Задания для самоподготовки




 

1. Проблема источников познания

2. Уровни познания: научное и обыденное.

3. Диалектика как логика поисковых действий.

4. Вопрошание как метод познания.

5. Границы познания.

6. Чувственное, рациональное познание и его формы.

7. Субъект и объект как структурные элементы познания.

8. Структура познавательного процесса

9. Гносеология, психология и логика – дисциплины, исследующие познание.

10. Переход от незнания к знанию – содержание познания.

11. Место познания в системе отношения человека к миру.

12. Разновидности познания: научное, художественное, религиозное, мифологическое, обыденное познание.

13. Специфика научного познания.

14. Научная истина и ее критерии.

15. Практика как критерий научной истины.

16. Вненаучные формы познания (паранаучные, лженаучные, квазинаучные, антинаучные, псевдонаучные, личностные).

17. Возникновение и основные этапы развития науки.

18. Античная наука.

19. Наука средневековья.

20. Азиатская наука.

21. Возникновение в ХΥІІ веке Лондонского королевского общества и Парижской Академии наук.

22. Наука Нового времени.

23. Современная наука.

24. Язык науки.

25. Теоретическое и эмпирическое познание

26. Научные школы.

27. Проблема понимания и обоснования в науке.

28. Методология научного исследования.

29. Природа научного открытия.

30. Эмпирические методы научного познания.

31. Теоретические методы научного познания.

32. Научные революции в истории естествознания.

33. Эксперимент как фактор развития науки.

34. Этические проблемы естествознания.

35. Динамика научного познания.

a. «Сырой» и «научный» факты.

36. Теоретическая «нагруженность» факта.

37. Проблема как стержень научного исследования.

38. Вопрос как форма мысли.

39. Природа научной гипотезы.

40. Теория как форма научного знания.

41. Мифы как источник научной теории.

42. Научная рефлексия.

43. Научная критика.

44. Незнание как искомое науки.

45. В поисках логики открытия.

46. Логика и интуиция в научном исследовании.

47. Научные революции в истории естествознания.

48. Творчество, интуиция как элементы процесса научного познания.

49. Развитие физики как история постановки и решения проблем.

50. Физика как драма или комедия из жизни атомов и электронов.

51. Ньютоновская физика как опровержение геоцентрической картины мира Аристотеля и Птолемея.

52. Теория относительности А. Эйнштейна как опровержение ньютоновской физики.

53. Спор между А. Эйнштейном и Н. Бором в отношении научного реализма квантовой тео­рии.

54. Развитие химии как постановка и решение проблем.

55. Развитие математики как постановка и решение проблем.

56. Математика как мысленный эксперимент в естествознании.

57. Химия – дочь алхимии.

58. Достижения современной химии.

59. Биология сегодня: успехи, поиски.

60. Биологическая система Лысенко.

61. Лысенкоизм в истории советской науки.

62. Вред «базовости» образования. Парижская медицинская академия наук (как и большая) препятствовала признанию микробной природы ряда болезней. Эта идея Л. Пастера, составившая эпоху в медицине, фундаментально повернувшая медицину, оказалась в огне критики. Академики обвиняли Л. Пастера в том, что он сторонний человек: мало, что не врач, он даже и не биолог, а химик.

63. Философская составляющая науки.

64. Проблемы истины научного знания.

65. Концепция понимания Р. Дж. Коллингвуда.

66. Философская герменевтика Г. Гадамера.

67. С.Л. Франк об умудренном неведении.

68. Явное и неявное знание.

69. Герменевтика – наука о понимании.

70. Проблемность как форма развития мысли.

71. Метафора как инструмент объяснения и понимания.

72. Демаркация науки и метафизики как проблема философии науки.

73. Основные концепции взаимосвязи науки и философии.

74. Нобелевские открытия.

75. Смысл как основная единица рефлексивного слоя сознания.

76. Соотношение рационального и иррационального, дискурсивного и интуитивного в процессе познания.

77. Научная свобода как свобода от известного.

78. Научный авторитет как философская проблема.

79. Глобальные и тривиальные истины в истории науки.

80. Естественное и социальное познание: сходство и различие.

81. Специфика гуманитарного знания.

82. Вопрошание как метод познания.

Философия техники

83. Специфика философского осмысления техники.

84. Техника как особый способ отношения человека к миру.

85. Техника как феномен культуры.

86. Историческое развитие смыслов понятия «техника».

87. Основные этапы эволюции техники с древнейших времен до наших дней.

88. Методы познания технических объектов: конструирование и проектирование.

89. Специфика технических наук.

90. Специфика современного инженерного творчества: ученый и инженер.

91. Становление и развитие философии техники (Э.Капп, Ф. Бон, А. Эспинас, «Союз немецких инженеров»).

92. П.К. Энгельмейер как основатель отечественной философии техники.

93. Социально-культурное измерение техники.

94. Технический прогресс как фактор исторического развития.

95. Техника и мораль: проблема ответственности инженера и инженерная этика.

96. Критика технократии и технофобии.

97. Философские основы кибернетики.

98. Человек как главный элемент в системе техники.

99. Относительность замещения человека в технике.

100. Социальные проблемы развития техники.

101. Развитие техники и рост глобальных проблем современности.

102. Взаимосвязь науки и техники.

103. Научный и технический прогресс.

104. Научные законы и технические правила.

105. Специфика технических наук.

106. Естественные и технические науки.

107. «Философия техники» как рефлексия технического познания.

108. Техника как приложение науки.

109. «Онаучивание» техники и «технизация» естественных наук.

110. «Научная техника» и «техническая наука».

111. Научный и технический прогресс.

112. Научные законы и технические правила.

113. Взаимосвязь научных и технических революций.

114. Технология как деятельность.

115. НТР как источник глобальных проблем: загрязнение воздушного бассейна Земли, изменение его газовой структуры; оскудение растительного и растительного мира; разрушение озонового слоя планеты; нарастающая опасность «парникового эффекта.

116. Техническое знание как знание о специфическом объекте.

117. Методы познания технических объектов: конструирование и проектирование.

118. Техническая и физическая теория.

119. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.

120. Специфика технической теории.

121. Техника и естествознание.

122. Физическая и техническая теории.

123. Научные законы и технические правила.

124. Технология как «знание как».

125. Дотехнологические формы изготовления искусственных изделий.

126. Различия между техникой и технологией.

127. Материальное производство как необходимое условие жизни общества.

128. Возникновение и основные этапы развития производства.

129. Различные виды производства (собирательство, производство).

130. Взаимосвязь науки и производства.

131. Взаимосвязь техники и производства.

132. Взаимосвязь научных и технических революций.

133. Доклады Римского клуба (20 докладов).

 

5 Темы и варианты заданий контрольной работы

 

Контрольная работа выполняется письменно. Ее объем составляет 15-25 страниц, шрифт 14 pt, через полуторный интервал, поля по всему тексту 2 см со всех сторон. Это соответствует объему ученической тетради (24 страницы) в рукописи. Тему контрольной работы студент выбирает из предложенной тематики: один вопрос по философии науки и один вопрос по философии техники.

Текст работы должен быть структурирован, что отражается в оглавлении, раскрывающем выбранную тему (тема и сумма пунктов оглавления должны быть соразмерны, адекватны). В конце работы необходимо указать список использованных источников и литературы.

При условии удовлетворительного раскрытия пунктов плана и темы теоретической части контрольная работа зачитывается, на практических занятиях она должна быть защищена. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к зачету.

 

Вопросы по философии науки

 

  1. Проблема источников и границ познания
  2. Чувственное и рациональное познание и его формы
  3. Разновидности познания: научное, художественное, религиозное, мифологическое и обыденное познание
  4. Наука как феномен культуры
  5. Наука как социальный институт
  6. Специфика научного познания
  7. Структура научного знания
  8. Научная истина и её критерии
  9. Идеалы и нормы научности
  10. Классическая наука и принципы классической рациональности
  11. Квантово-релятивистская физика и особенности неклассической рациональности
  12. Современная наука и особенности постнеклассической рациональности
  13. Особенности точных, естественных, гуманитарных и технических наук
  14. Теоретический и эмпирический уровни познания
  15. Методы эмпирического исследования
  16. Методы теоретического исследования
  17. Фундаментальные научные открытия
  18. «Случайные» открытия в науке
  19. Наука, паранаука и лженаука
  20. Эксперимент как фактор развития науки
  21. Научные революции в истории естествознания
  22. Логика и интуиция в научном творчестве
  23. Природа и познавательное значение научного факта
  24. Научная критика и научный спор
  25. Научные традиции и научные школы
  26. Научная традиция и научная революция как формы развития науки
  27. Теория как форма научного знания
  28. Природа научной гипотезы
  29. Особенности языка науки
  30. Научная интеллигенция и интеллигентность
  31. Проблема этических границ в науке
  32. Особенности античной науки
  33. Особенности науки в Средние века. Первые университеты.

 

Вопросы по философии техники

 

1. Техника как особый способ отношения человека к миру

2. Техника как феномен культуры

3. техника как социальное явление

4. Основные этапы развития техники

5. Проблема соотношения науки и техники

6. Взаимосвязь научных и технических революций

7. Специфика технических наук

8. Методы познания технических объектов: конструирование и проектирование

9. Технический прогресс как фактор исторического развития

10. Техника и мораль. Гипотеза техно-гуманитарного баланса (А.П. Назаретян)

11. Космическое измерение техники: феномен техносферы

12. Технократия и технофобия

13. Учение М. Хайдеггера о технике

14. Техника как способ обнаружения глубинных свойств бытия

15. Инженерная деятельность

16. Техника как выражение сущности и потребностей человека

17. Фундаментальная и прикладная науки

18. технический прогресс и проблема выживания человечества

19. Технический прогресс и экологические проблемы

20. Деятельность Римского клуба

21. Проблема взаимосвязи техники и производства

22. Соотношение техники и технологии

23. Проблема этических границ научно-технического прогресса

 

 


Вопросы для самопроверки

 

1. Что есть научное творчество?

2. Почему проблемное видение мира как основа творческого процесса?

3. Что такое эвристика?

4. В чем алогичность, нестандартность творческого процесса?

5. Что такое наука?

6. Что значит изучать нечто в научном смысле?

7. Какова общая схема (логика) научного исследования?

8. Есть ли логика научного творчества?

9. Есть ли логика научного поиска?

10. Каковы место и роль интуиции в научном творчестве?

11. Как «взаимодействуют» логика и интуиция в научном исследовании?

12. Возможна ли логика научного открытия?

13. Каково познавательное значение вопроса?

14. Какова природа научного факта?

15. Что такое научный метод?

16. Каково исследовательское значение научной проблемы?

17. Какова природа научной гипотезы?

18. В каком случае гипотеза переходит в разряд теории?

19. Что такое научная теория?

20. Каково моральное измерение науки и техники?

21. Что значит «видеть мир глазами ребенка»?

22. Французский ученый Ф. Жолио-Кюри утверждал: «Чем дальше эксперимент от теории, тем он ближе к Нобелевской премии». – Чтобы это значило?

23. Над дверью своего деревенского дома Н. Бор прибил подкову, которая, согласно поверию, приносит счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: «Неужели такой великий ученый, как вы, можете верить, что подкова над дверью приносит удачу? – Нет, - ответил Бор, - конечно, я не верю. Это предрассудок. Но знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит». – Какова роль предрассудок в научном познании?

24. Известный английский физик ХХ столетия, лауреат Нобелевской премии, Л. Брег утверждал: «Если результат можно непосредственно использовать в технике, то его фундаментальность сомнительна». Вспоминая университетские дни, Ч. Сноу писал: «молодые сотрудники Кембриджа больше всего гордились тем, что научная деятельность ни при каких обстоятельствах не может иметь практического смысла». – Как Вы это прокомментируете?

25. В. Маяковский как-то пошутил: «Математику все едино, он может складывать окурки и паровозы». Математик Л. Диксон из Чикагского университета: «Cлава Богу, теория чисел не запятнана никакими приложениями». Эйнштейн: «Математика верна, поскольку она не относится к действительности, и она не верна, поскольку относится к ней». – Как это можно объяснить?

26. Американский журнал «Физическое обозрение» печатал статьи, в которых опровергаются основы науки. Но интересно следующее. Большинство статей, направляемых в журнал, отвергались редакцией как раз не потому, что их нельзя понять, а потому именно, что их можно понять. А вот те, которых понять нельзя, печатались. – Почему?

27. Как объяснить тот факт, что ученые утром работают в лаборатории, а после обеда идут в церковь, истинно молятся, прося о прощении грехов, а, увидев кошку, перебегающую дорогу, готовы отложить запланированные дела?

28. На совещании по спорным моментам генетики и селекции в 1939 году известный генетик Ю. Керкис спросил Т. Лысенко, почему у него и его аспирантов все получается, а у других в Союзе и за рубежом не получается? «Для того чтобы получить определенный результат, - заявил на это «народный» академик, - нужно хотеть получить именно этот результат, если вы хотите получить определенный результат, вы его получите». – В чем Вы видите порочность такой установки?

29. П. Капица однажды заметил мудро: «Ничто так не поучительно, как заблуждения гения». – Почему?

30. Что означает утверждение, согласно которому «наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов»?

31. Многие считают религию «детством» или же пережитком «детства», когда еще не было науки. – Так ли это?

32. Почему по К.Попперу, наблюдение не может быть источником теории?

33. «Факты судят идею», в то же время факты без идеи - ничто. – Объясните!

34. «Наука не логична, а психологична». – Как это понимать?

35. Любая научная проблема при последовательном ее рассмотрении, в конечном счете, перерастает в философскую. – Почему?

36. Чем отличаются собственно философские вопросы технических наук от предметных вопросов?

37. Что означает философский анализ феноменов науки и техники?

38. Какова взаимосвязь науки и техники?

39. Философский срез взаимосвязи науки и техники: «Каковы возможности науки в обеспечении устойчивости технической цивилизации?»

40. Что есть научная истина?

41. Что такое «философские основания науки»?

42. И. Ньютон, Н. Бор, А. Эйнштейн и многие другие были «философствующими учеными». - Почему?

43. К.Поппер наглядно показал, что подтверждающая и опровергающая роль факта не равноценны. – Как это понимать?

44. «Что такое «научная техника»?

45. Техника как приложение науки?

46. Каковы идеалы научности?

47. Техника как воплощение технических знаний?

48. Что есть техника?

49. Конструктивная форма техники – это только внешняя «оболочка», а не сущность. А сущность техники иная. - Какая?

50. Что значит изучать что-либо научным способом?

51. Какова общая схема хода научного исследования?

52. Что такое научная проблема?

53. Что такое научная теория?

54. Как соотносятся проблема и теория?

55. Каковы место и роль гипотезы в научном исследовании?

56. Что такое познание?

57. Какая разница между истиной и мнением?

58. Согласно Хайдеггеру, мы можем освободиться от власти техники, перестать быть ее рабами, если поймем, в чем сущность техники. – В чем сущность техники?

59. Технический прогресс – это благо для человечества или угроза его существованию?

60. Можно ли быть уверенным, что научно-технический прогресс обеспечит человечеству процветание? Не является ли подобная уверенность, по сути, обманом? Не обернется ли безусловная вера в прогресс, что человечество поступательно идет вперед, величайшим регрессом?

61. Известно, что многие ученые, такие как Архимед, Галилей, Кеплер, Гюйгенс, Гук, Лейбниц, Эйлер, Гаусс, Кельвин, внесли вклад в технику. А многие инженеры стали признанными и знаменитыми авторитетами в науке Это - Герон Александрийский, Леонардо да Винчи, Стевин, Герике, Уатт, Карно. – Каково соотношение науки и техники?

62. Можно ли экспериментально достигнутые результаты немедленно и безоговорочно рассматривать как инструкцию к действиям в сфере технической обработки природы?

63. В чем причина усиления потребности в философском осмыслении техники?

64. Онаучивание техники», по его мнению, идет рука об руку с технизацией естествознания – Что бы это значило?

65. Философия техники – направление философии, призванное исследовать что?

66. Принцип «органопроекции» – одно из положений концепции Э. Каппа, что он утверждает? В центре его книги «Основные черты философии техники» лежит принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. Притом форма орудия исходит из формы соответствующего органа. Примеры: железная дорога – кровообращение, телеграф – нервная система, и др.

67. Что означает «антропологический критерий» в конструировании техники Эрнста Каппа?

68. Что такое технология?

69. Ортега-и-Гассет заметил, что техника в основном служит не пользе, а роскоши, усложнению жизни. Это всепоглощающее усложнение составляет весьма примечательную черту технической деятельности. – В чем техника усложняет жизнь?

70. В чем причина в философском осмыслении техники?- Мир «насквозь пронизан техникой».

71. Чем отличаются собственно философские вопросы технических наук от предметных вопросов?

72. Что означает философский анализ феноменов науки и техники?

73. Философский срез взаимосвязи науки и техники: «Каковы возможности науки в обеспечении устойчивости технической цивилизации?»

74. Что такое «научная техника»?

75. Познание требует от человека убежденности в своей правоте и мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьму и на костры.- Какова роль веры в познавательном процессе?

76. Техника – угроза человеку?: Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу самого человека. О том же говори Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им техники. В результате и природа, и человек деградируют. Разрушаются, постольку становятся простым функциональным элементом машины. – Каково Ваше понимание этой проблемы?

77. «Законы природы, - пишет К. Поппер, - столь же несводимы к высказываниям наблюдения, как и рассуждения метафизиков». – Что это значит?

78. А. Эйнштейн говорил: «Если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока не ссылаются на действительность». – Как это понимать?

79. Когда, по К. Попперу, теорию можно считать научной? Существуют ли критерий научного характера или научного статуса теории?

80. Против чего выступает К. Поппер?

81. За что Поппер ожесточенно нападает на индукцию?

82. Что более всего удалось Попперу?

83. Почему К.Поппер называл себя «могильщиком» позитивизма?

84. Вопрос об оправданности индуктивных выводов, или, иначе говоря, о тех условиях, при которых такие выводы оправданы, известен под названием «проблема индукции». Многие люди убеждены, что истинность таких универсальных высказываний «известна из опыта». – Как к этому относится К. Поппер?

85. Согласно теории К. Поппера, эмпирические наблюдения никогда не могут установить справедливость (истинность) научного обобщения. Какое бы множество наблюдений мы не проводили в поддержку теории, никогда нельзя быть уверенны в том, что следующее наблюдение не окажется с этой теорией в противоречии. – Что же в таком случае, по К. Попперу, является критерием научности?

86. Истину часто трудно обнаружить, и когда она найдена, ее снова легко потерять», - утверждает Поппер. – Почему?

87. Позитивисты доказывали, что метафизика есть не что иное, как бессмысленная болтовня – «софистика и заблуждение», которую, по выражению Юма, правильнее было бы «бросить в огонь». – В чем, на Ваш взгляд, ошибка позиции позитивистов?

88. Чарльз Дарвин заметил: «Странно, но никто не видит, что любое наблюдение не может быть «за» или «против» какой-то теории». – Что сказал Дарвин?

89. «Индукции нет, противоположная позиция ошибочна», - утверждает К. Поппер. Каким образом он пришел к этому выводу?

90. «Опровергайте! - советует Поппер. – Опровержение – ваша удача».- Что советует К. Поппер?

91. Какое место в философии науки К. Поппера занимает метод проб и ошибок?

92. В чем, с точки зрения К.Поппера, ошибочность индуктивизма?

93. Выступая на XI конгрессе по истории науки, проходившей в Варшаве, английские ученые-науковеды Д. Бернал и А. Маккей предложили включить в штатное расписание научно-исследовательских институтов должность «Сократа» или «королевского шута», приглашая на эту должность человека, способного «задавать глупые вопросы». Аналогия прозрачна. Шут короля – единственный человек в свите короля, на которого не распространяется правила придворного этикета. Ему дозволено выходит за рамки принятых правил. – Чем продиктована такая необходимость?

94. Что означал тезис Ньютона «Физика, берегись метафизики!»?

95. Что означает формула О.Конта «Наука - сама себе философия»?

96. В чем порочность формулы позитивистов «Философу - философово, а учено-му- науково»?

97. Что значит изучать нечто научным образом?

98. Австрийский физик Л.Больцман писал: «Нет ничего практичней хорошей теории». – Что есть теория?

99. Когда немецкому математику Д.Гильберту сказали, что один из его учеников бросил науку и занялся поэзией, он заметил: «Ну что же, это естественно. Для математика ему не хватало фантазии». – Какова роль фантазии в научном поиске?

100. При обсуждении одного из вариантов теории элементарных частиц, предложенного В. Гейзенбергом и В. Паули, Н. Бор сделал остроумное замечание: «Все мы согласны, что ваша теория безумна. Вопрос, который нас разделяет, состоит в том, достаточно ли она безумна, чтобы иметь шансы быть истинной. По-моему, она недостаточно безумна для этого». – Почему «безумность» иногда бывает ближе к истине?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: