Проверка остаточных знаний по теме




Российская Федерация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

САМАРСКИЙ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ

 

Секция: Английский язык

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Буклешева Дарья, 8МБ
Руководитель: Егорова Ольга Викторовна, учитель английского языка

Самара, 2012

Введение

XXI век характеризуется процессами интеграции во всех сферах человеческой деятельности, а международное сотрудничество воспринимается как норма жизни. Это потребовало коренного пересмотра целей и задач образования, в том числе и лингвистического. Критериями эффективности школьного образования является готовность учащихся активно включаться во все сферы социальной жизни и умение действовать уверенно, самостоятельно и ответственно [1].

Главным результатом обучения иностранному языку является коммуникативная компетенция – способность и готовность к иноязычному общению с носителями языка, а также приобщение к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны и умение представлять ее в процессе межкультурного общения [2].

Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции во многом зависит от того, насколько учебные технологии соответствуют особенностям личностного роста учащихся на каждом возрастном этапе.

Для учащихся среднего школьного возраста необходимы такие технологии, которые отвечают стремлению подростков познать истину на собственном опыте и готовят к общению в естественной языковой среде [3,4,5].

Гипотеза проекта:

Обучение иностранному языку учащихся среднего школьного возраста более эффективно, если в учебном процессе используется проектная и игровая деятельность, развивающая творческие и коммуникативные способности, мотивацию к обучению и умение приспосабливаться к разнообразным условиям учебного процесса.

Целью исследования является оценка эффективности использования учебно-игрового проекта для развития коммуникативной компетенции у детей среднего школьного возраста при изучении английского языка.

Задачи исследования:

– изучить опыт использования проектной и игровой деятельности для формирования коммуникативных навыков у школьников;

– разработать комплекс задач и упражнений для проекта «Рождество», направленного на развитие англоязычной коммуникативной компетенции детей среднего школьного возраста;

– апробировать разработанный комплекс задач и упражнений, участвуя в проведении проекта на уроках английского языка у учащихся 5-ого класса;

– оценить эффективность проведенных уроков с помощью анкетирования и тестирования участников проекта.

Объект исследования: процесс обучения, направленный на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Предмет исследования: коммуникативные умения школьников среднего звена в процессе изучения английского языка с помощью проектной и игровой деятельности.

Предполагаемый продукт проекта: специальный комплекс задач и упражнений для проекта «Рождество» («Christmas Day»), направленный на освоение английского языка, для детей младшего среднего школьного возраста.

Предполагаемый результат: улучшение коммуникативных умений школьников среднего звена.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, эксперимент (проведение урока с использованием собственных разработок), наблюдение, анкетирование, тестирование, применение сети Интернет.

Материалами для анализа послужили учебные пособия для преподавателей и студентов (А. Н. Щукин, 2006, 2010), научно-практические издания и научные работы, учебный процесс.

При планировании проектной деятельности и разработке проектных заданий была использована модель выполнения проектов, разработанная учителем английского языка О. В. Егоровой, апробированная ранее на уроках английского языка в 4-ом классе Медико-Технического Лицея.

В экспериментальной работе приняли участие учащиеся 5-го класса.

Теоретическая значимость работы: предложена организация учебного процесса на основе выполнения коллективного учебно-игрового проекта, в основе которого использован одновременно сценарий ролевой игры с включением творческих задач.

Практическая значимость работы: разработан учебно-игровой проект для обучения английскому языку в 5-х классах Медико-Технического Лицея г. о. Самара. Результаты работы могут найти применение в качестве учебных материалов для учащихся других школ.

 

ЧАСТЬ I. ПРОЕКТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

1.1 Понятие коммуникативной компетенции

Изучение иностранного языка, в том числе английского языка в школе имеет несколько целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

- воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

- развитие национального самосознания, воспитание качеств гражданина, патриота;

- развитие стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

В XXI веке активная международная деятельность, международное разделение труда, межкультурный обмен обусловливают актуальность владения иностранными языками, особенно языками международного делового общения, к которым относится английский язык. Формирование коммуникативной компетенции учащихся и будущих специалистов становится основной целью Государственных образовательных стандартов в области владения иностранным языком [6].

Первые исследования сущности и структуры коммуникативной компетенции появились в работах зарубежных исследователей, а термин «компетенция» (от лат. competere – быть способным к чему-либо) в понятийном аппарате лингвистики связывается с именем американского лингвиста Н. Хомского [2].

Иноязычная коммуникативная компетенция – это способность:

- осуществлять межкультурное общение с носителями другой культуры;

- выбирать правильные (коммуникативно-целесообразные) способы вербального (словесного) и невербального поведения на основе знаний о культуре других стран;

- сохранять национальную самобытность в условиях международной интеграции.

Таким образом, формирование англоязычной коммуникативной компетенции предполагает ознакомление с национальными особенностями, историей, культурой и социальными нормами поведения в англоязычных странах [7].

Коммуникативная компетен­ция отражает уровень владения языком [8], поэтому развитие коммуникативной (лингво-социокультурной) компетенции является основополагающей в освоении иностранного языка на всех уровнях и этапах его изучения.

Возраст не может и не должен становиться препятствием для достижения целей языкового образования. Однако в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать особенности психологического развития детей. В нашей работе мы подробно ознакомились с психологической характеристикой детей младшего подросткового возраста (Приложение 1).

1.2 Понятие проектной методики

В нашей стране долгое время не уделялось должного внимания раннему обучению иностранному языку, в школе перед учащимися и учителями не ставилась задача освоить на практике важнейшую задачу языкового обучения – пользоваться иностранным языком как средством общения.

Согласно современным требованиям, основы коммуникационной компетенции должны закладываться в раннем возрасте и совершенствоваться в течение всей образовательной деятельности

В наибольшей степени с основными целями и задачами современного образования соотносится проектная методика. Внимание к проектному методу в отечественной педагогике наметилось лишь в последние годы, поэтому его использование при изучении иностранных языков еще не получило должного научно-теоретического обоснования [9].

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Это обусловлено интегральным характером проектной деятельности: в ее основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участника проекта разносторонних знаний и умений. Работа над проектом основана на самоорганизации и инициативе учащегося.

Всех подростков в проектной деятельности привлекает активная свободная, равноправная позиция в учебном процессе. В свободной дискуссии, обсуждении возникающих проблем учащиеся могут сопоставить результаты своей преобразовательной деятельности с результатами труда взрослых в целях самоутверждения. Младшие подростки, имеющие опыт проектной деятельности, опережают сверстников по показателям познавательных процессов, связанных с творчеством [10].

В рамках проведения нашего проекта мы подробно изучили вопрос об истории возникновения и развития проектной методики (Приложение 2).

1.2.1 Виды проектов

Одним из инициаторов внедрения метода проектов в практику преподавания иностранных языков является профессор Е. С. Полат (1998), которая утверждала, что «метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного обучения. Он может использоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе» [11].

По характеру конечного продукта проектной деятельности выде­ляют следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: конструктивно-практические проекты, информационные и исследовательские проекты, проекты конкретного социологического обследования, издательские проекты, сценарные проекты, творческие проекты, игровые ролевые проекты.

1.2.2 Технология проведения проекта

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный (Приложение 3). На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельно­сти учащихся и учителя.

Подготовительный этап проекта на уроках английского языка предполагает выполнение широкого спектра разнообразных подготовительных упражнений и заданий (грамматические, лексические, фонетические и орфографические), способствующих формированию речевых навыков, обогащения словарного запаса и созданию прочной языковой базы по выбранной теме [6,12].

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется [11]. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На основном этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится коор­динации действий между отдельными микрогруппами и участни­ками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

1.3 Игра как способ развития коммуникативных навыков

Для наших уроков мы выбрали творческий вид проекта с включениями игровых моментов на определенных этапах его проведения.

Современный интерес к игровым технологиям по-прежнему связан с теми естественными возможностями, которые заключены в игре и которые неоднократно подтверждались передовой педагогической практикой (М. Монтессори, Г. Дюпюи, Р. Прюдом, Ш. А. Амонашвили) [13].

Игра – это форма деятельности, в которой приобретается и совершенствуется опыт поведения человека в различных ситуациях. В то же время игра, по мнению психологов, служит эффективным средством «умственной разгрузки» [5].

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью и запланированным педагогическим результатом, которые всегда имеют учебно-познавательную направленность (Г. К. Селевко). Специалисты считают, что игровая технология позволяет повысить эффективность обучения в 3 раза [11,14].

Считается доказанным, что у учащихся, обучение которых английскому языку проходило в условиях игровой деятельности, получены более высокие результаты по умениям монологической и диалогической речи, аудированию и усвоению лексики. Игра оказала положительное влияние на учащихся всех уровней успешности: сильных, средних и слабых, но наиболее высокие результаты были у учащихся среднего уровня [15].

Эффективность игровой технологии обусловлена тем, что игра мотивирует речевую деятельность. В процессе игры на уроках иностранного языка учащиеся вынуждены говорить, спрашивать, доказывать. Так как каждый ее участник должен быть активным партнером в речевом общении, игра помогает преодолевать барьер неуверенности, лучше пользоваться языковыми структурами и выбирать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения в данной ситуации [15].

 

ЧАСТЬ II. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА «CHRISTMAS DAY»

Иностранный язык как учебный предмет – это дополнительное «окно» в мир, средство для пополнения знаний в разных областях. Имея большой потенциал для реализации межпредметных связей, урок иностранного языка, позволяет детям изучать явление действительности целостно и получить о нем наиболее полное представление. На уроках иностранного языка учащиеся расширяют и углубляют знания, полученные по обществоведению, истории, географии, литературе, музыке, изобразительному искусству и др. Особое значение имеет знакомство с современной жизнью, страницами истории и культурой стран изучаемого языка [15].

1. Цель учебно-игрового проекта «CHRISTMAS DAY»

Проект, посвященный традициям празднования Рождества в англоязычных странах, нацелен на формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

Являясь сложным явлением, иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя 5 составляющих или субкомпетенций.

1. Речевая компетенция – это коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.

2. Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими.

3. Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре страны изучаемого иностранного языка, формирование умения представлять культуру своей страны в процессе иноязычного межкультурного общения.

4. Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств.

5. Учебно-познавательная компетенция – развитие умений самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [2,16].

При проведении проекта учитывалось, что:

1. учебно-игровой проект должен отражать реальную ситуацию подготовки к празднованию Рождества;

2. проведение проекта основывается на принципах коллективной работы, практической полезности, занятости каждого учащегося и свободы творчества.

2. Задачи проекта «CHRISTMAS DAY»

1. Образовательные:

- пополнение лексической базы учащихся по теме «Рождество»;

- развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма;

- овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими);

- межпредметная связь с изобразительным искусством.

2. Развивающие:

- приобщение учащихся к культуре Великобритании;

- развитие мотивации к изучению английского языка;

- развитие творческих способностей, восприятия, мышления, памяти.

3. Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к культуре и традициям своей страны и англоязычных стран.

- воспитание толерантности к «другому» и культуры общения.

3. Проведение проекта «CHRISTMAS DAY»

Перед участниками проекта (учениками 5 класса) была поставлена следующая учебная цель: в процессе проведения проекта подготовиться к мастер-классу по изготовлению рождественской открытки в европейской технике кардмейкинг (с включением текста на английском языке). Рабочий язык мастер-класса – английский. Для этого необходимо было: научиться понимать текст печатной инструкции на английском языке (Приложения 4,5), а также устные инструкции руководителя мастер-класса; уметь задавать вопросы руководителю мастер-класса; уметь комментировать свои действия по изготовлению открытки.

Для планирования проектной деятельности была использована модель выполнения проектов, (Приложение 6) разработанная учителем английского языка О. В. Егоровой. Эта модель была апробирована ранее на уроках английского языка в 4-ом классе МТЛ.

Подготовка к проекту «CHRISTMAS DAY»проходила в несколько этапов. Для каждого этапа мною под руководством учителя английского языка были разработаны специальные задания, направленные на последовательное решение промежуточных задач, подчиненных общей, конечной цели проекта. Комплекс заданий включал, как традиционные упражнения на тренировку лексического и грамматического материала (Приложение 7), текст соответствующий данной теме (Приложение 8), так и игровые приемы (игра BINGO (Приложение 9), викторину (Приложение 10), мини-презентации, подбор рождественской песни. Все это призвано повысить эффективность изучения нового материала, познакомить с культурными традициями Великобритании (изготовление открытки является одним из популярнейших увлечений современного западного мира), повысить внутреннюю мотивацию и интерес к изучению английского языка, оптимизировать процесс развития коммуникативной компетенции в рамках темы проекта, создавая благоприятные, комфортные условия обучения и минимизируя стрессовые состояния.

 

ЧАСТЬ III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Анализ эффективности проектной деятельности проводился на основе анкетирования (опроса мнений участников проекта) (Приложение 11), срезового лексико-грамматического теста (Приложение 12), направленного на проверку остаточных знаний по теме проекта, а также на основе экспертного анализа учителя английского языка.

3.1 Анализ результатов анкетирования

Целью анкетирования было выяснение субъективного мнения участников проекта об эффективности и качестве его проведения. У подростков в 11–15 лет (5–8 классы) ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности [17]. В связи с этим дети, участвующие в проведении проекта «Christmas Day», с большим энтузиазмом отнеслись к выполнению проекта, предложенным коммуникативным и творческим заданиям, ролевой игре, в которой в качестве преподавателя участвовала ученица 8 класса.

Это нашло подтверждение в результатах опроса мнений участников проекта. Во-первых, участие в проекте понравилось абсолютному большинству участников, а 50 % участников участие в проекте очень понравилось. Во-вторых, результаты анкетирования показали, что игровая деятельность не является ведущей деятельностью у учеников 5-го класса, а игровые задачи не составляют основу мотивации их деятельности на уроке английского языка. Так, 78 % учащихся высоко оценивают практический результат своего участия в проекте – создание оригинальной открытки. Именно поэтому им понравилось участвовать в проекте. 56 % опрошенных полагают, что проект дал возможность пообщаться на английском языке, а не только выполнять традиционные упражнения. 67 % участников отметили нетрадиционность и оригинальность подхода к проведению занятий как одну из сильных сторон проекта. Только 1 из опрошенных высказал мнение, что сильная сторона проекта «веселое» изучение языка.

Отвечая на вопрос о пользе проведения подобных проектов, 56 % учащихся говорят о том, что участие в проекте помогло легко запомнить большое количество новых слов. 33 % полагают, что проект научил понимать и выполнять инструкции на английском языке. Вместе с тем, только один участник анкетирования считает, что в рамках проекта ему удалось успешно использовать свои коммуникативные умения для общения в рамках мастер-класса. Полученные результаты свидетельствуют о том, что учебные задачи, уже ясно осознаются детьми этого возраста, однако, коммуникативная компетенция еще не развита в достаточной степени, чтобы дети могли ощущать себя равноправными участниками англоязычного общения.

Несмотря на осознание обучающей/образовательной ценности проекта, в пункте «Какие задания вам понравилось больше всего?» значительное количество участников делает выбор в пользу игровых приемов. Так 77 % участников понравилось словарное лото (BINGO) и 33 % участников запомнилась игра-пантомима «Готовимся к Рождеству». Учащимся также понравилось участвовать в викторине с видеосопровождением «Рождественские традиции в Великобритании» (33 %) и описывать фотографии (22 %), из чего можно сделать вывод, что работа, сопровождающаяся использованием наглядных пособий всегда предпочтительна в работе с младшими школьниками.

Практически все учащиеся высоко оценили уровень психологического комфорта на уроках во время проведения проекта и присвоили ему 5 баллов из 5-ти возможных. 1 человек оценил свое психологическое самочувствие на 4 балла. Это в целом свидетельствует об успешном достижении одной из важных задач проекта – создание комфортного климата на уроках английского языка, неизбежно способствующее формированию внутренней мотивации к общению на английском языке.

Участие в проекте в качестве ассистента старшеклассницы для 56 % участников стало одной из причин их заинтересованного отношения к проекту наряду с другими факторами. Многие дети оценили наше участие на отлично (33 %) и хорошо (10 %), а 56 % хотели бы еще раз увидеть помощницу учителя на своих уроках. Наше участие не только внесло разнообразие в учебный процесс, помогло создать обстановку максимально комфорта, как показывает наше исследование, но и способствовало достижению воспитательных целей. 75 % участников хотели бы сами участвовать в организации подобных проектов, что говорит об уверенности в своих силах и готовности проявить инициативу и самостоятельность.

Данные опроса также свидетельствуют об успешном достижении цели о формировании положительного отношения к учебному процессу и творческой деятельности, так как 100 % учащихся высказали желание участвовать в подобных уроков.

3.2 Результаты срезового теста

Срезовый тест был проведен спустя месяц после окончания проекта. Тестирование показало высокое качество остаточных знаний и сформированность лексического навыка. Так, знание тематического словаря достигло в среднем 81 %, что свидетельствует о прочности знаний. Все дети продемонстрировали умение употреблять в речи изученную лексику, что говорит о хорошем состоянии лексического навыка.


3.3. Впечатления от проведенной работы по проекту «CHRISTMAS DAY»

Мое участие в уроке в качестве ассистента учителя было впервые. Это не только большой опыт для меня, но и для детей. Они занимались при чужом для них человеке, и для них это была стрессовая ситуация. Ведь достаточно трудно уметь понять и поладить не только с теми людьми, которые рядом с тобой, но и с посторонними. Т.к. в будущем им придется общаться с незнакомыми людьми, возможно, в чужой стране с носителями языка. Несмотря на вес трудности, мы с детьми нашли общий язык. Мне очень понравилась вести у них уроки, так как чувствовались уважение с их стороны, внимание и интерес. Была спокойная и дружелюбная обстановка. Для меня было очень приятно не только то, что им понравилось, как я проводила упражнения, но и то, что они усвоили очень многое из пройденной темы. Это означает, что наш труд не был напрасным. Почувствовать себя на некоторое время учителем для меня было очень познавательно. Одновременно с тем, как я проверяла знания детей, проверялись и мои знания. Мое умение применить язык в разговоре, помочь ребенку что-то написать, перевести. Теперь я понимаю всю ответственность, которая лежит на учителе, проводящем и готовящем урок. Это также может помочь мне в выборе профессии.

 

Выводы:

1. Учебно-игровые проекты при обучении иностранному языку способствуют активному межличностному общению при решении учебных задач, позволяют использовать индивидуальный подход к обучению, раскрывая склонности и способности каждого учащегося.

2. Использование проектной методики при обучении иностранному языку школьников среднего звена обеспечивает оптимальные условия не только для раскрытия их познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, но и для развития иноязычной коммуникативной компетенции.

3. Включение игровой деятельности повышает интерес к изучаемому предмету, уменьшает стрессовые нагрузки и содействует более быстрому и успешному формированию коммуникативных навыков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участники проекта «Christmas Day» с большим интересом отнеслись к предложенным коммуникативным и творческим заданиям, ролевой игре, в которой в качестве преподавателя участвовала ученица 8 класса.

Результаты анкетирования показали, что игровая деятельность не является ведущей деятельностью у учеников 5-го класса, а игровые задачи не составляют основу мотивации их деятельности на уроке английского языка.

78 % учащихся высоко оценивают практический результат своего участия в проекте – создание оригинальной открытки.

56 % опрошенных полагают, что проект дал возможность пообщаться на английском языке, а не только выполнять традиционные упражнения.

67 % участников отметили нетрадиционность и оригинальность подхода к проведению занятий как одну из сильных сторон проекта.

56 % учащихся говорят о том, что участие в проекте помогло легко запомнить большое количество новых слов. 33 % полагают, что проект научил понимать и выполнять инструкции на английском языке.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что учебные задачи уже ясно осознаются детьми этого возраста, однако, коммуникативная компетенция еще не развита в достаточной степени, чтобы дети могли ощущать себя равноправными участниками англоязычного общения.

Несмотря на осознание обучающей/образовательной ценности проекта, значительное количество участников делает выбор в пользу игровых приемов.

Учащиеся высоко оценили уровень психологического комфорта на уроках во время проведения проекта, и это свидетельствует об успешном достижении одной из важных задач проекта – создание комфортного климата на уроках английского языка, неизбежно способствующее формированию внутренней мотивации к общению на английском языке.

Участие в проекте в качестве ассистента старшеклассницы для 56 % участников стало одной из причин их заинтересованного отношения к проекту. 75 % участников хотели бы сами участвовать в организации подобных проектов, что говорит об уверенности в своих силах и готовности проявить инициативу и самостоятельность.

Эффективность проектно-игрового метода обучения подтвердили результаты срезового теста спустя месяц после окончания проекта. Он показал высокое качество остаточных знаний и сформированность лексического навыка: знание тематического словаря достигло в среднем 81 %.

Приобщение школьников к культуре Великобритании способствует развитию толерантного отношения к иной культуре и в то же время помогает лучше осознать культуру своей страны. Это решает задачу воспитания культурной личности, патриота своей страны и гражданина мира, способного интегрироваться в мировое сообщество и успешно функционировать в нем [17].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (иностранные языки) // Иностранные языки в школе. 2005. № 8. С. 2-6.

2. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд. М.: Филоматис, 2006. 480 с.

3. Ариян М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация: дис.... докт. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 382 с. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-razvivayushchaya-metodicheskaya-sistema-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-srednei-s Дата обращения 26.11.2011.

4. Возрастные особенности учебной деятельности детей среднего школьного возраста: на заметку родителям URL: https://www.3vium.ru/semya/teenager.html. Дата обращения 26.11.2011.

5. Назарова Т. М. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр: на примере учебного предмета «Иностранный язык»: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 155 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-kommunikativnoi-kompetentsii-mladshikh-shkolnikov-s-primeneniem-ko. Дата обращения 08.11.2011.

6. Кобыльская И. И. Проектная методика обучения английскому языку студентов инженерных специальностей на базе электронного учебно-методического пособия: дис. … канд. пед. наук. М., 2008. 143 с. URL: https://www.dissercat.com/content/proektnaya-metodika-obucheniya-angliiskomu-yazyku-studentov-inzhenernykh-spetsialnostei-na-b. Дата обращения 19.11.2011.

7. Слабова Т. Л. Нетрадиционные уроки. URL: https://festival.1september.ru/articles/414974/ Дата обращения 08.11.2011.

8. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей редакцией М. К. Колковой. СПб.: КАРО, 2007. 288 с.

9. Компанеева Л. Г. Методика обучения иностранному языку одаренных старшеклассников: на материале английского языка: дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 254 с. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-odarennykh-starsheklassnikov-na-materiale-angliiskog. Дата обращения 19.11.2011.

10. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников: дис.... докт. пед. наук. Брянск, 2000. 385 с. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-proektnoi-deyatelnosti-shkolnikov Дата обращения 26.11.2011.

11. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд. М.: Филоматис, 2010. 188 с.

12. Солопова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения: дис.... канд. пед. наук. Елец, 2008. 215 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-kommunikativnoi-kompetentsii-mladshikh-shkolnikov-s-primeneniem-ko. Дата обращения 19.11.2011.

13. Петров А. В. Игровая деятельность как вид активного социально-психологического обучения: лекция. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rc

14. Копытина Т. Н. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды URL: https://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/360-edagogicheskoe-soprovojdenie-socializacii-lichnosti/8024-obuchayuschie-igry-ih-funkcii-osobennosti-i-osnovnye-vidy.html. Дата обращения 06.11.2011.

15. Лепшокова Е. А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе: дис.... канд. пед. наук. Карачаевск, 2004. 165 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tvorcheskikh-sposobnostei-u-podrostkov-na-urokakh-angliiskogo-yazyka-v-obshcheo. Дата обращения 06.11.2011.

16. Щагина Т. В. ИКТ в речевом развитии и формировании коммуникативной и познавательной культуры учащихся. URL: https://shchagina-portfolio.narod.ru/nmr2.htm. Дата обращения 06.11.2011.

17. Бим И. Л., Биболетова М. З., Щепилова А. В., Копылова В. В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) // ИЯШ. 2009. № 1. С.

18. Сергиенко М. А. Мастер-класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку». URL: https://festival.1september.ru. Дата обращения 08.11.2011.

19. Сергиенко М. А. Мастер-класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку». URL: https://festival.1september.ru. Дата обращения 08.11.2011.

20. Шелавина И. Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // ИЯШ. 2009. № 7. С. 55–60.

21. Бурлакова И. И. Проект «Использование регионального компонента на уроках английского языка» // ИЯШ. 2008. № 6. С. 45–48.

22. Андриенко А. С. Современные информационные технологии обучения иностранному языку в техническом вузе в условиях компетентностного подхода // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. Е. 53. № 9. С. 249–254.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Психологическая характеристика детей младшего подросткового возраста»

Основным видом деятельности у подростков является учебная деятельность. Для них характерно стремление к общению, к взрослости. Поэтому подростки с энтузиазмом относятся к коммуникативным и творческим заданиям, ролевым играм, выполнению совместных проектов, так как это позволяет им расширить сферу их деятельности и контактов [19].

Работая с детьми младшего подросткового возраста, необходимо помнить, что для них характерны быстрая утомляемость и истощение внимания. Поэтому на уроке необходима периодическая смена видов деятельности, что предотвращает переутомление, связанное с учебной нагрузкой и с процессом перестройки организма в период полового созревания.

Известно, что в подростковом возрасте люди располагают достаточными знаниями, чтобы ориентироваться в повседневной жизни. Поэтому, если внимание подростков в процессе обучения не заострять специально на полезности получаемых знаний, это снижает их мотивацию к приобретению новых знаний, как лишенных практического смысла.

В отличие от младших школьников на нравственные идеалы и убеждения детей младшего подросткового возраста все большее влияние оказывают собственный опыт и приобретаемые знания, нежели авторитет учителя и родителей. Поэтому подросткам нельзя преподносить готовую моральную истину, необходимо подводить к ней осторожно, не высказывая категоричных суждений, чтобы не вызвать протестных реакций [4].

Приложение 2 «История возникновения проектной деятельности»

Метод проектного обучения возник в начале XX века в США. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Всё из жизни, всё для жизни». Ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. Цель метода – перейти от школы памяти к школе мышления, перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика. В России с этими идеями познакомились в 1925 году, когда на русский язык была работа У. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Идеи метода нашли отражение в педагогических системах С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко. В 30-е годы метод был отброшен общеобразовательной школой, но частично применялся в профессиональной (лабораторно-бригадный метод). В середине XX века школы США и Европы вновь обратились к проектному обучению. В начале 90-х оно стало возвращаться и в российские школы [11,20].

Исходя из вышесказанного, целью проектного обучения является создание педагогических условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор и анализ информации, построение гипотез, проведение эксперимента, анализ и обобщение его результатов) [21].

В результате проектной деятельности у учащихся формируются креативное и критическое мышление, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике. Проектная деятельность помогает воспитывать толерантное отношение к собеседнику, учит слушать и слышать, а также взаимодействовать друг с другом [22].

 

 

Приложение 3 «Этапы проектирования» [11]

Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
1. Подготовительный
Этап мотивации и целеполагания а) определение темы; б) выявление одной или нескольких проблем; в) уточнение целей коночного результата; г) выбор рабочих групп Уточняют ин- формацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдае


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: