ников образовательного процесса, условия для личностных достижений;

• не поощряет агрессивное поведение, обостренное соперничество;

• содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;

• учит мыслить критически и умеет ценить позиции других, четко форму-

лируя собственную позицию;


• ценит культурное разнообразие и создает условия для признания куль- турных различий и их проявления в жизни.1

Наличие широких социокультурных связей с коллегами, учениками, родите- лями является преимуществом труда педагога и источником его духовного бо- гатства. А учитель, как известно, это сама душа образовательного процесса.

 

 

2. Педагогическая деятельность и ее характеристики

 

Деятельность — это специфически-человеческий способ отношения к окру- жающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение этого мира в интересах людей. Деятельность — это непременное условие суще- ствования общества. В деятельности человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления — объектом своей деятельности.

Деятельность носит предметный (т.е. преобразующий) характер. Человек ос- ваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. Деятель- ность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Специфика педагогической деятельности, как и любой другой, проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Уточним значение этих харак- теристик, их соотношение между собой.

Объект — то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира, на которое направлена познавательная и иная деятель- ность, внимание. Выбор объекта определяет границы и пределы деятельности субъекта. В педагогической деятельности выбор объекта определяет явления,

процессы, на которые направлена деятельность, и нормы, которыми педагог при этом руководствуется.

В качестве объекта педагогической деятельности часто называют «процесс

становления человека Человеком», т.е. человека как биологического сущест- ва — человеком культуры, социокультурным существом. Общепризнанно, что образ системы образования восходит к сущностному образу культуры народа или нации. Именно в культуре аккумулировано «человеческое качество». Инте- ресно в связи с этим, что среди прочих значений «культурный» означает «вы- ращенный человеком, не дикий». Только в контексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологи- ческого существования в пространство бытия. В культуре же коренятся истоки сосуществования и развития различных подходов, течений, ценностных отно- шений.

Начиная с работ 3. Фрейда было показано, что ребенок начинает учиться жить в обществе путем уподобления себя вначале родителям, затем националь-

 

1 Цит. по: Р и э р д о н, Б. Э. Толерантность — путь к миру / Б. Э. Риэрдон. — М., 2001. — С. 54 — 55.


ным, социокультурным символам общества. В дальнейших исследованиях (Э. Эриксон, Л. С. Выготский) стало ясно, что уподобление, идентификация, — это начальный этап развития человека. И детство только закладывает основания для идентичности, которая будет развиваться и разворачиваться всю жизнен- ную историю человека во взаимодействии с определенными аспектами соци- ального мира.

 

 

Объектом педагогической деятельности является процесс индивидуаль- но-личностного развития человека, становления человека субъектом социо- культурной деятельности, поведения, общения.

 

 

Средством формирования социальных сил человека и сферой их реализации выступает культура, во взаимодействии с которой человека можно рассматри- вать в трех важнейших отношениях (трех аспектах бытия в культуре):

• человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности, становится лич- ностью, осуществляя социальное бытие;

• человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, он отстаивает ценности культуры, целостность культу- ры, выражая свою индивидуальность, воплощая индивидуальное бытие;

• человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества, реализуя деятельно- стное (сопричастное) бытие.

 

Предм е т деятельности — зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной целью в данных условиях и об- стоятельствах. Предметом деятельности называют то, на что она направлена, что изменяется в процессе деятельности.

 

 

Предмет педагогической деятельности — закономерности индивиду- ально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении чер- ты человека.

 

 

Не отдельные факты (поступки, мнения, отношения) характеризуют челове- ка и процесс его развития, а именно тенденции, устойчиво повторяющиеся в определенных ситуациях способы реагирования на обстоятельства жизни. Ка- тегория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склон- ность, стремление. Но это также и «замысел, идея какого-н. изложения, изо- бражения» (см.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язы- ка. М., 1997). В этом смысле предметом педагогической деятельности является

«замысел себя», т.е. образ Я воспитанника, его Я-концепция, его жизненная по- зиция.


Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель, выражая активную сторону человеческого сознания, должна находиться в соответствии с объективными законами, реаль- ными возможностями окружающего мира и самого субъекта.

 

 

Целью педагогической деятельности, в конечном счете, является управ- ление педагогическими процессами становления и развития целостного че- ловека, а также отдельных его свойств и качеств.

 

 

Насколько реально (и допустимо) управлять этими процессами? Полезно заметить, что управление совсем не обязательно означает подчинение, главен- ствование. Под управлением в современной науке рассматривается функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной струк- туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ. Такое по- нимание управления является основой гуманитарной позиции педагога в его профессиональной деятельности.

Задача — конкретизированная в определенных условиях (например, в проб- лемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преоб- разованием этих условий согласно определенной процедуре. 3адача — это сво- его рода ступенька на пути достижения цели. Она включает в себя требования (направленность на цель), условия (их учет) и используемое (что необходимо из средств), формулирующееся в ответе на вопрос (что сделать и др.). В соотно- шении с целью педагогическая задача конкретизирует цель деятельности, определяет или этап, или составляющую в достижении це- ли. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели деятельности педагога.

Средства педагогической деятельности — это методы обучения и воспита- ния, создание образовательной среды, воспитательной системы. Средства сле- дует понимать как некий инструмент, который находится между педагогом и воспитанником. Применительно к воспитанию выделяются средства воспита- ния, а к обучению — дидактические средства. Особенность гуманитарной педа- гогической деятельности проявляется в установлении уважительных отноше- ний между педагогами и воспитанниками. Это значит, что воспитанник не мо- жет выступать средством деятельности педагога. Гуманитарный подход под- черкивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, фор- мировании интереса к знаниям, развитии творческих способностей. В его осно- ве лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации. Средством

«усмирения нравов человека» (Я. А. Коменский), согласования имеющихся различий и интересов в целях общества, государства и человека здесь выступа-

ет толерантность как неотъемлемая профессионально-личностная черта гума- нитарного педагога..


Гуманитарно-ориентированный педагог в своей деятельности исходит из понимания человека как уникальной ценностно-смысловой системы, имею- щей открытую возможность самоактуализации, а не как чего-то заранее за- данного и ограниченного в развитии.

 

 

Существуют два аспекта рассмотрения структуры педагогической деятель- ности: внешний и внутренний.

Внешн и е компоненты: цель деятельности; средства достижения це- ли; объект педагогического воздействия (обучаемый, воспитанник); другие объекты (содержание, педагогический процесс); субъект педагогической дея- тельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель); результат педагогической деятельности. В этом аспекте педагогическая деятельность рассмотрена выше.

Внутренние ком п оне н ты деятельности следующие:

мотивационный компонент — это то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде (по учебнику), стремление вызвать интерес у обучаемых к предмету, приобщить к самостоятельной поисковой деятельности, радость созидания;

содержательный компонент — необходимые в педагогической деятель- ности знания: содержания учебной дисциплины (предмета), психологии уча- щихся, их индивидуальных особенностей, педагогических закономерностей, методики преподавания предмета и пр.;

операционный компонент — это необходимые для достижения цели пе- дагогические умения (см. тему 6).

Внутренние компоненты деятельности раскрывают ее как проявление субъ- ектности педагога, средство творческого самовыражения. По этому признаку выделяют различные уровни педагогической деятельности:

• репродуктивный (нормативно-репродуктивный) — умение добросовест- но делать все только по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно дается все новое;

• адаптивный (ситуативно-креативный) — способность педагога приспо- собиться к новым требованиям жизни, школы, класса, изменить известный, сложившийся метод. Возможны спонтанные всплески творчества в определен- ные моменты;

• поисковый (креативный) — когда творчество педагога направлено на конструирование стратегий и тактик педагогической деятельности в конкрет- ных педагогических ситуациях. При этом используются фрагменты известных алгоритмов и собственные приемы, способы, повышающие результативность деятельности;

• творческий (концептуальный) — нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте. Предлагает принципиально новые варианты решения профессиональных задач.


Первые два уровня необходимы и достаточны для трансляции уже извест- ных культурных образцов воспитания и обучения. И лишь последний порожда- ет подлинную новизну, способность к «будущеетворению» педагогической ре- альности, отмечает И. А. Колесникова.

 

 

Педагог, решая те или иные задачи, выявляет себя через характерный для него стиль педагогической деятельности — неповтори- мое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную страте- гию и тактику педагога.

 

 

Исследователями А. К. Марковой, А. Я. Никоновой выделены следующие стили педагогической деятельности:

эмоционально-импровизационный — педагог строит учебный процесс на развитии самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и за-

креплением, предпочитает работать с «яркими» учениками и поощряет их;

эмоционально-ме



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: