ЧТО ЕСТЬ ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА?




1.

В перечне семи таинств Церкви оно чаще всего ставится на последнем, седьмом месте, иногда – на пятом. Это происходит, по-видимому, потому, что Священство относится к числу таинств «не обязательных» для каждого христианина10. «Полный православный богословский словарь», статья «Таинства». По логике вещей таинство Священства должно стоять на втором месте после Крещения. Исторически так и было: Апостолы и их сподвижники проповедали, крестили уверовавших и поставляли им пресвитеров и епископов, которые затем совершали в новообразованной Церкви все остальное: Евхаристию, исповедь, причащение и т.д. В самом деле, после Крещения человек должен приобщаться Святых Таин, исповедаться, венчаться не от кого иного, как от законно поставленного пресвитера или епископа Церкви: без них невозможна вообще церковная жизнь и осуществление всех остальных таинств Церкви. Пусть довод в пользу необходимости церковной иерархии, состоящий в том, что Церковь как организованное человеческое сообщество нуждается в руководителях и наставниках разных степеней для удобства управления, выглядит слишком утилитарным и раци­оналистическим. В этом рационализме есть кое-что немаловажное с богословской точки зрения. Спрашивается, а почему люди, образующие любое осознанное сообщество, не могут обходиться без руководителей, а руководители без руководства еще более высшего? Попытка достичь такого состояния «сознательности», когда сообщество могло бы обходиться совершенно без всякого начальства (даже избираемого) представляется утопией даже с точки зрения крайне «левых» социальных теорий. Почему?

Удовлетворительно отвечает на этот вопрос только богословие: потому, что Бог благоволил устроить невидимый и видимый мір иерархично. Благодаря откровению, полученному автором «Ареопагитик» (Дионисием Ареопагитиком)11, В богословии и по сей день нельзя считать решенным вопрос об авторстве сочинения Дионисия Ареопагита. На наш взгляд, даже если согласиться с утверждением о том, что в «Ареопагитиках» есть тексты гораздо более позднего происхождения, чем время жизни Дионисия, то и в этом случае нет оснований отрицать принадлежность именно ему определенных основополагающих сочинений, к которым впоследствии были присоединяемы произведения иных авторов, написанные в том же духе и в той же силе духа (!), что в раннехристианской литературе известно. мы знаем, что существует небесная иерархия ангельских чинов, разделенная на 9 степеней, по три чина в каждой. Иерархичность заметна в самых разных сферах окружающей нас природы, всего космоса. Иерархически искони устраивались человеческие племена, отдельные сообщества внутри них, государства, наконец – Церковь. Божий замысел о небесной иерархии состоит в том, чтобы единение Бога, Который есть «огнь поядающий» (Вт. 4, 24; Евр. 12, 29), со Своим творением происходило постепенно, не опаляя и не разрушая творения, но сообщая ему Божественный свет, благодатные силы, животворящие начала в меру способности к восприятию их каждой тварью, каждым видом твари.

Высшие – это те, кто находится «ближе» всего к Богу – источнику света (огня). Для этого они должны быть наделены (и наделены) особыми качествами, особой благодатной защитой от огня Божества. Воспринимая Божественный огонь и воления Божества, они передают в нужной мере их свет и энергии средним чинам, которые тоже должны быть наделены особой способностью к восприятию именно такой меры света и энергий, средние передают все это низшим, в меру способности последних к восприятию света и сил Божиих. Все это подобно тому, как свет и тепло Солнца, проходя различные слои атмосферы, доходят до земли при нормальных условиях (в нынешней земной реальности, правда, нередко нарушающихся) в таком виде, когда они должны согревать и животворить, но не убивать, не сожигать землю и ее обитателей. Если же говорить о небесной иерархии, то там невозможно нарушение «нормальных условий»; там все совершается в духе любви, ибо «Бог есть любовь» (I Ин. 4; 8, 16). Свет, энергии, воления Божества срастворены Божественной любовью и, проходя сквозь чины ангельской иерархии, возбуждают в ней лишь ответную любовь к Богу и друг ко другу, то есть высших к средним и низшим, а от них в обратном порядке – к средним и высшим, так что пульсация всеобщей любви и благодарения составляет духовную основу бытия и служения небесной иерархии.

Таковой должна была бы быть и всякая иерархия вещественного, видимого міра, человечества, если бы не грехопадение, повлекшее за собою глубокую поврежденность не только человека, но и всей «видимой» твари.

Действие земной иерархии в человеческих сообществах под влиянием диавола и немощи поврежденных грехом людей происходит не только и чаще – не столько в духе любви, сколько в духе любоначалия со стороны высших и лицемерного унизительного угодничества со стороны низших. Бог сотворил чиноначалие, но любоначалие (гордостное стремление к власти над другими) противно Ему. Однако, если не дух, то сама структура иерархии власти в нынешних земных сообществах продолжает быть Богоустановленным учреждением и сохраняет сообразность структуре иерархии небесной. В этом смысле особенно – «несть власти, аще не от Бога» (Рим. 13, 1).

2.

Очень важно и интересно посмотреть, как Сам Господь Иисус Христос устраивал (как бы намечая и определяя) во время Своей земной жизни иерархическую структуру Своей Церкви и ее духовные основания.

Если начинать «снизу», то мы видим вокруг Него множество народа, которому Он проповедует Евангелие Царствия (преимущественно в притчах). В среде этого народа образуется достаточно обширный круг принявших Благовестие Спасителя и уверовавших. Среди них самые разные люди – старцы, юноши, женщины... Из их среды избираются «семьдесят» с целью продолжения проповеди в народе. Над этой группой апостолов «от семидесяти» возвышается группа двенадцати изначально избранных апостолов – особо близких ко Христу учеников, почти постоянно находящихся с Ним. Из них выделяются три ученика – Петр, Иаков и Иоанн, которых Спаситель избирает в особо важных случаях в качестве свидетелей (исцеление дочери Иаира, Преображение, Гефсиманское борение). Из этих троих, в свою очередь, особо выделяется апостол Иоанн Богослов, который один из всех мог просто положить свою голову на грудь Спасителя и так «возлежать», слушая Его беседу со всеми. Он один удостоился узнать от Христа, кто именно предаст Спасителя, Его Господь «всыновил» Своей Пречистой Матери Приснодеве Марии, он один получил особое Откровение о конечных судьбах міра и человечества (Апокалипсис). Он один, кажется, умер «своей смертью», дожив до глубокой старости, хотя претерпел и гонения и был готов на мученическую смерть, как и другие апостолы. Он один дерзал сказать о себе в своем Евангелии: «ученик, егоже любляше Иисус» (Ин. 21, 20).

Из этого уже видно, что «избранность» и «близость» ко Христу определяется мерой любви к Нему, а также особой чистотой (апостол Иоанн был девственник и духом и телом). По Вознесении Спасителя в среде Его учеников появляется апостол Павел, который не был со Христом, поначалу даже явился гонителем верующих в Него, но потом, после своего обращения, получил столь обильные дарования проповеди и иных благодатных сил, что сделался одним из ведущих. Только он и апостол Петр возымели в Церкви наименование «первоверховных».

Выяснение духовного значения избранности определенных апостолов, смысла их положения относительно других апостолов и особенностей миссии каждого в Церкви заслуживает того, чтобы стать предметом специального исследования. Для нашей же темы достаточно общего представления о том, что изначала, со времени земной жизни Спасителя, мы видим всего нескольких особо близких к Нему учеников, затем – прочих из числа двенадцати, затем – апостолов «от семидесяти»... Это уже определенная иерархия, построенная по принципу степени (или меры) близости ко Христу. Всех Своих учеников любил Господь, и все ученики, кроме отпавшего Иуды, любили Его, но каждый – в такой степени или мере, на какую был способен. Все ученики трудились в Благовестии Евангелия всему міру, но каждый – в меру своих сил и дарований свыше. По этим-то степеням или мерам и были распределены апостолы Самим Христом. И мы видим, что это ярко выраженная трехстепенность, подобная иерархии небесных сил. Подтверждение сказанному находим во многих новозаветных текстах. Так, в книге Деяний читаем, что Павел и Варнава посылаются Антиохийской Церковью в Иерусалим «к апостолам и пресвитерам». Там их, действительно принимает «Церковь, апостолы и пресвитеры» (Деян. 15; 2, 4).

Среди же самих апостолов выделяются уже известные «Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами» (Гал. 2, 9). Решающее значение на Иерусалимском соборе имеют выступления Петра и Иакова. Павел свидетельствует о наличии в Церкви «высших апостолов», против которых, по его словам, у него нет никакого недостатка (II Кор. 11, 5). Иуда и Сила называются «начальствующими между братией» (Деян. 15, 22). Таким образом, после Вознесения Господа Иисуса Христа и после Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) в Церкви Христовой выделяются «высшие апостолы» (или «столпы»), прочие апостолы, пресвитеры (начальствующие). Что это, как не прообраз трехстепенной канонической иерархии Церкви?

Однако уже в этой первохристианской Церкви времен земной жизни апостолов рождается и ныне существующая каноническая иерархия. В новообразованных местных Церквах апостолы поставляют епископов (Тим. 36, 1-7), пресвитеров (Тим. 5, 17), диаконов (Тим. 3, 8-10). Но об этом подробней мы скажем ниже.

Для нас важно было сейчас увидеть принцип иерархичности, который изначала, от Самого Господа Иисуса Христа, полагается в основание созидаемой Им Церкви.

Нетрудно также убедиться, в том, что эта иерархичность не является отношением господства-рабства, а отношением служения в духе любви, подобно действованию небесной иерархии ангельских чинов.

Когда мать сыновей Зеведеевых и сами они стали просить Спасителя, чтобы Он дал им сесть по правую и левую сторону от Себя во Царствии Своем, то есть на самых почетных местах, отвечая им, Христос сказал: «Весте, яко князи язык господствуют ими, и велицыи обладают ими. Не тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга; и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб. Якоже Сын Человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20, 20-28; Мк. 10, 35-45). Та же мысль, но с прямым указанием на то, в каком духе должно совершаться это служение и работание высших низшим, содержится в беседе Христа с учениками во время Тайной вечери: «Вы глашаете Мя Учителя и Господа; и добре глашаете, есмь бо. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга» (Ин. 13; 13-15, 34). Таково духовное основание бытия и служения церковной иерархии.

3.

Но в чем состоит качественное отличие «высших» от «низших», чем оно определяется? Отчасти мы уже видели, что главный принцип здесь – степень духовной близости ко Христу – Учителю и Господу, Иерею и Архиерею.

В таинстве Крещения каждый человек, независимо от личных способностей, пола и возраста, «рождаясь свыше» «от воды и Духа» во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, приобщается ко Христу, становится едино с Ним, а следовательно, приобщается ко всем сторонам и свойствам Личности Господа Иисуса Христа, в том числе и к Его Священству, то есть просвещается всей полнотой Божественного света, всей гаммой спектра семицветной радуги. Поэтому Писание и говорит в отношении всех верующих и крещеных: «Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшего в чудный Свой свет» (I Петр, 2, 9). Откровение Иоанна Богослова неоднократно называет всех омытых Кровью Христовою праведников в Царстве Небесном «царями и иереями» Бога и Отца (Отк. 1, 5-6; 5, 9-10; 20, 6). Это всеобщее «царственное священство» (иерейство) членов Церкви свидетельствуется особенно наглядно в том, что первое, основополагающее таинство Крещения, просвещающее человека всей полнотой Божественного света, может совершать в определенных чрезвычайных случаях не только пресвитер, или епископ, но и любой мірянин, даже женщина.

Однако, как правило, это таинство, как и все прочие, совершается все же пресвитерами и епископами. Почему? Почему сразу же, с апостольских времен, оказывается, что «к совершению святых (то есть крещеных членов Церкви), в дело служения, в созидание Тела Христова» Бог поставляет «овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители» (Еф. 4, 11-12)? В чем же тогда, как правило, главным образом проявляется всеобщее священство членов Церкви? На последний вопрос находим ответ у апостола Петра: «К Нему же (ко Христу – авт.) приходяще, каменю живу... и сами, яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом» (I Петр 2, 4-5). Значит, устроятъ свою собственную личность духовным храмом, в котором приносить Богу духовные жертвы, – вот в чем «святое святительство» (священство) каждого члена Церкви, его сообразность и приобщенность Священству Господа Иисуса Христа. В этом, личностном плане Христос тоже был Священником в Себе и для Себя. «Преспевая премудростью и возрастом, и благодатию у Бога и человек» (Лк. 2, 52), побеждая искушения и соблазны со стороны диавола и міра, немощи человеческого естества (Геф­симанское борение), Он созидал Свое человеческое естество как одушевленный храм Божий, принося в нем духовные жертвы – молитвы, самоотвержения, добродетели и т.д. Но при этом Он явился Священником и Пастырем добрым и для дру­гих, для всех, уверовавших в Него.

В таком случае мы неизбежно должны признать, что церковное таинство Священства есть приобщение той стороне Священства Спасителя, которое является Священством для других, пастырством «словесного стада» верующих, то есть как бы священством для священников. Если для того, чтобы стать священником в себе требуется таинственное «рождение свыше», то есть таинство Крещения, то точно так же таинством должно быть и посвящение в священство для других. Ибо это тоже одно из особых свойств Личности Господа Иисуса Христа, и, следовательно, такое, какого в природе земнородного человека естественным образом нет и быть не может. В крещеном человеке это свойство заключено потенциально, оно не выявлено, как бы срастворено со всеми другими. Для того, чтобы выявить, выделить его и сделать доминантой человеческой личности, всей ее внутренней и внешней жизни и деятельности, требуется особое Божие вмешательство, особое действие (энергия) Святого Духа, высвечивающее эту грань (цвет, тон) в просвещенной Крещением человеческой личности, сообщающее в скрытой, потенциальной способности к священству для других особую силу, крепость, благодать. Это должен быть воистину особый дар Святого Духа, который одновременно сообщает поставляемому священнику и необходимую благодатную защиту от того «огня» Божества, с которым ему теперь придется непосредственно соприкасаться при совершении таинств, иными словами – сообщает ему способность неосужденно священнодействовать таинства Божии для людей, для Церкви.

Только теперь становятся вполне понятными слова Святителя Иоанна Златоуста о том, что духовную любовь (к пасомым, к «словесному стаду» овец Христовых) не рождает в человеке что-либо земное (т.е. естественное качество любви к ближним, свойственное многим людям, даже иным неверующим); она (эта духовная любовь к пасомым) нисходит свыше, с неба, и подается в таинстве Священства. На такой любви, по замыслу и «заповеди новой» Спасителя, как мы видели, должно быть основано служение «высших» «низшим» в благодатной иерархии Церкви. Теперь мы отчетливо понимаем, что это, собственно, любовь Самого Христа к Своей Церкви, подаваемая человеку-священнику, такая любовь, какой человек естественным образом иметь не может. Такая духовная любовь – важнейшее качество, сообщаемое Духом Святым священнику. Но оно – не единственное. В даре Священства заключено очень многое: дары управления, учительства, разумения вещей духовных, а также дарование неосужденного тайнодействия в Церкви.

Священник для других должен быть, как и все члены Церкви, священником в себе и для себя. Но последнее зависит от его свободной воли, от внутреннего подвига. В случае, если он плохо подвизается или не подвизается совсем, дары Святого Духа, полученные им в таинстве Священства, будут постепенно блекнуть, как бы меркнуть, оскудевать.

Дольше всех сохраняется при этом дарование неосужден­ного совершения таинств и иных священнодействий для дру­гих. Но и оно может быть, наконец, отнято в случае, если священник начнет переступать некие границы, определенные св. канонами Церкви.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: