Конспект урока
Лирическое произведение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Цветкова Татьяна Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6» г.Сосновый Бор
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Учебно-методический комплекс: «Перспектива»
Тема: Лирическое произведение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»
Цель: Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.
Решаемые проблемы: - раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;
- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);
- воспитывать любовь к родной природе.
Понятия: Лирический герой, образ, настроение, тема произведения, средства художественной выразительности, рифма.
Формируемые УУД: Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке.
Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные: осуществлять смысловое чтение, ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах.
Планируемый результат:
Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение, составлять нерифмованное стихотворение (синквейн).
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету литературное чтение.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Строить монологическое высказывание, используя литературные термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Ресурсы: основные: Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.);проектор, презентация;
Дополнительные: карточки, словарь, веночки, шапочки, колокольчик, куклы.
Ход урока.
I.Орг. Момент.
Задача: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя.
Здравствуйте, ребята! У нас на уроке много гостей. Посмотрите, улыбнитесь гостям и друг другу. Садитесь.
А к уроку вы готовы? Всё на месте? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Желаю вам удачи.
(Дети улыбаются друг другу и гостям.)
II. Работа с текстом до чтения. Актуализация знаний.
--Ребята, я вам сейчас прочитаю загадку, а отгадка будет названием нашего раздела, который мы начнём изучать.
Загадка.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко- красном
Шагает по земле:
(Весна.)
--Почему вы так считаете?
(ответы детей)
-- Значит тема нашего раздела.
(Весна, весна и всё ей радо).
-- А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
(стихотворения)
--А как нужно читать стихотворения?(выразительно)
-- А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)
III. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.
--Какие учебные задачи сегодня на уроке мы будем с вами решать?
--Мы сегодня познакомимся со стихотворением …
--Будем учиться читать стихотворение выразительно…
-- Слушать своих товарищей, не перебивать…
--Побываем в роли художников, актёров, поэтов.
Антиципация чтения.
--Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, ком или о чём мы будем читать стихотворение?
Какими красками художник передаёт приход Весны?
--А теперь представьте, что вы художники.
Какими красками вы можете нарисовать образ Весны?
Вывод.
--При помощи чего художник передает своё настроение?
--А поэт?