IV Российский парламентаризм на пороге XXI века




 

Изменяясь и развиваясь, советская государственность просуществовала в России до декабря 1993 года. Изменения были связаны в первую очередь с начавшимися в стране глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями. В развитии представительной и законодательной власти в Российской Федерации наступал новый этап.

В современной России законодательная ветвь власти представлена парламентом. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России.

Российский парламент представлен Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы (нижняя палата парламента) и Совета Федерации (верхняя палата парламента).

В соответствие с основополагающими принципами демократии в нашей стране предусмотрена следующая процедура принятия важнейших законопроектов.

Сначала их рассматривают в Государственной Думе депутаты, избранные гражданами России. Затем законопроекты поступают в Совет Федерации, где они утверждаются представителями субъектов Российской Федерации. Право окончательного утверждения законов принадлежит главе государства - Президенту Российской Федерации.

Согласно Конституции России, принятой в 1993 году, были проведены выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Сегодня в Российской Федерации работает Государственная Дума четвертого созыва (2003-2007 гг.).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, который достиг 21 - летнего возраста и имеет право участвовать в выборах.

Половина депутатов ныне действующей Государственной Думы было избрана населением по пропорциональной системе - по спискам от политических партий, участвовавших в выборной компании и сумевших «перешагнуть» пятипроцентный барьер. Согласно Регламенту Государственной Думы большинство избранных депутатов, исходя из их политических взглядов, объединяются по фракции (депутатские объединения). Наиболее многочисленной из них является «Единая Россия», в состав которой входит 308 депутатов (68,44%). Остальные фракции представлены:

КПРФ -46 депутатов (10.22%);

ЛДПР - 35 депутатов (7,78%);

партия "Родина" (народно-патриотический союз)" - 29 депутатов (6,44%);

Народно-Патриотический Союз "Родина" - 12 депутатов (2,67%); 16 независимых депутатов, не вошли в зарегистрированные депутатские объединения, что составляет 3,56%.

Другая половина депутатов Государственной Думы была избрана по традиционной мажоритарной системе (от французского - большинство) - по одномандатным округам.

Депутатами Государственной Думы 4-го созыва от Краснодарского края по восьми одномандатным округам избраны Севастьянов Виталий Иванович, Литвинов Николай Петрович, Горбачев Владимир Лукич, Дорошенко Галина Степановна, Казаков Борис Лукич Анушевановнч, Харченко Иван Николаевич, Ткачев Алексей Николаевич, Шишкарсв Сергей Николаевич.

Депутаты, избранные по одномандатным округам, как правило, также входят в
состав одной из фракций. Поэтому по новому избирательному закону предполагается в будущем всех депутатов Думы пятого созыва избирать по партийным спискам.

Председателем нынедействующей Государственной Думы четвертого созыва избран Грызлов Борис Вячеславович (председатель фракции «Единая Россия»). Он проводит заседания и определяет внутренний распорядок работы нижней палаты парламента.

Депутаты, объединенные в 29 комитетов и 9 комиссий, осуществляют работу по подготовке и экспертизе законопроектов в различных сферах жизнедеятельности общества (комитеты по законодательству, обороне и национальной безопасности, культуре, образованию и т.д.).

Кроме того, к полномочиям Думы относится, прежде всего, принятие законов, в том числе закона о государственном бюджете. Она может выразить доверие или недоверие правительству, отдельным его министрам, принять или отклонить правительственные законопроекты. С согласия Государственной Думы, по представлению Президента (с 2000 года на эту должность избран Владимир Владимирович Путин), происходит назначение председателя Правительства Российской Федерации.

Опираясь на практический опыт деятельности Государственной Думы начала XX века, высшим представительным органом РФ применяются и такие методы влияния на правительство, как запросы парламента и его депутатов по отдельным вопросам управленческой деятельности. Парламент также вправе обсуждать деятельность правительства, заслушивать его отчеты, проводить расследования.

Совет Федерации формируется из представителей субъектов Российской Федерации: по два от каждого субъекта, по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Краснодарский край в Совете Федерации представляют Ахмедов Фа рхад Тимурович (представитель от администрации Краснодарского края) и Шишков Алексей Николаевич (представитель от Законодательного Собрания Краснодарского края).

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, Председателем Совета Федерации 5 Декабря- 2001 гола избран Сергей Михайлович Миронов, представлявший в Совете Федерации Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией России. Основной его функцией является осуществление законодательных полномочий. Цель деятельности Совета Федерации, по словам Председателя Совета Федерации С. М. Миронова, состоит в укреплении «федеративной модели государственно-правовой самоорганизации России, единства ее политического, социально-экономического и культурного пространства».

30 января 2002 года Совет Федерации принял новый Регламент палаты, согласно которому были созданы 16 комитетов и 7 постоянных комиссий.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами, они имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также, но федеральным конституционным законам: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательное Собрание Краснодарского края - постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти края. Депутатом ЗСК может быть избран дееспособный гражданин России старше 21 года, проживающий на территории края.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. Кубанский парламент в составе 50 депутатов приступил к работе 14 декабря 1994 года.

В летописи современной политической истории Краснодарского края именно с этой даты проведения первой сессии начинается отсчет истории кубанской представительной власти новейшего времени.

Первым председателем Законодательного Собрания был избран Алексей Александрович Багмут.

С декабря I995 года по сегодняшний день кубанский парламент возглавляет Владимир Андреевич Бекетов. До реформирования верхней палаты российского парламента В.A. Бекетов был также членом Совета Федерации, а в настоящее время является членом Совета законодателей России.

Законодательное Собрание края стало историческим преемником представительных органов власти в нашем регионе - Кубанской Законодательной Рады, Советов (в том числе Кубано-Черноморского областного Совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов, Краснодарского красного Совета депутатов трудящихся, позже - Совета народных депутатов).

Прошедшие с того момента 11 лет были очень важными для России и Кубани, вместили в себя немало больших, переломных событий, повлиявших на нашу жизнь. Проходя испытание временем, мы многому учились, искали выход из сложных, порой кризисных ситуаций, принимали непростые решения.

Но при любых обстоятельствах депутаты всех созывов следовали стратегии формирования такой региональной правовой базы, которая обеспечивала бы благополучие кубанцев.

Именно интересы населения, защита прав граждан были и остаются приоритетными для кубанских парламентариев. Законом №1, принятым Законодательным Собранием края, стая Закон "О моратории на приватизацию объектов образования вКраснодарском крае". Он внес значительный вклад в укрепление гарантий прав жителей Кубани на получение бесплатного и доступного общего образования.

С самого начала нормотворческой деятельности стало ясно, что формирование регионального правового поля - дело принципиально новое.

Оно потребовало основательных знаний в политике, экономике, финансах, в сфере социальных отношений, радикально изменившихся к этому времени в нашем государстве.

Помимо этого пришлось овладевать техникой разработки и написания законов, серьезно изучать специальную литературу и федеральное законодательство, предметно общаться с учеными и экспертами.

В Законодательное Собрание первого созыва пришли люди с различными политическими взглядами. Это вызывало споры, принципиальные столкновения по многим позициям, и, конечно же, порождало определенные трудности в работе.

Дискутировали по широчайшему спектру проблем - начиная от процедурных вопросов, стиля документов, и заканчивая конкретным содержанием законов и постановлений.

Однако, несмотря на все сложности, именно депутаты первого созыва заложили нормативную базу, регулирующую основные сферы жизнедеятельности населения Кубани, создали правовой фундамент для дальнейшего развития и функционирования экономики края в рыночных условиях.

На этом этане, в отсутствие федеральных законов по предметам совместного ведения, мы вынуждены были принимать некоторые законы, что называется на свой страх и риск. В последующем, с принятием соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне, красные законы надо было поправлять или признавать утратившими силу.

В работе депутатского корпуса второго созыва были Сохранены и развиты традиции краевого парламента первого созыва, апробированы новые формы деятельности. Большой объем работы был проделан по приведению краевого законодательства в соответствии с федеральным.

Важнейшими задачами, наряду с подготовкой новых законов, стало изучение практики применения уже принятых нормативных правовых актов, контроль их исполнения. С этой целью во втором созыве стали регулярно проводиться зональные совещания. На них заслушивались отчеты депутатов, информация об эффективности действия тех или иных законов.

24 ноября 2002 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания третьего созыва. В составе депутатского корпуса произошли количественные и качественные изменения. В Собрание пришли в большинстве своем опытные руководители, крупные предприниматели, крепкие хозяйственники. Число депутатов возросло 0т 50 до 70 человек.

Сегодня в составе ЗСК работает 69 депутатов (в том числе 25 - на постоянной основе). Все депутаты имеют высшее образование; 7 - ученую степень доктора наук; 15 - кандидатов наук.

Можно с уверенностью утверждать, что качество работы и профессионализм депутатов второго и третьего созыва выросли еще и по той причине, что всякий раз после очередных выборов (и в 1998, и 2002 годах) сохранялся определенный "костяк" из прежнего депутатского состава.

Во втором созыве повторно были избраны 9 человек, или 18% от нового состава. В третьем созыве повторно, либо в третий раз было избрано 19 человек, что составило 27% от численности нынешнего созыва. В том числе в третий раз было избрано 5 человек, или 7%.

Структура Законодательного Собрания края третьего созыва сформирована в соответствии со структурой администрации края и включает в себя 14 комитетов.

Депутаты нынешнего созыва — это люди дела, хорошо знающие реалии сегодняшнего дня, конструктивно решающие любые вопросы.

Для обеспечения деятельности Законодательного Собрания работает аппарат в составе 4 управлений: правового, ннформационно-аналитического, финансово-экономического и управления делами.

Правовая, финансово-экономическая и общественно-политическая экспертиза, всесторонняя информация нужны для того, чтобы у депутатов в полном объеме были материалы для подготовки и принятия законодательных актов. Всем этим депутатов "вооружает" аппарат.

Центральное место в деятельности депутатов занимали и занимают вопросы бюджетно-налоговой политики, прежде всего работа над главным финансовым документом - законом "О краевом бюджете".

Этот закон принимается ежегодно и ему предшествует очень объемная и кропотливая предварительная работа. Он проходит обсуждения на рабочих группах на парламентских слушаниях. В прошлом году впервые были проведены общественные слушания по проекту краевого бюджета.

Важнейшим направлением в работе ЗСК было и остается обеспечение устойчивого социально-экономического развития края, привлечение инвестиций в ведущие отрасли экономики, содействие бизнесу.

Без этой составляющей невозможен рост налогооблагаемой
базы, а значит повышение благосостояния всех слоев населения,
решение социальных вопросов.

А именно социальная ориентированность бюджета края - предмет повышенного внимания депутатов. Это уже стало доброй традицией, год от года все больше средств направляется па образование, здравоохранение, культуру, социальную защиту населения. Только за прошедший год в общих расходах бюджета края удельный вес средств, направленных на социально-культурную сферу, вырос с 54% до 61%.

Это было бы невозможно без продуктивного сотрудничества и взаимопонимания с краевой исполнительной властью. Только совместная слаженная работа исполнительной и законодательной власти может способствовать достижению политической, экономической и межнациональной стабильности.

Учитывая, что Краснодарский край является одним из крупных сельскохозяйственных регионов, Законодательным Собранием много внимания уделяется созданию необходимой правовой базы для улучшения работы предприятий и организаций агропромышленного комплекса, повышения эффективности и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств.

Депутатский корпус Законодательного Собрания всегда оперативно реагирует на необходимость правового регулирования происходящих в крае преобразований. Его законотворческая задача - работать на опережение, создавать правовые условия для прогрессивного развития хозяйственного комплекса Кубани.

В настоящее время Краснодарский край занимает ведущие позиции на Юге России по социально-экономическим показателям, по объемам производства, притоку инвестиций, развитию аграрной и курортно-рекреационной сфер.

Но важно не только добиться высот, но и удержаться на них. Нерешенных проблем еще много, и это понятно. Вопросы ставит сама жизнь, а задача депутатов - увидеть их, спрогнозировать развитие ситуации и принять необходимые нормативно-правовые акты. Надо помнить, что закон - это юридический путь решения существующих в реальной жизни проблем.

Большое место в депутатской деятельности занимает межпарламентское сотрудничество. Законодательное Собрание стало одним из инициаторов создания Южно-Российской парламентской ассоциации. Главным объединительным мотивом было осознание того, что в современных условиях на законодательную власть ложиться все более серьезная ответственность, и потому надо интегрировать усилия представительных органов субъектов Федерации.

Все шире становится круг вопросов, по которым ЗСК взаимодействует с федеральным центром. Депутаты активно используют предоставленное представительным органам субъектов Федерации право законодательной инициативы, разрабатывая и направляя в Государственную Думу проекты федеральных законов. На протяжении последних лет Законодательное Собрание Краснодарского края занимает лидирующую позицию по числу таких инициатив. То есть кубанские депутаты работают не только над расширением и совершенствованием правового поля края, но и стремимся влиять на процесс федерального законотворчества. Тем более, что многие проблемы, требующие законодательного урегулирования, из регионов виднее, чем из Центра.

Кубанские законодатели активно участвуют в парламентских слушаниях, совещаниях, научных конференциях, проводимых обеими палатами Федерального Собрания.

В свою очередь и Совет Федерации, и Государственная Дума на базе Законодательного Собрания края регулярно проводят свои выездные парламентские слушания.

Законодательное Собрание Краснодарского края поддержало инициативы Президента Российской Федерации по укреплению вертикали власти, так как без этого невозможно укрепление самого государства.

Предложенные меры являются необходимыми для укрепления государственности и наведения элементарного порядка - чего уже более 10 лет ждет большинство граждан России от государства и Президента. Сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны.

Законодателям Кубани удалось достичь главного динамичного развития Краснодарского края. Создана надежная правовая база эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития региона, реализации гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией страны.

В целом законодательная ветвь власти выступает в настоящее время важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил, а современный парламентаризм в его отечественном варианте и со всеми его достижениями и недостатками стал неотъемлемой частью политической системы страны.

И одной из важнейших целей на современном этапе российской государственности является закрепление и развитиевсего лучшего, что было и есть в политической практике.

Наш исторический опыт и опыт других государств однозначно свидетельствуют - нет, и не может быть настоящей демократии и гражданского общества без эффективно работающего местного самоуправления.

В жизни любой страны это глазное звено, на уровне которого формируется и положительное, и отрицательное отношение большинства населения к социально-экономическим процессам и политическим событиям.

И задача местного самоуправления - создавать условия, чтобы каждой семье жилось лучше, чтобы формировался позитивный настрой людей на развитие экономики и укрепление страны.

Именно поэтому в соответствии с Федеральным законом № 131 и была начата общероссийская реформа местного самоуправлении. Она нацелена на приближение власти к народу, на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения в интересах всего населения и при его непосредственном и активном участии.

Наконец по-настоящему должен заработать механизм общественного контроля. Реформа будет способствовать развитию гражданского общества.

Надо отметить, что в мировой практике именно местное самоуправление считается основой демократии.

Этому направлению деятельности депутаты Законодательного Собрания уделяют повышенное внимание. Ими принят целый блок законов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу для успешного проведения в крае реформы местного самоуправления.

С 1 января 2006 года начался новый этап реализации реформы. Своеобразие его в том, что поселенческий уровень начал реально работать. Множество людей сегодня проходят, прямо скажем, нелегкий путь становления новых форм управления обществом.

Законодательным Собранием края поставлена задача максимального привлечения в органы власти молодежи. Прежде всего, для этого увеличили состав депутатского корпуса муниципальных образований Кубани на 20000 человек. И это решение себя полностью оправдало!

Из общего числа избранных депутатов представительных органов местного самоуправления в возрасте до 35 лет избрано 1082 человека, что составляет 17,3 % от всего депутатского корпуса этого уровня власти. Сравните: в ноябре 2002 года состоялись выборы в кубанский парламент, депутатами Законодательного Собрания края в возрасте до 35 лет были избраны всего 6 из 69 депутатов.

Законодательное Собрание и администрация края считают, что надо уделять больше внимания представителям молодого поколения, которые пришли работать во властные структуры всех уровней.

Именно для этих целей были созданы Молодежная палата при губернаторе, а при ЗСК - Совет молодых законодателей Кубани. Последний на состоявшемся в декабре прошлого года общем собрании, в работе которого приняли участие почти все молодые представители депутатского корпуса Кубани, преобразован в Совет молодых депутатов Краснодарского края.

Объединенные в рамках этой структуры молодые депутаты будут помогать друг другу, обмениваться опытом и собственными наработками, благодаря чему смогут работать гораздо эффективнее. Немаловажно, что все они пройдут учебу по специально разработанной для них программе. Первые несколько групп уже закончили обучение. Другим оно еще предстоит. Молодым сегодня предоставлена реальная возможность учиться и работать, набираться опыта и уверенности для того, чтобы завтра действовать лучше, эффективней, инициативнее.

 

 

V Заключение

Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев умению отстаивать народные интересы, творчеству в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.

Опыт демократических реформ в России свидетельствует, что в нашу действительность уже достаточно прочно вошли и стали неотъемлемыми многие демократические ценности, накоплен интересный и полезный опыт парламентской деятельности. С другой стороны – в функционировании российского парламента существует немало проблем. Решение этих проблем должно быть увязано со следующими выводами-уроками из политической практики:

1. Только парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Но чтобы выполнить свою миссию, парламент не должен быть ни «центром власти», ни «пустой говорильней», а парламентаризм – лишь рекламной вывеской или средством манипулирования общественным мнением в интересах узкой части общества.

2. Парламент, лишенный права формирования исполнительной власти и влияния на деятельность правительства, не есть полноценный парламент. Поэтому в Конституцию РФ необходимо внести изменения, сутью которых должно быть: ограничение политической и административной власти Президента; право формирования парламентом исполнительной власти, опирающейся на парламентское большинство; повышение политической ответственности партий, заседающих в парламенте, и прежде всего партий большинства, за деятельность правительства.

 

 

VI Список используемой литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: