оПИСАНИЕ учебных МОДУЛЕЙ




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«Школа организатора при САФУ»

 

Руководитель программы

В.Н. Дурнев ___________

подпись

 

Согласовано

Директор Высшей школы

экономики, управления и права

Л.С. Силуанова _________

подпись

 

Директор университетского лицея

Е.Ф. Фефилова __________

подпись

 

Архангельск

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы: Сегодня в рамках системы дополнительного образования уделяется внимание развитию различных способностей - художественных, музыкальных, спортивных, интеллектуальных и т. д., в то время как системные формы работы с ребятами, обладающими организаторскими задатками, отсутствуют. Организаторская, управленческая работа, как и прочие виды деятельности, требует планомерного и своевременного развития навыков, в противном случае происходит необратимое угасание возможности эффективного развития способностей, что является признанным фактом возрастной психологии. Временем, оптимальным для развития организаторских способностей, является подростковый возраст, когда формируется гражданская позиция человека, происходит осознание им собственной роли в социуме, оформляется самостоятельность в принятии решений и совершении поступков, формируется чувство ответственности за них.

Одной из форм совершенствования организаторских способностей в этом возрасте может быть участие подростков в системе школьного самоуправления. Однако на практике деятельность в советах старшеклассников зачастую сводится к выполнению поручений учителя или педагога-организатора и проведению мероприятий по готовым сценариям, что никоим образом не решает задачу развития управленческих качеств.

Необходимость подготовки школьных организаторов становиться ещё актуальнее в связи с Указом Президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Цели программы:

- поиск, отбор и воспитание молодых людей с организаторскими способностями;

Задачи программы:

- -адаптация обучающихся к жизни в обществе;

- помощь учащимся Школы в осознанном выборе профессии и последующим ее освоении.

Категория обучающихся: 8-10-классники школ г.Архангельска, Новодвинска, Приморского района, прошедшие конкурсный отбор.

Продолжительность обучения: всего 350 часов, в том числе лекций – 54 часов, практических – 236 часов, самостоятельная работа учащихся – 60 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю, по 4 учебных часа.

Результаты обучения: в результате успешного освоения программы Школы учащийся должен обладать следующими компетенциями:

 

· общекультурные: готовность к повышению своего культурного уровня, готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе; способность ясно и аргументированно формулировать свои мысли в устной и письменной формах, способность самостоятельно формулировать проблемы и определять способы их решения; коммуникационные: готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; овладение всеми регистрами общения: официальным, неофициальным, нейтральным и т.д.; базовые навыки общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, агентствами.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с учебным планом, (нормативный срок освоения – 1 года) в целях подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать 6 часов в день, 32 часа в неделю. Обучение ведется по субботам, воскресеньям и в каникулы. В особых случаях, с согласия учащихся, занятия проводятся в будни во второй половине дня.

Текущий контроль успеваемости обучающихся Школы осуществляется завучем Школы. По завершению изучениядисциплины преподаватель, её ведущий, принимает экзамен или зачёт с целью проверки усвоения знаний. Успеваемость студен учащихся определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачет». Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку учащегося Школы., неудовлетворительные оценки и «незачет» проставляются только в экзаменационной ведомости.

Освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в порядке, установленном ректором ФГАОУ ВПО «САФУ им. М.В. Ломоносова» на основании Положения о ней. Выпускникам Школы после прохождения ими итоговой аттестации выдается удостоверение учащегося образца САФУ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Школы организатора при САФУ»

№ п/п Наименование дисциплин/модулей, разделов, тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практ. занятия Самост. работа
1. Введение в коммуникацию   -   - Посещ.
2. Менеджмент         Зачет
3. Организационная психология       - Экзамен
4. Деловое общение         Зачет
5. Организационное поведение         Экзамен
6. КТД       - Зачет
7. Риторика   -   - Зачет
8. Бальные танцы   -   - Зачет
9. Практика         Отчёт
11. Итоговая аттестация - - - - Экзамен
  Итого:          

 

оПИСАНИЕ учебных МОДУЛЕЙ


1. Введение в коммуникацию.

Цель: оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в Школе.

При изучении дисциплины студенты приобретают следующие основные умения:

· навыки общения и взаимодействия в группе

Содержание:
1.1 Вводная лекция
1.2 Тренинги на знакомство
Список литературы:
1. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, 2001 г.


2. Менеджмент.

Цель: освоение учащимися основных принципов и методов управленияорганизацией.
При изучении дисциплины студенты приобретают следующие основные умения:

· руководить трудовыми коллективами;

· принимать управленческие решения и организовывать их выполнение;

· собирать, обрабатывать и использовать управленческую информацию;

· организовывать и стимулировать труд людей, укреплять трудовую и производственную дисциплину.

Содержание:

2.1. Понятие, цели, задачи и принципы организаторской деятельности

2.2.Специфика организаторской работы

2.3.Анализ и распределение имеющихся ресурсов

2.4. Актуальные проблемы организаторской деятельности

2.5. Целеполагание и планирование – основа эффективной организаторской работы

2.6. Возможный алгоритм деятельности организатора

Список основной и дополнительной литературы:

1. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2008.

2. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П.,

3. Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.

 

3. Организационная психология.

Цель: выделение наиболее актуальных и значимых разделов организационной психологии, ознакомление с общими и специальными основами социально-психологических знаний, необходимых для более глубокого понимания и лучшего усвоения тех разделов «Организационной психологии», которые связаны с производственной деятельностью, с принятием решений и развитием организации.

При изучении дисциплины учащиеся приобретают следующие основные умения:

· общекультурные, способствующие развитию общекультурного и профессионального уровня организатора, способного самостоятельно выбирать и применять методы психологического исследования для диагностики проблем организации;

· профессиональные, развивающие способность полноценно участвовать в жизни организации и ее коллектива, умения организовать качественное психологическое сопровождение управления и разрешения проблемных вопросов в организации.

Содержание:

3.1. Социально-психологический портрет организатора

3.2. Профессиональная и личностная компетентность организатора

3.3. Типы организаторов

3.4. Типы лидерства. Лидерство и власть

3.5. Стили руководства

3.5. Мотивация организатора. Механизмы

3.6. Самоменеджмент. Анализ своего организаторского потенциала (биологические и социальные аспекты).

3.7. Тайм-менеджмент

3.8. Стрессы организатора

3.9. Имидж организатора

Список основной и дополнительной литературы:

1. Голубкова О.А., Сатикова С.В. Практикум по организационному поведению. СПб., 2005

2. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002.

3. Иванова Н.Л., Михайлова Е.В., Штроо В.А. Введение в психологию бизнеса. Учебное пособие. М., 2007.

4. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2005.

6. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2000.

7. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.

8. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

9. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002.

 

4. Деловое общение.

- Цель: повышение социально-психологической компетентности
и развитие коммуникативной культуры учащихся как потенциальных руководителей; личностное развитие учащихся.

В процессе изучения дисциплины раскрывается специфика и структура делового общения; формируются основы знаний по психологии делового общения, способность адекватного восприятия себя и других людей в процессе делового взаимодействия; осуществляется развитие и совершенствование коммуникативных умений
и навыков учащихся освещается роль делового этикета как важной части деловой культуры общества.

В процессе изучения дисциплины учащиеся должен:

· изучить нормы и правила делового взаимодействия;

· освоить приемы и технологии делового общения;

· проанализировать особенности своего индивидуального стиля общения;.

Содержание:
4.1. Деловое поведение, деловое общение. Цели и характеристики делового общения. Типы деловых контактов.
4.2. Проблемы, возникающие в процессе делового общения.
4.3. Коммуникативные навыки организатора (умение говорить, умение слушать).

4.4. Секреты успешного публичного выступления.

4.5.Технологии цивилизованного воздействия на партнера (техники убеждения)

4.6 Руководство деловыми коммуникациями. Переговоры.

4.7. Ассертивное общение

4.8. Конфликт в деловом общении. Стресс, фрустрационная стресоустойчивость, ГЭД личности.

Список основной и дополнительной литературы:

1. Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Электрон. текстовые дан. – 5-е изд. – Москва: Дашков и К, 2013. – 528 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/24780

2. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – Электрон. текстовые дан. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 415 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15477

3. Титова, Л. Г. Деловое общение [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Титова. – Электрон. текстовые дан. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 271 c. – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/10495

Дополнительный

4. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. – Москва: Юрайт, 2013, 2014. – 463 с.

5. Коноваленко, М. Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2014. – 468 с.

6. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения: учеб. пособие / И. П. Кошевая, А. А. Канке. – М.: Форум: Инфра-М, 2011. – 303 с.

7. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 591 с.

8. Рогач, О. П. Практикум по деловому общению: учеб. пособие / О. П. Рогач. – 2-е изд., доп. – М.; Архангельск: Ин-т управления, 2010. – 163 с.

9. Сидоров, П. И. Деловое общение: учебник для вузов / П. И. Сидоров, М. Е. Путин, И. А. Коноплева. – 2-е изд., перераб. – Москва: Инфра-М, 2013. – 382 с.

10. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 218 с.

11. Тимофеев, М. И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / М. И. Тимофеев. – 2-е изд. – М.: РИОР: Инфра-М, 2011. – 119 с.

 

5. Организационное поведение.

Цель: сформировать у учащихся систему понятий, знаний и навыков, позволяющих понимать механизмы и мотивы поведения людей в современных организациях, функционирующих в конкурентной среде, изучить формы и методы воздействия на поведение личности и группы с целью повышения эффективности работы организации.

При изучении дисциплины учащиеся приобретают следующие основные умения:

· навыки анализа поведения работников в рамках определенных организационных структур;

· навыки кооперации с коллегами, работа на общий результат, навыки организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности;

· навыки самоуправления и самостоятельного обучения и готовности транслировать знания своим коллегами подчиненным;

Содержание:

5.1. Модели организационного поведения. Стили управления оргповедением.

5.2. Социальная природа организационного поведения.

5.3. Микроклимат группы. Факторы формирования микроклимата. Значение позитивного микроклимата для развития группы.

5.4. Организационная культура (ОК) группы как важнейший фактор регулирования и управления группой. Роль организатора в процессе формирования ОК.

5.5 Понятие группы и команды. Основные характеристики команды и коллектива и особенности их функционирования. Поведение в группе. Синергетический эффект.

5.6. Особенности формирования и развития группы и команды. Этапы формирования. Диагностики особенностей развития и состояния группы.

5.7.Групповые нормы как элемент групповой культуры. Потенциал группы. Социальные роли в рабочейгруппе.

5.8. Мотивация групповой деятельности. Значение. Роль организатора в процессе формирования мотивации. Принципы балансирования индивидуальной и групповой мотивации. Диагностика групповой мотивации.

5.9. Управление межличностными отношениями в группе в ситуации конфликта.

5.10.Молодёжная культура. Современный взгляд. Формы и содержание.

Список основной и дополнительной литературы:

1.Лютенс Ф. Организационное поведение. М.:ИНФРА-М.,1999.

2.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. - М.: Дело,2001.

3. Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е издание. – СПб.: издательство «Питер», 2006.

4. Спивак В.А. Организационное управление и управление персоналом. Учебное пособие для вузов. - СПб. 2000

5.Галкина Т.Т. Социология управления от группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2001.

6.Друккер Питер Ф. Управление, нацеленное на результат. - М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. - с. 360.

7.Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломандина Т.О. Поведение в организации. Учебник. – М. 2005

8.Таранов П.С. Золотая книга руководителя. - М.: Изд-во ГРАНД, 2000.

9.Шейн Э. Организация культуры и лидерство. - СПб: Питер, 2002.

10.Бодалев А.А. Психология личности М., 2004

11.Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение. М., 1992

 

6. КТД (коллективная творческая деятельность).

Цель: развитие творческой личности, ориентированной на гармонизацию отношений с окружающей средой.

При изучении дисциплины учащиеся приобретают следующие основные умения:

· организация и проведение мероприятий;

· творческое мышление;

· самоорганизация

Содержание:

6.1. технология КТД

Список основной и дополнительной работы:

1. Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов Просвещение 1990.
2. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

 

7. Риторика.

Цель: углубление знаний и совершенствование умений выстраивать общение в различных видах и речевых жанрах.

После изучения курса должны быть сформированы следующие умения:

· Умение анализировать и оценивать общение: соответствие высказывания замыслу (теме, основной мысли, стилю, жанровым признакам.), взаимодействие обучающихся; следование правилам культуры речевого поведения.

· Умение общаться создавать речевые жанры: использовать уместные, оптимальные для воплощения замысла словесные и несловесные средства общения; создавать речевые жанры, отвечающие требованиям к ним и узнаваемые адресатом.

Содержание:
7.1. Общение, сущность общения; речевая (коммуникативная) ситуация и ее компоненты.

7.2 Техника речи (упражнения, снимающие мышечные напряжения, воспитание навыков правильной осанки, речевого дыхания, силы голоса)

7.3 Тренировка речевого аппарата. Дыхание и голос; -Дикция;

7.4 Формирование речевых навыков: чтение с листа, анализ текста, запоминать текст, читать наизусть и др.:

7.5. Орфоэпия (нормы литературного произношения);

7.6. Речевые жанры. Текст как продукт речевой (коммуникативной) деятельности, его признаки и особенности; модели речевых жанров.

Список основной и дополнительной литературы:

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: современная риторика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

2. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. —М.: Дело, 2002.

3. Леммерман Х. Учебник риторики. М.: ООО «Издательство «Уникум Пресс» 20024. Невежина М.В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Невежина и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А. И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

 

8. Бальные танцы.

Цель: приобщение учащихся к современному танцевальному искусству.
В результате изучения курса учащийся должен:

· иметь общее представление о современных бальных танцах;

· владеть теоретическими понятиями, заложенными в программе;

· знать и уметь выполнять основные фигуры пройденных танцев.

Содержание:

8.1. Медленный вальс

8.2. Самба

8.3. Ча-ча-ча

9. Практические задания. Деятельность в составе школьного самоуправления своей школы или любой общественной организации, участие в палаточном лагере Сбор Старшеклассников. Участие в городских мероприятиях по необходимости. Контроль-составление учащимися Школы отчёта о проделанной практической работе.

Цель: развитие навыков организации социально-значимых мероприятий, практическое применение полученных теоретических знаний.

В результате прохождения курса учащийся должен уметь организовывать и проводить мероприятий: управлять работой группы, распределять обязанности, выполнять свой участок ответственности.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Освоение образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в порядке, установленном ректором ФГАОУ ВПО «САФУ им. М.В. Ломоносова» на основании Положения о ней. Выпускникам Школы после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ об уровне образования, заверенный печатью института экономики и управления САФУ.

Итоговой выпускной работой является организованное мероприятие, описанное в дневнике учащегося.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: