Анализ цикла А. А. Блока «Итальянские стихи». Анализ стихотворения «Равенна»




Глобенко Виктории. 51-РЛ.

«Итальянские стихи» относятся к третьему тому творчества поэта. По мнению Корнея Чуковского, третий том «выше всего им написанного». Период данного тома является временем «мировой пустоты», для которой свойственны такие темы и проблемы как одиночество, неизбежность смерти, трагичность и бессмысленность бытия, отсутствие веры в человека. В любви Блока ожидало разочарование, ведь «Вечная жена» покинула его. В этом «пустом» мире были только приземленные женщины, которые вызывали у него жалость и презрение. Отдушиной для него стала Россия, с которой он чувствовал родство: «Ему нужно было любить ее именно нищую, униженную, гибельную, потому что таким он ощущал и себя, потому что он всегда любил отчаянно,- сквозь ненависть, самопрезрение и боль».

Александр Блок вместесо своей женой отправляется в Италию весной 1909 года. Для поэта это была вторая поездка в эту страну. Первый раз он посетил ее в детские годы. Путешествие было в какой-то степени бегством из России, охваченной неблагоприятной политической ситуацией. «Всякий русский художник, — пишет Блок матери, — имеет право хоть на несколько лет заткнуть себе уши от всего русского и увидать свою другую родину — Европу, и Италию особенно!» В этой поездке поэт не только надеялся забыть трагическое прошлое, но и хотел испытать творческий подъём. Но кошмары современной России все равно отразились на европейских впечатлениях Блока. Так в 1909 появились «Итальянские стихи», которые состоят из двадцати четырех произведений. Некоторые стихотворения написаны в Италии, но большинство произведений созданы или завершены в России. Пространство цикла охватывает большие и маленькие города Италии. Цикл, подобно дантовскому аду, образует три части или три круга.

Исследовать метафизическое пространство бывшей Римской империи поэт отправляет своего лирического героя. Основными городами его путешествия становятся Равенна, Венеция, Перуджия, Флоренция и Сиена. Так блоковский герой совершает некоторое паломничество отпрошлого Италии, как страны первых веков христианской империи, к настоящему времени, где идет процесс индустриализации. Он еще не стар, но уже и не юн, ведь за его плечами есть богатое прошлое. Он образован, т.к. знает много фактов из области культуры и истории страны. Он уважает традиции Италии. Можно предположить, что лирический герой не местный житель, а путешественник, ведь его впечатления обладают яркой эмоциональной окраской. Он противоречивая натура, которая часто испытывает двойственные чувства. Лирический герой необыкновенная личность, ведь он может перемещаться в прошлое, быть его частью, общаться с историческими личностями. Создается впечатление, что он становится актером, который может «перевоплощаться» в разные роли, ведь Италия- это своего рода «город-театр». Блоковский герой находится в подавленном состоянии, ведь он понимает, что европейская цивилизация идет к неминуемой катастрофе.

Путешествие героя начинается со старейшего города Италии «Равенна», которая была долгое время столицей Западной Римской империи. Вначале он говорит о спокойствии и безмятежности, царивших в этом месте: «Ты, как младенец, спишь Равенна». Но этот сон кажется герою не свойственным этому городу, который имеет насыщенную, богатую и яркую историю. Он вспоминает рабов, которые «сквозь римские ворота уже не ввозят мозаик», «военные брани и обиды», «кровавый след» которых «забыт и стерт». Он отправляется в мавзолей военного предводителя Теодориха, где «зеленеют саркофаги святых монахов и цариц». Ближе к концу стихотворения, блоковский лирический герой приходит к выводу, что спокойствие, тишина и бездействие города говорят не о глубоком сне, а о его смерти: «А виноградные пустыни/ Дома и люди-все гробы».

Лишь ночью Равенна вспоминает о великом прошлом и о выдающихся личностях, которые были частью ее истории. Лирический герой обладает сверхчувствительностью, ему доступно гораздо больше, чем обычному человеку. Так он слушает песни «о Новой жизни», которые поет ему «Тень Данте».

По мнению П. П. Громова, «замечательность стихотворения в том, что самый рассказ об оцепенелой, омертвевшей жизни города, как бы вещественно, предметно представляющего историческую смерть, наполнен такой огромной жизненной силой, история тут… исступленно поет о жизни, но не о смерти. Не случайны в стихотворении образы сна, младенчества … притаившаяся, уснувшая, но готовящая силы для нового взрыва жизнь – вот реальная тема стихотворения… Там, в далеком прошлом, была грубая, страшная, но напряженная жизнь. Здесь, в современности, – сонное оцепенение, жизнь загнанная, опустошенная, забитая. И там и тут история полна противоречий. Но жизнь в то же время спит в колыбели, как младенец, – единая и неистребимая, и полная сил, встанет в будущем»: «Ты, как младенец, спишь. Равенна, / У сонной вечности в руках». В свете подобных представлений о соотношении истории (прошлого) и современности (настоящего) развивается ночная философия цикла.

Несмотря на преобладание в цикле картин разрушения, смерти, мертвых памятников, ночь не отождествляется с символом небытия, она обретает иную трактовку. В отошедшей в ночь истории заложено будущее, что определяет провиденциальный характер ночной философии. В ночь отходит история, но из ночи же рождается будущее («И некий ветр сквозь бархат черный / О жизни будущей поет». Такое решение ночной философии в цикле определяет особенности мотива смерти. Кажущаяся смерть прошлого на самом деле только сон, и оно (прошлое) пробудится в новом времени и в новой форме: «Чтоб черный взор блаженной Галлы, / Проснувшись, камня не прожег». Именно в силу того, что прошлое не мертво, а всего лишь спит, возможно его постоянное проецирование на современность.

Таким образом, прошлое и современность соотносятся, соответственно, как «сон старца» («сон золотистый и старинный») и «сон младенца» («Ты, как младенец, спишь, Равенна»). Такое соотношение прошлого и современности определяет роль сна в личном времени. С другой стороны, сон как совмещение прошлого и современности определяет явления припоминания своей прежней жизни во сне. Обращает на себя внимание появление в таком сне мотива «потерянной» Родины.

Дальше лирический герой отправляется в «главный» город Италии- Венецию, путешествие по которой и у самого Александра Блока и у его лирического героя связана с выходом за пределы реальности. В первой части стихотворения лирический герой невероятно восхищен городом. С Венецией он «уходил в море», «с нею был далек», «с нею забыл близких». Герой называет город своей последней «Адриатической любовью». Но в то же время он чувствует, что в этом месте присутствует инфернальное начало. Об этом свидетельствует «черный стеклярус на темной шали», который имеет символическое значение.

Во второй части триптиха Венеция погружается в ночь, которая имеет двойственный характер: она не только прекрасна, но и зловеща. На небе воцарилась «лунная лагуна», в которой святой Марк утопил свой собор. Холодный ветер окутал городское пространство. На воде располагаются гондолы, которые лирический герой сравнивает с безмолвными гробами. Чугунные гигантские часы бьют полночь. Атмосфера города действует на лирического героя удручающе: «Я в эту ночь-больной и юный». Далее блоковский герой становится главной жертвой библейской легенды о прекрасной, но жестокой Саломеи, которая своим танцем заворожила Ирода Антипу. Он был готов выполнить любое ее желание. Коварная красавица захотела смерти пророка Иоанна Крестителя и ей была принесена на блюде его голова.

Образ «Кровавой головы» является ярким символом, который имеет отрицательную семантику. Он может говорить о невероятно подавленном состоянии лирического героя, которого настигла духовная смерть. Также кровавая голова может символизировать своеобразное «убийство» индустриальной Европой Старого мира с его великим искусством. В этот период Александр Блок много размышляет о судьбе человека в начале двадцатого вывода. Так голова Ианна Крестителя может говорить и о трагедии, которую подарило людям неспокойное время.

В третьей части произведения лирический герой размышляет о своем будущем. Его риторические вопросы к жестокой судьбе проникнуты печалью. Но потом происходит чудо. В душе блоковского героя появляется надежда на возрождение добра и света, он понимает, что этот мир еще можно спасти. Рождением этой мысли он обязан появлением своеобразного образа-матери, которой становится обычная венецианка, защищающая и лелеющая будущие поколения. Данное появление вызывает у него воодушевление: «И неужель в грядущем веке /Младенцу мне — велит судьба /Впервые дрогнувшие веки Открыть у львиного столба»?

Дальше лирический герой отправляется покорять Перуджию- историческую столицу Умбрии. Так лирический герой оказывается на лоне живописной природы, рядом с Умбрийскими горами. Для него это пространство кажется двойственным, противоположности здесь синтезируются: «День полувеселый, полустрадный». Также герой, как и сам поэт, встречает таинственное существо: «Там- в окне, под фреской Перуджино,/Черный глаз смеется,дышит грудью». Этот потусторонний гость оставляет ему послание в виде записки, которое направляет лирического героя в монастырь Франциска.

Затем наш герой оказывается во Флоренции, которая является олицетворением европейской цивилизации: «Умри, Флоренция, Иуда,/Исчезни в сумрак вековой»!

Так он приветствует итальянский город на реке Арно. Лирический герой обвиняет Флоренцию в том, что она затоптала свои «лилии», которые являются символом великого искусства. Теперь вместо прекрасных памятников истории в городе «храпят автомобили», «звенят в пыли велосипеды». Прежние жители Флоренции, «пышные Медичи», уступили место жадным торговцам. Но перед «ирисом нежным», который является символом великолепного прошлого лирический герой готов преклоняться. Этот «дымный ирис» он сравнивает со своей «ранней» юностью. Блоковский герой хочет вернуться в прошлое Италии. Убогое настоящее, по его мнению, может спасти только искусство: «Лишь в легком челноке искусства /От скуки мира уплывешь».

Также в этом цикле лирический герой размышляет о судьбе поэта, которому высшие силы дали великий дар. Он уверен, что у этого дара небес, кроме положительной, есть и отрицательная сторона, которая становится для творца «ношей на плечах».

Блоковский герой - необыкновенная личность. Таким он является не только потому, что может перемещаться во времени и общаться с духами. Ему одному дано понять и ощутить крах цивилизации, которая, забыв свое великое прошлое, пошла по индустриальному пути разрушения. Но в то же время, он хочет верить в то, что «Новое время» способной прийти к возрождению. Нужно отметить, что сам поэт, как и его лирический герой, был неприятно поражен этой поездкой, ему не удалось достигнуть цели, он не испытал духовного воодушевления. «Несчастная Россия, заплеванная чиновниками, грязная, забитая, слюнявая, всемирное посмешище» была тенью его итальянских впечатлений. Блок пишет: «Путешествие по стране, богатой прошлыми бедной настоящим, подобно снисхождению в дантовский ад».

Используемая литература

1. Блок, А.А. Полное собрание сочинений в 3 т. М.: Гослитиздат, 1955.

2. Чуковский К.И. Александр Блок как человек и поэт.- М.: Русский путь, 2010.- 192с.

3. Комолова Н. П. Италия в русской культуре Серебряного века: Времена и судьбы. — Москва, 2005

4. Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. – М. – Л.: Сов. писатель, 1966. – 572 с.

 

5. Электронная библиотека RuLit [Электронный ресурс]. Режим доступа:

6. https://www.rulit.me/

7. А.А. Блок Молнии искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа:

8. https://blok.lit-info.ru/blok/publicistika/molnii-iskusstva.htm

9. Берберова Н.Н. Александр Блок и его время [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://royallib.com/book/berberova_nina/aleksandr_blok_i_ego_vremya.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: