Система жанров и стилей. Нормативность поэтики классицизма.




Своеобразие русского классицизма.

1. Он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения (вера во всесилие человечного разума, рациональность, ориентация на светскую культуру, острая критика феодализма, церковной идеологии).

2. Для русского классицизма особенно характерны сатирическая направленность и тесная связь с современностью. Осмеивались не просто общечеловеческие поро­ки, а недостатки современного обще­ства. Велико в произведениях стремление воспитать человека истинным гражданином.

3. РК отразил совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Центральной проблемой русской жизни 18 в. была проблема власти и ее преемственности, поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление.

4. В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории.

 

Основные принципы изображения человека и мира в произведениях русских классицистов.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. - разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.

Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.

Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.

В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (ведущая черта Митрофана в «Недоросле» — лень).

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).

«Говорящие» фамилии персонажей (Скотинин, Правдин).

В произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала. Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

 

Система жанров и стилей. Нормативность поэтики классицизма.

Все жанры в РК делятся на три группы согласно проблематике и содержанию.

Проблемы общегосударственного, политического, духовно-религиозного характера составляют содержание высоких жанров: (эпические (героические) поэмы; трагедии; оды торжественные (похвальные, победные), духовно-религиозные; преложения псалмов; прозаические речи «о важных материях» и т.д.).

Этические проблемы общечеловеческого характера составляют предмет средних жанров (элегии; идиллии (эклоги); стихотворные дружеские послания; горацианские сатиры; часть песен; повести и романы о «делах достопамятных» и т.п.).

Бытовая тематика, реальная
действительность – достояние низких жанров (комедии; бытовые сатиры; эпиграммы; басни (притчи); сказки; шуточные или стилизованные под фольклор песни; ирои-комические поэмы; дружеские письма в прозе; повести и романы об «обыкновенных делах» и пр.).

Принципы поэтики РК:

a) строгая жанровая регламентация произведений;

b) соблюдение жанровых правил (одно из них ― правило «трех единств» в драматургии: единства времени, места и действия);

c) стилистическая чистота произведений;

d) ясность, краткость, логичность авторской мысли и ее выражения;

e) установка на создание идеальных характеров;

f) классицистическая типизация: изображение общего в единичном путем соединения идеализации – прямой или обратной (=сгущение отрицательных качеств в одном персонаже) – с типизацией (в основе раннеклассицистической типизации – этический принцип, в позднем классицизме типизация становится социальной);

g) четкость сюжетно-композиционной формы произведения




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: