Александро-Невская лавра




петербург город топография лавра

Год 1720 особенный в истории строительства Петербурга. Весной царь принял окончательное решение: центру города быть на стрелке Васильевского острова. Архитектору Трезини было поручено немедленно готовить план застройки. Тогда же вдруг приказано начать сооружение сразу трех мостов. Первый - через протоку между Городовым островом и крепостью. Второй - на границе города, через Фонтанку. Третий - на Невском проспекте, где он пересекает Мойку, рядом с бывшим домом Леблона. За свою окраску мост получил название Зеленого и долго сохранял его.

Повеление, отданное царем, точно прорвало плотину запрета. Уже через три года на материковой стороне было сооружено двадцать три подъемных моста через речки и каналы. Город настойчиво продолжал расширяться в сторону России. А нормальная жизнь на искусственных и естественных островах была невозможна без надежной и постоянной связи между ними.

В тот же 1720 год рядом с небольшим деревянным храмом завершили кладку стен каменного Исакиевского собора.

Москва гордилась своими священными реликвиями: ризой Христа, частью ризы Богоматери, головой Иоанна Златоуста и головой Григория Богослова, частицами мощей Иоанна Крестителя и святого Георгия. А в Петербурге не было ничего, что привлекало бы духовный взор народа, селила бы в душах людей веру в прочное будущее, пробуждало воспоминания о славном прошлом. Срочно нужен был монастырь и своя священная реликвия.

Таковым стала Александро-Невская лавра.

По проекту Трезини монастырский ансамбль фасадом должен был смотреть на Неву. Нарядная балюстрада и партерный сад с галереями и пирамидами, украшенными гербами русских городов, должны были отделять главный корпус от воды. Этот сад и внешний вид ансамбля напоминают больше замок-дворец, чем суровую монашескую обитель. В центре - величественный собор, над которым высится тонкий шпиль колокольни. Вправо и влево от него уступами расходятся двухэтажные корпуса. Их движение сдерживают по краям трехэтажные флигели. Служебные постройки за спиной главного корпуса образуют замкнутый просторный двор. Пожалуй, это самый интересный ансамбль из задуманных Трезини.

К концу 1723 года в монастыре были готовы только двухэтажные корпуса и правый павильон-церковь во имя Благовещения. И сразу же в нее перенесли захоронения сына Петра - малолетнего Петра Петровича, любимой сестры - Натальи Алексеевны, вдовы брата - царицы Прасковьи. Тем самым монастырю придали государственное значение.

Посвящение обители русскому князю Александру Невскому не было случайным. В 1240 году Александр разгромил на берегах Невы войско шведского Ярла Биргера. За эту победу получил он прозвище Невский. А через два года на льду Чудского озера нанес тяжкое поражение рыцарям Ливонского ордена. Перенесение мощей князя-воина из древнего города Владимира на берега Невы как бы подчеркивало преемственность между древнерусским государством и молодым Петербургом.

К 1720 году город насчитывал уже около 30 тысяч жителей и 5 тысяч зданий. В 1721 году в Санкт-Петербурге появились 595 диковинных для России уличных фонарей, которые должны были вечерами зажигать, а утром тушить 64 солдата-инвалида, объединенные в специальную команду.

Весной 1722 года Петр Первый утвердил план строительства на Стрелке. По замыслу Трезини, широкий канал, протянувшийся с юга на север от Большой Невы к Малой; должен был отделить Стрелку от острова. Вдоль канала, спиной к острову должны были встать плотно друг к другу двенадцать одинаковых зданий Коллегий - министерств. С севера площадь Стрелки обрамляли Таможня и огромный Торговый дом. С юга дворец Прасковьи Федоровны и Кунсткамера. Здания Коллегий - трехэтажные. Строения, огибающие площадь, - двухэтажные. Первые этажи у всех превращены в открытые галереи для гуляния в ненастную погоду. Все здания окрашены в красный цвет, и только белые наличники окон и белые пилястры вносят нарядное оживление. Проект удачен. Площадь как бы сама открывает свои объятия широкой реке, четкой и суровой горизонтали крепостных стен с устремленным ввысь золоченым шпилем. Замыкает всю панораму протяженное двухэтажное здание госпиталя на Выборгской стороне с небольшими куполами на боковых ризалитах и мощным куполом госпитальной церкви в центре. Все очень строго и вместе с тем величественно.

Одобрив план, император все же высказал несколько пожеланий. Первое: в центре новой площади следует поставить огромный храм, достойный его времени, его деяний. Второе: все Коллегии должны быть абсолютно одинаковы. Тем самым Петр Первый хотел подчеркнуть свое нежелание выделять кого-либо из министров, дабы не разжигать обид и ссор. Это повеление царя и определило архитектурную композицию здания, подобную которой не сыщешь не только в русском, но и в европейском зодчестве.

Итак, согласно высочайшему приказу, для каждой их Коллегий предназначалось особое здание (их возводили постепенно, пристраивая одно к другому); но, вытянутые в одну линию, под прямым углом к Неве, все они были соединены друг с другом.

Та же мысль отчетливо выражена и в решении фасадов. У каждого из коллегиальных «корпусов» своя крыша, четырехскатная, с типичным для построек Трезини изломом под слуховыми окнами. У каждого и свой вход - входы устроены в центральных ризалитах, завершенных вырезными фронтонами. По нижнему рустованному этажу тянулась открытая арка (теперь застекленная со стороны главного фасада). Два верхних этажа украшены по красным стенам белыми пилястрами. Окна обрамлены простой формы наличниками. Назначение здания сугубо деловое. Это выражено, как видите, в его архитектуре, где все напоминает о суровой простоте первых петербургских построек. К сожалению, Петр не увидел ансамбль Стрелки завершенным.

В 1725 году Петр умер. Умер человеком, в чьем уме родилась грандиозная идея: создать за кратчайший строк на болотистом берегу моря величественный город, достойный могущественного государства. И он создал его, отдав силы и жизнь.

 


Мифология Петербурга

 

Петр Великий намеревался построить идеальный искусственный город, который должен возникнуть «вдруг», на новом месте (не на месте разрушенного старого). У такого города нет истории, а если нет истории, ее заменяют тут же возникающие мифы.

Одна любопытная старинная рукопись передает такую подробность: «Когда Петръ взялся за заступъ, съ высоты спустился орелъ и парилъ надъ островомъ. Царь, отойдя въ сторону, срубилъ двѣ тонкія березки, и соединивъ ихъ верхушки, поставилъ стволы въ выкопанныя ямы. Такимъ образомъ эти двѣ березки должны были обозначать мѣсто для воротъ будущей крѣпости. Орелъ опустился и сѣлъ на березки; его сняли оттуда, и Петръ, обрадованный счастливымъ предзнаменованіемъ, перевязалъ орлу ноги платкомъ и посадилъ его къ себѣ на руку. Такъ онъ сошелъ, съ орломъ на рукѣ, въ яхту, при торжественной пушечной пальбѣ. Въ лагерѣ всей свитѣ и духовенству предложенъ былъ обѣдъ. Веселье продолжалось за полночь, и пушки не уставали палить».

Та же рукопись поясняетъ со словъ жителей Петербургской стороны, что «орелъ этотъ давно уже жилъ на островѣ. Его нашли тамъ шведскіе солдаты, сторожившіе королевскіе лѣса, и сдѣлали ручнымъ. Въ послѣдствіи онъ содержался въ крѣпости, и на продовольствіе его назначено было жалованье.» Речь идет о «О зачатии и здании царствующего града Санктпетербурга», входящая в состав источников Беспятых Ю.Н. «Петербург Петра Первого в иностранных описаниях».

Орел же, как посланец богов и символ силы в мифологиях различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение самого царя и его города.

Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще никогда над Невой не появляются.

Другим неразрешенным вопросом среди историков остался: был ли царь при закладке крепости? Легенды говорят о его присутствии, а вот некоторые факты, что Петр при закладке не присутствовал. Об этом говорит один из крупнейших знатоков Петербурга Столпянский. Это же утверждает современный историк Мавродин, заключая отсутствие царя в календарные рамки с 11 по 20 мая. Правда, некоторые исследователи выстраивают логический ряд в доказательство обратного.

Но так или иначе в народном сознании основателем города был Петр, что и закрепилось в виде легенды.

Город Петербург носит имя святого Петра - Санкт-Петербург. Петр в переводе на русский язык значит «камень». Великий Петр настойчиво внушал современникам мысль о том, что он Русь деревянную превратил в Русь каменную. России нужен был символ - символ коренной перестройки, ее совершенно нового облика, и Петр задумывает Петербург как город исключительно каменный. Известно, что все, кто въезжал при Петре в новую строящуюся столицу, должен был привезти с собой камень, который пойдет потом на строительство. Но петербургский камень не природный феномен, это - это артефакт. Поэтому камень, скала, утес в петербургском мифе наделяется не привычными признаками неподвижности, устойчивости, способности противостоять напору ветров и волн, а противоестественным признаком перемещаемости.

Петербург стал городом символов, городом загадок.

Этот город принято считать произведением совершенным, завершенным и эстетически целостным. Между тем, в архитектуре Петербурга сокрыта целая вереница противоречий и недомолвок. Чего стоит только полулегендарная история с «кривым» Невским проспектом, ломающимся в районе Московского вокзала, хотя задумывался он изначально как прямая «першпектива», связывающая между собой два удобных выхода к Неве. Согласно легенде, прорубая болотистую лесину, проектировщики ошиблись в расчетах. Или же Казанский собор, который должен был представлять собой в окончательном варианте некое подобие римских соборов: напротив нынешнего Казанского планировалось соорудить точно такой же, зеркальное его отражение. «Римский проект», однако, не состоялся. Петербург так и не увидел классической круглой площади, которая могла бы образоваться во внутреннем пространстве собора. Не состоялся и другой «итальянский проект», согласно которому нынешние Линии Васильевского острова должны были стать подобием венецианских каналов.

Город удивительным образом «недостроен», половинчат, хотя внешняя его оболочка не выдает секретов.

Миф Петербурга складывался под воздействием многих идей, культурных традиций и политических концепций, что предопределило в целом его непростую судьбу. И до сих пор не ясно, какой он подлинный облик Петербурга: «мистический» или «блистательный».

 


Заключение

Итак, нами рассмотрен определенный период в истории создания Санкт-Петербурга (1703-1725 гг.). Это время оказалось просто переполнено всевозможными событиями. Из неоткуда появился город, вырос в дельте Невы в начале 18 века. Здесь никто не сидел без дела. Слезы и пот впитала земля невская, но она же и знала великие празднества, которые устраивал довольно часто Петр Первый. (На то время в России изготавливалось больше пороха для фейерверков, нежели в каком-либо другом государстве). Для русских людей здесь все было ново, необычно: на соборах вместо устремленных в небо куполов с крестами, - отточенные шпили; множество мостов, каналов, дома все большие, да каменные, да к тому же и строятся иначе, по-заморски. Поэтому первыми впечатлениями у современников были: шок, удивление, восхищение смелостью и дерзостью проекта, размахом работ. Некоторые же просто не верили в успех затеи и проклинали это гиблое место.

Победа в Северной войне, прорыв к Балтийскому морю и строительство там оборонительного порта, который превратился вскоре в столицу государства, основание флота - все это стало неотьемлимой частью того пути, в конце которого Российская империя превратилась в великую державу, а Санкт-Петербург стал ее новым лицом.

В результате проведенной работы выяснилось, что как таковой истории у города не было. Город вырос почти в одночасье, словно по мановению волшебной палочки. К этому подталкивали некоторые обстоятельства. Прежде всего, опасность того, что шведы попытаются вернуть невские земли. Поэтому во что бы то ни стало, русским необходимо было как можно быстрее и крепче здесь обосноваться.

Строительство в первое десятилетие отличалось тем, что оно велось без какого-либо плана, развивалось само по себе, хаотично. В то время (1703-1711гг.) Петр был занят другими делами и мало следил за строительными работами.

В период 1711-1720 гг. обстановка несколько изменилась. Теперь Петр Первый мог уделять больше времени своему «детищу». Пока проектировалась застройка лишь отдельных участков и островов. Причем Петр сам принимал в этом непосредственное участие. Оставалось только решить, где быть центру города.

Это решение Петр после долгих лет раздумий и сомнений принимает в 1720 г. Тогда же начинается интенсивная застройка Васильевского острова, возводятся мосты, что раньше категорически запрещалось. Налаженная связь между островами подстегнула город в свою очередь к саморазвитию. Если быть точнее, в петровское время Петербург скорее «ютился» на отдельных островах, занимая в основном земли на материке, несмотря на все усилия Петра Первого. Теперь же можно с уверенностью сказать, что Санкт-Петербург расположен на 42 островах и в нем насчитывается более 350 мостов (в черте города). Сегодня город - это единое целое великолепие.

 


Список использованной литературы

1. Авсеенко В.Г..200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк. С-Пб.1903 // <https://az.lib.ru/a/awseenko_w_g/text_0040oldorfo.shtml>

. Анисимов Е. Город и Царь. Исторические эссе //Звезда №1. 2003.

. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра Первого в иностранных описаниях. Л.1991.

. Бобровский П. Петръ Великiй въ устьѣ Невы. С-Пб.1903.

. Богданов А.И.Описание Санкт-Петербурга // <https://www.cbs1vao.ru/opissp.htm>

. Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом // Старые годы., 1911, № 7-9.

. Карпов Г.М. Петровская эпоха в российской истории и культуре // ПИШ. - 1998. - № 6,7.

. Канн П.Л., Сухотин Я.Л. Путеводитель «Санкт-Петербург и пригороды». СПб.2000.

. Корнилович К. На берегах Невы. Л., 1964.

. Мавродин В.В. Основание Санкт-Петербурга. - Л., 1983.

. Овсянников Ю.М. Три века Санкт-Петербурга. - М., 1997.

. Шарымов А.Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: