Матрица уровня самостоятельности детей из обычных семей




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6

1.1 Теоретический анализ основных исследований психологических особенностей детей из многодетных семей. 6

1.2 Проявление психологических особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности. 15

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 1. 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.. 27

2.1. Содержание основных этапов эмпирического исследования. 27

2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования. 32

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ 2. 35

2.3 Учёт психологических особенностей детей из многодетных семей в деятельности учителя. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 49


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.

В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.

На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.

Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами - у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.

В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе психологических особенностей детей из многодетной семьи; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики в условиях многодетной семьи.

Методологической основой исследования является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей и педагогов в условиях многодетной семьи; в выяснении взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе многодетной семьи и влияние ее на учебную деятельность детей.

Объектом исследования определили психологические особенности детей в многодетной семье.

Предметом исследования - процесс учебной деятельности и формирование у детей в многодетных семьях самостоятельности, настойчивости и самооценки.

Гипотеза - в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.

Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений и “родители – ребенок”, эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье – “ребенок - ребенок”.

Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные отношения. Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи.

Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – выявить психологические особенности детей из многодетных семей, и учесть эти особенности в работе педагога.

Задачи исследования:

1. Теоретически проанализировать основные исследования психологических особенностей детей из многодетных семей.

2. Определить, в чем проявляются психологические особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности.

3. Провести эмпирические исследования психологических особенностей детей из многодетных семей

4. На основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов и учителей.

Методы исследования:

1. Анализ психолого - педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, семья является ведущим социальным институтом, чье воздействие на психику человека является несомненным. Сегодня все чаще можно увидеть неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенную агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Особенно важна поддержка семьи для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что каждый период развития ребенка характеризуется определенной ведущей деятельностью и именно через становление этой деятельности реализуется возрастной потенциал развития ребенка. Именно поэтому значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте является важным. Семья, согласно анализу теоретических данных, может оказывать существенное влияние на формирование этого вида деятельности.

В данной работе мы рассматривали особенности влияния многодетной семьи на формирование учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность – это вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Учебная деятельность, представляющая собой основную форму включения в общественное бытие людей в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

Учебная деятельность в своих истоках закладывается внутри семьи, в процессе выполнения бытовых действий, во взаимодействии с членами семьи. Чем больше внимания оказывает семья ребенку, тем успешнее происходит становление ученика как субъекта учебной деятельности. Если семья несет в себе негативный педагогический потенциал, о развитие учебной деятельности существенно затрудняется, о чем свидетельствует феномен педагогической запущенности.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему взаимосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.

Результаты экспериментального исследования показали, что становление учебной деятельности в большой степени зависит от типа семьи, в которой воспитывается ребенок.

Было выявлено, что на развитие компонентов учебной деятельности оказывает влияние число детей в семье. Дети из многодетной семьи испытывают больше трудностей в учебе, чем дети из обычных семей.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей (в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей).

2. Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.

4. Деятельность педагога в начальном звене школы оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем совершенствования социально-педагогической направленности деятельности педагогического коллектива.

В ходе исследовательской работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. - 1984. -№ 6. - С. 71-78.2.

2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. - М.: Просвещение, 1987.

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996.

6. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1989.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998.

9. Бурбо Л. Отношения родитель - ребенок. - Киев, 2002.

10. Брайн Ш. Тесты для детей. - Тюмень, 1996.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.

12. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. - М.: Аркти, 2003.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

14. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. - М.: Просвещение, 1991.

15. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.

16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: «Наукова думка», 1989.

17. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984

18. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов). Библ. развивающего обучения. Вып. 12. - Томск: Пеленг, 1993.

19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002.

20. Вердербер Р. Психология общения. - СПб., 2003.

21. Вроно Е. Пойми своего ребенка. - М., 2002.

22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

23. Венгер А. Л.К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

25. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 1992.

26. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: МГОПУ, 1995.

27. Давыдов В. В..Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

28. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340

29. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. - М.: Просвещение, 1990.

30. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. - Киев: Рад. школа, 1990.

31. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

32. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

33. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

34. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.

35. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

36. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998.

37. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.

38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М., 1997.

39. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

40. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

41. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

42. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

43. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. - 1992. - № 12. - С. 59-61, 69.

44. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Л.: Лениздат, 1981.

45. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984.

46. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

47. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

48. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

49. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.

50. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

52. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 1991.

53. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 1986.

54. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. - Киев: Випол, 1993. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 13.

55. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение. 1991.

56. Хоментскаус Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1990.

57. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников. // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. - Абакан: АГПИ, 1991. - С. 120-126.

58. Чупров Л. Ф., Трещев А. М. Учет педагогического потенциала семьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. - М.: АПН СССР, 1988. - С. 73-77.

59. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.

60. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. //Вопросы психологии. – 2004. - N 2 - С.119-127.

61. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: Санкт-Петербург: Фолиум, 1996.

62. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. - М.: Педагогика, 1989.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1. Самооценка детей из многодетных семей

Фамилия Оценка учителя Выбор оценки учеником Кол-во детей в семье Самооценка
1. Ахромцев С.       Заниженная
2. Белова Н.       Завышенная
3.Дубинянская А.       Заниженная
4. Железняк А.       Завышенная
5. Коваленко А.       Завышенная
6. Коваленко В.       Завышенная
7. Коваль Ю.       Завышенная
8. Маковей И.       Завышенная
9. Пейков Г       Завышенная
10. Сары С.       Завышенная

 


Таблица 2. Самооценка детей из обычных семей

Фамилия Оценка учителя Выбор оценки учеником Кол-во детей в семье Самооценка
1.Водомирский А.       Адекватная
2. Вуйков М.       Адекватная
3.Голубева Т.       Адекватная
4. Дорошенко Д.       Адекватная
5. Зайцева А.       Заниженная
6. Коробаев М.       Заниженная
7.Ларчук Т.       Завышенная
8. Лупан Е.       Адекватная
9. Маковей П.       Заниженная
10.Мельник А.       Заниженная

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Матрица уровня самостоятельности детей из обычных семей

Фамилия Игра Труд Нравственная саморегуляция
1.Водомирский А. II III II
2. Вуйков М. III III III
3.Голубева Т. II II III
4. Дорошенко Д. II II II
5. Зайцева А. II III II
6. Коробаев М. II II II
7.Ларчук Т. II II II
8. Лупан Е. II III III
9. Маковей П. I I II
10.Мельник А. II I II


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: