Глинка – основоположник одночастной программной симфонической увертюры в русской музыке. Тип его симфонизма – народно-жанровый, т.к. в основе – народные темы.




М.И. Глинка (1804-1857)

1) Значение творчества Глинки в русской музыке.

Глинка – основоположник русской классической музыки, соединивший достижения западно-европейской школы (итальянское bel canto) и традиции русского фольклора.

2) Стиль Глинки органично объединяет принципы классицизма, романтизма и реализма.

3) Глинка – современник событий 1812 и 1825 годов (был близок к кругу декабристов).

4) Истоки музыкального языка Глинки:

а) народная песня;

б) городская бытовая музыка (романс, вальс, марш);

в) традиции итальянского оперного bel canto.

5 ) Темы творчества:

а) тема истории России («Иван Сусанин»);

б) воплощение национального характера, крайние точки которого – внутренняя сосредоточенность и бесшабашное веселье («Камаринская»);

в) тема далёких чуждых земель («Испанские увертюры», восточные романсы);

г) внутренний мир человека (романсы);

д) тема сказки («Руслан и Людмила»).

6) Жанры творчества:

· 2 оперы («Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), давшие начало двум оперным жанрам – героико-патриотическому и сказочно-эпическому;

· программные симфонические произведения («Камаринская», две «Испанские увертюры», «Вальс-фантазия»);

· романсы (впервые создаёт образцы восточного романса «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир»);

· музыка к драматическому спектаклю «Князь Холмский» (по драме Кукольника);

· камерно-инструментальная музыка («Патетическое трио»);

· фортепианные миниатюры («Разлука», вариации, фуга).

7 ) Особенности музыкального мышления Глинки:

· изучал русский фольклор и пришёл к научному выводу о плагальности русской музыки (т.е. о преобладании гармонических оборотов I-VI, I-III, I-IV, I-II);

· основные приёмы развития музыкальной мысли – вариантный и вариационный (народная традиция), полифонический (реже). «Изобрёл» т.н. вариации soprano ostinato или глинкинские вариации на удержанную мелодию.

· экспериментировал в области оркестровых звучностей, автор «Заметок об инструментовке».

 

 

Романсы Глинки

1) Глинка – основоположник русского классического романса, развил и обогатил форму романса, усложнил содержание. Его романсы считаются эталоном классического стиля.

2) Глинка – автор порядка 70-ти романсов на стихи Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского, Кукольника (цикл «Прощание с Петербургом») и др. Для своих романсов Глинка избирал только поэтические шедевры, поэтому они имеют двойную художественную ценность (Слово и Музыка).

3) Типология романсов Глинки:

· Лирическая исповедь – «Я помню чудное мгновенье», «Не искушай», «Сомнение» (элегия).

· Мир природы – «Жаворонок».

· Восточный романс (впервые!) – «Я здесь, Инезилья!», «Ночной зефир».

Восток для Глинки – это Италия и Испания, где он путешествовал и был поражён богатством и своеобразием культурных традиций.

· Романсы, воспевающие радость жизни – «Попутная песня», «Мери».

· Баллада (единственный образец) – «Ночной смотр».

 

4) Роль партии фортепиано может быть как изобразительной («Жаворонок»), так и выразительной («Я помню чудное мгновенье»).

 

Симфоническое творчество Глинки

Глинка – основоположник одночастной программной симфонической увертюры в русской музыке. Тип его симфонизма – народно-жанровый, т.к. в основе – народные темы.

2) Самые известные произведения – «Камаринская», две «Испанские увертюры», «Вальс-фантазия».

 

«Камаринская» (1848)

П. Чайковский о «Камаринской» М. Глинки: вся русская симфоническая музыка заключена «в "Камаринской", подобно тому, как дуб весь в желуде! И долго из этого богатого источника будут черпать русские авторы, ибо нужно много времени и много сил, чтобы исчерпать все это богатство".

1) Идея – показ крайних точек русского характера (сосредоточенность и «безбашенность», одинаковая способность к подвигу и к разрушению).

2) Музыкальная основа – цитаты двух русских народных песен:

· Медленная свадебная «Из-за гор, гор высоких»;

· Быстрая плясовая «Камаринская».

При всей противоположности тем композитор находит общее для них интонационное зерно (нисходящее поступенное движение в объёме ч.4). Именно это позволит сблизить обе темы в процессе развития.

3) Форма произведения – двойные вариации.

4) Методы развития тем отвечают их жанровым качествам.

Свадебная песня развивается путём наслоений подголосков (т.н. подголосочная полифония, традиционная для русского хорового пения).

Плясовая развивается по законам вариаций soprano ostinato и народного инструментального наигрыша.

5) Оркестровка стилизует звучание народного оркестра: соло деревянных духовых = рожки, жалейки; пиццикато струнных (игра щипком) = балалайки.

 

 

«Арагонская хота» (1845)

1) Это первая из двух «Испанских увертюр» («Арагонска хота» и «Ночь в Мадриде»). Увертюры были написаны под впечатлением от путешествия по Испании. В них Глинка цитировал народные темы, записанные во время пребывания в Испании.

2) Форма произведения – многотемная сонатная форма, в которой две Г.П. и две П.П. Конфликта здесь нет, т.к. все темы песенные или танцевальные (оттеняющий контраст). Поэтому есть признаки сюитности.

3) Цитата Арагонской хоты (1-я Г.П.) звучит также в «Испанской рапсодии» Ф.Листа.

4) Оркестровка яркая: в состав оркестра введены кастаньеты, треугольник, арфа.

 

 

«Вальс-фантазия»

(1839 г. – фортепианная версия, 1856 г. – оркестровая версия)

1) Особенность произведения – психологизация бытового жанра вальса (подобная трактовка вальса была в творчестве Ф.Шопена – музыка не для танцев).

2) Форма произведения – рондо с чертами концентрической формы (за счёт повторения одного из эпизодов).

3) Тема рефрена (h-moll) оригинальна, т.к. в ней есть двойная вальсовость (размер ¾ и фразировка по 3 такта).

4) Внутренний сюжет произведения – романтический герой на балу (при этом эмоциональное состояние героя резко контрастирует жизнерадостным танцевальным эпизодам).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: