Хозяйственное развитие края.




В длительном процессе созревания объективных предпосылок смены в России, в том числе и на Украине, феодализма капитализмом особенное место занимает дореформенное 60-летие. Оно характеризуется дальнейшим разложением феодально-крепостнической системы, которую в 30-50-е гг. охватил глубокий кризис, приведший к падению крепостного права и созданию условий для победы капиталистического способа производства.

В условиях разложения феодально-крепостнической системы правящий класс дворян-помещиков всячески стремился сохранить свое господство. Царизм проводил политику, направленную на укрепление крепостнических порядков, обеспечение господствующего положения дворян-помещиков в хозяйственной и политической жизни.

Вместе с тем царизм вынужден был считаться с интересами формировавшейся буржуазии и принимал всяческие меры, реализация которых объективно вела к развитию капиталистических отношений (содействие купечеству в создании промышленных предприятий, развитие внутренней и внешней торговли через черноморско-азовские, а также прибалтийские порты и т.д.)

Промышленность

К середине XIX в. немало крепостных крестьян, мещан становятся собственниками предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции: винокурен, мукомолен, маслобоек и др. К этому времени в Мариуполе работали четыре водяных и три ветряных мельницы, в 1830 г. в городе была основана макаронная фабрика, которая использовала муку местного производства, ее изделия предназначались также и на экспорт.

Важнейшей для города отраслью являлось рыболовство. В 1814 г. на берегу Азовского моря (в окрестностях Мариуполя и на косах) действовали 36 рыболовных заводов. Рыбу здесь солили, вялили, готовили икру и балыки, вытапливали рыбий жир, делали рыбную муку.

В начале XIX в. с возникновением кирпично-черепичного завода в Мариуполе началось производство строительных материалов. В 1827 г. работало уже 3 завода, к середине XIX в. их стало 7 (один из них известковый). Местные глины были хорошим сырьем для изготовления высококачественной продукции.

Действовали в городе 2 кожевенные фабрики, на которых вырабатывался черный сафьян, а потом — подошвенный материал.

Недостаток в стране соли побудил правительствов 1819 г. разрешить жителям Бахмута и Тора выварку соли. Однако, в 1831 г. оно предписывало использовать для этого вместо дров каменный уголь. Чтобы уменьшить расходы угля, предприниматели стали применять градирни, повысившие концентрацию рассола. В Торе (Славянске) в 1832 г. был построен первый завод, на котором соль вываривалась на каменном угле. В середине века имелось 12 мелких заводов, владельцами которых были мещане. В год они производили до 50000 пудов соли.

Значительную роль в экономике не только Бахмута, но и всей губернии играло Бахмутское салотопительное производство. Салотопительные заводы производили вытопку животного жира, расфасовку его в кутыри (овечьи желудки) и продажу потребителям. В Бахмуте было сосредоточено 12% салотопительных заводов всей губернии и 4% украинских заводов этой отрасли. Продукция сальных заводов, которые были основаны в Бахмуте и Мариуполе в 50-х гг. XIX в., являлась сырьем для производства свечей. В это же время в Бахмуте появляется завод по изготовлению более качественных восковых свечей. В 1857 г. был создан Бахмутский воскобойный завод, один из трех в губернии, с 1860 г. известна табачная фабрика, которая появилась в результате попыток товарного табаководства в уезде.

Начинается процесс активного исследования и изучения региона. Известный ученый и горный инженер Е. П. Ковалевский в 1827 г. составляет первую геологическую карту Донбасса, на которую наносит 25 известных ему месторождений угля. В 1827-1828 гг. экспедиция горного инженера А. И. Оливьери в районе Старобешева обнаруживает несколько угольных пластов. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, начатые в 1832 г. экспедицией горного инженера А. Б. Иваницкого. Бурный рост портов, баз и кораблей азово-черноморского флота заставляют новороссийского и бессарабского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова пригласить на службу опытного горного инженера А. В. Гурьева, перед которым впервые ставится практическая задача: организовать добычу угля в масштабах, необходимых для обеспечения нужд Одессы и флота. Это было связано еще и с тем, что к этому времени угольный рынок стал наполняться более дешевым английским углем, который как балласт привозили корабли, доставлявшие зерно в Англию.

Проанализировав материалы ранее проведенных геологических разведок, А. В. Гурьев остановил свой выбор на верховьях Кальмиуса. Наряду с высоким качеством имеющегося здесь угля, это место привлекло уже сложившейся к тому времени сетью грунтовых дорог и водных путей, а также близостью селений — будущих источников рабочей силы. Для организации добычи угля граф М. С. Воронцов в 1841 г. арендовал слободу Александровка и все окрестные земли, а также все подземные ископаемые на площади в 15 тысяч десятин сроком на 30 лет для строительства Александровского рудника. Первой была введена в эксплуатацию в 1842 г. шахта Гурьевская, а затем две других — Михайловская и Елизаветинская. Первоначально на шахте Гурьевской работало 76 человек, которые за сутки добывали по 18 пудов угля на человека. Она имела первую паровую подъемную машину и мастерские, изготовлявшие элементарное оборудование, необходимое для горных работ. Успешно наращивая добычу угля благодаря использованию новейшей техники, Александровский рудник стал самым крупным поставщиком его на юге России, добывая до полутора миллионов пудов в год. Добывающийся на руднике уголь получил высокую оценку как топливо для паровых судов.

С этого времени уголь Донбасса приобретает широкую известность, а донецких горных инженеров начинают привлекать для работы и консультации в Тулу и Урал, Западную Сибирь, Амур и Сахалин. Как отмечал в 1856 г. в своей докладной записке А. В. Гурьев, «Уголь... особенно годен на все металлургические работы, в проплавку руд, на выделку железа и рельсов и на отопку пароходов и железных дорог».

Доходы, получаемые от реализации угля, стимулировали многих помещиков, мелких предпринимателей заняться горным промыслом.

Начинается строительный бум мелких, средних и крупных шахт, использовавших как примитивные орудия труда, так и современное по тому времени оборудование. Это привело к тому, что в 1827 г. правительство вынуждено было издать закон, по которому к частным предпринимателям, занимающимся добычей угля, прикреплялись специалисты для «преподания советов, как следует производить правильно горные работы».

К концу дореформенного периода добыча угля составила около 6 млн. пудов в год. Несмотря на это Донбасс, равный по площади всем бассейнам Западной Европы, давал лишь около 1/700 добываемого там угля. В 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавляли свыше 30 тыс. пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось. Это предприятие оказалось нежизнеспособным и вскоре было закрыто.

Сельское хозяйство

В первой половине XIX в. в сельском хозяйстве начинают развиваться капиталистические отношения. Особенно быстро процесс расслоения происходил среди государственных крестьян, которые составляли основную социальную категорию сельского населения края. На Мариупольщине, например, накануне реформы 1861 г. почти не было помещичьих крестьян, а в Бахмутском уезде они составляли лишь 27%. В 1830 г. наделы государственных крестьян Новоэкономической волости Бахмутского уезда превышали 10 десятин на ревизскую душу, сократившись за 40 лет почти втрое. Из среды крестьян выделяются зажиточные. Так, на Мариупольщине отдельные греческие поселенцы имели по 200-2000 десятин земель.

Ведущую роль в сельском хозяйстве занимало земледелие. Расширились посевы зерновых и технических культур: пшеницы-арнаутки, ячменя, проса, картофеля, льна, табака, бахчевых культур. Тяжелый железный плуг постепенно вытесняется облегченным усовершенствованным, появляются косилки, сеялки, способствующие росту производительности труда земледельца. Урожайность сельскохозяйственных культур была выше в хозяйствах немцев-колонистов и греков-поселян.

Более широкое распространение получило садоводство и огородничество. Кроме фруктовых деревьев, в греческих селах разводили шелковицу и тутового шелкопряда. Развивалось виноградарство.

Животноводство продолжало играть важную роль в экономике края. В первой половине XIX в. наблюдается рост поголовья скота, способствующий дальнейшему расширению земледелия, в хозяйствах не только помещиков, но и государственных крестьян имелись коневодческие, овцеводческие заводы. Большое внимание уделялось селекционной работе. Среди лошадей преобладала местная порода (смесь запорожской лошади с русской). Помещики на коневодческих заводах разводили хорошие породы верховых лошадей. Среди овец преобладала крымская порода, наблюдался рост тонкорунной породы, шерсть которых пользовалась большим спросом на рынке.

В 40-х гг. ежегодно начали проводиться сельскохозяйственные выставки, знакомившие посетителей с новыми орудиями, породами скота, системами севооборота и другими новшествами.

Торговля.

Изменения, происходившие в первой половине XIX в. в социально-экономическом развитии края, оказали влияние на внутреннюю и внешнюю торговлю.

Все большее развитие получает стационарная торговля. Например, в Славянске в конце 30-х годов было 37 постоянно действующих лавок. В Мариуполе в 1826 г. функционировало 108 торговых лавок, «с красным товаром» — 12, винных погребов — 15, харчевен — 5. В 30-х годах в Бахмуте был построен Гостиный двор, торговые ряды которого насчитывали 52 лавки.

Роль торговых центров в первой половине XIX в. продолжали играть ярмарки. Торговый оборот на трех бахмутских и четырех мариупольских ярмарках составлял в 50-х гг. более 400 тыс. рублей.

Значительных успехов достигла внешняя торговля. Мариупольский порт был давно известен как грекам, так и славянам. Город Мариуполь был многонациональным, и внешняя торговля шла в большинстве своем между лицами родственной национальности. Так, к генуэзскому дому Станислава Гальяно прибывали исключительно генуэзцы, славяне-судохозяева — к дому Видовича, турецкие и греческие судовладельцы— к местным грекам.

Торговый дом Видовича занимался исключительно зерном, имел на бирже каменные амбары. Кроме этого дома, существовали также торговые дома братьев Николая и Драго Поповичей, дом братьев Мембели и другие, которые сосредотачивали в своих руках торговлю зерном и другими сельскохозяйственными продуктами.

Важную роль в укреплении внешнеторговых связей имело учреждение в 1800 г. таможни, в 1808 г. было создано портовое управление.

Первое каботажное судно вместимостью более 9 тыс. пудов в Мариуполе было построено в 1824 г., построил— Кавалотти. В 1830 г. суда для Мариуполя строились в Аксакае — для компании Мембели, Чабаненко и Ганджи. Их вместимость составляла от 3 до 12 тыс. пудов. Строитель — Игнат Ганджи.В 1846 г. в Мариуполе насчитывалось 376 каботажных судов и 61 заграничное судно, в 1863 г. каботажных —564, заграничных — 105.

В начале 50-х гг. открываются самостоятельные иностранные конторы Радели, Вучетина, Палеолога, Родоканаки и Петракокино.

К концу 60-х гг. отпуск из Мариуполя одних зерновых продуктов достиг 1 200 000 четвертей (¼ ведра, или 3,08 литра). Однако, сохранявшаяся система феодально-крепостнических отношений была преградой для развития капитализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: