Образовательное учреждение «Академия танца Бориса Эйфмана»




Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

 

 

ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ.

 

«Балетное искусство в годы Великой отечественной войны»

 

Тема: «Эвакуация Кировского театра в годы Великой отечественной войны»

 

 

Автор: Ефимова Александра Андреевна

Научный руководитель: Пермякова Наталья Владимировна,

преподаватель хореографических дисциплин

по специальности «Педагогика хореографии»

 

 

Санкт-Петербург

В июньской афише 1941 года Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (так назывался Мариинский театр) значилось много важных событий. В афише были и выпускные спектакли хореографического училища – трехактный балет «Бела» (хореография Бориса Фенстера). 22 июня на генеральной репетиции спектакля, в антракте объявили о начале войны: «Началась репетиция. После первого акта мы услышали по радио страшное слово: война» - вспоминает исполнительница главной партии Нонна Ястребова.

С первых дней войны артисты театра, организованные в концертные бригады, начали ежедневно выступать в частях Ленинградского военного округа, Краснознаменного Балтийского флота, на мобилизационных пунктах и в госпиталях.

Скрипач Лев Маргулис записал в своем дневнике: «Не похоже было, чтобы театр начинал работать. Отпуска им не давали, но публика вовсе не ходила. Помню, как на «Лебединое» было продано 30 билетов и спектакль отменили.»

15 августа на собрании сотрудников театра директор Евгений Радин сообщил о решении Правительства эвакуировать театр в город Молотов(название города Пермь 1940-1957гг). Предполагались рейсы двух эшелонов. На сборы отводилось три дня.

Из воспоминаний артистки балета Мариэтты Франгопуло: «Предстояло перевезти около тысячи шестисот работников театра и до двух тысяч членов их семей… Отобрать и уложить необходимое имущество, уточнить количество отъезжающих, предусмотреть систему посадки… 19 августа, 4 часа вечера. Московский вокзал. Состав поезда настолько велик, что стоит на двух путях: 83 теплушки и 3 классных вагона. Театр везёт костюмы, ноты, осветительную аппаратуру, бутафорию. Декорации взять невозможно. С театром покидает город группа учеников и педагогов Хореографического училища.»

Наталья Сахновская, включенная в списки на отъезд вторым эшелоном, пришедшая проводить коллег на вокзал, вспоминала: «Я тщетно старалась овладеть собой, убеждая себя, что оторвались мы от театра на день-два… Некоторые время прожили в сборах и ожидании. Но выехать не удалось – вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады»

Часть труппы не смогла выехать в эвакуацию и осталась в Ленинграде. Но открыть новый сезон в ГАТОБе артистам не довелось. 19 сентября в 21:05 здание театра потряс взрыв. 250-килограммовая фугасная бомба попала в его правое крыло.

 

Кировский театр в Молотове.

 

Три военных сезона – с 1941 по 1944 год – Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова провел в эвакуации в Молотове.

«Приехали мы в город Молотов. Город встретил нас прекрасно, всё было организовано замечательно. Весь транспорт подогнали к составу. Я не знаю, сохранилась сейчас или нет, была гостиница «Семиэтажка», так называли гостиницу «Центральная» самое высокое здание города. В этой гостинице разместили наших самых больших, заслуженных, народных». – Ирина Григорьева.

 

Здесь остановились солисты Кировского: Уланова, Прокофьев, сюда приезжал Хачатурян, а также знаменитые ленинградские писатели: Ю. Тынянов, В. Каверин и М.Слонимский.

«Было общежитие театральных работников, туда поместили балет. Мне лично очень повезло, что мне дали ордер на комнату около театра. Жили в семьях. Вот и началась у нас работа в театре». – Ирина Григорьева.

Сцена Молотовского Областного театра оперы и балета была значительно меньше кировской, поэтому пришлось перерабатывать спектакли. Репетиционный зал не вмещал и половины артистов кордебалета, поэтому все репетиции проводились на сцене. Несмотря на тяготы и непривычные условия:– театральная жизнь довольно скоро вошла в свою колею.

В первые месяцы войны город буквально задыхался от ежедневно прибывавших эшелонов с эвакуированными людьми, промышленным оборудованием, и горожане были озабочены, в первую очередь, решением чисто бытовых проблем.

Из воспоминаний балерины Татьяны Вячесловой: «Первый спектакль на открытии театра- «Иван Сусанин» прошел тихо, без успеха…. Казалось, что театром никто не интересуется. «Ничего,- думали мы,- следующий спектакль- «Лебединое озеро». Всё будет по-другому.»

Но надежды артистов не оправдались. В последнем акте опустили занавес при полной тишине. «Кому нужен наш балет? Кругом льётся кровь, один за другим сдают врагу города нашей родины, неделями сидят на вокзалах беженцы, а мы будем танцевать и доказывать, что кому-то нужно наше искусство!»- говорили артисты. Актеры взялись за госпитальные дежурства. После спектаклей, едва успев стереть грим, они, полуголодные шли в госпиталь и дежурили там до утра, а оттуда- прямо на репетиции.

Успех и любовь зрителя пришли раньше, чем ожидали артисты. От спектакля к спектаклю повышался интерес к Кировскому театру. Вечеслова писала, что для артистов это был огромный праздник, особенно, когда приходили военные.

«Мы живём и работаем в городе, наполненном дыханием героического вдохновенного труда, труда для фронта, для разгрома врагов, во имя торжества героической свободы. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество», — рассказывала в интервью «Звезде» Уланова о пребывании в Молотове.

 

 

За 2 года и 9 месяцев коллектив кировского театра представил пермскому зрителю 27 оперных и балетных постановок, показал около тысячи спектаклей, 14 концертов-спектаклей и примерно 3,5 тыс. военно-шефских концертов. Симфонический оркестр театра под руководством Пазовского впервые на Урале исполнил Седьмую симфонию Шостаковича, которая считалась выдающимся произведением эпохи Великой Отечественной войны о героической борьбе и предстоящей Победе. Во время войны театр внес в фонд обороны и фонд помощи детям фронтовиков более 4 млн. рублей.

В конце 1942 г. состоялось сразу две премьеры: к 25-летию октябрьской революции – оперы «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, за которую театр получил Сталинскую премию; 9 декабря 1942 г. – балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна в постановке Н. А. Анисимовой. Кроме того, коллективом театра была подготовлена новая постановка оперы «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, возобновлены балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского», оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского и «Дубровский» Э. Ф. Направника; шла работа над балетом Прокофьева «Золушка».

 

Танцевали основной классический репертуар, давали многочисленные шефские концерты на оборонных заводах, в воинских частях, в госпиталях, в детских домах, на прифронтовых площадках. Помимо Молотова, выступали в Уфе, Магнитогорске и Кизеле, а Свердловск и Челябинск стали своеобразными филиалами Кировского театра. Десять творческих бригад выезжали с концертами на Северо-западный фронт и в Ленинград.

 

В отчете обкома Союза работников искусств Пермскому обкому ВКП (б), подготовленном к первой годовщине со дня начала войны, сообщалось, что на 22 июня 1942 г. артисты театра дали 559 шефских концертов. «Проводится большая работа, – значилось в отчете, – по обслуживанию в госпиталях палат с тяжелоранеными бойцами путем проведения читок художественных произведений, а также концертов, количество выступлений которых не поддается учету. Например, Ленинградский театр им. С. М. Кирова с декабря по май ежедневно давал концерты в палатах тяжелораненых… помимо концерта, даваемого на основной площадке…

1 сентября 1943 г. свое отделение в Молотове открыло Ленинградское хореографическое училище. У детей были серьезные физические нагрузки. Их постоянно преследовал голод. «Училищные дети жили далеко, за Камой, – писала педагог-репетитор Пермского театра оперы и балета Ольга Салимбаева, – я знаю, условия были не очень хорошие, питание так себе, подкармливали их пермяки, оставляли еду в партах». Тем не менее, училище выпускало молодых артистов. В 1945 г. на его основе было создано Пермское хореографическое училище, которое в 1945–1956 гг. возглавляла известная балерина Кировского театра, выдающийся педагог Екатерина Николаевна Гейденрейх.

 

После снятия блокады Ленинграда…

Великая победа одержана под Ленинградом. Война еще не закончилась, но объявили, что выезжаем в Ленинград. Кировский театр пробыл в Перми три сезона. Ранней весной 44 года артисты собирали чемоданы. Домой вернулись не все. В Пермской земле похоронены балерины Ольга Мунгалова и Евгения Лопухова. Кировская труппа вернулась в Ленинград, но три военных сезона подарили жителям Перми незабываемые встречи с великим искусством, которое продолжает жить в следующих поколениях.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: