Тема 1. Наука как феномен, как социальное явление




 

1.1 Многообразие форм знания.

1.2 Научное знание как система.

1.3 Наука как социальный институт

1.4 Значение науки в современном мире.

 

Литература:

1. Основы философии науки:учеб.пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 (61109). - 603 с.

2. Философия науки, Общий курс: учеб. пособие для вузов / [Лебедев С.А. и др.]; Под ред. С.А. Лебедева. - М.:Академ. Проект, 2010 (61109). - 731 с.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

 

Тема 6. Методология научного исследования

 

6.1 Язык науки.

6.2 Эмпирические методы научного познания.

6.3 Теоретические методы научного познания.

 

 

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

 

Тема 7. Формы научного познания

 

7.1. Научный факт.

7.2. Научная проблема

7.3. Научная гипотеза

7.4. Теория как форма научного знания

 

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Мареева Е.В. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. В. Мареева. - М.: ИЦ РИОР [и др.], 2016. - 332 с. - https://znanium.com/ php?bookinfo=484748

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

 

Тема 8. Современная наука и техника и глобальные проблемы

9.1.Двойственный характер последствий развития техники.

9.2. Классификация глобальных проблем

9.3.Техническая экспансия как источник полемики и дискуссий.

9.4. Проблема техно-гуманитарного баланса

 

Литература:

1. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=468939

2. Мэмфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества. – М., 2011.

 


Содержание практических занятий

 

№1. Наука как феномен, как социальное явление

 

1.1 Многообразие форм знания.

1.2 Научное знание как система.

1.3 Наука как социальный институт

1.4 Значение науки в современном мире.

 

Задания для практической работы

1. Что такое наука?

2. Что значит изучать нечто в научном смысле? Какова общая схема (логика) научного исследования?

3. Есть ли логика научного творчества?

 

Литература:

1. Основы философии науки:учеб.пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 (61109). - 603 с.

2. Философия науки, Общий курс: учеб. пособие для вузов / [Лебедев С.А. и др.]; Под ред. С.А. Лебедева. - М.:Академ. Проект, 2010 (61109). - 731 с.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

 

№ 2. Понятие техники: генезис и эволюция

 

2.1 Философская сущность техники.

2.2 Образы техники в философии ХХ века.

2.3 Техника и проблема человеческого бытия.

 

Задания для практической работы

1. Можно ли экспериментально достигнутые результаты немедленно и безоговорочно рассматривать как инструкцию к действиям в сфере технической обработки природы?

2. В чем причина усиления потребности в философском осмыслении техники?

3. Онаучивание техники», по его мне­нию, идет рука об руку с технизацией естествознания – Что бы это значило?

4. Философия техники – направление философии, призванное исследовать что?

 

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

 

№ 3. Возникновение и основные этапы развития науки и техники

 

3.1 Древний мир как начало развития науки и техники

3.2 Основные черты Средневековья

3.3 Специфика Нового времени

3.4 Основные тенденции ХХ века

 

Задания для практической работы

«Истина – дочь времени, а не авторитета». – Что сказал Ф. Бэкон?

В конце ХІХ века учитель М. Планка, профессор Мюнхенского университета Ф. Джоулли, говорил своему ученику, решившему посвятить себя теоретической физике: «Молодой человек, зачем вы хотите погубить свою будущность? Ведь теоретическая физика закончена. Дифференциальные уравнения сформулированы; методы их решения разработаны. Можно вычислять отдельные частные случаи. Но стоит ли отдавать такому делу свою жизнь?» - Почему ошибался Джоулли?

 

Литература:

1. Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 2010.

2. Мэмфорд Л. Миф машины: Техника и развитие человечества. – М., 2011.

 

№ 4. Научные революции и типы научной рациональности

4.1 Феномен научной революции, парадигма и тип научной рациональности

4.2 Научная революция 16-17 веков и формирование классической научной рациональности

4.3 Научная революция кон.19-нач.20 в.в. и формирование неклассической научной рациональности

4.4 Научные революции сер.20 – нач.21 в.в. и формирование постнеклассической научной рациональности

 

Задания для практической работы

1. Каким образом критика «идолов» Ф. Бекона вскрывала проблемы объективности, интерсубъективности научного знания, принцип детерминизма, проблему научного языка и научного авторитета?

2. Каким образом радикальное сомнение Р. Декарта обнаруживает проблему трансцендентальных оснований научного знания?

3. Каковы основания и границы научного знания в критической философии И. Канта?

4. Каково осмысление проблемы роста научного знания в философии постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, Э. Лакатос)?

5. Каковы особенности основных подходы к проблеме научной истины (классического, когерентного, прагматического и конвенционального)? Как они связаны с типами научной рациональности?

 

Литература:

1. Основы философии науки:учеб.пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 (61109). - 603 с.

2. Философия науки, Общий курс: учеб. пособие для вузов / [Лебедев С.А. и др.]; Под ред. С.А. Лебедева. - М.:Академ. Проект, 2010 (61109). - 731 с.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

 

№ 5. Формы научного познания

5.1 Логика вопроса и ответа.

5.2 Роль остроумия в научном творчестве.

5.3 Роль фантазии в научном поиске.

5.4 Теория как форма научного знания.

 

 

Задания для практической работы

1. Вопрос как мысль, порождающая другие мысли. – Каким образом?

2. Какова, по Декарту, структура вопроса?

3. Как в научном творчестве «сосуществуют» логика и интуиция?

 

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

№ 6. Структура научного знания

5.1 Познание, его возможности, границы.

5.2 Уровни познания: научное и обыденное.

5.3 Субъект и объект как структурные элементы познания.

 

Задания для практической работы

1. В чем состоит необходимость абстрагирования в познавательном процессе, почему нельзя обойтись без нее?

2. Академик Сахаров утверждал, что религия – это второй путь познания. – Что это за второй путь познания?

3. К. Поппер писал: «Нам следует привыкнуть понимать науку не как «совокупность знаний», а как систему гипотез, т. е. догадок и предвосхищений, которые в принципе не могут быть обоснованы, но которые мы используем до тех пор, пока они выдерживают проверки, и о которых мы никогда не можем с полной уверенностью говорить, что они «истинны», «более или менее достоверны» или даже «вероятны»». – Каковы ваши комментарии?

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

 

№ 7. Методология научного исследования

 

6.1 Язык науки.

6.2 Эмпирические методы научного познания.

6.3 Теоретические методы научного познания.

 

Задания для практической работы

1. Чем отличаются собственно философские вопросы технических наук от предметных вопросов?

2. Что означает философский анализ феноменов науки и техники?

3. Философский срез взаимосвязи науки и техники: «Каковы возможности науки в обеспечении устойчивости технической цивилизации.

4. Характеризуя научную деятельность А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеев писал: «Все время его работы были направлены к тому, чтобы во всем видимом и осязаемом увидеть сторону невидимого, постигнуть и разработать ее до конца. Ему было свойственно стремление проникнуть через видимое в невидимый мир тех химических процессов, которые он изучал. Задача теоретической химии состоит не в описании отдельных частей химии, а, исключительно, в изложении того невидимого, что в химизме проявляется». – Как Вы истолкуете сказанное Д.И. Менделеевым?

 

Литература:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

2. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

3. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук. Учебное пособие. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2007.

 

№ 8. Специфика философского рассмотрения техники

 

8.1 Определяющая роль техники в социально-культурном прогрессе.

8.2 Техника как освобождение духа человека.

8.3 Техника как угроза для человека (М. Хайдеггер, К. Ясперс). Критика технократии и технофобии.

 

Задания для практической работы

1. «Я хорошо понимаю, - говорил А. Эйнштейн с иронией, - почему многие любят колоть дрова – тут сразу виден результат работы». – Над каким отношением к науке иронизирует А. Эйнштейн?

2. «Наука, которая не решается забыть своих основателей, - утверждал Уайтхед, - погибла». – Почему?

3. Как утверждал Гегель, «голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». – Что здесь сказано?

 

Литература:

4. Основы философии науки:учеб.пособие для аспирантов / Кохановский В.П. и др. - 7-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 (61109). - 603 с.

5. Философия науки, Общий курс: учеб. пособие для вузов / [Лебедев С.А. и др.]; Под ред. С.А. Лебедева. - М.:Академ. Проект, 2010 (61109). - 731 с.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

 

№ 9 Современная наука и техника и глобальные проблемы

9.1.Двойственный характер последствий развития техники.

9.2. Классификация глобальных проблем

9.3.Техническая экспансия как источник полемики и дискуссий

 

Практическая часть

1.Можно ли быть уверенным, что научно-технический прогресс обеспечит человечеству процветание? Не является ли подобная уверенность, по сути, обманом? Не обернется ли безусловная вера в прогресс, что человечество поступательно идет вперед, величайшим регрессом?

2.Известно, что многие ученые, такие как Архимед, Галилей, Кеплер, Гюйгенс, Гук, Лейбниц, Эйлер, Гаусс, Кельвин, внесли вклад в технику. А многие инженеры стали признанными и знаменитыми авторитетами в науке Это - Герон Александрийский, Леонардо да Винчи, Стевин, Герике, Уатт, Карно. – Каково соотношение науки и техники?

3.Можно ли экспериментально достигнутые результаты немедленно и безоговорочно рассматривать как инструкцию к действиям в сфере технической обработки природы?

 

Литература к изучению темы 9:

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ИНФРА-М, 2014.- 272 с. - Режим доступа: https://znanium.com/

Дополнительная

2.Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учеб. пособие -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 264 с. - Режим доступа: https://znanium.com/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: