--Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»(звучит аудиозапись)
--Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Что вы почувствовали? Что представили?
-- Совпало ли ваше предположение с описанием героев в стихотворении?
Первичное чтение текста.
--А теперь ребята, давайте понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов.
--Откройте учебники на странице с.51(Медленное «вдумчивое» чтение).
Словарная работа.
-- В учебнике выделено слово нудит.
-- Где мы можем посмотреть его значение? (в словаре в конце учебника на стр.155)
-- Какие слова у вас вызвали затруднения? Прочитайте.
(Первичное знакомство с другими словарями.Демонстрация словаря В.И.Даля)
-- Ребята, посмотрите, сколько необычных слов использует Ф.И. Тютчев в своём стихотворении, чтобы показать, как соперничают Зима и Весна.
Анализ текста. (приёмы: диалог с автором через текст, выделение ключевых слов, предложений)
--А теперь найдите строчки, где Зима и Весна не хотят уступать друг другу.
-- Что делает Зима? (прочитайте)
-- Что делает Весна? (прочитайте)
--Поэт изображает Зиму и Весну как живых существ (демонстрация объёмных бумажных кукол)
--Какие ещё слова, использует автор для одушевления своих героев?
Слайд.
Весна Зима
хохочет хлопочет
шумит ворчит
умылася взбесилась
румяней стала пустила снежок
V.Работа с текстом после чтения. ( Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.Соотнесение видения художника с читательским представлением).
- Не только поэт одушевил наших героев, но и художник который нарисовал иллюстрацию (иллюстрация в учебнике).
-- В каком образе художник увидел Весну? (молодая девушка)
А Зиму? (ведьма с метлой)
-- А как Ф.И. Тютчев называет в стихотворении Зиму и Весну?
--Чтобы оживить наше стихотворение мы попробуем себя в роли актёров.
--На классную сцену приглашаются ребята, которые хотят исполнить роли Зимы и Весны.
--Попробуем передать настроение автора при чтении. (У детей в руках карточки с текстом. Текст выделен синим цветом -зима, красным цветом-весна. Девочки надевают веночки, мальчики синие шапочки. Учитель звонит в колокольчик.)
--Ребята, как вы думаете, нам удалось передать настроение автора?
--Давайте оценим ребят, кто был в роли Весны…Зимы…
-- Спасибо! Садитесь.
--А теперь немножко отдохнём и покажем своё актёрское мастерство на физминутке.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(Медведь)
-- Передавая настроение в этом стихотворении, вы показали себя замечательными художниками, актёрами.
Творческое задание.
- А сейчас я предлагаю вам стать поэтами.
--Как вы думаете, в стихотворении важна рифма?
--Какие рифмы использует автор в этом стихотворении?
--Приведите пример рифмующихся слов (злится-стучится, хохочет-хлопочет, ворчит-шумит)
-- А вы знаете ребята, что существуют стихотворения, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. В них есть настроение.
--Такие стихотворения называются синквейны.
--Давайте мы с вами как настоящие поэты составим нерифмованное стихотворение о весне.
-- Назовём его «Весна». Слайд.
2. Какая бывает весна?
3.Что делает весна?
4.Составьте предложение.
5.А для вас весна-это что.
--Давайте прочитаем стихотворение.
-- В нашем стихотворении есть настроение?
--Кто-нибудь из вас составлял такие стихотворения?
-- А сегодня вы научились.
VI. Итог.
--Ребята, вы были замечательными художниками, актёрами, поэтами.
VII. Рефлексия
Цель: развитие способности к самоанализу.
Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
--Мне хочется узнать, в роли кого вам сегодня понравилось быть? (художника, актёра, поэта.)
--Выберите карточку. А можете выбрать несколько (конверты с карточками)
Слайд.
VIII. Домашнее задание.
--Выберите для себя.
--Художники - рисуют иллюстрации к стихотворению.
--Актёры - учат стихотворение наизусть.
--Поэты – составят синквейн на тему «Зима», «Весна».
Технологическая карта
урока литературного чтения во 2 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №6» г. Сосновый Бор Ленинградской области
Цветковой Татьяны Евгеньевны
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Учебно-методический комплекс: «Перспектива»
Технологическая карта урока изучения произведения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», с применением технологии смыслового (продуктивного) чтения, методов игровых, информационно-коммуникационных, проблемных.
Тема | Лирическое произведение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» |
Цель | Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится. |
Задачи | ✔ формирование у детей навыков осознанного чтения; ✔ формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, ✔ расширение лексических знаний о слове; ✔ расширить знания об окружающем мире; |
Решаемые проблемы | - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»; - учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение); - воспитывать любовь к родной природе. |
Понятия | Лирический герой, образ, настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма. |
Формируе- мые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах. |
Планируе-мый результат | Предметные:учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение, составлять нерифмованное стихотворение (синквейн) Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету литературное чтение. Метапредметные:уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя литературные термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Ресурсы: - основные -дополни-тельные | Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.); проектор, презентация; карточки, словарь, веночки, шапочки, колокольчик, куклы. |
этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Орг. Момент Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя | Здравствуйте, ребята! У нас на уроке много гостей. Посмотрите, улыбнитесь гостям и друг другу. Садитесь. А к уроку вы готовы? Всё на месте? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Желаю вам удачи. | Дети улыбаются друг другу и гостям. | Предметные:учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение. Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах |
II. Актуализация знаний | --Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадка будет названием нашего раздела, который мы начнём изучать. Загадка. Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко- красном Шагает по земле: --Почему вы так считаете? -- Значит тема нашего раздела. --А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? А как нужно читать стихотворения? --А как называются писатели, которые пишут стихотворения? | Весна. Ответы детей. Весна, весна и всё ей радо. Стихотворения. Выразительно. Поэты. | |
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока. | --Какие учебные задачи сегодня на уроке мы будем с вами решать? --Мы сегодня с вами познакомимся с лирическим стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» --Побываем в роли художников, актёров, поэтов. | --Мы сегодня познакомимся со стихотворением … --Будем учиться читать стихотворение выразительно… -- Слушать своих товарищей, не перебивать… | |
Антиципация. IV.Работа с текстом во время чтения. Первоначальное восприятие. Первичное чтение текста. Анализ текста. (приёмы: диалог с автором через текст, выделение ключевых слов, предложений) V.Работа с текстом после чтения. (Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.Соотнесение видения художника с читательским представлением ). Творческое задание. | --Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, ком или о чём мы будем читать стихотворение? Какими красками художник передаёт приход Весны? --А теперь представьте, что вы художники. Какими красками вы можете нарисовать образ Весны? Вывод. --При помощи чего художник передает своё настроение? --Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»(звучит аудиозапись) --Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Что вы почувствовали? Что представили? --Совпало ли ваше предположение с описанием героев в стихотворении? --А теперь ребята, давайте понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов. --Откройте учебники на странице с.51(Медленное «вдумчивое» выразительное чтение). Словарная работа. --В учебнике выделено слово нудит. --Где мы можем посмотреть его значение? -- Какие слова у вас вызвали затруднения? Прочитайте. (Первичное знакомство с другими словарями.Демонстрация словаря В.И.Даля) --Ребята, посмотрите, сколько необычных слов использует Ф.И. Тютчев в своём стихотворении, чтобы показать, как соперничают Зима и Весна. --А теперь найдите строчки, где Зима и Весна не хотят уступать друг другу. -- Что делает Зима? (прочитайте) -- Что делает Весна? (прочитайте) --Поэт изображает Зиму и Весну как живых существ (демонстрация объёмных бумажных кукол) --Какие ещё слова, использует автор для одушевления своих героев? Слайд. Весна Зима хохочет хлопочет шумит ворчит умылася взбесилась румяней стала пустила снежок --Не только поэт одушевил наших героев, но и художник который нарисовал иллюстрацию. -- В каком образе художник увидел Весну? А Зиму? -- А как Ф.И. Тютчев называет в стихотворении Зиму и Весну? --Чтобы оживить наше стихотворение мы попробуем себя в роли актёров. --На классную сцену приглашаются ребята, которые хотят исполнить роли Зимы и Весны. --Попробуем передать настроение автора при чтении.(У детей в руках карточки с текстом. Текст выделен синим цветом -зима, красным-весна. Девочки надевают веночки, мальчики синие шапочки. Учитель звонит в колокольчик.) --Ребята, как вы думаете, нам удалось передать настроение автора? --Давайте оценим ребят, кто был в роли Весны…Зимы… -- Спасибо! Садитесь. --А теперь немножко отдохнём и покажем своё актёрское мастерство на физминутке. Загадка. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) -- Передавая настроение в этом стихотворении, вы показали себя замечательными художниками, актёрами. А сейчас я предлагаю вам стать поэтами. --Как вы думаете, в стихотворении важна рифма? --Какие рифмы использует автор в этом стихотворении? --Приведите пример рифмующихся слов. -- А вы знаете ребята, что существуют стихотворения, в которых нет рифмы, но они очень ритмичны и красивы. В них есть настроение. --Такие стихотворения называются синквейны. --Давайте мы с вами как настоящие поэты составим нерифмованное стихотворение о весне. -- Назовём его «Весна».Слайд. 2. Какая бывает весна? 3.Что делает весна? 4.Составьте предложение. 5.А для вас весна-это что. --Давайте прочитаем стихотворение. -- В нашем стихотворении есть настроение? --Кто-нибудь из вас составлял такие стихотворения? -- А сегодня вы научились. | Ответы детей. Ответы детей. (Молодая девушка.Ведьма с метлой). Ответы детей. 3 мальчика,4 девочки. Инсценировка. Звучат аплодисменты. Физминутка. Мишка топай, Мишка хлопай. Приседай со мной братишка. Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись. Ответы детей. (Злится-стучится, хохочет-хлопочет, ворчит-шумит) Слайд. Весна. Теплая, ранняя. Приходит, радует, оживляет. Наступила долгожданная весна. Красота. Читают дети. Ответы детей. Ответы детей. | |
VI. Итог VII. Рефлексия Цель: развитие способности к самоанализу. Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности VIII. Домашнее задание. | --Ребята, вы были замечательными художниками, актёрами, поэтами. --Мне хочется узнать, в роли кого вам сегодня понравилось быть? (художника, актёра, поэта.) --Выберите карточку. А можете выбрать несколько. --Выберите для себя. --Художники - рисуют иллюстрации к стихотворению. --Актёры - учат стихотворение наизусть. --Поэты – составят синквейн на тему «Зима», «Весна». | Выбор детей (демонстрация выбора) |