Организационная структура системы противодействия терроризму в РФ




 



3. Место и роль органов ФСБ России в общегосударственной

системе противодействия терроризму

Место и роль ФСБ России в общегосударственной системе противодействия терроризму определяется законодательством РФ.

Так в Федеральном законе «О противодействии терроризму» отмечается,

что пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности РФ, а также создаваемой группировки сил и средств других ведомств.

В Федеральном законе РФ «О федеральной службе безопасности» (от 3. 04. 1995 г. № 40-ФЗ, в редакции от 5.05.2014 г.) подчеркивается, что

Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ, руководство деятельностью которой осуществляется Президентом РФ, а управление руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.

 

Правовую основу деятельности ФСБ России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Ее деятельность федеральной службы осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов:

·

· законности;

· уважения и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· гуманизма;

· единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

·

·

·

·

·

·

·

· (см. текст в предыдущей редакции)

· конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Важнейшим направлением деятельность органов ФСБ России, наряду с контрразведывательной, борьбой с преступностью, разведывательной и иной деятельностью является борьба с терроризмом.

Борьба с терроризмом в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности» определяется как деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

а) необходимость пресечения террористического акта;

б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

 

в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом.

Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению теракта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать или ограничивать оказание услуг связи гражданам, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора.

Результаты мероприятий по борьбе с терроризмом могут быть использованы в уголовном судопроизводстве в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством для использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Представление материалов в органы прокуратуры для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами по борьбе с терроризмом при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности».

Подразделения специального назначения органов ФСБ по решению Президента РФ могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и их баз для устранения угрозы безопасности России.

Органы ФСБ обязаны выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

 

Органы ФСБ имеют право:

· осуществлять специальные операции по пресечению террористической

деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

(см. текст в предыдущей редакции)

· производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов)

при пресечении актов терроризма, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств, принимая при этом меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

· при проведении антитеррористических мероприятий временно

ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты их жизни, здоровья и имущества. (см. текст в предыдущей редакции)

· (см. текст в предыдущей редакции)использовать для проведения неотложных действий по пресечению

террористических актов принадлежащие им транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, при наличии на наружных поверхностях указанных транспортных средств специальных цветографических схем.

Таким образом, Федеральная служба безопасности РФ является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий, определенных законодательством РФ, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности России. В своей деятельности органы федеральной службы безопасности руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, международными договорами.

Таким образом

Выводы.

1. Основные принципы государственной политики по противодействию

терроризму определены в Концепции противодействию терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ, где терроризм рассматривается как угроза национальной безопасности России. В Концепции определяются также цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму.

2. Общегосударственная система противодействия терроризму в РФ

представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Она призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности РФ.

 

3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, являясь

органом исполнительной государственной власти, представляют собой единую централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задачи по обеспечению безопасности РФ. Правовую основу деятельности ФСБ России

 

составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также международные договора России.


 

Заключение

ХХ - начало ХХI века стало временем неслыханного в истории террора – государственного, политического, национального, религиозного. Новоявленные тираны и диктаторы, политические авантюристы, религиозные фанатики, националисты-сепаратисты, безумные и полубезумные «наставники» грешного человечества и просто проходимцы стали виновниками гибели миллионов безвинных жертв. И сейчас мировое сообщество постоянно содрогается при сообщениях о все новых террористических актах.

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Это стало возможным по многим причинам, среди которых главными можно назвать следующие:

· развитие средств массовой информации, которые информируют

общественность о любом теракте;

· усиление международной преступности, во многом по своей

организационной структуре схожей с террористическими организациями;

· развитие науки и техники, породившее новые мобильные образцы

оружия.

В последнее время резко увеличилось количество террористических проявлений, так как для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь способом решения их политических, национальных, религиозных и иных проблем. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья. Ярким примером этому служит сложившаяся ситуация на Украине, где фашиствующие самозванцы, пришедшие к власти, пытаются решить свои проблемы откровенно террористическими методами.

Не у кого не вызывает сомнение, что терроризм влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушает духовные, материальные, культурные ценности, порождает ненависть и недоверие между людьми. Он относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, любой человек, не имеющий отношения к конфликту. В связи с этим, террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним.

Основной задачей, стоящей сегодня перед мировым сообществом является превращение «борьбы с терроризмом» из политически конъюнктурной в реальную международную деятельность, которая должна основываться на фундаментальных научных разработках, исследующих эту проблему в разных измерениях. В связи с этим, исследовать ее необходимо не только со стороны выявления социальных корней и причин, не только в плане изучения экономических, политических, религиозных, этнических факторов, угрожающих превратить ее в главную и наиболее опасную форму ведения глобальной войны, но и определиться как с ее философскими основаниями, так и идеологически и методологически выверенном изучением проблем терроризма в учебных заведениях РФ, в том числе и ФСБ.

Формирование идеологии и стратегии антитеррора наряду с их философским обоснованием предполагает научный анализ этнорелигиозных корней современного терроризма, так как терроризм такого рода является сегодня одной из самой распространенной и опасной его разновидностей.

Большое значение для выработки эффективных методов и выбора надежных средств борьбы с современным терроризмом имеет всесторонний и объективный научный анализ психологических предпосылок, условий и факторов, способствующих возникновению этого опасного социального явления, а также формированию идеологии антитеррора, научно обоснованная и внятная идеология которого предполагает ясное понимание психологических причин вовлечения людей в террористическую деятельность и механизма приобретения и сохранения ими мотивации к подобным специфически террористическим мероприятиям и действиям.

Профилактика и нейтрализация идеологии терроризма нуждаются в повышении моральной планки относительно того, что допустимо в обществе, а что нет, когда речь заходит о противодействии этому явлению. По мнению специалистов, крайне важно своевременное выявление и подавление центров идеологического обеспечения и поддержки терроризма, его моральное осуждение, общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и международной поддержки, принятие мер по расслоению террористической среды. Нравственное неприятие идеологии терроризма мировым сообществом ограничивает ареал террористических проявлений и в немалой степени способствует сокращению его социальной базы.

Вместе с тем, несмотря на всю важность и актуальность нравственной составляющей борьбы с терроризмом, определяющая роль в противодействии ему принадлежит правовому обеспечению этого процесса, основой которого является Конституция РФ, федеральное законодательство, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые документы других федеральных органов государственной власти и субъектов РФ, международные договоры РФ, принципы и нормы международного права.

Современные стратегии и модели противодействия международному

терроризма в качестве неотъемлемой составляющей включают комплекс механизмов по борьбе с международной организованной преступностью, прежде всего в сфере пресечения банковских операций по отмыванию денег, полученных преступным путем. Вместе с тем, эти модели и стратегии предполагают и применении военной силы, рационалистичный, большей частью утилитарный характер которых, состоит в акценте на эффективности силовых контртеррористических операций, порой без учета этических критериев оценки этих действий. Реалии современности свидетельствуют, что для эффективной борьбы с терроризмом требуются сочетание всех мер воздействия и правовых, и силовых, и этических, совмест­ные усилия всего мирового сообщества, координация коллектив­ных действий на глобальном, региональном и национальном уров­нях.

Наряду с международными моделями, концепциями, стратегиями

и системами борьбы с современным терроризмом достаточно эффективно действуют и национальные системы противодействия этому опасному социальному явлению, формы, структура, тактика деятельности которых имеют свое специфическое своеобразие, обусловленное социокультурными и экономическими особенностями исторического развития того или иного государства.

Основные принципы государственной политики по противодействию

терроризму определены в Концепции противодействию терроризму в РФ, утвержденной Президентом, где терроризм рассматривается как угроза национальной безопасности России. В этом документе определяются также цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, которая представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. Она призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности России.

Одним из ведущих субъектов противодействия терроризму в РФ является Федеральная служба безопасности – орган исполнительной государственной власти, представляющий собой единую централизованная систему органов безопасности, осуществляющую деятельность по обеспечению безопасности России. Правовую основу деятельности ФСБ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также международные договора России.

Сегодня аналитики, прогнозируя перспективы и тенденции борьбы с терроризмом отмечают, что в ближайшие десять лет ситуация в сфере антитеррористической борьбы будет оставаться сложной. Вследствие неравномерности политико-экономического развития различных регионов мира, нелинейности развития явлений и процессов, ситуация с противодействием терроризму в различных государствах сложна и противоречива, меняется в зависимости от места и времени. Не исключается возможность временного ослабления антитеррористической борьбы в некоторых регионах в отдельные периоды.

Складывающаяся в настоящее время обстановка такова, что районы Среднего Востока и Южной Азии более всего страдают от террористических атак. Требует пристального внимания и проблема терроризма в Европе и Южной Америке. Религиозные экстремистские и национальные сепаратистские движения остаются основными формами проявления терроризма. По-прежнему появляются террористы-одиночки, не подчиняющиеся какой-либо организации, а также региональные террористические организации. Используются взрывы, нападения, похищения и захват заложников, отравления, поджоги, акции устрашения и другие способы террористической деятельности. Активно применяются самоподрывы, объединенные и сложные формы террористических атак. Все это требует от общества повышенной бдительности[41].

Масштабность и жестокость проявлений современного терроризма, необходимость непрерывной борьбы с ним политическими, экономическими, этическими и, прежде всего правовыми методами, обусловливает важность всестороннего научного анализа этого опасного социального явления, чему и посвящен данный курс лекций.

 

 


Литература

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии

экстремистской деятельности» (в ред. от 21 июля 2014 г.).

3. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» (в ред. от 8 ноября 2011 г.).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

(в ред. от 23 июля 2013 г.).

5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года.

6. Положение о Национальном антитеррористическом комитете

от 2 августа 2006 г. Утверждено Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 (с изменениями от 2 августа 2006 г., 4 ноября 2007 г.)

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

8. Аналитическое обеспечение и опыт борьбы с терроризмом //

Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 7 (259).

9. Артемчук Г.В., Афонин П.Н., Журавлев В.А. и др. Международный

терроризм: политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности: в 3 т. / Глав. Ред. А.А. Оводенко. – СПб.: Наука, 2008.

10. Антонян М.Ю. Этнорелигиозный экстремизм / М.Ю. Антонян,

Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков, В.А. Бурковская. и др. – М.: Аспект Пресс, 2006.

11. Багдасарян В.Э. Российский революционный терроризм через

призму исторической и общественно-политической мысли. – М.: ВНИИ МВД России, 2004.

12. Бекяшев К.А. Борьба с международным терроризмом: сб. документов / К.А.Бекяшев, М.Р.Авясов. – М.: Проспект, 2005.

13. Белая книга российских спецслужб. – М.: Информ.-издательское

агентство «Обозреватель», 1995.

14. Бойко Ю.П., Дмитриев И.В. Психологические предпосылки

террористических угроз в России // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2011. № 1. С. 132-139.

15. Артемчук Г.В., Афонин П.Н., Журавлев В.А. и др. Международный

терроризм: политический анализ рисков и стратегий обеспечения безопасности: в 3 т. / Глав. Ред. А.А. Оводенко. – СПб.: Наука, 2008.

16. Василенко В.И. Монография / Общ. ред. А.А. Прохожев.: М.:

РАГС, 2002.

17. Герасимов В. Терроризм: религиозно-политический аспект. –

СПб.: Шандал, 2002.

18. Гибрат В.В. Об американской «стратегии борьбы с терроризмом» //

США-Канада. 2004. № 3.

 

19. Гонорин Е.А. Некоторые исторические аспекты возникновения

террора в России // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2010. № 2. С.98-102.

20. Губанов В.М. Русский национальный характер в контексте

политической жизни России: Монография. – СПб.: Изд. Центр СПбГМТУ, 1999.

21. Губанов В.М. Современный терроризм. Истоки, сущность, специфика,

тенденции. Курс лекций. – СПб.: Институт ФСБ России, 2013.

22. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера

и защита от их: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. Под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Дрофа, 2007. Гл.. 7.

23. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник. –

Минск: Харвест, 1999.

24. Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия терроризма // ОНС: Общественные

науки и современность. 2003. № 1. С. 130-142.

25. Колпакиди А. И. Энциклопедия секретных служб России. – М.:ACT:

Астрель: Транзиткнига, 2003.

26. Кудрявцев В.Н. Предупреждение терроризма // Общественные

науки и современность. 2004. № 1.

27. Лебедев К.С., Мерзликин Е.В. Идеология экстремизма и терроризма

в контексте геополитического противоборства // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2012. № 2 (07). С. 62-71.

28. Ольшанский Д. В. Психология террора / Д. В. Ольшанский. – М.:

Академический проект, 2002.

29. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / [Я.Д. Вишняков, Г.А. Бондаренко, С.Г. Васин, Е.В. Грицианский]; под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

30. Романченко Н.Е. Типология современных террористических

организаций // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2011. № 3 (05). С. 84-89.

31. Снесарь В.В., Градусова М.М. Личность террориста: типологический

анализ // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2013. № 1 (08). С. 70-81.

32. Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред.

Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2000.

33. Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Губанов, Л.И. Михайлов, В.П. Соломин. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. Гл. 7.

34. Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. – М.: Наука, 2002.

35. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. Стандарты и практика. – М.: Юрлитформ, 2002.

36. Тепляков О.В. Анализ типологии терроризма // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2012. № 2 (07). С. 56-61.

37. Чудинов С.И. Терроризм смертников: проблемы научно-философского осмысления (на материале радикального ислама): монография / С.И. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2010.

38. Этнорелигиозные аспекты экстремизма и терроризма в России в начале XXI вв.: политико-правовой анализ // niu.ranepa.ru

39. IV международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 30–31 октября 2008 г. // http: //zakon. znate. ru/ docs/ index-6694.html.


Курс лекций

 

 

ГУБАНОВ В.М.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ТЕРРОРИЗМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: