Тема «Рациональное поведение производителя»




Изучение нового материала

Лекция

Задание 1: конспект написать в тетради (присылаете на проверку)

Производители — это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продает нам товары и предоставляет услуги. То, что производитель получает, продав свою продукцию, называется его выручкой или валовым доходом. То, что производитель тратит на приобретение производственных ресурсов, образует его затраты, или издержки. Разница между доходом и издержками составляет прибыль.

Цель производителя в рыночной экономике — получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое. Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет отдельно взятого производителя, фирму, общество в целом решать проблемы, что, как и для кого производить.

Что производить? Производители принимают решение о том, как распределить ресурсы между производством различных продуктов; какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объема продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику. Применение новой техники и технологии может обеспечить больший объем выпускаемой продукции при использовании имеющихся ресурсов. Однако производителю следует помнить, что это выгодно лишь в том случае, если доход от использования новой техники и технологии превышает затраты, связанные с их внедрением.

Для кого производить? Поскольку общество объединяет людей с разными доходами, различной покупательной способностью, производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Выявляя способы эффективного использования ресурсов, экономическая наука исходит из рационального поведения субъектов экономической деятельности, т. е. их стремления добиться определенного результата при наименьших затратах.

Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объем выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

Так, для решения последней проблемы, как мы уже отмечали ранее, есть два способа: расширить объем производства за счет количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников) и за счет улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на втором способе расширения границ производственных возможностей. Это приводит к росту производительности труда. Напомним, что этот экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов характеризуется количеством продукции, производимой в единицу времени одним работником.

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно надо рассматривать как факторы увеличения объема выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

Прежде всего, это разделение труда, или специализация производителей на каком-либо виде деятельности. В выполнении отдельного изделия или мелкой операции рабочий может стать виртуозом, и в результате его производительность возрастает.

Технический прогресс как фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии, позволяет увеличивать объем производства за тот лее промежуток времени, как правило, при меньшем количестве занятых.

И наконец, уровень образования и профессиональной подготовки работников. Квалифицированный труд более результативен не только потому, что способствует производству большего объема продукции. Чем выше уровень профессионального мастерства работников, тем выше качество изготавливаемой продукции, а значит, она прочнее, долговечнее, что позволит экономить ресурсы, связанные с ее производством, и переключить их на изготовление других экономических благ.

«Согласно статье 34 Конституции Российской Федера­ции за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности.

 

 

Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) Предпринимательство
Экономическая деятельность людей, целью которой являет­ся прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная дело­вая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по об­мену товарами или услугами Инициативная самостоя­тельная деятельность лю­дей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получе­ние дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг

 

Понятие бизнеса отличается от понятия предприни­мательства именно тем, что к бизнесу относится соверше­ние любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

Не всякую хозяйственную деятельность можно счи­тать предпринимательством, а ту, которая связана с рис­ком, инициативой, предприимчивостью, самостоятель­ностью, ответственностью, активным поиском.

Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, высту­пающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей

Виды юридических лиц:

· коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности из­влечение прибыли (пред­приятия связи и транспорта, промышленные и сельско­хозяйственные предприя­тия, организации бытового обслуживания);

· некоммерческие – не ставят в качестве основ­ной цели извлечение при­были (финансируемые из различных бюджетов уч­реждения (больницы, шко­лы, институты), потреби­тельские кооперативы, благотворительные фонды).

 

Формы предпринимательства

По призна­ку объектов предприни­мательства

· Малый биз­нес (до 50 человек)

· Средний биз­нес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему при­ходится конкурировать как с крупным, так и с мелким пред­принимательством, в результа­те чего он либо перерастает в крупный, либо перестает су­ществовать вообще.

· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массо­вую продукцию

 

Функции предпринимательства

· ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;

· организацион­ная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;

· творческая – использование новаторства в деятельности.

 

Задание 2: составить три вопроса - теста по теме «Рациональное поведение производителя».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: