IV.Работа с текстом во время чтения. Первоначальное восприятие.




--Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»(звучит аудиозапись)

--Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Что вы почувствовали? Что представили?

-- Совпало ли ваше предположение с описанием героев в стихотворении?

Первичное чтение текста.

--А теперь ребята, давайте понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов.

--Откройте учебники на странице с.51(Медленное «вдумчивое» чтение).

Словарная работа.

-- В учебнике выделено слово нудит.

-- Где мы можем посмотреть его значение? (в словаре в конце учебника на стр.155)

-- Какие слова у вас вызвали затруднения? Прочитайте.

(Первичное знакомство с другими словарями.Демонстрация словаря В.И.Даля)

-- Ребята, посмотрите, сколько необычных слов использует Ф.И. Тютчев в своём стихотворении, чтобы показать, как соперничают Зима и Весна.

Анализ текста. (приёмы: диалог с автором через текст, выделение ключевых слов, предложений)

--А теперь найдите строчки, где Зима и Весна не хотят уступать друг другу.

-- Что делает Зима? (прочитайте)

-- Что делает Весна? (прочитайте)

--Поэт изображает Зиму и Весну как живых существ (демонстрация объёмных бумажных кукол)

--Какие ещё слова, использует автор для одушевления своих героев?

Слайд.

Весна Зима

хохочет хлопочет

шумит ворчит

умылася взбесилась

румяней стала пустила снежок

 

V.Работа с текстом после чтения. ( Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.Соотнесение видения художника с читательским представлением).

- Не только поэт одушевил наших героев, но и художник который нарисовал иллюстрацию (иллюстрация в учебнике).

 

-- В каком образе художник увидел Весну? (молодая девушка)

А Зиму? (ведьма с метлой)

-- А как Ф.И. Тютчев называет в стихотворении Зиму и Весну?

--Чтобы оживить наше стихотворение мы попробуем себя в роли актёров.

--На классную сцену приглашаются ребята, которые хотят исполнить роли Зимы и Весны.

--Попробуем передать настроение автора при чтении. (У детей в руках карточки с текстом. Текст выделен синим цветом -зима, красным цветом-весна. Девочки надевают веночки, мальчики синие шапочки. Учитель звонит в колокольчик.)

--Ребята, как вы думаете, нам удалось передать настроение автора?

--Давайте оценим ребят, кто был в роли Весны…Зимы…

-- Спасибо! Садитесь.

--А теперь немножко отдохнём и покажем своё актёрское мастерство на физминутке.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(Медведь)

-- Передавая настроение в этом стихотворении, вы показали себя замечательными художниками, актёрами.

Творческое задание.

- А сейчас я предлагаю вам стать поэтами.

--Как вы думаете, в стихотворении важна рифма?

--Какие рифмы использует автор в этом стихотворении?

--Приведите пример рифмующихся слов (злится-стучится, хохочет-хлопочет, ворчит-шумит)

-- А вы знаете ребята, что существуют стихотворения, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. В них есть настроение.

--Такие стихотворения называются синквейны.

--Давайте мы с вами как настоящие поэты составим нерифмованное стихотворение о весне.

-- Назовём его «Весна». Слайд.

2. Какая бывает весна?

3.Что делает весна?

4.Составьте предложение.

5.А для вас весна-это что.

--Давайте прочитаем стихотворение.

-- В нашем стихотворении есть настроение?

--Кто-нибудь из вас составлял такие стихотворения?

-- А сегодня вы научились.

VI. Итог.

--Ребята, вы были замечательными художниками, актёрами, поэтами.

VII. Рефлексия

Цель: развитие способности к самоанализу.

Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

--Мне хочется узнать, в роли кого вам сегодня понравилось быть? (художника, актёра, поэта.)

--Выберите карточку. А можете выбрать несколько (конверты с карточками)

 

 

Слайд.

VIII. Домашнее задание.

--Выберите для себя.

--Художники - рисуют иллюстрации к стихотворению.

--Актёры - учат стихотворение наизусть.

--Поэты – составят синквейн на тему «Зима», «Весна».

 

 

Технологическая карта

урока литературного чтения во 2 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №6» г. Сосновый Бор Ленинградской области

Цветковой Татьяны Евгеньевны

 

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Учебно-методический комплекс: «Перспектива»

Технологическая карта урока изучения произведения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», с применением технологии смыслового (продуктивного) чтения, методов игровых, информационно-коммуникационных, проблемных.

 

Тема Лирическое произведение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Цель Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.
Задачи ✔ формирование у детей навыков осознанного чтения; ✔ формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, ✔ расширение лексических знаний о слове; ✔ расширить знания об окружающем мире;  
Решаемые проблемы - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе.
Понятия Лирический герой, образ, настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.
Формируе- мые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах.
Планируе-мый результат Предметные:учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение, составлять нерифмованное стихотворение (синквейн)   Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету литературное чтение. Метапредметные:уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя литературные термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы: - основные -дополни-тельные Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.); проектор, презентация; карточки, словарь, веночки, шапочки, колокольчик, куклы.

 

этап Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I.Орг. Момент Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя Здравствуйте, ребята! У нас на уроке много гостей. Посмотрите, улыбнитесь гостям и друг другу. Садитесь. А к уроку вы готовы? Всё на месте? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Желаю вам удачи. Дети улыбаются друг другу и гостям.   Предметные:учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах
II. Актуализация знаний   --Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадка будет названием нашего раздела, который мы начнём изучать. Загадка. Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко- красном Шагает по земле:   --Почему вы так считаете?   -- Значит тема нашего раздела. --А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?   А как нужно читать стихотворения?   --А как называются писатели, которые пишут стихотворения?       Весна.   Ответы детей.   Весна, весна и всё ей радо.   Стихотворения.     Выразительно.     Поэты.    
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.     --Какие учебные задачи сегодня на уроке мы будем с вами решать?   --Мы сегодня с вами познакомимся с лирическим стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»   --Побываем в роли художников, актёров, поэтов.   --Мы сегодня познакомимся со стихотворением … --Будем учиться читать стихотворение выразительно… -- Слушать своих товарищей, не перебивать…    
  Антиципация.   IV.Работа с текстом во время чтения. Первоначальное восприятие.       Первичное чтение текста.       Анализ текста. (приёмы: диалог с автором через текст, выделение ключевых слов, предложений)   V.Работа с текстом после чтения. (Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.Соотнесение видения художника с читательским представлением ).   Творческое задание.   --Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, ком или о чём мы будем читать стихотворение? Какими красками художник передаёт приход Весны? --А теперь представьте, что вы художники. Какими красками вы можете нарисовать образ Весны? Вывод. --При помощи чего художник передает своё настроение?   --Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»(звучит аудиозапись) --Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Что вы почувствовали? Что представили? --Совпало ли ваше предположение с описанием героев в стихотворении? --А теперь ребята, давайте понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов. --Откройте учебники на странице с.51(Медленное «вдумчивое» выразительное чтение). Словарная работа. --В учебнике выделено слово нудит. --Где мы можем посмотреть его значение?   -- Какие слова у вас вызвали затруднения? Прочитайте. (Первичное знакомство с другими словарями.Демонстрация словаря В.И.Даля) --Ребята, посмотрите, сколько необычных слов использует Ф.И. Тютчев в своём стихотворении, чтобы показать, как соперничают Зима и Весна.   --А теперь найдите строчки, где Зима и Весна не хотят уступать друг другу.   -- Что делает Зима? (прочитайте) -- Что делает Весна? (прочитайте)   --Поэт изображает Зиму и Весну как живых существ (демонстрация объёмных бумажных кукол)   --Какие ещё слова, использует автор для одушевления своих героев? Слайд.   Весна Зима хохочет хлопочет шумит ворчит умылася взбесилась румяней стала пустила снежок     --Не только поэт одушевил наших героев, но и художник который нарисовал иллюстрацию.   -- В каком образе художник увидел Весну? А Зиму?   -- А как Ф.И. Тютчев называет в стихотворении Зиму и Весну?   --Чтобы оживить наше стихотворение мы попробуем себя в роли актёров. --На классную сцену приглашаются ребята, которые хотят исполнить роли Зимы и Весны. --Попробуем передать настроение автора при чтении.(У детей в руках карточки с текстом. Текст выделен синим цветом -зима, красным-весна. Девочки надевают веночки, мальчики синие шапочки. Учитель звонит в колокольчик.)   --Ребята, как вы думаете, нам удалось передать настроение автора? --Давайте оценим ребят, кто был в роли Весны…Зимы… -- Спасибо! Садитесь.   --А теперь немножко отдохнём и покажем своё актёрское мастерство на физминутке.   Загадка. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)     -- Передавая настроение в этом стихотворении, вы показали себя замечательными художниками, актёрами. А сейчас я предлагаю вам стать поэтами.   --Как вы думаете, в стихотворении важна рифма? --Какие рифмы использует автор в этом стихотворении? --Приведите пример рифмующихся слов.   -- А вы знаете ребята, что существуют стихотворения, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. В них есть настроение. --Такие стихотворения называются синквейны. --Давайте мы с вами как настоящие поэты составим нерифмованное стихотворение о весне. -- Назовём его «Весна».Слайд. 2. Какая бывает весна? 3.Что делает весна? 4.Составьте предложение. 5.А для вас весна-это что.     --Давайте прочитаем стихотворение.     -- В нашем стихотворении есть настроение?   --Кто-нибудь из вас составлял такие стихотворения? -- А сегодня вы научились.     Ответы детей.   Ответы детей.     (Молодая девушка.Ведьма с метлой).   Ответы детей.     3 мальчика,4 девочки.     Инсценировка.     Звучат аплодисменты.     Физминутка. Мишка топай, Мишка хлопай. Приседай со мной братишка. Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись.     Ответы детей.     (Злится-стучится, хохочет-хлопочет, ворчит-шумит)     Слайд. Весна. Теплая, ранняя. Приходит, радует, оживляет. Наступила долгожданная весна. Красота.   Читают дети.     Ответы детей.   Ответы детей.
  VI. Итог     VII. Рефлексия Цель: развитие способности к самоанализу. Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности     VIII. Домашнее задание.   --Ребята, вы были замечательными художниками, актёрами, поэтами.   --Мне хочется узнать, в роли кого вам сегодня понравилось быть? (художника, актёра, поэта.)   --Выберите карточку. А можете выбрать несколько.   --Выберите для себя. --Художники - рисуют иллюстрации к стихотворению. --Актёры - учат стихотворение наизусть. --Поэты – составят синквейн на тему «Зима», «Весна».   Выбор детей (демонстрация выбора)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: