Познавательные способности человека: чувственное и рациональное познание




Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философы выделили две основные формы,в которых сознание человека фиксирует результаты познавательнойдеятельности: чувственно - наглядные образы и абстрактные идеи. В чувственно-наглядном образе отражаются внешние, чувственно-воспринимаемые свойства предметов (размер, форма, цвет и пр.). Абстрактная идея выражает общие свойства, свойственные всем предметам этого класса (такие понятия, как «растение», «животное», «человек» и т.п. – это абстракции).

 

Этим двум формам знаний соответствуют два основных процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека:

 

1.чувственное познание –процесс возникновения чувственно-наглядныхобразов и оперирование ими;

2.рациональное познание –процесс формирования абстрактных идей,понятий и оперирующий ими процесс абстрактного (логического) мышления.

Чувственное познание -это активное отражение объекта познания спомощью органов чувств. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

 

Ощущениеэто отражение отдельного свойства объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств. Ощущения–это простейшая форма психического отражения,которойобладает не только человек. Ощущения – основной канал получения информации о внешнем мире. В среднем человек почти80%информации о миреполучает через зрительные ощущения, около 15% - через слуховые, остальные источники информации (обоняние, осязание и вкусовые ощущения) в познавательной деятельности человека играют вторичную роль. Роль зрительных и слуховых ощущений в познании и, следовательно, в формировании сознания человека доказывается феноменом рождения слепоглухонемых детей, у которых без помощи специалистов-психологов не формируется сознание. В прошлом их называли «дети-растения» в силу отсутствия у них какой-либо активной реакции на внешний мир.

 

Ощущения – субъективны,поскольку не существуют в отрыве от субъекта(человека), зависят от состояния его нервной системы, органов чувств, организма в целом, от профессии человека (например, есть данные, что ткачи различают до 40 оттенков черного цвета). Проблема субъективности ощущений особенно активно обсуждалась в конце XIX века, когда немецкие естествоиспытатели Г.Гельмгольц (1821-1894) и Ф.Мюллер (1821-1897), работавшие в области физиологии слуха и зрения, сформулировали «закон специфической энергии органов чувств». Согласно этому закону, ощущения – это чисто субъективное переживание организмом состояния своих нервов, поскольку, например, любое воздействие на глаз или зрительный нерв вызывает ощущение света, а воздействие на ухо или слуховой нерв – звука. Из этого факта Гельмгольц, склоняясь к агностицизму кантианского типа, сделал вывод о том, что ощущения не дают нам объективной информации о мире.

В современной науке и философии принято трактовать ощущения как субъективный образ объективного мира, подчеркивая то обстоятельство,чтосубъективность – не препятствие для познания, а лишь форма, в которой отражается

реальность в сознании человека. Субъективность ощущений не является непреодолимым препятствием для изучения процессов и явлений действительности, тем более что с помощью приборов человек может расширятьсвои природные познавательные возможности и корректировать получаемую через органы чувств информацию.

 

На основе ощущений как исходной формы чувственного познания формируются более сложные формы чувственного отражения – восприятия и представления.

 

Восприятие – это целостное чувственно-образное отражение объекта при его непосредственном (или опосредованном приборами) воздействии на органы чувств.

Специфика восприятия в отличие от ощущения состоит в следующих егоособенностях: 1.восприятие представляет собой целостный образ предмета, а не просто сумму его отдельных свойств;

 

2.восприятие носит избирательный характер: сила, глубина восприятия какого-либо явления определяется его значением в жизни человека, в его практической деятельности; сосредоточившись на главном, человек как бы перестает воспринимать все второстепенное;

3.восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек замечает его сходство (отличие) с другими объектами, относит его к определенному классу (виду) объектов.

Как и ощущения, восприятия субъективны: на их содержании сказываются интересы, чувства, настроения познающего субъекта, его жизненный опыт и пр. Как и ощущения, восприятия жестко связаны с объектом и возникают только при его воздействии на органы чувств человека. Вместе с тем, восприятия являются основой для перехода чувственного познания на более высокий уровень отражения действительности, для формирования представлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: