Идейная структура романа 1 глава




Мы уже отмечали, что основная тема романа обозначена в эпиграфе из «Фауста» Гете как тема добра и зла, при этом ее можно рассматривать как во вселенском масштабе, так и в узком воплощении – в жизни отдельных людей. Казалось бы, единую идею произведения легко назвать – добро всегда должно побеждать зло. Однако торжество добра в романе должно быть оправдано, т.е. оно должно быть не тривиальной декларацией, а убеждать и воздействовать на читателя силою художественного слова, образа, действия.

В самой глубине сюжета романа находится историко-религиозная ситуация, относящаяся ко времени Иисуса Христа. Всегда при обращении к теме распятия Христа глубокие писатели создают сюжеты, в которых присутствуют образы людей, повинных в том, что из-за своей слабости, присущей человеку, они позволили совершиться ужасному преступлению. Так Чехов в рассказе «Студент» (1894) через образ студента Духовной академии Ивана Великопольского показывает силу переживания человека, в Страстную пятницу вспоминающего повествование о трех отречениях Петра. Рассказ заканчивается откровением, пришедшим в душу Ивана, о нерасторжимой связи веры и жизни. И Понтий Пилат, утвердивший смертный приговор Иешуа, принявший тем самым великую вину за всех нас, в конце романа прощен: «протянулась долгожданная лунная дорога <…>человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла <…> стремительно побежал по лунной дороге».

Иногда Булгакову ставится в упрек, что он вывел своих бесов слишком уж привлекательными, и у читателя может сложиться впечатление, что они едва ли не выступают на стороне добра. Конечно, это ложное впечатление. Во-первых, едва ли можно считать добрыми такие поступки, как отрезанная голова Берлиоза, оторванная голова Бенгальского, жестокие и издевательские выходки и т.п. Разумеется, мы заслуживаем разоблачения и часто наказания, но не безжалостного и бессердечного. Следовательно, мы должны воспринимать описанные в романе события как условные, т.е. не просто вымышленные, но выполняющие определенную литературную функцию. Другими словами, не бесы сознательно искушают героев романа, а сами герои, совершая те или иные поступки, вызывают точную реакцию, проводниками которой становятся Воланд и его компания. Обратите внимание, что они ведут себя с людьми по их заслугам, и все москвичи в разной степени подвергаются обструкции, в то время как Мастер и Маргарита пользуются безусловным уважением со стороны бесов. Однако не стоит думать, что те способны уважать кого бы то ни было, нет – поведение, помыслы, намерения любящих безупречны, чисты и нравственны, а потому не заслуживают другого отношения. Булгаков вводит в роман своего рода закон отражения, когда любой поступок человека получает адекватный ответ, словно герой видит себя в зеркале. Булгаковская нечистая сила не агрессивна, она порождена человеком, и в романе представляет собой исключительно художественный прием, главная цель которого - отрыть нам глаза и преподнести нам урок. Кстати, ее так называемая симпатичность обусловлена тем литературным эффектом, что их образы составлены из человеческих черт, качеств, эмоций, и благодаря этому обстоятельству мы не отделяем их от себя. Настоящую суть сатанинской силы – абсолютную тьму - Булгаков показывает в сцене полета его героев, покидающих Землю: «И когда Маргарита, обдуваемая прохладным, ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалились в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда».

Роман называется «Мастер и Маргарита» не только потому, что они являются главными героям. Глубинная мысль Булгакова состоит в решающей роли любви – союза мужчины и женщины – в преодоления разрозненности людей, исцелении мира от вражды и безумия. Вспомните роман Пушкина «Капитанская дочка», в котором любовь Маши Мироновой и Петра Гринева призвана соединить расколотый восстанием русский мир; или любовь Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова, которая возрождает героев к жизни и дает им надежду. Так и романе Булгакова: до встречи героев складывались катастрофические ситуации в жизни обоих. Измученный травлей, впадающий в психическое расстройство, переживший два пустых брака и утративший вдохновение и перспективу Мастер идет к неизбежной гибели. Маргарита живет без любви, испытывая не столько томление – полную безнадежность. Она готова расстаться с этой невыносимой жизнью, ее преследуют тоска, уныние, отчаяние. Обоих героев спасает любовь, она дает им смысл жизни, она заполняет их жизнь трудным счастьем, она открывает перед ними правду. Таким образом, именно в любви Мастера и Маргариты соединяется распадающийся мир в них и вокруг.

Роман «Мастер и Маргарита» - феерическое произведение, уникальное и единственное в русской литературе по жанру, стилю, художественному исполнению.

1. Согласны ли вы с утверждением В.В. Лакшина: «Нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена – соблазном и искушением людей. Напротив, шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов…». Дайте развернутый аргументированный ответ.Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

2. Прочитайте приведенный ниже фрагмент романа и выполните задания.

1) Читая текст, ответьтена вопросы, связывающие его содержание с содержанием романа.

 

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Нет! Мастер (кто это?______ __________________) ошибался, когда с горечью говорил Иванушке (кто это?______ __________________) в больнице (в какой?_________________________)в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.

Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно — с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною (когда именно?_______________) мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.

Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.

— Да, да, да, такая же самая ошибка! — говорила Маргарита зимою, сидя у печки и глядя в огонь, — зачем я тогда ночью ушла от него? Зачем? Ведь это же безумие! Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!

 

2). Догадайтесь по контексту, что означают слова и выражения:

готический; крупный специалист; совместная квартира

3).Представьте, что Вам необходимо сделать постраничные сноски к тексту романа. Используя справочную литературу или интернет, объясните значения слов:

примус; несчастный Левий Матвей

4).Представьте, что вы являетесь автором комментариев к тексту романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Соберите необходимый материал, чтобы рассказать об Арбате, одной из самых знаменитых улиц Москвы (создайте лаконичный, содержательно насыщенный текст комментария):

«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата».

5). «… Я вернулась на другой день, честно, как обещала, но было уже поздно. » Объясните, о каком опоздании говорит Маргарита. Дайте развернутый ответ.

6). Выразите свое аргументированное согласие или несогласие с утверждением литературоведа В.Б. Соколова.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия.

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

7). Опираясь на приведенный фрагмент и полный текст романа, ответьте на вопрос:

Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?

8). Сопоставьте приведенный фрагмент из романа «Мастер и Маргарита» со стихотворением М. Цветаевой «Колдунья». Выделите аспекты для сопоставления (их число определите самостоятельно). Результаты сопоставления оформите в таблице. Сформулируйте вывод.

 

Я -- Эва, и страсти мои велики:

Вся жизнь моя страстная дрожь!

Глаза у меня огоньки-угольки,

А волосы спелая рожь,

И тянутся к ним из хлебов васильки.

Загадочный век мой -- хорош.

 

Видал ли ты эльфов в полночную тьму

Сквозь дым лиловатый костра?

Звенящих монет от тебя не возьму, --

Я призрачных эльфов сестра...

А если забросишь колдунью в тюрьму,

То гибель в неволе быстра!

 

Ты рыцарь, ты смелый, твой голос ручей,

С утеса стремящийся вниз.

От глаз моих темных, от дерзких речей

К невесте любимой вернись!

Я, Эва, как ветер, а ветер -- ничей...

Я сон твой. О рыцарь, проснись!

 

Аббаты, свершая полночный дозор,

Сказали: "Закрой свою дверь

Безумной колдунье, чьи речи позор.

Колдунья лукава, как зверь!"

-- Быть может и правда, но темен мой взор,

Я тайна, а тайному верь!

 

В чем грех мой? Что в церкви слезам не учусь,

Смеясь наяву и во сне?

Поверь мне: я смехом от боли лечусь,

Но в смехе не радостно мне!

Прощай же, мой рыцарь, я в небо умчусь

Сегодня на лунном коне!

9). Сформулируйте темы сочинений, раскрывая которые можно использовать собранный вами ходе сопоставления материал.

 

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

 

Совершенно очевидно, что если мы говорим серебряный век, то предполагаем существование предшествующего золотого века. Эта традиция располагать исторические эпохи по принципу убывания их значимости, что проявлялось в ценности металла, их обозначавшего – от золотого века к железному – сложилась еще в античности и сохранялась на протяжении Средних веков вплоть до Нового времени. В качестве метафоры такое обозначение используется и сейчас.

Золотой век русской литературы навсегда связан с расцветом, гармонией вдохновения, высокого чувства, мысли и художественного слова, представленных творчеством Жуковского, Батюшкова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Этот период литературы объединил поэзию так называемого круга поэтов пушкинской поры. После 1841 г., с уходом из жизни Лермонтова, а четырьмя годами раньше – Пушкина, русские поэты XIX в. продолжали традиции великих. Среди них выделялись Тютчев с его страстной философской лирикой, Фет, чей тончайший по эстетическому исполнению стих послужил примером для новой поэзии следующего века, Некрасов – создатель гражданской русской поэзии.

1. В 5 — 9 вы изучали произведения поэтов, чье творчество относится к серебряному веку русской поэзии, знакомились с их биографиями. Перечислим известные вам стихотворения:

А.С. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре»

С.А. Есенин «Берёза», Отрывок из поэмы «Сорокоуст», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся»

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости»

Б.Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…»

Вспомните изученное. Проведите научно-практическую конференцию (конкурс чтецов, поэтический вечер). Ваши знания, умение анализировать стихотворения, читать их выразительно являются основой для успешного освоения содержания данного раздела курса литературы 11 класса.

В 1890-е гг. родилось новое направление в русской поэзии – символизм, зародившийся ранее во французской литературе, но затем в русской приобретший уникальное звучание. Символизм в искусстве был вызван потребностью создавать новые формы для выражения современных художественных идей. Символизм как понятие происходит от греч. simbolon – знак, символ. Для русской поэзии появление этого направления означало новую эру, поэтому для осознания этого явления следует ответить на три вопроса: какая потребность вызвала символизм к жизни; что отличает символизм от предыдущей поэзии; какие поэтические новшества внес символизм в русскую литературу.

Прежде всего, символизм зиждется на идее, что постижение бытия как мироздания и как души человека происходит исключительно благодаря пониманию роли художественного слова и художественного образа. И хотя подобный подход уже имел долгую литературную традицию, символисты развивают мысль о том, что и слово, и образ обладают неисчерпаемым потенциалом смыслов, поскольку в них сосредоточился весь исторический, чувственный, эстетический, духовный опыт человечества, и целью поэта, таким образом, становится поэтическое извлечение этого богатства символики. Слово в символизме перестает быть обыденным, поэтому постижение не может быть достигнуто обычным логическими средствами. Слово – духовный ген человечества, его символический потенциал извлекается не только интуитивно, но и с помощью особых эстетических приемов и идей. Так символ в поэтике символизма – не просто многозначное иносказание, а неисчерпаемый источник постигаемых сущностей.

Течение символизм разделяется на два «поколения» поэтов: старших символистов (К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус) и младших символистов (А.Белый, А.А.Блок). Объединяет их В.И.Иванов (1866-1949), по возрасту равный старшим, но тяготеющий по своим творческим принципам к младшим. Всего период символизма в русской литературе охватывает тридцать лет - время, называемое серебряным веком (1890-1910 гг.).

Начало символизма как литературного направления отмечается статьей одного из его основателей Д.С.Мережковского (1865-1941) [портрет], поэта, прозаика, переводчика, критика, религиозного мыслителя, мистика, - «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» (1892). В этом же году Мережковский создал одно из лучших своих стихотворений «Парки», в котором нашли отражение основные приметы его поэтического стиля.

«Парки»

Будь что будет — все равно.

Парки дряхлые, прядите

Жизни спутанные нити,

Ты шуми, веретено.

 

Всё наскучило давно

Трем богиням, вещим пряхам:

Было прахом, будет прахом,-

Ты шуми, веретено.

 

Нити вечные судьбы

Тянут парки из кудели,

Без начала и без цели.

Не склоняют их мольбы,

 

Не пленяет красота:

Головой они качают,

Правду горькую вещают

Их поблекшие уста.

 

Мы же лгать обречены:

Роковым узлом от века

В слабом сердце человека

Правда с ложью сплетены.

 

Лишь уста открою — лгу,

Я рассечь узлов не смею,

А распутать не умею,

Покориться не могу.

 

Лгу, чтоб верить, чтобы жить,

И во лжи моей тоскую.

Пусть же петлю роковую,

Жизни спутанную нить,

 

Цепи рабства и любви,

Все, пред чем я полон страхом,

Рассекут единым взмахом,

Парка, ножницы твои!

Для символиста Мережковского характерно обращение к античной мифологии и культуре; в древних образах он пытался угадать скрытые сущности. Так, вечные Парки прядут жестокую, неведомую нам нить судьбы. Поэт стремился найти связь общего и личного в «слабом сердце человека», поэтому он пишет о сплетении в нем правды и лжи, вечности и современности. Мережковский известен как поэт мистической правды бытия, и стихотворение «Парки» окутано атмосферой тайны. Художник-символист развивает в новом поэтическом направлении художественные идеи Пушкина, высказанные еще в романе «Евгений Онегин». Вспомним элегию Ленского из 6-ой главы: «Что день грядущий мне готовит?/Его мой взор напрасно ловит:/ В глубокой тьме таится он!/ Нет нужды прав судьбы закон!». Примечателен и протест личности рубежа XIX-XX вв., бросающей индивидуалистический вызов мировым силам в нежелании им подчиняться. Стихотворение отвечает поэтическим принципам символизма, что обнаруживается в легкости стиха, летящем, соответствующем переживанию темы ритме, а также в звуковых переливах стиха:

Все наскучило давно

Трем богиням, вещим пряхам:

Было прахом, будет прахом, -

Ты шуми, веретено.

К поколению старших символистов относится супруга и соратник Мережковского – Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945). Поэтический стиль Гиппиус отличался многими чертами, присущими классическому символизму: нарочитая образность, предназначенная для поиска скрытых тайн жизни, молитвенность как сосредоточенность души на общении с высшими сферами, эстетизация депрессивных состояний духа и смерти как равного жизни начала бытия, эпатаж. Эти мотивы и признаки обнаруживаются во всем творчестве поэтессы. Например, стихотворении «Апельсинные цветы»:

О, берегитесь, убегайте

От жизни легкой пустоты.

И прах земной не принимайте

За апельсинные цветы.

Или в стихотворении «Любовь – одна», в котором сталкиваются противоположные сущности:

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна,

И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна.

Или эпатажное заявление, взрывающее обычные представления людей о своем почитании Бога:

Беспощадна моя дорога,

Она меня к смерти ведет.

Но люблю я себя, как Бога, -

Любовь мою душу спасет. (1894)

Ярчайшим выразителей красоты символистской поэтики среди старшего поколения был Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942). Легкость ритма, к которой стремились символисты, дополнилась певучестью, музыкальностью стиха. Считается, что мимолетность и переливающиеся образы Бальмонт унаследовал из живописи импрессионизма, утвердив тем самым особое эстетическое единство музыки, живописи и поэзии своего времени. Бальмонт пользовался огромной славой и снискал известность как самый изысканный поэт символизма.

Вот один из образцов его лирики, стихотворение «Я вольный ветер, я вечно вею...» (1897)

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

 

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая,

Я вею, млею, воздушный, сонный.

 

В любви неверный, расту циклоном,

Взметаю тучи, взрываю море,

Промчусь в равнинах протяжным стоном -

И гром проснется в немом просторе.

 

Но, снова легкий, всегда счастливый,

Нежней, чем фея ласкает фею,

Я льну к деревьям, дышу над нивой

И, вечно вольный, забвеньем вею.

Кроме собственной поэзии слово Бальмонта звучит в замечательных переводах зарубежных поэтов XIX в.: П.Шелли, Дж.Г.Байрона, Э. По, О. Уайльда, Г.Гейне, Ш.Бодлера и других.

Следующим поэтом старшего символизма стал Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – поэт, прозаик, драматург, литературовед и критик. Брюсов сыграл значительную роль в формировании символизма как направления и в целом в литературной жизни своего времени. Поэт рано начал писать стихи и при этом скоро обнаружил в себе большие организаторские способности. Так, едва достигший 20-летнего возраста поэт подготовил и издал три коллективных сборника поэзии «Русские символисты» а также ряд своих сборников стихов. Для его ранней поэзии характерны такие черты, как эстетизм, подчеркнутая оторванность от обыденной тематики, аполитизм, поэтически декларируемый эгоцентризм. Показательным стихотворением этого периода явилось послание «Юному поэту» (1896).

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

 

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

 

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

На исходе серебряного века творчество Брюсова претерпело значительные изменения, утратив первоначальные поэтические иллюзии, расширив и все спектр тем и образов и приобретя большую реалистичность. Показательным в этом отношении была реакция Брюсова на Октябрьскую революцию 1917 г. Если другие старшие символисты (Бальмонт, Мережковский, Гиппиус) покинули Россию, жили и умерли в эмиграции во Франции, то Брюсов революцию принял и даже стал заметным работником в различных учреждениях нового государства, занимаясь делами печати, организации поэтических групп, преподаванием, исследованием литературы. О настроении позднего Брюсова свидетельствует следующее стихотворение 1919 г.

Я доживаю полстолетья,

И на событья все ясней

Могу со стороны смотреть я,

Свидетель отошедших дней.

<…>

Но сердце верило... И снова

Гром грянул, молнии зажглись,

И флаги красные сурово

Взвились в торжественную высь.

 

Простой свидетель, не участник,

Я ждал, я верил, я считал...

К периоду старшего символизма так или иначе относятся другие видные поэты времени: Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909), Николай Максимович Минский (1856-1937), Юргис Балтрушайтис (1873-1944).

1. Прочитайте стихотворение и выполните задания.

КИНЖАЛ

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь

свой клинок...

М. Лермонтов

 

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый.

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры.

 

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Когда все под ярмом клонили молча выи,

Я уходил в страну молчанья и могил,

В века загадочно былые.

 

Как ненавидел я всей этой жизни строй,

Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы.

 

Но чуть заслышал я заветный зов трубы,

Едва раскинулись огнистые знамена,

Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона.

 

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

Как прежде, пробежал по этой верной стали,

И снова я с людьми,— затем, что я поэт,

Затем, что молнии сверкали.

В. Я. Брюсов 1903

 

1). Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В.Я. Брюсов.

2). Укажите номер строфы (цифру), в которой поэт использует анафору.

3). Как называется прием, использованный автором в третьей строфе, который основан на противопоставлении чувств лирического героя (ненавидел – но хохотал)

4). Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения.

1) гипербола

2) метафора

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись

5). Укажите размер, которым написано стихотворение В.Я. Брюсова «Кинжал» (без указания количества стоп).

6). Какова роль поэта и назначение поэзии, воссозданные в стихотворении? Дайте развернутый ответ.

7). В каких произведениях русских поэтов воплощена тема творчества и в чем их сходство со стихотворением В.Я. Брюсова? Дайте развернутый ответ.

 

 

К поколению младших символистов, или младосимволистов, относят, прежде всего, Александра Александровича Блока (1880-1921) и Андрея Николаевича Белого (Бугаева) (1880-1934). Естественно возникает вопрос, почему возникла необходимость различать эти две группы поэтов, тем более, что временная дистанция между старшими и младшими символистами не столь уж велика (скажем, Брюсова и Блока разделяют всего 7 лет, а Вячеслав Иванов, будучи ровесником Бальмонта и Мережковского, в творческом отношении ближе к младшим символистам). Основных причин разделения две: во-первых, граница между ними проходит между двумя веками и, главное, литературными эпохами; во-вторых, сохраняя ведущие поэтические принципы старших символистов, младшие в своем творчестве имели общую философскую базу – они опирались на теорию русского философа В.И.Соловьева о Всеединстве мира. Отличало творчество младших символистов также значительное расширение тематического диапазона за счет активного обращения к социальным другим жизненным темам.

Александр Александрович Блок, родившийся в Санкт-Петербурге в семье профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока и дочери ректора Санкт-Петербургского университета Александры Андреевны Блок (Бекетовой), получил прекрасное образование и вырос чрезвычайно знающим и эстетически развитым молодым человеком. По свидетельствам близких, Блок начал писать стихи еще мальчиком, поэтому неудивительно, что к 20-летнему возрасту благодаря своему уникальному дару юноша сложился как оригинальный поэт, с первых шагов на поэтическом поприще ставший первым поэтом нового поколения символистов. Первый сборник его лирики был создан под сильнейшим влиянием идей Соловьева о вечной женственности и назывался «Стихи о прекрасной даме» (1901-02). В нем мистерия вечной женственности в Божественной мудрости, возникшая еще в заключительных строках «Фауста» Гете, явилась источников лирического переживания молодого Блока будущей встречи с идеалом любви и жизни:

 

* * *

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

 

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

 

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

4 июня 1901

 

Изысканные ранние стихи Блока о прекрасной даме, такие как, например, «Вхожу я в темные храмы,/Совершаю бедный обряд./Там жду я прекрасной дамы/В мерцании красных лампад» (1902) или «Мы встречались с тобой на закате,/Ты веслом рассекала залив,/Я любил твое белое платье,/Утонченность мечты разлюбив» (1902) постепенно уступают место тревожными по духу и настроениям произведениям. В них сочетаются разные мотивы, черты символистской поэтики и социальной тематики. Ярким примером такого поэтического симбиоза может служить стихотворение «Фабрика»:

Фабрика

 

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

 

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: