Знаковые моменты самого героя




Семестр 3

Лекция 23

Средневековье

05.09.2019

 

Точной даты нет

Античность в районе 5 века н э прекращает свое существование и начинается средневековье. Связано с падением Рима и походами варваров.

3 группы племен: германцы, кельты и славянские предки. Те, кто непосредсрвенно контактировал с Римской империей, а затем в Византией. Варвары воевали с римской империей. Начали кельты, продолжили германцы, на излете стали выделывать славяне. Но когда говорим, что варвары сокрушили римскую империю, они ее и защищали – так как глубоко проникли в нее изнутри.

 

Варвары

Слово ведет происхождение из герческой культуры, что имелось в виду? Греки ценили оч высоко собственную культуру и очень низко – культуру других народ, они утверждали – говорят только греки. Остальные – производят непонятные звуки типа «бар-бар» - отсюда и появился варвар – перекочевало из древнегреческого языка в римскую латынь. Слова варвар на протяжении античнрости произносилось с разными настроениями. В начале –патриции и плебеи морщили от этого слова морщили носы, а затем – с ужасом. Всю палитру отразили в 20 веке.

 

Различия римляня vs германцы

Германцы – высокого роста, золотые волосы, голубые/синие глаза, тяжелый взгляд.

Римляне – ниже ростом, черноволосые с короткой стрижкой, глаза как правило карие, тело римлянина хорошо для работы – не эстетично, ню мужское не ваялось.

Одежды – римляне – тогами и туники. Их раздражали германсие штаны, куртки. Рубашки, платья, накидки женщин – еще ниче, но слишком открытые в области груди для римлян без рукавов. Римская одежда – задрапировать фигуру, германская – облегающая, что для римлян – неприлично.

Образ жизни – радикально отличался

Римляне: артистократия. Особняк, двухэтажный, нижние этажи – сдаются, семья – на втором этаже. Жизнь скученно. Простонародие в венсулах – что-то вроде нашей общаги до 10 этажей, часто падали, но тем не менее. Римлянин – урбанист, город – высшая ценность.

Германцы – люди, которые живут на природе и в контексте ее. Поселения – хуторские, роды жили отдельно, и исходили из того, что вокруг земли которой обладает племя должно быть максимально большое пустое пространства – это знак доблести: племя боятся и поэтому рядом не селятся.

Рацион германцев: молочка, дичь, травки, крупа, морковью и тд.

Римляне – соловьиные язки, павлиньие мозги – германская еда – дикость. Пить – греки разбавляли вино до состояния воды, римляне по другому но тоже разбавляли.

Германцы – не пили вообще, а потом не разбавляли. Пиво римлянам казалось диким.

Это все быт – и производное. Но главное – несходство ментальности.

 

В 1938 года Йохан Хёзинга Хомо люденс – человек играющий. Концепция: чем бы не занималась человечество, оно везде играет. Римляне и варвары играли по разным правилам, в разные игры.

 

Разница в психологии

Среда обитания: германцы и кельты жили: западная европа. Западная Европа того времени радикально отлчиалась от того, что мы видим сейчас. Тогда вся ее территория была покрыта непролазным лесом корторая прорезалась устьямим реки. Плиний Старший «Естественная история».

Для варвара лес был для кельта а потом для германца – это не просто место обитания, где можно добыть пропитания и укрывать от врагов, это – священное пространство, где священные места и где обитали верховные боги. Лес – это с одной стороны священная земля, с другом – место. Где решается судьба. Он вызывал у германцев священные трепет.

Римляне на закате многие стали рационалистами, они не могли этого понять, лес – источник неприятностей, соваться туда не хотелось. Они могли его воспринять позитивно только как дрова.

Римляне – люди, которые привыкли жить на открытых пространствах. У германцев даже ощущение пространства было другое. Свернутое/развернутое пространство.

Принципиально разное отнрошение к земле. Германцы не усердствуют в обработке земли – проще на войну. Варварский мир – это период «военное демократии» - интенивной военной деятельности – мужчины, а часто и женщины. Обработка земли у германцев не считалась почетным занятием.

В германии/скандинавии – аот/одль. Англо-саксонская поэма Беовульф. Земля и войско неделима. Одль ценился не за то, что мог стать средством пропитания, а потому, что в этой земле существовала мистическая душа рода – она давала что-то вроде бессмертия, реинкарнации. Поэтому так страшно было изгнание.

Для римлян – земля – это хозяйство.

Расхождение и в соц устройстве. Римляне – высокоразвитая цивилизации с точки зрения государства. Римская бюррократия напоминала нашу бюррократию. Проблема: германцы на рубеже первобытно-общинной стадии: традиционное народное собрани и короли (конанги), но параллельно в этом время во время варварких передвижений развивает другая структра: вожди и их дружины. Король – осрновная роль – священная.

Вождь – преданность безграничная дружнников, вожди – доблесть, они рождаются для победы, а не для долгой жизни. Дружинник обязан вождю безграничной преданность. У вождя тоже обязательства: демонстрация доблести и щедрости. Подарки, алчность к другоценностям нельзя переводить в отношения нанимателя и немника. До сих пор вся западная Европа покрыта варварскими кладами. В чем смысл жажды к сокровищам и подакрам?

Вождь, если он из знатного рода, существо мистическое, родословную воздвигали к верховным богам. Момент подарка – не в материальной ценности. У вождений была – удача, которая даровалась богами. Подарок – кусок материлизованной удачи. Также и добыча. Дружина моделировалась по типу семьи. Дружинники воспринимались как сыновья вождя. Сами дружнники часто скрепляли дружбу кровного побратимства. Кровные узы созданные обрядом считались прочнее обычных. 2 части дружины: ветераны и молодежь. По отношению к страшим молодеж – тоже дети.

 

Сердцевина

Война – не необходимость.

Германский военный культ – виртус. Это слово – комплекс гражданских добродетелей. В древнегрманских – вуф, одр. Бешенство – воинское бешенство.

Аристотель:

Как назвать человека лишенного страха? В нашем языке наверное нет такого слова, но, наверное, можно назвать сумасшедшим.

У германцев бесстрашие – норма.

 

Характер ведения войны

Война – испытание своей судьбы. Она сопровождалась огромным количеством обрядов. Война – священный ритуал, священная игра.

Для римлян – это деловое преприятие.

 

Берсерки и ульдхиднары – медвежья шкура и волчья шкула. Медведь – Тор, Волк – Один. Они обладали фантастической воинской подготовкой. Считалось, что их не берет в бою ни железо, ни огонь.

 

 


 

Лекция 25

19.09.18

 

Эпическое мышление

Сны. Чужое пространство

Природа

В эпических произвдеениях раннего средневековья описание природы встречается редко.

Не видели красоты природы. Большинство этой природы находилось в специфических отношениях – они не выделяли себя из мира. Они были с ним едиными.

Чужое пространство было враждебное и вот про него описание есть, это не его пространство, оно находится с ним в противоречии. Описания этой природы тоже встречаются не часто и она чужда миру людей, подчеркивает насколько герой противоположен его противникам, врагам. Одно из самых подробных описаний видим в Беофульфе.

 

Лес и вода

Часть пути в чужое идет через лес. Лес тоже пространство противоречивое. Оно обиталище ведьм, размываются границы времени и тд. Лес – место, где герой встречается со своей судьбой. В прорицании Вельвы именно через лес скачут враги Богов в Рагнарек.

Роковые мечи часто появляются из пространства леса (история про Сигмунта и Сигфрида)

Лес один из знаковых моментов чужого мира.

Второй момент – вода. Выступает символом времени; граница с иным пространством. Воде свойственно поглощать, вход без выхода. Свойственно развоплощать мироздание. Предания и легенды о болотах, колодцы. Важен мотив отражения героя в воде. Считали, что оражается не просто двойник, а душа человека, который глядит туда.

 

Артефакты, происходящие из воды – пример, Эскалибур. Но не все атрибуты могут существовать в другом мире, вне воды.

 

Пересечение приграды/границы всегда роковой воды. Оно грозит тем, что герой становится омтечен смертью, которая его настигнет.

 

Берег реки, лес – воздействие на пространство этого мира.

 

Варианты чужого мира

представлены 2 варианта.

 

Архаичный вариант – чужой мир уродливывый, враждебный. Оппозиция героя и чудовища. Но эта оппозиция условная относительно героя, ведь герой тоже изгой по отношению к остальным. Чаще всего герой результат противоестесвенной связи кровных родственников (брата и сестры чаще всего) или происходит от темных сил. Таким образом герои с рождения отмечены неким мраком. Мерлин, например, зачастую трактуется как сын дьявола, который обратился против своего отца.

Так что герой стоит на рубеже миров и находится в странных отношениях как с чудовищами, так и с людьми. Людьми ему не близки, и они его боятся. Так что герой по «начинке» ближе к монстрам. Один из примеров – Беовульф.

 

Второй вариант чужого мира – мир врагов. Это уже более в более поздних эпосах. Один из примеров – песнь о Роланде.

Зеркальный эффект с враждебным миром дает только разница в вере, в остальном например мир арабов и мир франков оч похожи.

Разница в языковой, цветовой характеристике.

Язык – арабы называли себя «неверными»; «ваше подлейшее величество»

Цвет: белый – цвет красоты, свет, солнце, щит белый, блестящий. ИЛИ белый/бледный – характеристика выходцев из мира мертвых, взгляда драковна.

Красный – кровь, могут быть сокровища.

Когда акцентируются цвета в эпосе, это связано с судьбой героя.

 

Знаковые моменты самого героя

 

Исключительность. Прежде всего исключительность силы, красоты. Но критерий героического образы в эпоси – абсолютное бесстрашие. Один из образов – Сигурд из Старшей Эдды. Жизнь героя определяется жаждой подвигой и жаждой игры с опасностью. Война – сама сущность героя (Роланда, например).

Надменный нрав героя, который проистекает из осознания своей абсолютной исключительности. Чертый героя, героизм так важны, что блокируют возможность оценивания героя в русле плохой/хороший, он как бы выпадает из сетки оценки среднестатистического человека. Герою не жалко ни себя, ни других.

 

Культура кельтов

20 век называют кельтским ренессансом. Очень много отголосков кельтской культуры в современной массовой культуре.

 

Лекция 26

26.09.18

Литература

Варвары

Тацит «Германия»

Кардиний «Истоки средневекового рыцарства», 2-5 главы

Беовульф

 

Кельты

Исследования, авторы – братья Риз «Наследие кельтов», главы 2, 5, 7, 9, 12, 13

Леру «Друиды»

Битва при Мак Туирод

Сватовство к Эмер (Кухулин)

Сборник уэльских преданий Могоубенон (?), часть Кулох и Оуэн

 

Скандинавы

Гуревич «Эдда и Сага»

Саги: об Инглингах, особенно начало об Одине, обращать внимание на описание магических, воинских обрядов; родовая сага на выбор об Эгиле или о Гретире – родовые списки пропускать.

2 песни из сборника «Старшая Эдда» - Мифологические песни, прорицания Вёльве; Героические песни – 2 песнь Охельги

 

Раннее континентальное средневековье

Мировинги: Хроники Григория Турского «История франков», книга 2

Каролинги: Биография, Левандовский «Карл Великий»

 

Кельты

Индоевропейцы, расселившиеся от Ирландии до Карпат.

Ирландия, Французская Британия, Английский Уэльс.

*Кельтские медальоны

 

Кельт:

Громадное мощное тело со светлой, красноватой кожей, светлая/рыжая шевелюра, пугающий голос. Женищна – дикая красота, белые или рыжие волосы, зеленые глаза. Дети – рождались седыми. С детства закаливаются холодной водой и легкой одеждой. Перенаселение.

 

Но племена были разные: были и не такие рослые и темные времена. Такая же история со скандинавами.

Кельты часто изменяли цвет волос, красились. Мужчины известковым раствором моделировали волосы.

 

Характер: воинственные, отважные, очень ловкие, иногда по-детски наивны. Разговорчивость граничила с болтливостью, очень любопытные, любила игры.Тщеславны, ценят красивую одежду, пышные украшения, не скромные, высокомерные, талантливые, гостеприимные. Установка на абсолютное бесстрашие.

 

Вай Виктис – горе побежденным

 

Анна Комнина

 

Расцвет кельтов – 6 век.

Кирпичные усадьбы. Друилы и всадники.

Катабат – друид и бандит.

Герои искушены в магии. Магия – обязательно.

 

Воины.

Колесницы – важно. Особенность – лезвия укрепленные на колесах

До самых плеч – золотые волосы, золотые пояс, золото, серебро, бронза.

 

Кват Приама

Ювелирка кельтов и скандинавов

Воинство фениев. Воинское воспитание и воинские приемы

 

Культ голов

Кельты коллекционировали отрубленные головы их врагов

Голова – место обитания духа.

У кельтов был ритуальный каннибализм

Напитки выпитые из черепа врага.

 

У Друидов нет ничего более ценного чем амелла, дуб. Друид – знающий дерево (дуб). Дуб – аналог мирового дерева.

Дуб, Ясень, Тис.

 

Обряд – вхождение друида в дерево.

Это была открытая «корпорация» - не по крови. У друидов так или иначе учились все отпрыски привелигированного сословия. Обучение продолжалось более 20 лет.

 

Античные авторы приписывают друидам функции релегии, правосудия, медицины и тд

Переодически друиды решали военные конфликты.

Друиды всех племен были общей крпорацией и подчинялись на племенным вождям а высшему друиду. Одна из традиций было наложение «гейсов» (?) – запретов.

 

Жертвоприношения.

Кровожадные обряды. Жертвоприношения людей – нож в диафрагму, например, расстрел из луков, создания огромной статуи из дерева, листьев, соломы, сены и тд, внутрь которой заводили пленник обреченных на жерту и поджигали.

Источники славянской масленницы?

Атрибутика: котлы. Один из котлов презентовали императору Августу.

Изображено кельтское святилище: мрачный лес, деревянные статуи суровые с грубыми чертами лица. Были также и каменные скульптуры.

Кельты пришли на пространство Европы не на пустое место. До этого существовала таинственные мегалиптическая цивилизация, которая все пространство Ирландии почти до Урала – каменные кругил, мегалиты и тд. Обычно ассоциируют с кельтами, но неверно. Наиболее интересные каменные круги были создаы от 7000 до 300 до нэ – то есть сильно до кельтов. Раньше чем пирамиды и зиккураты. Кельты научились это исполтзовать. В часть тайн они проникли.

 

Конан Кемериец.

Было божество Крон Круах – кровавый круг. Центральное святилище в северной Ирландии.

Разрушение дома Дадарга

Власть над стихиями.

 

Лекция 27

3.10.18

 

Темные века: от 5 до 8 века

Мало источников.

Страшное время. Война, голод, болезни, звери.

Римская империя распалась на Западную и Восточную. Восточная в будущем стала Византией.

Галия, франки.

 

Франция… оспаривалась 3 народами

Германия – язычсекая

Скандинавия – последняя языческая территория.

Британские острова – территория, которая оспаривается 2 народами: кельтами и германцами.

5 век – период того самого Артура.

Артур – Артос – кельтское – медведь. Его образ уходит в древнейшие времена. Вероятно образ реального человека сопрягся с каким-то божеством кельтов.

Информация об Артуре крайне противоречивая. Вариаты: борец за кельтскую независимостть; предводитель борцовых отрядов, бандидтов. Реально осталось – борьба за неприкосновенность британских островов. Жили в Британии.

 

Территория современное Франции и союз племен франков.

Франки дали начало нациям: французы, немцы и в перспективе англичане.

 

Племена франков приходят на территорию западной европы одни из последних. Из-за Рейна. Название не имеет однозначного толкования: храбрый, блуждающий, благородный, свирепый… и тд. Первоначально это было классическое образование древних германцев. Хлодвиг из рода меровингов. Хлодвиг – прославленные в боях. Его папы Хильдерик (мощный воитель) активно прелюбодействовал да так, что франки его изгнали за «то, что развращал дочерей и жен»

«Хроники франков». Хлодвиг не был похоож на своего папу и большинство своих потомков. У этого человека была 1 пламенная страсть: жажда власти.

 

Для героя не существует моральной оценки. Существует героизм, доблесть, слава.

Жизнь Хлодвига – цепь убийств своих родственников. (психопат)))). Манипулировал, обманывал.

Церковь его чуть было не канонизировала. Потому что Хлодвиг изменил судьбу франков. Его жена Клодильда была христианской, и потом Хлодвиг тоже принял христианство. *арианство

Георгий Туркский

 

2 подхода к миссионерству:

Формализм (варвары, печати с одной стороны молот тора с другой крест) – просто покрестить; половинное крещение.

 

Евангелизация – епископ Ульфила. Перевел Евангелия на готский язык. Сложность в понимании варварами писаний – оружие всегда понимали буквально: там, где в писании это аллегорически. Не любили Христа распятого – Христос – пантакратор, властитель – вот какой Христос в Риме. И такой образ близок и варварам. Но при этом распятие для греков и римлян – казнь врага. Для варваров – близок, Один повешался на мировом дереве и проткнул себя копьем для восприятия рунической тайнописи, жертвоприношение. Варвары соотносили распятия Иисуса с жертвоприноешением Одина.

На готский «мир» перевели как «дар вождя». Любите мир как средство к новым войнам….

Вера – верность.

Под это же трактуются заповеди.

Ранне христианство симбиоз: ранее отвергнутого язычества и симбиоз.

 

Хлодвиг – католичество, не арианство, которого было больше. Почему:

- католическая – централизованная

- Римская империя, наследство Константина.

 

Мировинги – мировей – сын моря.

 

Потомки Хлодвига такой дальновидности уже не проявляли.

Время мирофингов – темные века в Европе:

Упадок римских дорог – связь между городами утрачивается, мир увеличивается, сложнее преодолевать расстояния. Он становится более непознаваемым и опасным.

Время диких суеверий, страстей, эпидемий. Римская гигиена и медицина были забыты.

 

Длинноволосые короли. Длинные волосы – статус, честь.

Старший конюх – канентебль (в последствии высшая воиснкая должность). Пьяные чиновники, налоги как правило не поступали.

 

Наказание за нападение на свадебный картеж и немедленное изнасилование невести

Если ведьма съест человека и будет уличина – штраф 200 солидов (2 коровы)

Тюрем не было. Не можешь штраф – казнь.

Отношение к женщине – женщина-ведьма (из женщины жрицы) – достоинства: мать, хозяйка, жена.

От варварства – свирепость и жестокость, а христианство – формально.

Лекция 28

10.10.18

 

У некоторых христиан в 19 веке было убеждение: когда Господь помрет, его место в троице займет святой Николай.

 

Фильм Робин Гуд

 

Династия мировингов вырождалась и теряла власть.

Мажордон – должность. Смелые активные люди. В итоге прибрали к свои рукам государство. Первый представитель – Карл. Его имя положило наименование новой династии.

Арабское войско пересекло пролив и высадившись в Испании и свергло короля Родриго. У него была дочь Лакава и граф Арбан. Этот граф возгляавлял войско, возглавлявшее войско защищающее границу с юго и именно он в качестве месте открыл проход в Испанию арабам. Испания в течение 3 лет была захвачена. Далее арабы под предоавтилеьство Эмира Абдурахманы вторглось в Галию. Оно пошло по направлению в город Тур, чтобы оскорбить главную святыню – гробницу турскую и провозгласить Коран. В своем продвижении они встретилсь с фарнкским войском у местечка Пуатье, возгляавляемой Карлом Мортелом (молот). Конница арабов была отброшена и обращена в бегство. Это первой крупное порожение арабов в западном мире.

Карл Мортел своершил переворот в франкском государстве с точки зрения войска. Он меняет комплектацию войска, отказывается от ополчения. Накладывает на каждое поселение повинность содержать определенное количество тяжелых конных войнов, занимающихся только войной. Именно эта конница и нанесла поражение арабам.

Но Карл не стал брать власть, это сделал его сын Пипин короткий. Пипин Короткий посылает Папе Римскому письмо. Папа легитимировал переворот и Пипин стал первым королем новой династии. Но в историю вошел его сын Карл Великий.

 

Карл Великий.

Карл уже при жизни стал легендой, ожившая железная статуя, грандиозное войско. В последствии стал мифологической фигурой. Двор Карла рисуется как проекция мира небесного – во славе, окружен воинами и святыми. Первый ренесанс в его время. Первый человек средневековья, которому была посвящена биография. Первый портрет. Про гениальность 2 варианта: да, заслужено прозвище Великий, был гений. Другие – ну да, неплохой организаторв, но ничего принципиально нового не сделал. Истина по середине. Он не просто организатор блесятищй, он человек который радикально поменял франкское королевство и мир вокруг него. Он создал феномен, дошел до простой мысли: надо чтобы совершить то, что он планирует надо создать новое поколение – поколение интеллектуалов. Именно для этого ему понадобился каролинский ренесанс. Радикальное изменение культуры и образования.

 


Лекция 27

10.10.18

 

Карл Великий: политический, религиозный и культурный аспект.

 

Культурный аспект.

Главная задача – воспитать людей.

Сравнение с Петром. Петр – прагрматик, культуру использует. Карл – избыточное отношение к культуре. Он любит искусство ради искусства.

До Карла было 1 учебное заведение: придворная академия, где обучали владению оружию и езде.

Знал несколько живых языков, умел читать по латыни, по-гречески. Но писать не умел и не научился.

Занялся обучением монахов. Обращает внимание на поэтическую составляющую писаний. Приказывает открывать при монастырях школы. Расширяет количество монастырей. В монастырские школы было приказано принимать всех – не только аристократов, но и крестьян.

Центром каролинского ренессанса стала придвораня академия в столице Ахен.

Академия – не высшее уч заведение. Это кружок приближенных Карла.

Карл коллекционировал 2 вещи в жизни: книги и интеллектуалы. Этнически интеллектуальное окружение было пестрым. Возглавлял его англосакс Алквене – Алкуин, глава придворной академии. По его учебникам обучались люди практически до начала Ренессанса. Там же были иралендцы, выходцы из испании, итальянцы, франки.

Академия была характерна тем, что наряду с мужчинами там находились и женщины. И эти женщины участвовали в академии наравне со всеми. При дворе Карла никаких репрессий по отношению к женщинам не было.

Участники в академии носили псевдонимы. Карл – Давит, Алкуин – Гораций – греческие имена.

Идеалом была античность (римская). Мерилом этого дела была римская образованность, идеалом языка – латынь. Во время средневековья и Ренессанса латынь не просто лучший язык – это единственно возможный язык для выражения определенных сложных оборотов мысли, для выражения чего-то красивого, чувств и тд. Не случайно Данте будет создавать Божественную комедию, будет извиняться, что пишет не по лытани.

Задача – возродить блеск римской культуры и литературы, интеллектуальности на новом уровне.

Задача – античность – блеск формы, христианство – содержание. Новая идея прекрасного и безобразного. Вульгарен был фривольный стиль языческую римской литературы. То есть задача была соединить культуру христианскую и античную.

К 800 году Карл уже распологал первым поколением отечественных интеллектуалов – молодеж.

Лангобард.

Мы имеем 2 облика Карла Великого:

Обаятельный, дружелюбный, трепетный человек

Но! Если что-то начинает мешать его предназначению: человек который не стесняется в средствам, проявляет кранюю, варварскую жестокость (умертвить 4500 пленников после востания саксов)

800 год – ключевой. Круглая дата. К этой дате относится момент, когда Карл был коронован императором.

Его интеллектуалы были универсалы, были и воинами тоже: ночью меч, днем перо и книги.

Переоценивать общий уровень образования тоже не стоит. Разные сословия.

Что еще было в каролинском возрождении:

Чтобы было обучение нужны были книги. Книг было мало. Поэтому он предписывает открывать скриптории – мастерские по созданию книг. Разрабатывают каллиграфические принципы (посмотреть книги каролинского времени). Книги украшаются миниатюрами, орнаментами, яркие краски – книга становится зрелищной. Они очень дорогие – оклады, переписчики и т.д. Одна книга могла стоить стадо крупнорогатового скота.

НО! Все делается настолько красивым не для того, чтобы создать произведение искусства. Все эти вещи должны были потребляться. Это было сделаны столько красивым, чтобы люди, которые это читала могли с большей глубиной проникнуть в смысл священных текстов. Чем красивее – тем функциональнее.

Таким образом скриптории – особое место. Развитие архитектуры – без оригинальности, перестаскивали идеи из Византии и Италии.

Карл при том, что чтил античность, не брезговал и языческим прошлым. Приказал переписывать героические песни, оставшиеся от германских предков.

 

Коронация Карла Великого.

Карл Великий чувствует себя демиургом, мессией.

Идея воплотить в царстве Карла небесный Иерусалим. Трактат блаженного Августина о двух градах: Цивитас Деи и Цивитас Терена.

Цивитас Деи – идеален. Цивитас Терена – обременен грехами. Задача христиан – максимально их приближать.

То есть в итоге – он не просто хотел создать великую империю, но реализовать идею христианства. Он всю жизнь стремился к религиозной утопии. Иногда при этом делал странные поступки. Например заключил союз с правителем Багдада, чтобы воевать с Византией, которая не хотела объединяться.

Империя Карлу была нужна, чтобы выполнить сверхзадачу.

Ключевым годом является 800 год (от рождени Иисуса Христа). По официальной версии Карл пребывает в Рим на рождество Христово по просьбе папы. И вот Карл решает помолиться Богу в храме святого Петра в Риме. Приходит в храм, преклоняет перед альтарем колено, начинает молится. В этом время папа римский держа в руках императорскую корону подкрывается на цыпочках к Карлу и выдружает ему корону на голову – выбегают придворные и восклицают – да здравствует император! Карл не доволен, так как не хотел быть императором, его грубо заставили.

*пакт Молотова-Ребентропа.

Формально на юридический статус императора имела право только Византия. + Карл считает себя выше папы – он же мессия и помазанник божий. И папа как бы принижает значение короны. Карл считает себя авторитетом не только в политических, но и в религиозных вопросах.

Ключевым моментом является вопрос о Фелиокле.

Фактически раскол произошел от Карла. Вопрос о святом духе. Крещение весготов. Почему вестготы долны почитать равно бога-отца и бога сына если от бога-отца святой дух исходит, а от бога-сына – нет. И тогда они сделали исключение – мол исходит и отца и от сына. И забыли. Во время же властвования Карла Великого монахи подняли эту проблему и провозгласила равность отца и сына. Их заклеймили, объявили еретиками. Монахи пошли к императору. И… Карл считал себя мессией и он написал папе послание по этому поводу. Папа был не согласен, с Карлом не хотелось спорить и «в приципе да, но лучше не распротранять». Карл эту идею продавил, на Западе идея равносущности прижилась, а вот византийскому догмату идея противоречия. И это и стало ключевым моментом конфликта междуу православными и католиками – непреподолимость.

То, что Карл считает себя демиургом проявляется во многом:

Реформа календаря – дал названия месяцев на франкском языке

Дает название ветрам. То есть по сути создает новый язык, дает имена как Адам.

 

Военное дело – большинство военных мероприятий было успешно. Участвовал более чем в 50 военных походах.

Но по иронии судьбы самым известным стало неудачное предприятие: один из походов в Испанию на арабов – битва, которой посвящена битва в Варанцевальском ущелье о Роланде.

Что нам известно: когда он уходил из Испании он оставил арьенград под упралением Роланда. Об этом Роланде нам практически ничего не известно. Напали христиане. Песня о Роланде не достоверна. Напоминает слово о полку Игореве.

 

Лекция 28

24.10.18

 

Гугл: музей кораблей викингов

 

*Старая Упсала

бонды, струманы

деляют людей не на богатых и бедных, а на больших и маленьких

 

все равны

 

специфические отношения с богами

в других религиях вольно общаться с богами могут общаться только избранные. Остальные – орудия/пыль.

Скандинавы воспринимали себя дружинниками богов. Дружеские отношения, даже «месть Одину» (песня)

Понятия грех у скандинавов не существало. Была честь, что нужно делать как себя вести перед своими, корпоративность мышления.

Пример: убить ребенка или женщину – величашее преступление, после которого человек становился волком/изгоем.

Чтобы развестись с мужем – сшить мужу рубашку с вырезом, немного глубже, чем допустимо и все. Жесткие законы в нравственности. НО! В походах это все менялось (грудные младенцы ловля на копья), привозили рабынь на продажу, с которыми занимались любовью без стеснения.

То есть нравественность – когда с теми, с кем равны. Как эссесовцы.

Показатель «равности» - доблесть.

Чтобы стать викингом нужно быол иметь некоторую печать избранности – крутой и непокорный нрав ребенка.

7 лет – взрослый

 

Чем должен был обладать истинный герой викинг:

- стихийность и избыточность

 

Судьба и смерть

Судьба: 3 богиня Норны, которые судьбу плетут.

Урт – судьба

Верданди – становление

Скурд – долг

Викинг не боится смерти.

 

У конунга нити золотые, у простонародья – льняные.

 

Лекция 29

31.10.18

 

Никаких этических законов. Но – нельзя красть.

Месть. Предписывалось мстить за любое оскорбление. Отстуствие отмщения – тяжелый позор для всего рода.

Альтернатива – вира – выкуп за убийство. Как правило выплачивалась за людей не очень значительных.

Разные виды мести. Самый кровавый – кровавый орел. Эта экстроординарная ситуация.

Сожжение в доме (усадьбе)

3 вида оружия мести: копье (Один), секира (Тор), меч (Тюр)

огонь не пользовался популярностью.

Одно из любимых развлечений эпохи.

 

Магия

Без этого моменты также нельхя помыслить образ героия викинской эпохи. Расцевает у кельтов (Угуландские…)

Два вида магии:

гаудр – руническая. Источник – Один. 72 – одна из священных цифр языческой скандинавии. Легенда об Одине и повешании.

Сейд – само слово не знаем как растолковать. Основано на других прицнипах, нежели, чем руническая.

На самом деле в скандинвании было несколько десятков видов магии, а не 2.

Знаем названия, но не имеем представления о технологии. Дошла и атрибутика. Но это картинки без подписей. Как это делалось? Нет ответа.

 

Многие моменты пересекаются с традициями сибирского шаманизма.

 

Руническую магию обрел Один, а сейд (часто переводят как колдовство) приносит асам Фрея.

 

Снори Стурлсон побывал в Норвегии, а финалом было что приехал в Упсалу. Круг земной- книга.

Сейд – дело женщин, мужчинам заниматься сейдом зазорно. Но в древнескандинавском варианте стоит… что занятие сейд у мужчин вызывает сильную эрге, которая приводит к перемене пола.

От этого негативное отношение к мужчинам-колдунам.

Читать сагу об Эрике Рыжем. – во время чумы приходит сейд-кона (женщина сейда) чтобы она прекратила чуму.

Что давало магическое искусство:

Изменение параметров тела. Не только обортничество, но и больше-меньше.

Влияние датчан – книга.

Один также могут как угодно менять свое тело и помещать свою «душу» в любые живые существа или даже в предметы.

 

Связь с миром. Она является самой важной. Древние были рассыпаны, вмонтированы в пространство. Были едины с миром, действительно чувствовали связь с ним, что проявляется и в магии.

Пример: одноглазость Одина. Этот глаз, продолжая принадлежать Одину помещается в другое измерение и Один получает возможность видеть другие миры.

Путешествие меж миров:

- путешествие духа

 

Превращение в животных

Продление жизни

Воздействие на вещи

Некромантия (это сейд). Мир мертвых связан с Одином

Сейд можно было использовать во благо, но сейд – это разрушение в первую очередь.

 

Руны:

- воскрешение (не некромантия)

против огня, оков, приворотные руны…

Особая техника резонансного пения (в щит, плащ)

Отдельно – моншалк и нит (?) - запрет. Моншалк – приворот, любовное заклинине; запрещен потому что связан с принуждением. Нид – заклинение ущерба.

 

Образ героя викингской эпохи чрезвычайно многозначен. Это человек, который находится в особоых отношениях с мирозданием, в чем ему сщественно помогает магия.

 

Сейд. Как осуществлялась? Специальный помост, который поднимал. Исполняются определенные песнопения. Юноши и девушки окружают помост и тоже поют.И сейдкона так осуществляет свои магические заклинания.

 

Лекция 30

 

Рыцарская система ценностей.

Честь.

Песнь о нибелунгах.

Честь.

Джеффри Чессер.

 

Доблесть.

Доблесть не = храбрость. Доблесть – это храбрость, доходящая до безумия.

 

Вассальная верность

Вассал его вассала не мой вассал. Сеньор – вассал. Если сеньор выступает против короля, рыцари вместе с сеньором против короля.

В случае измены со стороны сеньора, рыцарь мог расторгнуть клятву. Как вариант – ломали шпагу. Но все же рыцарский меч было дорогое оружие. Ломался специальный деревянный жезл.

 

Знатность

Все рыцари брать по ордену. Но практически знать от остальных рыцарей отстоит на огромную дистанцию.

Поле боя уравнивает знать и рыцарей простых.

 

Подарок возможен между равными. Но невозможен от низшего к высшему. Исключение – когда рыцарь дает присягу сеньору, он дает шпоры – то есть он клянется в верности своей честью.

 

Одежда – символ социального статуса. Сословная одежда.

 

Щедрость и великодушие

 

Рыцарь не может быть скупым (поэма Пушкина).

Долг рыцаря не копить, а эффектно расчточать.

Понять ларджес – щедрость, великодушие, расточительство и т.д.

 

Скупость и поиск выгоды – это для мещан и торговцев.

Выпендрежное роскошество.

Цель щедрости – сделать дарителя известным, славным.

 

Рыцарство и религия

Рыцарство и война

Рыцарство и любовь

Рыцарский символизм

 

Лекция 31

 

Рыцарь не может не любить войну.

Странствующие рыцари – не особо

 

Религия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: