Кузнецовой Екатерины Михайловны




По окружающему миру

во 2 «Б» классе

2012-2013 учебный год

 
 

 


г. Ярославль

 

Раздел № 1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, письма департамента образования Администрации Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 г. «О рабочих программах учебных курсов», примерной программы по окружающему миру, авторской программы по окружающему миру автора О.Т. Поглазовой, основной образовательной программы начального общего образования школы.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией О. Т. Поглазовой изд-во _Ассоциация 21 век 2012 год. УМК состоит из: _ учебника «Окружающий мир» в 2-х частях, рабочих тетрадей по окружающему миру в 2-х частях и тестовых работ по окружающему миру.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован МО РФ.

Учебный предмет окружающий мир является приоритетным для формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окру­жающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружаю­щий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного);

• сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, Программа соответствует базовому уровню государственного стандарта начального общего образования по математике.

На изучение окружающего мираво 2 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов.

Раздел № 2. Цели и задачи обучения

 

• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естест­веннонаучных и гуманитарных курсов;
• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;
• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естест­веннонаучных и гуманитарных курсов;
• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;
• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;
• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.  

При этом решаются следующие развивающие, образова­тельные, воспитательные задачи:

- развитие познавательной активности и самостоятель­ности в получении знаний об окружающем мире;

- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, че­ловека и общества;

- усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, за­кономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

- освоение общенаучных и специфических методов позна­ния окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

- формирование умений добывать информацию из раз­личных источников и представлять её в разных формах;

- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бе­режного отношения ко всему живому на Земле, сознательно­го отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нрав­ственного поведения в природе, в быту, в обществе.

 

Раздел № 3. Распределение учебных часов в течение года

Учебный период 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Учебный год
           
1. Количество часов в неделю          
2. Количество часов на год (четверть)          
3. Резервное время          
4.*Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ          
q тест          
q проверочная работа          
q практическая работа          
q экскурсия          
q проектная работа          

 

Раздел № 4. Тематическое планирование

 

№ раздела (главы) Наименование темы Всего часов Сроки прохождения Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ
         
  Человек и природа. 9 ч. 2.06- 10.09 тестов - 2
        провер. раб. - 2
  Красота и разнообразие неживой природы. 31 ч   тестов - 5
        провер. раб. - 5
        практ. раб. - 4
        проект. раб. - 2
        экскурсий - 2
  Человек и общество. 8 ч.   тестов - 1
        проект. раб - 1
  Наша Родина – Россия. 9 ч.   тестов - 2
        провер. раб. - 1
        проект. раб. - 2
  Человек – творец. 11 ч.   тестов - 1
        провер. раб. - 3
        практ. раб. - 2
        проект. раб. - 2

Раздел № 7. Анализ выполнения Программы

 

Параметры Учебный период
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Учебный год
  Кол-во часов %
             
Кол-во часов по программе           --
Проведено фактически            
Разница в часах            
Причины          
         
         
         
         
Выполнение программы          
Дата заполнения --        
Подпись учителя --        

Раздел № 6. Мониторинг успешности усвоения учебного материала

 

Дата № К.Р. Тема контрольной работы Кол-во уч-ся в классе Выполняли работу Справились Получили «4»-«5»
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

 


Раздел № 8. Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения курса окружающий мир во 2 классе ученики должны

 

знать/понимать
· человек – часть живой природы и член общества;
· правила безопасного поведения в природе и социальной среде, в чрезвычайных ситуациях;
· основные нормы морали, культурного поведения, правила вежливого общения;
· правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления здоровья;
· природные тела и явления, виды земной поверхности;
· взаимоотношения в обществе; Родина, государство, его столица, государственные символы;
· названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России;
· 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
· экологические проблемы современного города и пути их решения;
· смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, госу-
· дарство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транс-
· порт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и
· центр симметрии предметов.
уметь
  • различать по существенным признакам живую и неживую природу и изделия человека;
  • приводить примеры государственных законов, праздников, городов России;
  • описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их сущ. признаки;
  • сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты;
  • объяснять отличия человека от животного, значение природы для здоровья человека;
  • наблюдать тела и явления природы;
  • осуществлять поиск учебной информации из разный источников;
  • представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разный формах;
  • формулировать и обосновывать правила поведения в природе, быту и обществе;
  • создавать творческие работы на заданную тему, участвовать в проектной деятельности;
  • оценивать свою деятельность, высказывая свои суждения, предположения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
  • ориентирования в среде обитания;
  • решения познавательных и практических задач;
  • использования УУД при работе с разными источниками информации;
  • определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении;
  • проведение наблюдений за телами и явлениями, объектами природы;
  • выполнение правил личной гигиены, режима дня, поведения в природе, быту и обществе;
  • осознания себя членом общества;
  • создания творческих работ на заданную тему;
  • участие в проектной деятельности.

Приложение

 

Раздел № 5. Календарно-тематическое планирование учебного материала

 

 

№ урока Наименование темы урока Изучаемые понятия (в соответствии с ФКГС) Дата Контроль
План Факт
           
  Что нас окружает. Урок повторения.       тест 1 пров. раб. 1
  Свойства живых существ. опыт, модель, условный знак      
  Человек - часть живой природы. разумное существо      
  Человек – разумное существо. изобретение, изобретатель      
  Профессии людей. Эколог – одна из самых важных профессий. профессии, эколог, экологическая проблема     тест 2
  Здоровье человека. Значение природы для здоровья. здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт     пров. раб. 2
  Органы чувств и сохранение их здоровья. функции органов чувств, их гигиена, первая помощь      
  Чистота – залог здоровья.. микробы      
  Азбука безопасности. Правила безопасного поведения. безопасность      
  Кто и как изучает природу. наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент     тест 3 пров. раб. 3
  Природные тела и явления. явление, тело, наблюдение     тест 4
  Разнообразие облаков. водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака     прак. Раб.
  Гроза. Безопасное поведение во время грозы. молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град     пров. раб. 4
  Солнце – ближайшая к Земле звезда. солнце, звезда      
  Солнце и жизнь.        
  Земля – планета. планета, космонавт, космический корабль      
  Форма и движения Земли. глобус, ось Земли, полюса, экватор, сутки, год      
  Луна - естественный спутник Земли. искусственный спутник, естественный спутник      
  Исследования Луны. Человек ни Луне. лунная поверхность, автоматическая станция, луноход, астронавт      
  Звёзды и созвездия. телескоп, созвездия      
  Планеты, движущиеся вокруг Солнца. планеты, астероиды     прак. раб
  Кометы, метеоры, метеориты. комета, астероид, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция     проект. раб.
  Разнообразие космических тел. Обобщающий урок.       тест 5 пров. раб. 5
  Поверхность Земли. Материки и океаны. карта, глобус, океан, материк, остров      
  Разнообразие форм суши. Плоские и холмистые равнины. равнины, горы, холм     прак. раб.
  Овраги и борьба с ними. овраги, курган      
  Горы, их разнообразие. вершина, склон, подошва, хребет, Эверест, Эльбрус     прак. раб.
  Горы и люди. Что добывают в горах. горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, гейзер      
  Вулканы. Безопасное поведение в горах. вулкан, снежная лавина, каменная осыпь, сель      
  Экскурсия. Формы суши родного края.       экскурсия
  Земля и её поверхность. Обобщающий урок.       тест 6 пров. раб. 6
  Вода на Земле. Океаны и моря. Правила безопасного поведения на море. водоём, океан, море      
  Дары моря. Значение моря для жизни людей. экологические проблемы      
  Пресные водоёмы. Река, её части. исток, приток,устье, русло      
  Значение рек для людей. Водохранилища, каналы. Правила поведения на реке. водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба,гидроэлектростанция      
  Озеро, разнообразие озёр. Пруды, болота озеро, пруд, болото      
  Байкал – жемчужина России.        
  Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование     проект. раб.
  Экскурсия. Водоёмы родного края. виды водоёмов     экскурсия
  Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок.       тест 7 пров раб7
  Человек – общественное существо. Формы общения. жест, мимика      
  Уроки вежливости.        
  Физическая и духовная красота человека. нравственные ценности, черты характера      
  Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции. настроение, эмоции      
  Друзья. Их значение в жизни людей. друг, дружба, коллектив     тест 8
  Семья. Родственники. семья, фамилия, поколение, родственники, родословная      
  Семейные заботы и традиции. забота, обязанность, взаимопомощь, традиции, реликвия      
  Родословная семьи. родословная     проект. раб.
  Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край     тест 9
  Российская Федерация, её государственные символы. Российская Федерация, республика, край, область, армия, президент, герб, флаг, гимн России      
  Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, государственные праздники     тест 10
  Москва – столица России. столица, достопримечательность     проект. раб.
  Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои. город-герой, город-миллионер, кремль, герб города      
  Родной город, его достопримечательности. Родина, государство, столица, флаг, герб     пров. раб. 8 проект раб.
  Горожане и селяне. Проблемы современного города. архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь      
  Проблемы современного города. (продолжение) свалка, переработка, металлический лом      
  Виды транспорта. Проблемы загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. виды транспорта      
  Проблемы загрязнения воздуха и вода при использовании транспорта. (продолжение) экологические проблемы     пров. раб 9
  Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог. музей, экспонат, окаменелость      
  Старинные и современные предметы одежды и быта. быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти, лампада, факел      
  Старинные и современные средства письма, счёта, связи. знаки, буквы, иероглифы, алфавит; арифмометр, калькулятор, компьютер, глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта     тест 11 проект. раб.
  Художественное творчество человека. Театры, консерватории, галереи. художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль     пров. раб. 10
  Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.       проект. раб.
  Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия. симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии      
  Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире. осевая симметрия, её признаки, линия симметрии      
  Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии. центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии     практ. раб.
  Орнаментальная (переносная) симметрия. Элемент (ячейка) переноса и его повторяемость. признак переносной (орнаментальной) симметрии, элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент     практ. раб.
  Виды симметрии в изделиях людей. симметричный и несимметричный предметы, виды симметрии     пров. раб. 11

 

 

Раздел № 9. Материально-техническое обеспечение программы по окружающему миру

· Поглазова О.Т. Шилин В.Д. Учебник «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

· Поглазова О.Т. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в 2 частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

· Поглазова О.Т. Тестовые задания «Окружающий мир». – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: