Образовательная программа курсовой подготовки Школы Старшего возраста
В посёлке Мелиоративный Прионежского района
Курс «Интернет-технологии для пенсионеров»
(28час)
Название курса. Курс «Интернет-технологии для пенсионеров»
2. Руководитель курса. Лукьянченко Светлана Геннадьевна
Цель и задачи курса.
Цель программы: обучение лиц старшего возраста компьютерной грамотности для преодоления проблемы включения их в информационную среду; формирование практических навыков работы на современном персональном компьютере.
Задачи:
• обучить первичным навыкам работы с персональным компьютером;
• ознакомить с пакетом программ Microsoft Offce;
• обеспечить необходимый уровень практических умений работы на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни;
• научить слушателя эффективной и безопасной работе в глобальной сети Интернет;
• изучить процесс получения электронных услуг через Интернет;
• расширить возможности общения посредствам Интернета;
• изучить технологию использования информационно-коммуникационных средств.
Количество учебных часов: 28ч.
Пояснительная записка
Программа обучения рассчитана уровень подготовки: начинающий пользователь;
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером. Работа с информацией стала необходима не только для молодых, но и для людей более старшего возраста. Навыки целевого поиска информации в глобальной сети становятся необходимы для социальной адаптации пенсионеров в современном мире. Многие пенсионеры получают возможность через интернет получать необходимую информацию, обучаться, общаться через социальные сети, обмениваться опытом, создавать свой бренд, делиться своим опытом, приобретать новые интернет- профессии для дополнительного заработка.
|
Курс предлагается для желающих получить и расширить свои знания по использованию компьютера в своей жизни, а также ориентации в интернет - пространстве, в Мировой сети интернета; развивать творческие способности каждого слушателя, получать знания, умения, способствующие более полному раскрытию способностей.
Программа для взрослых рассчитана на 28часов (4 часа в неделю)
Особенности обучения пенсионеров ПК:
Адаптированная программа (простая, понятная, с минимальным количеством лишних знаний);
Дополнительные занятия для тех, кто хочет знать больше.
В связи с проникновением в нашу жизнь информационно-коммуникационных технологий у многих категорий граждан появляется проблема информационного неравенства. Чаще всего от этой проблемы страдают лица пенсионного возраста. Появляется необходимость создавать условия, делающие доступными современные информационно-коммуникационные технологии для этой группы. Для того, чтобы разрешить проблему адаптации пожилых к новой информационной ситуации, нужно создавать программы обучения информационно-коммуникационным технологиям лиц третьего возраста, что позволит ликвидировать изолированность их от внешнего мира, значительно расширит круг общения, даст возможность развитию новым интересам. Кроме того, через Интернет лица пожилого возраста смогут оплачивать коммунальные услуги, получать полезные советы, найти ответы на интересующие вопросы на электронных приёмных, не выходя из дома, обмениваться новостями. Компьютерные курсы для людей третьего возраста призваны не только снизить «межпоколенческие» различия, но и помогут социально адаптироваться к сложившимся условиям, самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве.
|
Таким образом, обучение компьютерной грамотности лиц старшего возраста обеспечивает:
• доступность государственных социальных услуг и услуг, предоставляемых различными организациями и учреждениями;
• преодоление барьеров в общении;
• максимальное приближение социальной помощи (вне зависимости от места проживания).
Курс обучения лиц старшего возраста компьютерной грамотности представляет собой адаптированную программу занятий для людей старшего поколения, разработанную с учётом их возрастных психологических и физических особенностей и социально-правовых потребностей.
В ходе обучения слушатели получают систематизированные знания о принципах работы компьютера, представление о его аппаратном и программном обеспечении, хранении информации в памяти компьютера, вырабатывает навыки выполнения таких востребованных для практического применения действий, как работа с текстом, создание таблиц, выполнение расчётов и т. д. Рассмотрение этих тем необходимо для выработки серьёзного отношения к компьютеру как к рабочему инструменту, применяемому в различных сферах жизнедеятельности. Программа компьютерного обучения лиц старшего возраста включает в себя четыре модуля:
|
1модуль: Первичные навыки работы с персональным компьютером 2модуль: Работа в Интернете, освоение Интернета (запуск браузера, изучение поисковых систем, открытие сайта по адресу, поиск информации или сайта по запросу, сохранение результатов поиска);
3 модуль: Государственные услуги
4модуль: Освоение программы MSPowerPointи
.
Пояснительная записка к учебно-тематическому плану
Структура программы включает в себя учебно-тематический план и краткое содержание занятий, где обозначены ключевые понятия, рассматриваемые на лекциях, практические упражнения, вопросы и задания для контроля, памятки пошаговых действий. Теоретические занятия чередуются с практическими. Обучение начинается с объяснения самых простых истин. Объяснять изучаемый материал, если это необходимо, следует по несколько раз, при этом каждому слушателю показывают, что и как нужно сделать. Несмотря на то, что занятия по обучению компьютерной грамотности групповые, к каждому «особому ученику» нужен свой подход: кто-то впервые сел за компьютер и очень не уверен в себе, кто-то уже что-то умеет, но хочет научиться большему, у кого-то получается с первого раза, кому-то приходится сложнее. На начальном этапе занятия компьютерной грамотности для пенсионеров направлены даже не на изучение каких-то основ, а скорее на обеспечение скорейшего привыкания слушателей к новой терминологии, к исключению чувства страха, вызываемого компьютерной техникой. Слушатели узнают, из чего состоит компьютер, осваивают последовательность его включения и выключения, изучают правила безопасности при работе на компьютере.
Форма проведения занятий: лекции, практические занятия.
Занятия проводятся по традиционной схеме: изучение нового
материала, его анализ (обсуждение) и закрепление.
Учебно-тематический план
№ | модуль | занятия | Кол-во час. |
1. | Первичные навыки работы с персональным компьютером | Занятие 1. 1.Правила безопасной работы на компьютере 1. Ознакомление слушателей с планом курса | 1ч. |
Занятие 2. Первое знакомство с персональным компьютером: 1.зачем нужен компьютер; 2.как устроен компьютер; 3.какие бывают компьютеры; 4.как пользоваться клавиатурой; 5.назначение основных клавиш; 6.Как работать мышью; 7.как включить, выключить или перезагрузить компьютер; 8.Какие устройства можно подключить к компьютеру. Контрольные вопросы. Занятие 3. Первое знакомство с персональным компьютером. Работа в ОС MSWindows–графический интерфейс: 1.Рабочий стол, 2.главное меню, 3.панель задач. 4.Файловая структура –файлы, папки. 5.Основные операции с объектами. 6.Работа с папками и файлами. 7.Перемещение и копирование объекта (Выполнение основных операций с файлами/папками, т.е. создание, открытие, переименование, перемещение, копирование, удаление, создание ярлыка.) 8.Управление окнами. 9.Установка новых программ и запуск уже установленных. 10.Поиск файлов на компьютере. 11.Работа со сменными внешними носителями.) 12.Файл и Создание, копирование и удаление папок Задания для самостоятельной работы | 2ч. 4ч. | ||
Занятие 4 1. Работа в текстовом редакторе Word. 2. Координатные линейки, полосы прокрутки страниц 3. Создание нового документа 4. Сохранение текста 5. Как выделять, вырезать или удалять текст 6. Как вставить в Word рисунки, файлы и различные объекты 7. Создание таблиц. 8. Форматирование текста 9. Как распечатать текст 10. Как выйти из программы Word. 11. Перемещение по документу 12. Проверка правописания Задания для самостоятельной работы Контрольное задание по теме: ≪ОсвоениеWord≫ | 6ч. | ||
Работа в Интернете | Занятие 5. Работа в Интернете 1.Типы подключения к сети 2. Как выбрать Интернет-провайдера 3. Что такое интернет браузер 4. Адресная строка браузера 5. Как поместить страницу сайта в закладки 6. Как скачать и установить Яндекс. Браузер. Поиск информации в Интернете 1. Поиск информации в yandex.ru 2. Как начать поиск 3. Как правильно сделать поисковый запрос 4. Поиск по различным видам материалов 5. Дополнительные сервисы 6. Сохранение информации из Интернета на компьютере | 4ч. | |
Занятие 6 Безопасная работа в сети Интернет 1. Откуда появляются вредоносные программы на компьютере 2. Как определить, что компьютер заражён вредоносной программой 3. Что такое антивирусная программа и как её выбрать 4. Установка демонстрационной антивирусной программой 5. Меры предосторожности в сет 6. Как создать надёжный пароль | 2ч. | ||
Занятие 7. Безопасная работа в сети Интернет 1. Откуда появляются вредоносные программы на компьютере 2. Как определить, что компьютер заражён вредоносной программой 3. Что такое антивирусная программа и как её выбрать 4. Антивирусы 5. Меры предосторожности в сети 6. Как создать надёжный пароль | 1ч. | ||
Занятие 8. Электронная почта. 1. Как работает электронная почта 2. Электронные адреса 3. Как зарегистрировать электронный почтовый ящик (Создать свой почтовый ящик и вести активную переписку с друзьями) 4. Описание электронного почтового ящика 5. Как написать электронное письмо 6. Как узнать, что вам пришло письмо 7. Как отправить в электронном формате письмо, фото, видео, музыку или документ 8. Как скачать в компьютер присланные в письме файлы 9. Действия с письмами в почтовом ящике Задания для самостоятельной работы | 2ч. | ||
Занятие 9. Знакомство с программой Skype 1.О программе Skype 2. Общение в Skype · Регистрация и работа в социальных сетях · ≪ОДНОКЛАССНИКИ≫ ≪В КОНТАКТЕ≫ | 2ч. | ||
3. | Портал государственных услуг GOSUSLUGI.RU | Занятие 10. 1.Начало работы с порталом 2.Поиск информации по темам 3.Как назначается государственная или муниципальная услуга в электронном варианте 4. Регистрация на портале 5. Как оформить заявление на получение электронной услуги на портале 6. Оплата услуг с помощью портала | 1ч. |
Занятие 11. Сайты федеральных органов власти 1. Сайт Президента России - kremlin.ru 2. Как написать обращение к Президенту Российской Федерации 3. Сайт Правительства РФ – government.ru 4. Личный сайт Председателя Правительства РФ- da – Medvedev.ru Сайт Пенсионного фонда России – pfrf. 1. Описание основных разделов 2. Электронные услуги пенсионного фонда России без регистрации 3. Запись на приём в Пенсионный фонд России 4. Обращение в ПФР через интернет 5. Электронные услуги с регистрацией на сайте Пенсионного фонда 6. Основные функции личного кабинета 7. Подача через интернет заявления о назначении доставки пенсии 8. Подача через интернет заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты 9. Подача через интернет заявления об изменении статуса 10.Подача заявлений о предоставлении набора соц. услуг | |||
4. | Работа в PowerPoint. | назначение программы MS PowerPoint. Технология работы в программе MS PowerPoint: 1.понятие гиперссылки. 2. создание слайдов; 3. Вставка рисунка или картинки 4. создание объектов на слайдах; 5. создание анимаций на слайдах; 6. показ слайдов. 7. Создать презентации, поздравительные открытки. 8. Настройка анимации 9. Демонстрация презентаций | 2ч. |
5. | Заключительное занятие | Подведение итогов | 1ч. |
Предполагаемый результат.
Слушатель должен знать:
• основные понятия и категории курса;
• принципы работы с персональным компьютером;
• правила ухода и технику безопасности при работе с компьютером;
• краткий обзор операционной системы;
• рабочий стол и его структуру;
• процесс управления окнами;
• основные операции с папками и файлами;
• правила выделения текстовых фрагментов;
• способы проверки правописания;
• правила форматирования документа (шрифт, стили, абзац, списки, колонки);
• способы вставки рисунков
• способы создания презентаций
• основные возможности Интернет;
• основы работы с браузером Google Chrome;
• способы сохранения полученной информации на своем компьютере;
· получения электронных услуг через Интернет;
· использовать редакторы, сайты для творческих работ
· работать в соц. сетях
Литература
1.Учебное пособие «Азбука Интернета» Ростелеком
Учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети интернет.
2.Обучающие ролики Коротких Н.И.
Список обучаемых