Признание потери контроля




В этой фазе отрицание ломается и зависимый внезапно осознает всю серьёзность своего положения, насколько неуправляемой стала жизнь и как мало сил и способности к контролю, чтобы что‑то решить. Это осознание очень болезненно и пугающе. К этому времени он настолько изолирован от окружающих, что, похоже, рядом никого не осталось, кто мог бы помочь. Наиболее характерные признаки надвигающегося срыва:

 

Трудности с физической координацией и

несчастные случаи. Появляются трудности с физической координацией – головокружения, плохое равновесие, несоответствия движений рук направлению взгляда, замедленная реакция. Он чувствует, что неуклюж и подвержен разным неприятным случайностям.

Жалость к себе. Он чувствует себя несчастным и использую жалость к себе как средство привлечения внимания в АА и членов семьи. Стыдно, он чувствует, что безумен, эмоционально неустойчив и неполноценен. Не верю, что когда‑нибудь снова будет чувствовать себя нормальным человеком. Также, чувствует вину, так как знает, что всё делает неправильно и полноценно не работает над своим выздоровлением. Стыд и вина приводят к тому, что он прячет от окружающих признаки приближающегося срыва, перестает быть искренним по поводу чувств, которые испытывает. Чем глубже он прячет эти признаки, тем сильнее они становятся. Он пытаюсь со всем этим справиться, но понимает, что не может. В результате зависимый начинаю верить, что безнадёжен и жалеет себя.

Мысли о социально приемлемом употреблении. Зависимый начинает думать, что употребление поможет начать чувствовать себя лучше. Он начинает надеяться, что сумеет всего на один день вернуться к употреблению алкоголя и наркотиков. Верит, что в этот раз сумеет контролировать ситуацию. Иногда он способен гнать эти мысли прочь, но ещё чаще они сильны настолько, что он не в силах остановиться. Чувствует, что если не употребит, то сойдет с ума. Употребление алкоголя или наркотиков действительно выглядит здоровой и разумной альтернативой.

Сознательная ложь. Зависимый знает, что врет, использует отрицание и занимается оправданием своего поведения, но не может остановиться. Он теряет контроль и регулярно делает вещи, разрушающие систему ценностей. Кажется, он неспособен остановиться и контролировать своё поведение.

Полная потеря уверенности в себе. Зависимый чувствует себя попавшим в ловушку, загнанным в тупик, так как не может ясно мыслить или делать то, что, как он знаю, необходимо для решения моих проблем. Он чувствует себя беспомощным и безнадёжным. Он начинает считать себя никчёмным, ни на что не способным человеком, у которого никогда ничего не получится в жизни.

И все– вновь занавес. Срыв. Теперь вы понимаете, что это не мгновенный процесс? Думаю, сейчас это очевидно. Но, даже в срыве, зависимый продолжает играть с самим собой. Ведь часто, до полного погружения на дно, следует иллюзорная попытка контролировать употребление.

Можно ли контролировать употребление человеку, больному зависимостью? Очевидно, нет. Но, как же разрешить себе сорваться без иллюзорной надежды. Конечно, контролировать употребление не удается, и зависимый вновь заходит на новый круг, с чувством вины и другими неотъемлемыми атрибутами.

 

СТРАХ СМЕРТИ

 

Страх смерти, а точнее, его отсутствие, по моему мнению, играет ключевую роль в жизни зависимых. Особенно это касается тех, кто употребляет вещества, которые напрямую сокращают жизнь и могут привести к внезапной смерти. Практически все клиенты, которые приходили ко мне на консультацию, с порога говорили:” Я НЕ БОЮСЬ СМЕРТИ!” И я им верил. А можно ли не поверить человеку, который находится в запое месяц с диагнозом “цирроз печени”? Он чувствует приближение конца и абсолютно не переживает по этому поводу. Смелость? Отнюдь. Это, опять же, зависимость, а также внутренняя цена собственной жизни.

В этом месте я хочу представить вам выдержки из трудов И. Ялома о страхе смерти и прокомментировать, как эти мысли применимы к зависимостям.

“Мысль о переплетении жизни и смерти столь же стара, как письменная история. Всему на свете приходит конец – это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, также как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть – самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить – это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Известны слова Цицерона: "Смысл занятий философией – подготовка к смерти" и Сенеки: "Только тот человек воистину наслаждается жизнью, кто согласен и готов оставить ее". Ту же мысль выразил св. Августин: "Только перед лицом смерти по‑настоящему рождается человек".

Невозможно оставить смерть умирающим. Биологическая граница между жизнью и смертью относительно четка, но психологически они переходят друг в друга. Смерть – это факт жизни; нам достаточно минуты размышления, чтобы понять: смерть – не просто последний момент жизни. "Уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания; и в начале присутствует конец" (Манилий). Монтень в своем глубочайшем эссе о смерти вопрошает: "Почему вы боитесь своего последнего дня? Он приближает вас к смерти не больше, чем любой другой день вашей жизни. Не последний шаг создает усталость: он лишь обнаруживает ее".

Нетрудно (и весьма соблазнительно) было бы продолжить изложение глубокомысленных цитат о смерти. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти (как правило, в молодости или ближе к концу жизни); многие приходили к заключению, что смерть – неотъемлемая часть жизни, и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его. Последняя мысль столь существенна, что ее стоит повторить: вещественность смерти разрушает человека, идея смерти спасает его.”

Это ключевая мысль, на которой стоит остановиться. Что она значит?

Представьте, что люди жили бы вечно. Не было ни болезней, ничего того, что могло бы привести к физической смерти. Чем бы тогда была наполнена такая жизнь? Какова была бы ее цена? Зачем нужны были бы достижения, любовь, рост личности? Все это могло подождать. Вечность. Эмоции переживались бы совсем по‑другому. Один и тот же момент можно было бы переживать великое множество раз. А главное, были бы простительны ошибки. Можно было бы провести в забвении и пустоте, наслаждениях столетия. Времени бы хватило. Вспомните историю человечества. Человек стремится к саморазрушению. И, осознавая собственную бессмертность, мало кто бы вел конструктивную жизнь. Мир бы утонул. Может у кого – то из вас другое представление о сущности человека – я не буду спорить. Это всего лишь мое мнение.

Но нас всех ждет конец. И людей, и зверей, всего… Поэтому жизнь обретает особенный смысл, обретает ценность. Ведь нет больше времени на пустое, многое хочется увидеть, услышать, хочется любить и быть любимым, хочется оставить память о себе… Каждый день становиться уникальным, ценным, наполненным особенными эмоциями. Ведь каждый прожитый день приближает нас к смерти.

Так вот этот, естественный страх конца, и является источником мотивации жить. Мотивации наполнять свою жизнь настоящими эмоциями, радоваться каждому подаренному судьбой дню. И снова выдержка из трудов И. Ялома: “Эту точку зрения – что смерть вносит позитивный вклад в жизнь – не так‑то легко принять. Для большинства из нас смерть ужасное, нестерпимое зло, и любое сомнение в этом воспринимается в лучшем случае как неуместная острота. Нет уж, спасибо, мы отлично обойдемся без чумы и прочих казней египетских.

Но давайте отвлечемся на мгновение от своего отчаянного "нет!" и попытаемся представить жизнь, в которой отсутствует какая‑либо мысль о смерти. Когда смерть отрицается, жизнь суживается. По причинам, на которых ниже я коротко остановлюсь, мало упоминавший о смерти Фрейд полагал, что скоротечность жизни увеличивает нашу радость от нее. "Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения". Во время первой мировой войны Фрейд писал о притягательной силе войны, возвращающей смерть в жизнь: "Жизнь и вправду снова стала интересной; она вновь обрела свою полноту". Когда с исключением смерти человек теряет представление о ставках в игре, жизнь оказывается обедненной. Фрейд писал, что она превращается в нечто "столь же мелкое и пустое, как, например, американский флирт, при котором заранее известно, что ничего не произойдет, в отличие от европейской любовной интриги, где партнеры должны постоянно помнить о серьезных последствиях"”.

А как же быть с зависимыми? Страх смерти исчезает, а за ним исчезает мотивация жить. А если нет мотивации жить, человек включает программу самоуничтожения. Жизнь уже ничего не стоит, она на распродаже в супермаркете. Возникает фантазия, что предмет зависимости и дарит то счастье и смысл, на самом деле он их забирает и является способом приближения конца. И такой порядок вещей не вызывает эмоции. Так как жизнь ничего не стоит – этот как потерять 1 доллар. Обидно, но не критично.

Давайте обратимся к истории, которую поведал И. Ялом про одного из своих пациентов:

“Встреча со смертью в необычных обстоятельствах стала поворотным пунктом в жизни Артура, пациента, страдавшего алкоголизмом. Перед тем его состояние неуклонно ухудшалось. В течение нескольких лет он сильно пил, ни разу не оставаясь трезвым настолько долго, чтобы стал возможен эффективный психотерапевтический контакт. Он вступил в терапевтическую группу и однажды пришел на групповую сессию настолько переполненным алкоголем, что потерял сознание. Пока он без чувств лежал на кушетке, группа продолжила свою работу, обсуждая, что же с ним делать. В конце концов участники группы все вместе доставили его прямо с сессии в больницу.

Удачей было то, что сессия снималась на видеокассету.Позже, просматривая ее, Артур глубоко пережил свою конфронтацию со смертью. Не один год все вокруг говорили ему, что он допьется до смерти; но он никогда не позволял себе осознать, что это действительно может произойти, – до тех пор, пока не увидел видеозапись. Он сам, распростертый на кушетке, и участники группы, собравшиеся вокруг его тела и говорящие о нем, – это слишком сильно напоминало картину похорон его брата‑близнеца, умершего от алкоголизма годом раньше. Он представил и самого себя около собственного тела, лежащего на столе и окруженного вспоминающими о нем друзьями. Это видение так потрясло его, что стало началом самого длительного за всю взрослую жизнь Артура периода трезвости. В это время он впервые взял на себя ответственность участия в терапии, которая в конечном счете принесла ему значительную пользу”.

А теперь история из моей практики.

Джону было всего 32 года, и он уже 7 лет страдал алкоголизмом. Стоит отметить, что Джон – очень богатый человек и мог позволить себе практически все. Он долго рассказывал мне в каких странах был и какие блюда пробовал. По его словам, он обожал жизнь, ценил каждый прожитый день. Счастливчик, что сказать! И при этом нещадно пил. Пил запоями по месяцу. Немного отдыхал и снова пил. Его компанией давно управляли нанятые им директора. И когда я высказал ему идею об отсутствии страха смерти, это очень возмутило его. Он махал руками и негодовал.

Как то, я спросил Джона об его увлечениях. Я их перечислю от имени Джона, а вы подумайте о его страхе смерти и его зависимости, а потом порассуждаем вместе.

“Я очень люблю риск, эмоции. Когда рискуешь, только тогда начинаешь жить по – настоящему. Я постоянно рискую. Например, я играю в русскую рулетку”.

Вы знаете, что такое игра в “русскую рулетку?” Вот одно из определений.

Это экстремальная [битая ссылка] азартная игра или [битая ссылка] пари с летальным исходом. По правилам игры в пустой [битая ссылка] барабан [битая ссылка] револьвера заряжается один [битая ссылка] патрон, после чего барабан несколько раз проворачивается так, чтобы игроки не знали, где располагается единственный патрон. После этого игроки по очереди подносят ствол револьвера к собственной голове и нажимают на [битая ссылка] спусковой крючок. В разных модификациях количество патронов в барабане может быть различным, от одного до пяти (так как обычно предполагается шестизарядный револьвер). В обычных азартных играх для имитации русской рулетки используется игрушечный револьвер. Количество [битая ссылка] смертей от этой игры: примерно 1.000.000 или больше.

Выражение «русская рулетка» иногда применяется в переносном смысле для обозначения неких потенциально опасных действий с труднопредсказуемым исходом, а также для обозначения храбрости, граничащей с безрассудством или бессмыслием.

Ну, что скажете? Любит жизнь? Есть страх ее лишиться? Продолжим.

“Еще, доктор, мне очень нравятся мотоциклы. И когда мне бывает грустно, они мне очень помогают. Я люблю разгоняться и проезжать перекресток на красный свет. Повезет – не повезет. Любое столкновение на такой скорости – смерть. Вот это настоящий риск”.

Вот так он любит жизнь. И его зависимость – это еще один способ из нее уйти. Почему так происходит? Каждый случай уникальный. Ответить на этот вопрос может только долгосрочная психотерапия с высококвалифицированным специалистом.

Так обратитесь к нему! А не любите жизнь, играя в русскую рулетку!

В этой истории еще стоит немного остановиться на словах Джона – “Я очень люблю риск, эмоции. Когда рискуешь, только тогда начинаешь жить по – настоящему.”

Переведем – только в моменты возможной смерти, Джон начинал что– либо чувствовать. Появлялся, инстинктивный глубинный страх смерти, и Вуаля!

Появлялись истинные сильные чувства. Трезвые чувства!

Т.е. ДЖОНУ НУЖНА ЗДОРОВАЯ ТРЕЗВОСТЬ, ЧТОБЫИСПЫТЫВАТЬ ЭМОЦИИ. Однако он не там ищет.

Если говорить прямо – ТРЕЗВАЯ ЖИЗНЬ – НАСТОЯЩИЕ СИЛЬНЫЕ ТРЕЗВЫЕ ЭМОЦИИ – ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕТ – ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРАХ ЕЕ ПОТЕРЯТЬ.

А Джон просто пытается убить себя, будь то русская рулетка или алкоголь. Итог – один.

 

Послесловие

Вы спросите:” И это все, доктор?” А я отвечу: «Конечно, нет, дорогой читатель!”. Чтобы осознать и применить то, о чем мы говорили выше, нужно прочитать книгу ни один раз. Вы не представляете, сколько времени ушло у меня, чтобы что‑то понять. И понять – мало. Нужно РАБОТАТЬ. Читать другие книги (плохой ход, сказал бы маркетолог), а главное, довериться специалисту. Довериться людям, который реально работают в среде зависимых. Также эффективны группы АА. Каждому свое. Но, для того, чтобы понять, что подходит, а что нет, нужно попробовать.

Запомните, в одиночку перед болезнью не устоять. Любое изменение происходит в контакте людей. Да, этот шаг сделать тяжело, но что ж поделать.

Главное, что если постараться – ВСЕ БУДУТ ХОРОШО! Вы можете сопротивляться, ругаться и обесценивать. Негативный исход может быть, если только вы не хотите выздоравливать. Тогда ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО для другого, для того, кто постарается. А вы не будете в это верить. Чтобы продолжать употреблять. Ладно, хватит мне уже заводить одну и туже шарманку.

Впереди нас ждет еще много полезного, того, что поможет найти выход из хаоса зависимости.

Желаю Вам успехов в нашем нелегком путешествии к нормальной трезвой жизни.

Т. Андерсон.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: