Какие экологические проблемы стоят перед Европейским Севером?




Этап.

Чтобы вы могли активнее включиться в работу, предлагаю вам называть любимый уголок на территории Российской Федерации, с которым связаны приятные воспоминания или вам хотелось бы там побывать (2-3):

1.

2.

3.

Например: «Я люблю Спасское-Лутовиново», «Я люблю…»…

Этап.

- На территории какого экономическом районе России, расположены они?

Ответ:

- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?

Ответ:

 

Цель урока: составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера.

Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.69 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. хх) определите, какие субъекты РФ входят в состав района. (почеркнуть карандашом):

Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл.

Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.

- прочитай задание № 2, на его выполнение у вас есть 2 минуты.

Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 69 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера (Выделить):

- крайний европейский север;

- пересекает Северный полярный круг;

- приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана);

- пограничное положение (Норвегия и Финляндия);

- соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы)

- проходит Северный морской путь.

Вывод: Особенности экономико-географического положения:

- северное положение;

- приморское положение;

- пограничное положение.

 

… прочитай задание №3, на формулировку ответа, дается 2 мин.

Задание 3: Используя в учебнике на стр. 203 рис.93 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района:

- Печорский угольный бассейн;

- Хибинское месторождение апатитов;

- Мончегорское медно-никелевое месторождение;

- месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева моря;

- обеспеченность лесными ресурсами;

- обеспеченность водными ресурсами и гидроресурсами;

- богатые морские биоресурсы;

- неблагоприятные агроклиматические условия;

- на юге района подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман (1883 — 1945) — русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии.

С 1920 Ферсман изучал Хибины, горный массив на Кольском полуострове, и в 1926 открыл Хибинское месторождение апатитов (названного им камнем плодородия, потому что из этого минерала получают фосфорные удобрения). Также он открыл Мончегорского медно-никелевого месторождения, которое не выделяется богатством залежей руды.

Вывод: Главные ресурсные запасы:

Печорский угольный бассейн;

Хибинское месторождение апатитов;

Нефте-газовые месторождения шельфа Баренцева моря;

Морские биоресурсы.

прочитай задание №4, на его выполнение, в чате, вам дается 2-3 мин.

Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?

 

Этапы освоения Европейского Севера:

Белозерск 862г.

Вологда 1147г.

Великий Устюг 1212г.

Архангельск 1584г.

Сыктывкар 1586г.

Петрозаводск 1703г.

Череповец 1777г.

Котлас 1890г.

Мурманск 1916г.

Ухта 1929г.

Освоение района началось в IX веке с юга на север вдоль транспортных путей. Города, как «жемчужины» нанизаны на них. В начале города создавались на берегах судоходных рек. («жемчужная нить»).

Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей.

Беломорканал – соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Главное управление лагерей и мест заключения — подразделение НКВД СССР).

Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В течение десятилетий везли лес из Архангельска на ЦБК Северо-Запада страны, а на север — стройматериалы и продукцию нефтехимической промышленности. Значительно сокращая путь.

Много литературы, посвящённой ГУЛАГу, в том числе самая известная книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Всё делалось в ручную заключёнными ГУЛАГа, называвшися заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».

 

Одним из кураторов стройки был будущий сталинский нарком Генрих Ягода.

Н. А. Френкелю, первому руководителю стройки, приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых.

Вопросы:

1) В чём географическая выгода строительства данного гидротехнического сооружения?

(соединил Онежское озеро и Белое море, сократив путь для доставки леса из Архангельска на ЦБК Северо-Запад и стройматериалов и продукции нефтехимии на север, не нужно было огибать Европу и Кольский полуостров)

 

2) Какую экономическую выгоду получило государство при его создании? ( низкие издержки (затраты) на сооружение благодаря использованию бесплатного труда заключенных).

прочитай задание №5, на его выполнение вам дается 2-3мин.

Задание 5: Используя карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите отрасли специализации хозяйства района:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

- лесная промышленность;

- химическая промышленность (производство апатитового концентрата и сложных удобрений; лесохимия – ЦБК);

- металлургия;

- топливно-энергетический комплекс;

- рыбная промышленность;

+ - ВПК (Северный флот).

 

Вывод:

Отрасли специализации:

1. лесная промышленность;

2. химическая промышленность;

3. металлургия;

4.ТЭК;

5.рыбная промышленность.

 

На листке вам дана дополнительная информация о существующих экологических проблемах на Европейском Севере. Прочитайте её самостоятельно.

В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьёзные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.

Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь — это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).

Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).

На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.

17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.

 

С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.

В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).

Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановке на Севере.

Вопрос:

Какие экологические проблемы стоят перед Европейским Севером?

- выработанность районов лесозаготовки;

- загрязнение среды: ракетным топливом, в следствии функционирования ядерного полигона, разрывы нефтепроводов, промышленное загрязнение…)

Домашнее задание:

1) § 42-44 и записи в тетради. При изучении текста параграфов обратите внимание, что Европейский Север делится на два подрайона Карело-Мурманский и Двино-Печорский. Выделите черты различия между ними.

2) Составьте кроссворд или тест из 5-6 вопросов по теме «Европейский Север».

3) Подготовить сообщение о уникальных местах (одно по выбору), находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники:

а) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.

б) Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.

в) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы.

Дом задание выполняете: на "3"-одно задание,но правильно!

 

"4"-два по выбору!

 

"5"-№1 и №2 правильно!

подведение итогов занятия:

1) Что интересного вы узнали на нашем занятии?

 

2) Что полезного вы для себя вынесите с нашей встречи?

 

3) Возникло ли желание побывать или даже в будущем связать свою профессиональную деятельность с развитием Европейского Севера?

 

Маршрутный лист.

 

Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.

 

Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.

 

Задание 3: Используя в учебнике на стр. 202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района.

 

Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: