Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность – лишь один из видов деятельности людей и, значит, обладает чертами, общими с другими видами деятельности.
В самом общем виде понятие деятельности можно определить как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Следовательно, деятельность человека характеризуется осознанностью, как писал Алексей Никол. Леонтьев, регулируется психическим отражением реальности, т.е. человек должен воспринять что-то, представить, понять, удержать и воспроизвести в памяти.
Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность. Вместе с тем она обладает и собственными чертами. Рассмотрим специфические черты речевой деятельности.
1) РД включена в неречевую деятельность. Она развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Люди говорят друг с другом, чтобы скоординировать свои действия, чтобы изменить положение дел или свое состояние (состояние собеседника), получить информацию, недостающую для совершения каких-то действий или понимания чего-нибудь. Иногда, правда, люди уточняют смысл собственно высказывания, но и такие уточнения имеют своей конечной целью координацию внеречевых действий.
2) РД детерминирована внеречевой деятельностью. 3) РД сама по себе предстает как деятельность. Теперь остановимся подробнее на 2 черте РД.
В чем конкретно это проявляется детерминированность РД внеречевой деятельностью?
Во-первых, внеречевая деятельность детерминирует содержание и способы речевого общения: а) содержание речи направлено на совместную деятельность людей, а б) способ – это отбор языковых знаков и построение речевых высказываний, которые бы отвечали целям взаимодействия.
|
Во-вторых, это проявляется в том, что речь обусловлена общностью знаний о мире, общностью социального опыта (вспомните старика Хаттабыча), знанием языка, умением соотносить языковые единицы с реальным миром.
В-третьих, речевая деятельность детерминирова определенной коммуникативной ситуацией. Каждый говорящий осмысливает ее в рамках своего жизненного опыта и в соответствии с этим выстраивает общение.
3) Речевая деятельность сама по себе предстает как деятельность.
Иначе говоря, любое высказывание представляет собой продукт сложных действий говорящего человека.
1 и 2. Рассмотрим действия говорящего. Речевые действия побуждаются определенным мотивом, преследуют некоторую цель.
3. В сознании в связи с этим возникает замысел, который разворачивается в виде программы, или плана. Чтобы речевые действия могли совершиться, должны быть соблюдены прежде всего 2 условия: 1) собеседники должны быть готовы к участию в данном действии, т.е. у них должны быть общие интересы и 2) собеседники должны быть способны к восприятию средств и способов речевого воздействия.
4. Итак, собеседники должны располагать средствами для совершения Действий. Ими могут быть как языковые знаки, так и неязыковые.
5. Говорящий человек организует эти средства в соответствии с планом (программой), совершает тем самым определенные действия, т.е. подготавливает высказывание.
|
6 и 7. Затем осуществляет действия и контролирует результат, т.е. сличает свое высказывание с тем образом, который сформировался на этапе планирования. Рассмотрим действия слушателя.
Собеседник также является активным субъектом, он воспринимает речь и стремится понять мотивы и цели говорящего, совершая при этом сложные операции по извлечению смысла из материально воспринятых знаков (устных или письменных). При этом существенно, что он обладает своим опытом, в определенной мере отличном от опыта говорящего, своим психологическим складом, своими конкретными целями и задачами, которые, возможно, отличны от целей и задач говорящего. Поэтому понимание, интерпретация и реакция собеседника также представляют собой сложную речемыслительную деятельность.
Результатом взаимодействия собеседников может быть:
1) готовность к совершению неречевого действия, которое предполагается говорящим, или отказ от такой него;
2) ответное речевое действие (вербальное или невербальное).
Ответную реакцию воспринимает и осознает говорящий. И это побуждает его к ответным действиям.
2. Речевые действия.
Речевая деятельность, как и любая другая, реализуется в определенных действиях. Речевые действия обладают своей спецификой. Они могут быть систематизированы с учетом разных признаков.
1) По форме реализации: а) письменные (чтение, письмо), б) устные (говорение, слушание, или аудирование).
2) По характеру направленности действия: а) перцептивный (слушание, чтение), б) продуктивный (говорение, письмо), в) перцептивно-продуктивный (перевод).
|
Обратите внимание на то, что каждое речевое действие отличается от другого характером сигналов и механизмами кодирования-декодирования информации, или, иначе говоря, операциями, которые человек совершает со знаками. Какие же операции со знаками мы совершаем?
1) Воспринимаем знаки.
2) Производим сжатие информации в некоторые семантические блоки.
3) Интерпретируем высказывания в соответствии со своим опытом.
4) Соотносим знаки с действительностью, реальным положением дел.
5) Выражаем смысл явно (эксплицитно) или создаем подтекст (имплицитно). 6) Установлением возможные и допустимые соотношения между знаками одного языка или при переводе и между знаками разных языков и т.д.
Таким образом, собственно речевое действие представляет собой сложный многоуровневый процесс. «На поверхность» выходит лишь некоторая его часть и проявляется в виде организованного с помощью языковых знаков сообщения. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения и могут быть познаны лишь при соблюдении определенных процедур исследования.