Николай Алексеевич Островский




(1904-1936)

Николай Алексеевич Островский – русский писатель, самый яркий представитель эпохи революционной русской литературы 1920-30-х гг. В личности Островского жизнь и творчество соединились неразделимо, и объединило их качество, врожденное русскому человеку – подвижничество.

Островский родился в Волынской губернии, Острожском уезде, селе Вилия 16 (29) сентября 1904 г. в семье акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского. Род Островских проживал в этом селе по меньшей мере со второй половины XIX в., дед и отец служили в русской армии, оба были унтер-офицерами и принимали участие в крупнейших войнах своего времени. Удивительным было население села, в котором мальчиком рос будущий писатель и боевой революционер, - в нем проживало множество разных национальностей. Эти обстоятельства происхождения и детства делают более понятной дальнейшую жизнь Островского.

Островский обладал незаурядными способностями к учебе, однако учиться ему довелось мало: хотя он был принят досрочно в церковно-приходскую школу, которую окончил в девять лет, вскоре он должен работать служкой в ресторане на железнодорожной станции Шепетовка, куда семья из-за бедности была вынуждена переехать. Этот период жизни, как и многие другие, отражен в романе «Как закалялась сталь», в повествовании о судьбе главного героя Павла Корчагина. Островскому еще удалось немного продолжить образование в высшем начальном училище, но грянувшие одна за другой революции 1917 г. навсегда изменили его жизнь.

События в жизни юноши развивались стремительно: в 1918 г. Островский принимает активное участие в сопротивлении немецкой оккупации Украины, в начале лета 1918 вступает в комсомол, в августе сражается в легендарной кавалерийской бригаде Г.Котовского, в 1920 г. молодой боец Красной армии был тяжело ранен и демобилизован. Однако последствия ранения не помешали Островскому продолжить революционную деятельность, он еще два года служит в грозном для контрреволюции ЧК и лишь потом начинает мирный этап своей жизни. В те годы мирная жизнь для революционеров означала бурное строительство нового социалистического государства. Следующие пять лет до 1927 г. Островский занят на двух фронтах: трудовом, работая электромонтером, строителем, и политическом – секретарем комсомольских комитетов и членом партии большевиков (ВКПб).

В 1927 г. Островского поразила неизлечимая болезнь, приковывавшая его к постели до самой смерти. Для многих подобное драматическое обстоятельство значило бы конец жизни, но не для Островского: уже осенью он начинает писать повесть о бойцах-котовцах. После неудачных попыток хоть как-то улучшить свое физическое состояние Островский в 1930 г. приступает к главному труду жизни, принесшему всемирную известность писателю и славу делу, которому была посвящена его жизнь – роман «Как закалялась сталь». Невероятно трудно было человеку, полному инвалиду, записывать порождаемый текст, и в этом ему помогали многие добровольцы (было зарегистрировано более 30). В этом ему оказали огромную помощь редактор издательства «Молодая гвардия» Марк Колосов и известный революционный писатель Александр Серафимович. В результате роман «Как закалялась стать» был опубликован в журнале «Молодая гвардия» в 1934 г.

После успеха романа воодушевленный писатель-революционер Островский приступает к следующему произведению - роману «Рожденные бурей». Но 22 декабря 1936 г., на тридцать третьем году, незадолго до новых трагических событий века смерть прервала его подвижническую жизнь.

1. Прочитайте приведенные ниже фрагменты воспоминаний писателя Н. Огнева о Николае Островском. Какие особенности личности Островского выделяет мемуарист?

 

…Он улыбается, блестя молодыми и ровными зубами. Так улыбается он всегда, и от этой улыбки идёт лучистая добрая теплота. Так может улыбаться только человек, который любит работу, любит людей, любит и ценит жизнь.

Наш хозяин - Николай Алексеевич Островский.

«Свет погас» - так назвал когда - то Киплинг свой безнадёжно - пессимистический роман об ослепшем художнике. Свет погас - значит всё кончено, - таков смысл романа. Островский попал в худшее положение, чем киплинговский художник. Но, прикованный к постели, Островский создал книгу «Как закалялась сталь», подлинную книгу борьбы, замечательный документ революции, кусок жизни, наполненный горячей кровью революционного сердца. Этой книгой он доказал, что он остался бойцом.

В мае этого года к Николаю Островскому явилось в полном составе бюро Сочинского горкома партии и выслушало творческий отчёт, отчёт необычайный даже для вашей страны.

- Болезнь вывела меня из строя, - сказал Николай Островский. - Я не мог быть среди вас, перестал двигаться, видеть. Жизнь поставила передо мной задачу - овладеть новым оружием. Молодёжь тепло встретила мою книгу, и это является наибольшей радостью моей жизни.

Я могу сказать про себя, что я счастливый человек. Хотя врачи и думают, что я скоро пойду в «бессрочный отпуск», но они в пять лет назад говорили то же самое, а Островский не только прожил эти пять лет, но и ещё собирается прожить не меньше трёх лет. Не учли качества материала. Это бывает...

Николай Алексеевич жадно и полно вбирает в себя жизнь во всех её проявлениях... Его интересуют все литературные дела. Он расспрашивает о тех писателях, с которыми ещё не знаком. Он слегка волнуется, когда разговор касается некоторых нравов литературной среды. Один из молодых поэтов, приехав в Сочи, дебоширил и скандалил в пьяном виде.

- Он был у меня тут, - говорит Николай Алексеевич. - Каялся, плакал, говорил, что больше не будет так себя вести. Как переделывать таких ребят?.. Вот, помню, были мы в подполье. Собирались мы, юные комсомольцы, у старых подпольщиков. С каким исключительным вниманием мы их слушали. Нельзя ли теперь такой клуб организовать? Ведь читатель хочет, чтобы писатель, книги которого волнуют, - чтобы такой писатель или поэт и в личной жизни был примером для других. Как - то у нас до сих пор не было глубоко сознательного осуждения этих богемских поступков. Почему - то в литературной среде считается, что это допустимо. Нужно очень твёрдо поставить, что это недопустимо.

Не хочется уходить от Николая Островского, - такой молодой бодростью веет от всего его душевного облика.

 

 

РОМАН «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»

ЖАНР, СЮЖЕТ, ГЕРОЙ

Произведение «Как закалялась сталь» содержит в себе признаки двух жанров: романа-биографии и эпопеи. С одной стороны, в основу сюжета положена жизнь главного героя – Павла Корчагина, но с другой – сюжет произведения представляет собой развернутое полотно российской исторической действительности от предреволюционных лет до прочного установления в России советской власти. В романе действует множество героев, что соответствует требованиям жанра романа-эпопеи, изображающего глубокие пласты народной жизни. Повествователь для полноты и точности описания последовательно переключается с описания массовых сцен на эпизоды, в которых действуют отдельные герои, благодаря чему возникает эффект бурлящей событиями реальной жизни. Интересно, что повествование перемежается дневниковыми записями, что придает особую достоверность описываемым событиям.

Итак, сюжет романа строится на описании жизни Павла Корчагина, точнее сказать, все фрагменты произведения сцепляется эпизодами и этапами его пути в революцию и социалистическое строительство и скрепляются его волей и энергией, беззаветным служением общему делу. Неправильно было бы сказать, что сюжет складывается из событий его жизни, - нет, жизнь Павла Корчагина представляет эпоху, они образуют единство другого жанрового уровня. Обратите внимание: автор начинает рассказ о герое на фоне глобальных сдвигов в обществе, что придает особое значение его жизнеописанию. Настоящим содержанием романа становится, таким образом, не биография отдельного человека, а житие подвижника, мученика, беззаветно отдавшего себя людям. Не вполне точно было бы называть роман автобиографическим, ведь автор повествует не от первого лица, т.е. не о себе, а о другом человеке. Это решение представляется принципиальным, поскольку оно дало возможность создать обобщенный образ героя времени – традиционный художественный тип в русской литературе, берущий начало от житийной (агиографической) традиции, развитый в XIX в. и перешедший в новых ипостасях в литературу XX в.

Таким образом, «Как закалялась сталь» является сложным жанровым единством, объединяющим социально-исторический роман-биографию, написанный на автобиографической основе, революционную эпопею, хронику, житие.

Образ Павла Корчагина иногда воспринимается как прямолинейный, в нем не находят взлелеянный русской литературой психологизм, глубину внутреннего мира, поиск смысла жизни, душевные метания, все то, что ведет героя к жизненному выбору. Павел Корчагин – герой нового типа, герой литературного направления социалистического реализма, предполагающего создание художественного мира произведения на основе реальной действительности, насыщенной социалистическим пафосом и организованной идеей коммунистического преобразования жизни. Поэтому выбор Корчагина предрешен идеей книги, он совершает его естественно для себя, без колебаний, тем более что художественным основанием служит социальный статус героя. Однако социалистическая идея для Островского в то же время и праведная, поэтому его герой наделен исключительными моральными и нравственными качествами, чтобы в нем нельзя было усомниться, иначе была бы подорвана вера в незыблемость идеи.

1. Опираясь на текст романа, выскажите свое аргументированное согласие (несогласие) с позицией критика: «"Как закалялась сталь» — это столь популярный ещё среди французских просветителей – вспомним хотя бы Вольтера и Дидро — роман идей. Точнее, одной идеи. «Корчагин полюбил идею. Это любовь всецелая, всезахватывающая, вытеснившая всё из души героя. Это любовь, осуществившая в нём целостного человека… Она соперниц не имела… А если и имела, то рядом с нею они всё равно оставались несбыточными призраками. Герой был обручён с идеей; жизнь его оказалась настолько полной, что обыкновенная любовь рядом с этой жизнью была просто профанацией». И в этом своём качестве Павка Корчагин является самым что ни на есть законным «наследником по прямой» многих и многих персонажей населённого «людьми идеи» мира русской классики: от Базарова и Рахметова до героев Достоевского, даже если это утверждение показалось кому-либо из читателей, на первый взгляд, спорным и странным». Владимир Соловейчик

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

 

2. Докажите, опираясь на текст романа, что он, по мнению ряда исследователей, имеет признаки житийной литературы. Как данная жанровая характеристика помогает пониманию идейного содержания это произведения?

 

ПРОБЛЕМАТИКА И ИДЕЯ РОМАНА

В романе есть строки, которые неизменно заучивали наизусть школьники прошлых десятилетий, в них в афористической форме выражена его основная мысль: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире - борьбе за освобождение человечества». Это не простая мораль или поучение, поскольку не высокий пафос делает это высказывание столь важным, а заключенная в нем вневременная мудрость, которая восходит к духовному пониманию ценности и назначению человеческой жизни. Вдумаемся. Островский произносит слово «дается» и этим вводит в свое рассуждение проблему ответственности человека, имея в виду не только то, что человек должен получить все возможные удовольствия. Долг человека прожить свою жизнь, но не просуществовать. Жить для Островского значит насытить смыслом и деятельностью каждое мгновение.

Жизнь Павла Корчагина, жизнь других героев, жизнь как таковая выступают в романе как художественные синонимы и определяют его проблематику. Рассмотрим романный путь главного героя, чтобы подтвердить этот тезис. Личные качества Павла Корчагина, изображаемые с самого начала, являются одновременно своего рода образцом для других, а еще точнее – идеальной моделью поведения истинного революционера. Например, первый эпизод, романа когда Павла выгнали из школы из-за хулиганского поступка, когда он с товарищем подсыпал махорки в пасхальное тесто ненавидимому попу. Поступок, безусловно, очень скверный, но и в нем просматриваются положительные черты натуры Павла: любознательность, выведшая из себя не умевшего ответить мальчику попа; дерзость, которая позже перерастет в решительность, смелость; заметьте тонкую деталь в эпизоде: не Павлу пришла в голову мысль напакостить попу, а приятелю Сережке. Везде, где Павлу приходится работать, он работает с полной отдачей, исполнительностью, а в особенных ситуациях – с трудовым героизмом. Всегда, когда герой встречается с чем-нибудь недостойным, он реагирует мгновенно и точно, что характеризует его как решительного человека, без страха защищающего правду и честь других. Вспомним случай с негодяем и пошляком Файло, похвалявшимся тем, что соблазнил девушку. Бесстрашие и мужество проявляет Павел, оказывая помощь друзьям, соратникам всем, кто в ней нуждается, как к примеру, при освобождении матроса Жухрая. Павел честен, не умеет кривить душой, поэтому он в любых ситуациях сохраняет достоинство. Герой умеет постоять за себя, однако он не драчлив по натуре, вступая в драку только защищаясь или восстанавливая справедливость. Многие эти качества и черты характера свойственны лучшим героям русской литературы: вспомним героя «Капитанской дочки» Петра Гринева как воплощение пушкинского идеала русского человека. Гринев не испугался грозного Пугачева, не уронив честь дворянина и офицера, немедленно осадил Швабрина, оболгавшего Машу Миронову, не бросил своего дядьку Савельича на произвол бунтовщиков, когда ехал через охваченную восстанием губернию спасать возлюбленную, честно и прямо вел себя на протяжении всего действия романа.

В романе подробно рассказывается о трех главных сферах жизни человека: семья, любовь, деятельность. Отношения со старшим братом Артемом, рабочим и революционером, служат в изображении Островского образцом братской любви, нерушимой дружбы и неизменной взаимной поддержки. Жизнь Корчагина с первых до последних страниц романа освящает образ матери Марии Яковлевны с ее вечной тревогой за беспокойных сыновей. Самым трогательным в семейной линии оказывается ее кульминационный момент, когда один за другим домой с гражданской войны возвращаются Павел и Артем.

Как уже отмечалось, ссновой сюжета произведения является социально-историческая ситуация в России первых десятилетий XX в., конфликт эпохи, разрешившийся революциями 1917 г. При этом через всю книгу как сквозная, освещающая и внутреннюю жизнь Павла Корчагина, и его время, проходит тема любви. Герой встречает на своем пути четырех девушек, и каждая из этих встреч могла развернуться в долгие отношения любви и брака. И каждая из них оттеняет время, в котором жили герои: юношеская любовь к Тоне Тумановой, непреодолимым препятствием для которой в годы революции стали социальные различия между героями; близость с обреченной на зверства казаков Кристиной, романтически возвышенная и трагическая, как само время; несостоявшийся роман с соратницей по партией Ритой Устинович – яркая примета времени, когда общественное безоговорочно торжествует над личным. И, наконец, брак со скромной, доверчивой, самоотверженной Таей Кацюм, по мысли Островского, должен воплотить высокий поступок людей, которые нужны друг другу, т.е. поступок самый что ни на есть человеческий.

Главное качество в деятельности Павла Корчагина – преданность делу, данному судьбой и принятому как служение. Сначала это борьба с несправедливостью, сопротивление бандитам и оккупантам; затем война с классовыми врагами и агрессорами; комсомольская стройка; осознанная партийная работа и писательство как продолжение революционной активности. Жизнь Корчагина не знает перерывов на расслабление, как не знает остановок объективный поток времени. Таким образом, история и жизненный путь героя составляют одно целое. Можно сказать так, что человеческая жизнь не просто некий отрезок времени, заполняемый впечатлениями от происходящих в ней событий, - нет, человек своим выбором и деятельностью творит общее бытие. Наиболее глубоко эта мысль проводится в творчестве Толстого. Вспомните образ Платона Каратаева из романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869), отличительная черта этого героя состояла в том, что он ни на мгновение не прекращал что-нибудь делать, его занятия перетекали одно в другое, как вода в вечно текущей реке. Вот как Толстой описывал, как Каратаев разувался:

«Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим движеньями, разувшись, человек развесил свою обувь на колышки, вбитые у него над головами, достал ножик, обрезал что-то, сложил ножик, положил под изголовье и, получше усевшись, обнял свои поднятые колени обеими руками и прямо уставился на Пьера».

Роман «Как закалялась сталь» формируют три стилевых потока, определяющие пафос произведения: лирическое, проявившееся в чувствах героя, любви и дружбе; героическое, как у любимых героев Корчагина - Гарибальди и героя романа Войнич «Овод» и эпическое, как в русской литературе – от средневековых житий до романов Пушкина, Толстого, Шолохова.

1. Приведите примеры из текста романа, иллюстрирующие утверждение Льва Аннинского:роман «как закалялась сталь» представляет собой «причудливый монтаж фактов, судеб, газетных цитат, речей, приказов, сводок». С какой целью, по-вашему, Островский использует такой композиционный прием? Дайте развернутый ответ.
2. Объясните, как вы понимаете слова А. Платонова: «Много есть в советской литературе произведений, написанных искуснее, но нет более отвечающего нужде народной души, чем «Как закалялась сталь».

3. Какие черты былинного эпоса нашли отражение и развитие в романе «Как закалялась сталь»? Дайте развернутый аргументированный ответ.

4*. Проведите самостоятельное исследование, выбрав одну из следующих тем:

- «Как закалялась сталь» как один из романов воспитания в русской литературе.

- Фольклорно-мифологические традиции в романе «Как закалялась сталь».

- «Как закалялась сталь» и «Собачье сердце» М. Булгакова: два лика эпохи.

 

 

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

(1905-1984)

Михаил Александрович Шолохов – русский советский писатель, публицист, общественный деятель. Шолохов принадлежит той плеяде революционных писателей, которые начали свою литературную деятельность в середине 1920-х гг. Творчество Шолохова внесло значительный вклад в развитие русской литературы 1920-70 гг. XX в., стиль его произведений преодолел идеологический догматизм социалистического реализма в его прямолинейном понимании, ему присущи все признаки подлинно художественной литературы в изображении человека и его времени. Шолохов стал классиком русской и мировой литературы, что признано на родине, в СССР и России, и за рубежом – писатель удостоился звания лауреата Нобелевской премии по литературе за 1965 г. с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время».

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 г. в области Войска Донского, на казачьем хуторе Кружилин Донецкого округа. Отец мальчика Александр Михайлович Шолохов был вторым мужем матери писателя, по происхождению казачки, Анастасии Даниловны Черниковой, насильно выданной замуж, но ушедшей к будущему отцу Михаила, выходцу из Рязанской губернии, мелкому торговцу скотом. Образование Шолохов получил незначительное, но успел окончить 4 класса гимназии в Воронеже до того как вынужден был вернуться в 1918 г. на родной хутор из-за немецкой интервенции. Участия в Гражданской войне Шолохов не принимал по возрасту, однако работал делопроизводителем и налоговым инспектором в драматическое время продразверстки. Был судим за превышение своих полномочий, осужден на срок условно, вследствие чего в 1922 г. переезжает в Москву для отбывания наказания в колонии.

Бурные события в стране, коренные изменения в обществе и вследствие этого разнообразные жизненные обстоятельства, в которых оказывался Шолохов дали ему большой социальный опыт уже в юности, что впоследствии отразилось в его произведениях.

Тяга Шолохова к литературной работе обнаружилась сразу после переезда в Москву. В 1923 г. он пишет для комсомольской прессы фельетоны, открыв в себе публицистический талант, а затем переходит к художественной прозе. За три года (1924-1927) Шолохов публикует серию рассказов, которые составили три сборника «Донские рассказы», «Лазоревая степь»», «О Колчаке, крапиве и прочем» (1926-27). Однако главным и основным трудом Шолохова стал роман-эпопея о донском казачестве в годы мировой войны и революционных потрясений – «Тихий Дон», занявший 15 лет творческой жизни автора. Шолохов как художник откликался на все знаковые вехи советской эпохи: коллективизация и движение двадцатипятитысячников отражены в романе «Поднятая целина» (1932; 1959); о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны повествуется в оставшемся незавершенном романе «Они сражались за родину» (1942-44, 1949, 1969); о судьбе ровесника века простого современника - в маленьком рассказе-шедевре «Судьба человека» (1956).

1. Опираясь на текст известного вам рассказа «Судьба человека», покажите, как в этом произведении реализованы цели писательского творчества, сформулированные Шолоховым в речи на вручении ему Нобелевской премии: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору».

2. Раскройте смысл названия рассказа «Судьба человека».

 

 

«ТИХИЙ ДОН»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, СЮЖЕТ, ЖАНР

Шолохов приступает к написанию текста романа во второй половине 1925 – 1926 гг. Видимо, толчком к работе над большим замыслом эпического масштаба явились удачные рассказы этих лет, собранные в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Молодому писателю явно удавались точные описания казачьего быта, нравов, рельефные изображения характеров в переломную эпоху жизни народа, что вдохновляло его на выполнение неизмеримо более сложной художественной задачи. Большой талант Шолохова также обнаружился в пейзажных описаниях и передаче духа родной природы. Эти обстоятельства чрезвычайно важны, поскольку читатель неизбежно почувствует восхищение и даже испытает некоторое недоумение от того, что столь молодой человек мог создать такую полную, объемную картину, для чего требуется большой опыт, знание и глубокое понимание людей и жизни.

Роман состоит из четырех томов. Текст первых двух был создан в 1927-28 гг. совсем еще молодым, всего за четыре года до этого дебютировавшим писателем. С 1928 г. в журнале «Октябрь» начинается публикация первых частей романа, через пять лет, в 1933 г., отдельным изданием выходят три тома. Затем наступил перерыв длиною в девять лет. Сложилась редкая ситуация, подобная той, что была в русской литературе после публикации в 1828 г. 4-й и 5-й глав «Евгения Онегина» (вспомним, что 5-я глава заканчивается отъездом оскорбленного Ленского с именин Татьяны). Тогда критика и читатели обсуждали и даже рекомендовали автору, как должно продолжиться действие романа. Так случилось и в перерыве между третьим и последним, четвертым, томами. Центральной темой обсуждения «Тихого Дона» был вопрос, как должен завершиться романный путь главного героя – Григория Мелехова: правильно с идеологических позиций советской власти, т.е. безоговорочным присоединением Мелехова к большевикам, или правдиво, во всей противоречивости и сложности исторического времени. Четвертый том романа Шолохов дописал в 1940 г., за год до начала Великой Отечественной войны, поставившей перед художником новые творческие задачи.

Шолохов намеревался начать роман с событий лета революционного 1917 г.: мятежа генерала Лавра Корнилова с целью установить военную диктатуру в России, поражение которого стало решающим фактором, определившим будущую победу Октябрьской революции. Однако позже замысел писателя расширился, временная граница повествования отодвинулась к 1912 г., довоенному, но уже беспокойному времени. Тем самым Шолохов хотел придать повествованию эпический масштаб, мирные картины народной жизни сменяются обстановкой военного времени, затем революционных лет, гражданской войны; в последнем томе писатель рассказывает о первых годах советской власти, ожесточенной классовой борьбе. Исторические события показаны Шолоховым через быт, качества, чувства, характеры, страсти, судьбы его героев. В целом действие романа охватывает период в десять лет (1912-1922 гг.).

Шолохов, выступая в качестве писателя-историка, продолжает традиции классиков русской литературы. Так, изменяя свой первоначальный замысел начать роман с событий 1917 г., он обращается к событиям за пять лет до этого, чтобы лучше понять жизнь в стране, неотвратимо ведшую к революционным потрясениям. Мы помним, что Толстой задумывал начать «Войну и мир» с 1855 г., возвращения из ссылки бывшего декабриста, однако затем замысел изменился в роман о декабристах и восстании 1825 г. В процессе работы, осознавая важность Наполеоновской войны, писатель относит содержание романа к патриотическому 1812 г., а потом решает отодвинуть начало романа к еще более раннему времени - русско-австрийской кампании 1805 г.

Действие романа Шолохова сосредоточено на земле Войска Донского, в центре его оказывается семья Мелеховых. Это представляет собой частый прием при создании эпопеи, позволяющий гармонично сочетать при описании широкую панораму жизни народа с историей отдельного рода, т.е. передать соприсутствие исторического и личного, общего и частного. Жизнеописание одной семьи, ее полноты и оскудения, жизненных взлетов и кризисов, расцвета и распада, данное в больших произведениях, призвано показывать цикличность бытия человека и неуклонное движение жизни вперед.

1. Шолохов говорил, что его произведение – это «роман-эпопея о всенародной трагедии». Докажите, что трагедия, изображенная в произведении, действительно «всенародная». Дайте развернутый ответ, опираясь на текст произведения.

«ТИХИЙ ДОН»

ГЕРОЙ, СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

В 9 классе вы читали рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956). В нем описана жизнь ровесника XX в., простого человека Андрея Соколова, прошедшего гражданскую войну, годы социалистического строительства и укрепления советской власти, Великую Отечественную войну 1941-45 гг. Такой способ представления исторического времени был прежде применен Шолоховым в «Тихом Доне», и повествование о жизни его главного героя Григория Мелехова вполне заслуживал бы названия судьба человека.

Выбирая типа героя и способ формирования его образа, Шолохов принимает несколько принципиальных решений. Во-первых, герой должен быть адекватен сюжетной ситуации и с возможной полнотой представлять основной конфликт произведения. Главный герой Григорий Мелехов соответствует этим требованиям: он потомственный казак, т.е. рожден на той земле, где происходят события романа. К тому же Мелехов относится к той казачьей среде, которая в силу своего социального статуса наиболее подвержена колебаниям исторического времени, отзывчива к его справедливости и враждебной крайностям. Так, Мелехов на протяжении романа выступает и как мирный казак, и как георгиевский кавалер, герой мировой войны, и как командир красноармейской дивизии, и как лидер контрреволюционного восстания, и как член банды, и как дезертир, и как человек, сделавший естественный выбор в пользу жизни. Очень важно, что метания Мелехова и его переходы с одной стороны конфликта на другую вызваны не конъюнктурой момента, т.е. соображениями выгоды, а были естественным следствием честного стремления героя к правде. Таким образом, Григорий Мелехов в социальном плане является точным выбором Шолохова в качестве героя.

Во-вторых, помимо социальной определенности, важны личное положение, качества, характер и личностные черты Григория Мелехова. Он младший сын в семье отца – Пантелея Мелехова, - и это обстоятельство дает больше гибкости и свободы поведения герою. На нем нет ответственности, как на старшем брате Петре, который, как и должно быть, уже женат и сам является отцом. Григорий появляется в романе в возрастной период позднего юношества, перед ним расстилается жизнь, ему присущи еще молодая дерзость и безоглядность юности, что во многом определяет и безрассудную страсть к замужней Аксинье, и поступки, и решительность, бесстрашие, героизм на войне. Пожалуй, главное качество Григория, определяющее его поведение, отношение ко всему, жизненный выбор, - это цельность натуры. Во всех ситуациях своей жизни, в противоречивых политических позициях герой остается самим собой. Какие качества обеспечивают эту цельность? Григорий честен и прям, ему присуще безусловное чувство правды, он верен семье, своему долгу, у него открытый характер и твердая воля. И самое глубокое качество, как дар, - это способность полюбить один раз навсегда, как Григорий полюбил Аксинью, способность сострадать в любви, что открывается в нем по отношению к жене Наталье, способность больше всего ценить будущую жизнь, о чем говорит последняя сцена в романе. Причем образ героя развивается так, что над самым страшным горем все же звучит жизнеутверждающий пафос. Сравните два фрагмента текста романа. Двенадцатая глава заключительной части повествует о гибели Аксиньи и, после того как Григорий похоронил любимую, завершается знаменитым пассажем:

«Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете <…> твердо веря в то, что расстаются они ненадолго <…>. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

И самые последние строки о встрече с сыном, когда герой, вернувшись домой, держит на руках сына Мишатку:

«Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

1. Исследователь Г.И. Богин называет Григория Мелехова «крестьянским Гамлетом». Выразите свое аргументированное согласие (несогласие) с этим наименованием героя.Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

 

2. Прочитайте приведенный ниже фрагмент романа и выполните задания.

Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.

У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели. Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему.

Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору. Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

- Мишенька!.. Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти.

Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

- Сынок... сынок...

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

- Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка - живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

- Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе...

Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

 

 

1). Укажите жанр данного произведения?

2). События какой войны нашли отражение в «Тихом Доне»?

3). Как называется прием психологизма, заключающийся в изображении внешности героя литературного произведения: «Сухими, исступленно горящими глазами»?

4). Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя: «У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?

5). Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: «синий лед», «ласковые и нежные слова», «розовые холодные ручонки».

6). Как называется значимая подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении: «Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью»?

7). Каким предстает Григорий Мелехов в финале «Тихого Дона»?

8). Традиции кого из русских писателей продолжает и развивает М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон», изображения эволюцию характера главного героя?

3. Видит ли автор в Григории Мелехове «идеального» героя?

 

«ТИХИЙ ДОН»

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОЕ

Соотношение исторического и личного, конечно, не исчерпывается художественным приемом, заключающемся в том, что объективные общие события показаны на примере истории одной семьи. Для жанра эпопеи наиболее существенным признаком является полнота изображения народной жизни, стержнем описания которой становится сочетание исторической хроники и течения жизни героев произведения. При этом важную роль играет историческая «глубина» картины. Например, в «Войне и мире» Толстого она составляет 60 лет (действие начинается в 1805 г., тогда как роман создается в середине 1860-х гг.), у Тургенева в «Отцах и детях», хотя это и не эпопея, но история семьи Кирсановых в романе прослеживается период времени длиной в 47 лет (действие в романе начинается 20 мая 1859 г., в этот день автор относит нас через воспоминания Николая Петровича Крисанова к году войны с Наполеоном – 1812). Шолохов начинает повествование с рассказа о семейной истории Мелеховых, когда дед Прокофий Мелехов привез с русско-турецкой кампании пленную турчанку лет за шестьдесят до начала действия романа в 1912 г. Так турецкая кровь смешалась в роду с казачьей, что, разумеется, проявилось в характерах внуков: Петро полностью пошел в мать, чистую казацкую линию рода, у Григория, помимо горячих глаз и звероватой отцовской улыбки, можно предположить тягу к чему-то тревожащему, необычному, что некогда так заворожило его деда Прокофия. Эта подробность из семейной истории призвана придать должный масштаб изображаемому.

Эп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: