Особенности развития поэзии 50-80-х годов.




ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Литература.

Тема: Поэзия 50-80-х годов. Тема Родины, гармония человека и природы в лирике Н.А. Заболоцкого и Н.М. Рубцова.

План занятия:

1. Развитие традиций классики и поиски поэтического языка, формы, жанра в поэзии.

2. Гармония человенка и природы в лирике Н.Заболоцкого и Н.Рубцова.

 

Содержание занятия.

Особенности развития поэзии 50-80-х годов.

Во второй половине 50-х годов в русскую литературу вступили будущие «тихие» лирики: В. Соколов, А. Передреев, С. Куняев. Начало 60-х – время «громкой», или «эстрадной » поэзии (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). Середина и конец 60-х годов уже прошли под знаком «тихой» лирики (Н. Рубцов, А. Прасолов, В. Казанцев, О. Фокина, уже упоминавшиеся В. Соколов, А. Передреев, С. Куняев).

П. С. Выходцев отмечает, что критики, назвав их «тихими», тем самым искусственно ограничили данное направление рамками поэтической группы. Они не обратили внимания на то, что подобная лирика появилась еще в 50-х годах (сборники В. Соколова, Н. Тряпкина, С. Викулова, А. Романова, ранние стихотворения Н. Рубцова), просто ее не было слышно в шуме «эстрады». В тот период «размежевание в поэзии получило более острые формы, чем в прозе».1

К середине 70-х годов термин «тихая лирика » почти полностью исчез из критического обихода, одновременно в стане «тихих» произошла дифференциация, после которой почвенническое «ядро », «целое направление в поэзии» (В. Акаткин) продолжило свою эволюцию (сборники А. Передреева, Н. Тряпкина, Б. Примерова, И. Лысцова, В. Казанцева, Ю. Кузнецова и др.).

Не прекращалась идеологическая, эстетическая и политическая борьба и в 80-е годы, в том числе и в литературе. Со второй половины 80-х годов наблюдалось повсеместное стремление разных народов нашей страны, в том числе и русского народа, к государственной и культурной самостоятельности. Несмотря на то, что популярность поэзии в это время снизилась, споры поэтические бушевали не менее яростно, чем политические. Сохранилос ь размежевание поэтов, и в 80-х годах: теперь их разделили на «традиционалистов» и «модернистов ».

Терминологическая путаница всегда мешала литературоведам. Названия двух основных направлений в русской поэзии менялись на протяжении трех десятилетий с невиданной быстротой и легкостью. Каких только определений и ярлыков они не получали: и «интеллектуалисты» против «описательщиков», и «громкие» против «тихих», и «авангард» против «народников»...2

Известно, что почти любой спор в науке – это спор о терминах. Термин «почвенное» направление с течением времени устоялся и утвердился как в критике, публицистике, так и в литературоведении.

Еще в 1961 году Л. Аннинский в статье «Корни и побеги» отметил, «поэтическое что направление, о котором мы будем говорить, называют в критике «деревенским», «почвенническим»...3

«Почвенное направление», «почвенные» поэты, поэты-«почвенники» – все это разновидности самоназвания.

Точнее всех сказал о них А. Передреев: «Конечно, все они абсолютно разные, друг на друга не похожие, но всех их объединяет одна почва. Эта почва родины, природы, деревни – главный учитель Николая Рубцова».1

«Почвенное» направление своими корнями связано с крестьянской культурой и мировоззрением, но назвать его «новокрестьянской» поэзией нельзя, т.к. этот термин уже имеет в науке точный адресат и временные рамки. «Почвеннической» – тоже, из-за ассоциации с известным направлением ХIХ века. Определение «тихая» лирика оказалось некорректным, неточным и, в конце концов, несостоятельным, как и определение «деревенская» проза. Оба эти названия ушли в прошлое, в историю литературы. «Крестьянской линией» в русской поэзии данное направление назвать также нельзя, т.к. в основе его – мировоззренческие установки, а не происхождение. К тому же многие из так называемых «крестьянских» поэтов давным-давно живут в городах (О. Фокина, Ю. Кузнецов, Э. Балашов и др.). Поэтому и был выбран термин, сохраняющий и связь с традицией, и идеологический подтекст, и не вызывающий упреков в поверхностности. В научный оборот он был окончательно введен в 1991 году.

Поэты этого направления «пользовались заслуженным вниманием, так как верно схватывали и выразительно передавали те стороны современного сознания, которое социальная психология называет маргинальным, т.е. одновременно несущим в себе черты разных общественных сфер, в данном случае – городской и деревенской».2

Итак, в 50-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична и интимна. Среди литературных направлений данного периода выделяется почвенное направление.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: