Деловое общение как основа коммуникативного поведения в организации




Гендерные отношения в организационном поведении

1. Гендер как социальная категория;

2. Дифференциальная или гендерная социализация;

3. Ограничения, накладываемые традиционно мужской и традиционно женской ролями;

4. Маскулинная и феминная модели поведения в организации.

Гендер как социальная категория

Андрогиния – соединение в человеке и маскулинных, и феминных качеств.

Причины, из-за которых мы стараемся соответствовать гендерным ожиданиям:

1. Нормативное давление – описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество его не отвергло;

2. Информационное давление – вызвано тем, что, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на свой собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими.

Три типа подчинения:

1. Уступчивость – демонстрация того, что от нас ожидают;

2. Одобрение – внутреннее принятие;

3. Идентификация – уподобление.

Дифференциальная социализация – процесс, в ходе которого мы учимся тому, что социально приемлемо для мужчины и для женщины.

Механизмы социализации:

· Дифференциальное усиление – процесс социализации, в ходе которого приемлемое для данного общества поощряется, неприемлемое наказывается.

· Дифференциальное подражание – обучение различным типам поведения путем наблюдения за другими людьми, и за тем, наказываются их действия или поощряются.

Ограничения, накладываемые традиционно мужской ролью:

· Фактор статуса (успешности) – много работает. Компенсаторная мужественность по отношению к женщине.

· Фактор твердости – физической, эмоциональной, умственной.

· Норма антиженственности – страх показаться женственными (фемифобия).

Ограничения, накладываемые традиционно женской ролью:

· Женщина – хранительница очага;

· Теория власти в семье (кто работает – тот имеет больше власти).

Маскулинная и феминная модели поведения в организации:

Маскулинная модель – приверженность к жестким поведенческим формам и управленческим технологиям, доминирование, независимость, прямолинейность, масштабность решений, высокая значимость работы, приоритетность карьерного роста.

 

Групповое повеление в организации

1. Понятие и виды групп

2. Влияние группы на индивидуума

a. Социальная фасилитация

b. Социальная леность

c. Групповая поляризация

d. Огрупленное мышление

e. Влияние меньшинства

3. Эксперименты Милграмма как частный случай влияния меньшинства

Понятия и виды групп

Нижний предел малой группы – 2-3чел

Верхний предел – 7-12чел

Оптимальная численность – 7+-2чел

Группа – совокупность людей, объединенных общей целью, взаимодействующих друг с другом и воспринимаемая себя как «Мы».

· Группы делятся на малые и большие. Малые на формальные и неформальные (юридическая основанность групп)

· Референтные группы и группы членства

Присутствие других:

1. Оценка индивидуального вклада – боязнь – возбуждение – социальная фасилитация

2. Отсутствие индивидуальной оценки – отсутствие боязни – торможение – социальная леность

Изначальное мнение членов группы в ходе групповой дискуссии имеет тенденцию усиливаться.

Факторы, благоприятствующие огрупленному мышлению:

1. Сплоченная группа

2. Относительная изоляция группы от инакомыслящих

3. Авторитарный лидер

Способы борьбы с огрубленным мышлением:

1. Эксперт-критик

2. Открытая дискуссия

3. Подгруппы

4. Сторонние эксперты

5. Повторное обсуждение

Влияние меньшинства – влияние немногочисленной группы людей, придерживающейся одинаковых взглядов.

Факторы эффективности меньшинства:

· Последовательность

· Уверенность в себе

· Переход большинства на позицию меньшинства

Эксперименты Милграмма

Целью экспериментов было определить, что произойдет, если авторитетные приказания будут расходиться с призывами совести.

Факторы:

1. Эмоциональная дистанция: легче наказать того, кого не видно.

2. Близость и легитимность авторитета

3. Авторитет учреждения, где проводится эксперимент

4. Либеральное влияние группы

Деловое общение как основа коммуникативного поведения в организации

1. Структура коммуникативного процесса и трудности передачи информации

2. Деловое общение: стороны и содержание

3. Приемы убеждения

Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.

Отправитель, сообщение, канал, получатель, восприятие, обратная связь.

Отправитель кодирует информацию посредством вербальных и невербальных сигналов, затем выбор канала, посредством канала происходит передача информации получателю. Получатель декодирует информацию, воспринимает ее и отвечает.

Барьеры коммуникативного процесса – преграды, которые приводят к потере информации, вследствие чего происходит уменьшение возможности успешной коммуникации.

Преграды, связанные с восприятием.

Неправильное толкование невербальных проявлений.

Смысловые барьеры.

Плохая обратная связь, невозможность получить информацию от получателя.

Неумение слушать.

Стереотипы.

Плохие отношения.

Предложение, содержащее более 13 слов, не воспринимается. Фраза без паузы дольше пяти-шести секунд не воспринимается.

Средства и каналы коммуникации:

Устные и письменные, контактные и неконтактные. Если надо возложить ответственность за письменную информацию, если сообщение простое и уточняющее, то письменные каналы связи лучше.

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Стороны общения:

· Перцептивная – восприятие своего собеседника

· Коммуникативная – обмен информацией

· Интерактивная – выбор стратегии и тактики общения с человеком.

o Ориентация на контроль – предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, что обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.

o Ориентация на понимание – стремление понять ситуацию и поведение других

Трансактный анализ (Э.Берн). Трансакция – единица общения. В каждом человеке существует три Эго-состояния: родитель, взрослый и ребенок.

Признак Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Должен всегда, никогда, все знают, тебе следует быть… Что, где, в какое время…Возможно, вероятно Я сердит на тебя, не хочу, не буду,
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Адекватные реальности Эмоциональность
Состояние и производимое впечатление Надменное, сверхправильное, очень правильный человек Внимательное, заинтересованное, направленное на поиск решения. Игривое, навящевое, подавленное, угнетенное, сверхвосторженное
Выражение лица Нахмуренное, обеспокоенное, неудовлетворенное Задумчивое, открытое, внимательное Угнетенное, подавленное, восторг
Позы Приподнятый подбородок, позы превосходства Открытые жесты, корпус к собеседнику Проявления неуверенности

 

Параллельные трансакции психологического равновесия: общение между одинаковыми Эго-состояниями.

Пересекающаяся трансакция: переход с нижнее на высшую позицию.

Приемы убеждения:

· Правило Гомера: очередность предъявляемых аргументов влияет на их убедительность. По силе: Б – В – А.

· Правило Сократа: для получения положительного решения по очень важному для нас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения ответит «да».

· Правило Паскаля: не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность сохранить свое лицо.

· Не загоняйте себя в угол, не принижайте свой статус.

· Не принижайте статус и имидж собеседника.

· Желая переубедить собеседника, начинайте не разделяющих вас моментов, а с того, с чем вы согласны.

· Будьте хорошим слушателем.

· Избегайте конфликтогенов, агрессивности и эгоизма.

· Спрашивайте, а не утверждайте.

· Дайте понять, что идею вы подчерпнули от собеседника.

· Иногда полезно помолчать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: