Неизведанный Приполярный Урал




Предисловие

. История, о которой я хочу рассказать, произошла 56 лет назад. Отдельное событие, вырванное из контекста череды событий далёкой истории, трудно оценить людям, живущим сегодня, не представляющим, чем и как жили люди - очевидцы этих событий. Чтобы дать возможность представителям нынешнего поколения хотя бы слегка окунуться в атмосферу столь далёкой истории, ощутить дух времени, в котором она произошла, я коротко расскажу о себе.

Родилась я в городе Тамбове за неделю до наступления 1940 года. Отец был работником органов внутренних дел, мама – домохозяйка; детей было четверо – я, два брата и сестра. Жили мы в коммунальной квартире. Послевоенная жизнь была тяжёлой. Кроме зарплаты отца, других доходов в семье не было (огорода или подсобного хозяйства), в связи, с чем жили мы от зарплаты до зарплаты; порой не хватало самого необходимого. Однако родители дали всем нам возможность получить десятилетнее образование, а мне ещё и окончить музыкальную школу по классу скрипки.

Несмотря на тяжелое материальное положение, скучать и горевать нам было некогда - наш досуг был заполнен до отказа: мы сажали деревья; собирали металлолом и макулатуру; много времени проводили на улице - зимой катались на лыжах и коньках, летом – на велосипедах и лодках; занимались спортом.

Училась я на «отлично» и была уверена, что обязательно буду учиться дальше. Институт выбирала сама - хотелось изучать чему-нибудь передовое, интересное. Выбор пал на Ленинградский политехнический институт, факультет полупроводников, специализация – физик. Туда я и поступила в 1960 году, окончив его в 1966 году.

Жила в общежитии - четыре человека в комнате. Все 6 лет учебы жила только на свою стипендию (родители материально помогать мне не могли).

В первый год учёбы (нам «крупно повезло»- проводился эксперимент) учащиеся нашего факультета должны были одновременно с учёбой в ВУЗе приобщаться к производству – проходили практику на заводе «Светлана». Работали и учились в две смены: одну неделю: с утра - работа, после обеда - учеба; вторую неделю - наоборот. Это был тяжелый период: много новых сложных предметов, да ещё вдобавок работа на производстве.

В целях экономии, готовили сами. Питались и одевались очень скромно - только самое необходимое, но в то же время, имея желание побольше узнать и увидеть, тратили остатки средств на посещение музеев, театров; ездили в Петергоф и Павловск, Пушкино и даже, по приглашению однокурсницы, в Талин.

Несмотря на напряженный ритм жизни, мы активно участвовали в общественной жизни института и страны, Я пела в институтском хоре, играла на скрипке в эстрадном оркестре; была участницей агитбригады, ездившей по сельским клубам Ленинградской области; ходила в турпоходы: зимой - на лыжах, летом – пешком; в 1962 году в составе строительного отряда в течение месяца работала на целине. На целине при (35- 40)0 жаре мы строили из тяжёлых каменных глыб коровники. Много мероприятий сохранилось в памяти от этого периода, но наиболее интересным, насыщенным и экстремальным был туристический поход с однокурсниками по Приполярному Уралу.

Неизведанный Приполярный Урал

«Что может быть прекраснее дороги!

Это символ деятельной, полной

разнообразия жизни».

Жорж Санд (1804-1976г.г.)

Наш поход состоялся в июле 1964 года. В группе было 9 человек: семеро ребят и 2 девушки. Маршрут похода был рассчитан на месяц и состоял из следующих этапов:

1) поездом от Ленинграда до города Салехард;

2) пеший переход по тундре и Приполярному Уралу от Салехарда до одной из рек, впадающих в Обь;

3) постройка плотов;

4) сплав по реке на плотах до промежуточной стоянки парохода, курсирующего по реке Обь;

5) рейс на пароходе до города Лабытнанги (порт на Оби, напротив Салехарда);

6) поездом от Лабытнанги до Москвы и, наконец, возвращение на поезде домой. Маршрут разрабатывали сами, (действующих маршрутов в этих местах не было); из снаряжения мы взяли с собой: ружьё, спиннинг, гитару, фотоаппарат, топор, канат для связки плотов и 1 спасательный жилет; из продуктов - сахар, мясные кубики, соль, сухари, сгущенку, сухое молоко, крупу. Продукты рассчитывали на весь поход, так как никаких населённых пунктов по пути следования в радиусе 200 км не было.

По приезде в Салехард мы отправились к геологам, чтобы получить у них более подробную карту местности, расспросить о местах, по которым нам предстояло путешествовать. Уже здесь началась наша новая жизнь - ярко светило не заходящее за горизонт солнце, не давая нам заснуть. Из небольшой экскурсии по городу в памяти запомнились деревянные тротуары на улицах.

Переночевав одну ночь в Салехарде, утром следующего дня мы отправились в поход - наше сложное путешествие началось. Дорог не было, и мы шли прямо по тундре, ориентируясь только на компас. В день проходили, наверное, не меньше 30км. На пути попадалось много небольших рек с каменистым дном, мелких, но с быстрым течением. Мы переходили их, не снимая обуви, иногда по несколько рек в день. Порой, более глубокие речки, преодолевая течение, приходилось переходить парами. Как ни странно, жалоб на растёртые ноги не было. Надо отметить, что вообще за время похода никаких проблем, касающихся здоровья, практически не возникало, за исключением нескольких небольших ран и ссадин.

Изредка, казалось прямо из-под ног, вылетали куропатки. Как-то раздля пополнения съестных запасов, мы подстрелили пару куропаток, но мяса было мало, а времени на их обработку уходило много, поэтому мы эту затею бросили. Через несколько дней пути нам встретилось большое стадо пришедших на водопой оленей, охраняемое оленеводом и лохматой чёрной собакой. Собака вела себя дружелюбно, позволяла себя гладить и даже сфотографироваться с ней. Попытка пообщаться с пастухом, из-за языкового барьера, не удалась: мы с трудом понимали друг друга. Ещё долго напоминали нам об этой встрече попадавшиеся, сброшенные на землю, оленьи рога. Некоторые были настолько красивыми, что человека 4 из нас решили прихватить их домой в качестве сувенира. Но на третий день пути все мы с сожалением расстались с этим дополнительным и неудобным грузом.

Вскоре на маршруте нам стали попадаться сначала небольшие каменистые пригорки, а затем и горы. Порой в лощинах лежал слежавшийся, не растаявший на солнце, снег.

За время путешествия мы не только старались пройти как можно больше километров, но и частенько останавливались полюбоваться: окружавшей нас красотой: причудливым нагромождением скал; прозрачными быстрыми реками и перекатами; простором и разнообразностью пейзажей. Часто на привалах, когда не очень уставали, мы пели под гитару туристические песни, иногда организовывали игры. Я, за период похода, научилась немного аккомпанировать на гитаре.

Со временем дорога стала сложнее - начинался Приполярный Урал: появилась поросшая густым лесом гористая местность, а вместе с этим бич тайги - различного рода мошкара: гнус, и слепни. Спасу от них не было никакого – мелкие, они проникали повсюду. Порой было невозможно даже рта раскрыть, чтобы попить чай - вместе с глотком воды залетали мошки. Мне ещё повезло - геологи подарили мне фабричный накомарник, который спасал меня от укусов, не мешая обзору, а вот ребятам было тяжеловато. Они обматывали голову, как только можно, оставляя только глаза. Жара, мошки, невозможность снять одежду, да ещё тяжёлые рюкзаки за спиной…. Иногда в такие минуты на привале, мы вспоминали о тенистых парках и аллеях Ленинграда, о благах цивилизации. Но надо было продолжать свой путь.

Теперь наша дорога пролегала по крутому каменистому, поросшему лесом берегу горной реки. Идти стало трудней. Частенько, обходя завалы и бурелом стороной, приходилось существенно отклоняться в сторону, из–под ног сыпались камни, постоянно тянуло вниз. Мы с облегчением вздохнули, когда вектор нашего пути повернул вглубь тайги, на более ровное место. Кругом стояли могучие стволы хвойных деревьев, сквозь которые едва пробивались лучи солнца – «кругом тайга, одна тайга, и мы посередине». Как-то утром ребята с беспокойством обнаружили недалеко от палатки следы медведя. Однако, беспокойство наше было напрасным - за всё время в пути, кроме следов да лисицы, промелькнувшей однажды вдалеке, зверей мы не видели.

Время шло, а намеченная на карте река, служившая нам точкой отсчета для обратного пути, всё ещё не появлялась. Стало ясно, что где-то мы отклонились от маршрута. Немного поразмыслив, было решено продолжать движение в том же направлении. Вспомнились слова туристической песни - «снова нас ведут куда-то и неясен нам маршрут».

Через день пути впереди появился просвет между деревьев, и вскоре мы вышли на поляну. Сколько было радости, когда мы увидели на поляне дощатый длинный барак. Каково же было наше разочарование, когда оказалось, что он пуст. О том, что здесь жили люди, говорили только брошенные обрывки газет. Но удача не отвернулась от нас: во время обсуждения сложившейся ситуации, снаружи вдруг послышался шум самолёта. С криками, прыгая и махая руками, мы выскочили на середину поляны, пытаясь привлечь внимание летчиков к себе. Радости нашей не было предела - самолёт совершал посадку на поляну, мы спасены! - теперь мы сможем уточнить маршрут. После приземления самолёта оказалось, что он совершил посадку не из-за нас, а доставил груз для будущих лесозаготовителей.

Наконец, через пару дней мы достигли берега реки, где и выбрали место для стоянки, чтобы заняться строительством плотов. Чтобы плоты не были большими и тяжелыми, решено было собрать 2 плота. Руководством для постройки служило методическое пособие, приобретенное в Ленинграде. Процесс сборки состоял в следующем: выбор подходящих по размеру прямых и сухих бревен, ошкуривание их (топором очистить их от коры), выбор заготовки для управления плотом (руля) и затем связка брёве. Работа шла быстро и слаженно. Вскоре строительство успешно закончилось, плоты не тонули. Начался водный этап путешествия.

Течение реки, по которой происходил сплав, была достаточно широкой и спокойной, Однако, как и на всех горных реках, иногда на пути неожиданно возникали пороги, мели, резкие повороты, торчащие из воды камни. Всё это требовало при управлении плотом очень большого внимания. Конечно, находясь плывя по реке и имея спиннинг, мы не могли не заняться рыбалкой, тем более зная о том, что в этих реках водится таймень – самая крупная рыба из семейства лососевых. Дважды на наш крючок попалась рыба, но оба раза, из-за большого веса, вытащить мы её не смогли - рыба сорвалась. Потерпев первую неудачу, мы при второй попытке решили подтянуть рыбу поближе и подстрелить её. Но и это нам не помогло, из-за преломления в воде выстрел не достиг цели - рыба опять сорвалась. Мы поняли, что попробовать сибирский деликатес, нам не суждено. Но мы ошибались, фортуна была на нашей стороне. На одной из стоянок, проплывавшие мимо нас на моторке геологи, причалили к берегу. Кроме оживленной беседы (людей мы не видели давно), геологи нам подарили огромного тайменя (размер в поперечнике был не меньше 24см - размер моего кеда). Это был царский подарок! Помимо отличного вкуса, он ещё и восполнял значительно сократившиеся запасы еды. Уха и рыба были отличные. Всю её съесть мы на могли, а при летней температуре, даже сваренная, рыба не могла бы храниться больше 2-х дней. Тогда я вспомнила (скорее из литературы), что можно остатки сырой рыбы засолить. Первоначально ребята не хотели её есть (боялись отравиться), но потом решились. Отрицательных последствий не было.

Вскоре съестные запасы стали подходить к концу, а впереди была ещё долгая дорога. Об этом мы узнали, встретив проплывавшего на лодке навстречу нам местного жителя. Помимо этой неприятной новости, была и приятная: мы выяснили, что с самого начала похода нам крупно повезло. Этим летом река, намеченная нами для сплава, обмелела, а мы совершаем сплав проходит по другой реке, на которую попали по ошибке, где-то отклонившись от курса. Вот уж повезло!

Обсудив полученное известие о дальности дороги, а также то, что еды на такой путь нам не хватит, мы приняли решение (для сокращения времени в пути): всем перебраться на один плот, спать на плоту, и плыть даже ночью, причаливая к берегу лишь по необходимости. Не должен был спать только кормчий. Так мы и поступили. Правда существовала опасность во время сна свалиться с плота; но мы надеялись, что этого не произойдёт. Но однажды такой случай вскоре произошёл. Как-то поутру мы проснулись от громкого всплеска воды - это спящий с края парень свалился в воду. Благодаря быстрой реакции, он успел сразу схватиться за край плота и быстро выбраться, иначе его бы сразу унесло течением.

Однажды, при очередном выходе на берег, мы увидели целую поляну подосиновиков. Это был очередной бонус – мы спасены от голода! Кроме отваренных грибов, мы ещё пару дней питались вкусным и насыщенным грибным отваром.

Вскоре нашему водному пути подошел конец, мы простились с рекой и плотами. Совершив короткий пеший переход, мы добрались до реки, через которую предстоит переправа на другой берег. Река была довольно-таки широкой, глубокой, с бурным течением, метров через 100 в пределах видимости, её течение круто поворачивало, ударяясь о высокий скалистый берег. Перейти реку или переплыть её традиционным способом, не предоставлялось возможным, мы - в затруднении.

Вдруг на другом берегу, мы увидели палатки, а затем и людей. Принимаем решение осуществлять переправу с помощью методом маятника: один конец каната закрепляется на нашем берегу, другой - на противоположном. Для того, чтобы переправить конец каната на другой берег, выбираем лучшего пловца. Расстояние между берегами большое и чтобы его сократить, несколько человек выстраиваются в цепочку (течение сбивает с ног), заводят его как можно глубже, и отпускают; на другом берегу точно также люди, должны его выловить. Мы знали, что это опасно, но очень страшно стало, когда, отпустив его, мы увидели, что пловец не успевает даже взмахнуть рукой, чтобы плыть: течение его просто сносило. На другом берегу только чудом до пловца смог дотянуться и перехватить его человек, которого держали за ноги. Самая опасная часть операции была завершена успешно. Теперь надо было переправляться остальным.

Для этого на каждого из нас по очереди надевали спасательный жилет, привязывали конец каната и отпускали по течению; укрепленный на том берегу канат и течение должны были завершить переправу. При переправе, чтобы не наглотаться воды, надо было соблюдать следующие условия: держаться на поверхности воды на спине, лицом к направлению течения, не крутить головой и ждать, когда тебя прибьёт к другому берегу. К вечеру весь наш отряд был на другом берегу, все опасности, связанные с походом, остались позади.

Мы добираемся до причала, и садимся на пароход, курсирующий по реке Обь Через день пути пароход причаливает к пристани в городе Лабытнанги, откуда начинается железнодорожный путь в Москву. Теперь впереди – Москва; расставание; дорога на поезде домой: ребятам – в Ленинград, мне – в Тамбов

 

Л.М. Скоморохова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: