Обоснование проблемы исследования




ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

Программа

Социологического исследования

по теме: «Самообразовательная деятельность

курсантов вузов МО РФ»

Шифр: Орнамент-401

 

Разработчик и исполнитель майор Передня Д. Г.

Научный руководитель исследования: кандидат социологических наук, доцент, полковник Беляев А. М.

Москва – 2002
I. Методологический раздел

Обоснование проблемы исследования

 

Ключевой особенностью развития российского общества в XXI веке является возрастающая роль информации, образования, знаний, информационно-коммуникационных технологий. Все социальные институты и организации, включая Вооружённые силы, испытывают сегодня заметное влияние информационных изменений и с большим или меньшим успехом приспосабливаются к ним. Следует отметить, что качество обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МО РФ, несмотря на кризисные явления во всей системе образования, все эти годы остаётся приемлемым. Это стало возможным благодаря сложившимся нормам, традициям, опыту и мастерству профессорско-преподавательского состава, сохранившейся учебно-материальной базе. Вместе с тем социальный институт военного образования вынужден в свою работу вносить коррективы, адаптироваться к меняющимся условиям современности. Действительность наших дней такова, что значительная часть знаний, полученная курсантами во время учёбы, к выпуску в той или иной степени устаревает. В настоящее время на глазах одного поколения происходит несколько циклов технологического обновления[1]. Вооружить офицера знаниями на весь период служебной деятельности было трудно даже в начале прошлого века, сейчас это просто невозможно. Дело осложняется ещё и тем, что в военных вузах подготовка ведётся фактически по двум специальностям: военной и гражданской. В таких условиях военные вузы вынуждены искать новые, нетрадиционные пути, позволяющие подготовить офицеров, способных успешно осуществлять военно-профессиональную деятельность в условиях информационного общества. Одним из способов разрешения противоречий и проблем является более эффективное использование самообразовательного компонента в учебной деятельности курсантов.

Всё это вызывает необходимость проведения конкретного военно-социологического исследования, актуальность которого определяется:

- Во-первых, возрастанием роли самообразования в информационном обществе, которое предполагает и делает востребованной способность человека своевременно обновлять собственную сферу знаний.

- Во-вторых, потребностью реформируемых ВС РФ в пересмотре подходов к подготовке офицерских кадров, необходимостью приведения образовательных процессов вузов МО РФ в соответствие с требованиями времени. Всё это подразумевает усиление акцента на самообразование курсантов, в ходе которого становиться возможным реализация как внутри вузовского, так и вне вузовского образовательного потенциала и при этом не потребуется привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

- В третьих, интересами и потребностями в дополнительных знаниях самих курсантов. Используя целенаправленное и всестороннее самообразование, они получают возможность подготовиться к последующим этапам своей жизни, которые в значительной степени характеризуются сложностью и неопределённостью.

Таким образом, существует насущная необходимость пересмотрения роли, места и значимости самообразовательной деятельности курсантов вузов МО РФ. В этой связи большое значение приобретает его социологическое исследование, результаты которого позволят обеспечить органы военного управления всех уровней достаточно обоснованной и разносторонней информацией. Руководство вузов МО РФ, опираясь на полученную информацию, сможет более эффективно использовать самообразовательный компонент в ходе подготовки будущих офицеров и осуществлять его регулирование в интересах укрепления Вооружённых сил России.

 

Цель исследования. На основе социологических данных определить:

1. Состояние самообразовательной деятельности курсантов вузов МО РФ: уровень осознания необходимости самообразования, доля свободного времени выделяемого для самообразовательной деятельности, оценка его достаточности, содержательное наполнение деятельности по самостоятельному освоению знаний, привлекаемые для этого средства.

2. Уровень удовлетворённости курсантов условиями самообразования в вузе и степень удовлетворённости самообразовательных потребностей курсантов.

3. Типы личностей курсантов по их отношению к самообразовательной деятельности.

 

Объект и предмет исследования

Объект исследования – самообразовательная деятельность курсантов вузов МО РФ.

Предмет исследования – состояние элементов самообразовательной деятельности, удовлетворённость самообразовательных потребностей курсантов вузов МО РФ.

 

Системный анализ объекта исследования

 

Системный анализ самообразовательной деятельности курсантов позволяет сформулировать следующие положения: (см. рис.1).

- Самообразование курсантов это сложное, специфичное и многогранное социальное явление, генетически связанное и обусловленное объективными явлениями и процессами, протекающими как на макро, так и на микро уровнях.

- Курсанты, как субъекты самообразовательного процесса (S), располагают некоторым образовательным уровнем (Zi). Основным источником самообразования является объективно существующее несоответствие между образовательными потребностями индивидов, с одной стороны, и возможностями вуза по их удовлетворению, с другой стороны.


 
 

 

 


                               
     
   
 
 
   
         
 

 


 

 


Рис.1 Схема процесса самообразования курсантов вузов МО РФ

(системный аспект)


- Курсанты прогнозируют действительность, определяет своё будущее положение в социальном пространстве и представляют себя в этом пространстве. В результате формируется идеал, желаемый образ, адекватный созданной в сознании перспективе (объект процесса). Формирование образа детерминирует выбор ориентиров, к которым следует стремиться, используя возможности самообразования. В итоге, под воздействием, осознания ожиданий социальной среды и собственных представлений происходит определение цели (Ц) самообразовательной деятельности (см. рис.2).

- К моменту окончания вуза, курсанты рассчитывает владеть необходимой, на его взгляд, суммой знаний, состоящей из знаний, полученных в ходе усвоения учебной программы по специальности (Zвуза) и знаний приобретённых в результате самообразовательной деятельности (Zс).

- Осваивают необходимые знания курсанты с помощью средств самообразования (текстовые, аудио-визуальные, личностно-коммуникационные, культурно-исторические). Имеются в виду все виды знаний (общеобразовательные, профессиональные, специальные, культурно-бытовые и т.п.).

- Самообразование курсантов объективизируется и материализуется в конкретных социальных взаимодействиях и поступках, итоги которых проявляются в результатах самообразования (Zс) (приращение в сфере знаний, повышение образованности, профессиональной готовности, ощущение удовлетворённости от достигнутого, совершенствование мировоззрения и т.п.).

- Самообразовательная деятельность курсантов осуществляется на фоне и под существенным влиянием факторов военной организации. Существенное влияние на процесс добывания знаний оказывает образовательный процесс вуза, качество которого является одним из необходимых условий успешного протекания процесса самообразования.

Элементы, которые являются необходимыми и достаточными для возникновения и существования самообразовательной активности можно представить в виде формулы:

Рs = f (N z - R z );

Где: Рs - потребность в самообразовании;

N z - необходимый объём знаний;

R z - реально наличествующий объём знаний;

f - знак функциональной зависимости.

Необходимый объём знаний (Nz) есть множество различных информационных компонентов, которые рассматриваются в качестве востребованных для нормального функционирования и развития личности курсанта в условиях информационного общества, современных Вооружённых сил, ближайшего окружения.

Реально наличествующий объём знаний (Rz) это то, что курсант сможет освоить в ходе образовательного процесса вуза без самообразовательных усилий. R z, благодаря налаженному учебно-воспитательному процессу, в значительной степени, перекрывает N z , но никогда по объективным, и субъективным причинам не станет равен ему. Такое равенство означало бы ликвидацию причины деятельности, а значит и самой самообразовательной деятельности не возникло бы. Таким образом N z, и R z, являются переменными величинами и увеличение или уменьшение их разности ведёт соответственно к увеличению или уменьшению потребности в самообразовании.

Знак f (функциональная связь) означает, что потребность в самообразовании не есть сама объективная разность необходимого объёма знаний для конкретной личности и объективно предлагаемого, а является отражением этой объективной разности в сознании субъекта, комплексно воспринимающего окружающую действительность и себя в этой действительности, и выбирающего ту или иную самообразовательную стратегию. Под стратегией самообразовательной деятельности будем понимать используемые формы, средства самообразования, специфику социальных взаимодействий в интересах решения задач самообразования, востребуемый тип знаний, цели самообразования. Самообразовательная стратегии курсантов служат основанием для выделения типов личностей курсантов по их отношению к самообразовательной деятельности.

 

 

Элементы самообразовательной деятельности курсантов  
Мотивационно-целевой   Содержательно-информационный   Процессуально-деятельностный   Контрольно-оценочный  
Типы знаний: Используемые средств: Результаты:
  ¨ Военно-профессиональные. ¨ Общенаучные. ¨ Духовно-нравственные ¨ Эстетические. ¨ Социально-бытовые. Ø Текстовые. Ø Аудиовизуальные. Ø Личностно-информационные. Ø Культурно-исторические. · знания, умения, навыки и их применение; · качества личности · совершенствование мировоззрения; · умонастроение; · взгляды;
 
                 

 

 

Рис.2. Концептуальная модель самообразовательной деятельности курсантов

 

Интерпретация основных понятий исследования

Логическому анализу подлежит понятие «самообразование курсантов», которое описывает сущность изучаемого объекта. Самообразование курсантов – вид свободно выбранной деятельности, обусловленной идеалами, предписаниями, нормами их будущей военной специальности, актуальными социально значимыми ценностями и осуществляемый доступными для курсантов средствами в целях повышения собственного профессионального и культурного уровней.

Другим основным понятием исследования является самообразовательная деятельность, под которой понимается – регулируемая сознанием активность, присущая только человеку, обусловленная социальной средой, порождённая потребностями и направленная на их удовлетворение. Самообразовательная деятельность курсантов характеризуется познавательной активностью, то есть мерой, выражающей степень участия курсантов в самостоятельном добывании и усвоении знаний и включает четыре составляющие: мотивационно-целевая, содержательно-информационная, процессуально-деятельностная, контрольно-оценочная.

 

Совокупность эмпирических характеристик, описывающих сущность и содержание понятия «самообразовательная деятельность курсантов» включает:

1. Осознание необходимости в самообразовательной деятельности.

2. Наличие социальной установки использовать самообразование в качестве средства повышения образовательного уровня.

3. Самообразовательное поведение в виде совокупности действий и поступков.

4. Субъективная оценка условий для самообразования.

5. Предрасположенность к самообразованию (социальная, социально-психологическая, психофизиологическая).

Каждую характеристику представили системой элементов меньшей степени общности в эмпирически наблюдаемых и фиксируемых переменных, которые являются операциональными понятиями (см. таблицу 1).

После чего установили процедуру операций, с помощью которых производим измерение и регистрацию операциональных понятий. Для каждого из которых определили систему индикаторов, адекватно отражающих содержание этих понятий.

Таблица 1

Операциональное определение основных понятий

№ п\п Операциональное понятие Индикаторы Тип шкалы измерения Номер вопро-са в анкете
         
1) Осознание необходимости в самообразовательной деятельности
  Восприятие получаемой структуры и объёма знаний в вузе как достаточных для успешной жизнедеятельности. Индивидуальная оценка курсантами получаемых знаний по программе обучения Порядковая   ФГ[2]
  Представления о требуемой структуре и объёме знаний для офицера.   Индивидуальное мнение респондентов о необходимых знаниях офицера Порядковая   ФГ
  Отношение к самообразованию вообще как к виду свободной деятельности Индивидуальное отношение к самообразовательной деятельности Порядковая   ФГ
  Оценка возможности с помощью самообразования дополнять знания. Индивидуальная оценка курсантами возможности восполнить знания путём самообразования Порядковая   ФГ
2) Установка на самостоятельное добывание знаний
  Оценка достаточности знаний конкретных типов наук Индивидуальное мнение о достаточности знаний по типам наук Порядковая, интервальная 2, 4, 11, ФГ
  Намеренья по способу восстановления недостающих знаний -Индивидуальная установка на способ восстановления; -Мотивы деятельности курсантов по восстановлению знаний. Порядковая, интервальная 9, 11, 15, 4, 10, 13, 14 ФГ
  Оценка объёма изучаемых дисциплин по программе обучения Индивидуальное мнение об объёме преподаваемых дисциплин Порядковая, номинальная 3, 5,
  Готовность посещать альтернативные вузы, курсы, библиотеки, семинары, лекции, театры, выставки, музеи и т.п. Индивидуальная установка курсантов на посещение вузов, курсов, библиотек, театров, музеев и т.п. Порядковая  
3) Самообразовательное поведение
  Самостоятельное изучение дополнительных областей знаний Утверждения курсантов о наличии самостоятельно изучаемых проблем (наук, дисциплин) Номинальная   ФГ
  Посещение альтернативных вузов, курсов, семинаров, лекций, библиотек, театров, выставок, музеев и т.п. Утверждения курсантов о: -Фактах посещения вузов, курсов, театров и т.п. -Количество посещений. Номинальная     Интервальная  
  Обращение за помощью к преподавателям вуза Оценка респондентами интенсивности обращения к преподавателям за помощью Порядковая  
  Оценка благоприятности курсантских лет для самообразования Индивидуальная оценка времени обучения с точки зрения его благоприятности для самообразования Порядковая   ФГ
  Отношение к выделению времени на самообразование в отпуске Индивидуальная установка на выделение времени для самообразования в отпуске Порядковая  
  Наличие недостающих, но необходимых, по мнению респондентов, дисциплин Мнения курсантов о наличии недостающих, но необходимых, дисциплин. Номинальная  
  Изучение дополнительных дисциплин Индивидуальные утверждения курсантов об изучении ими дополнительных дисциплин Номинальная   ФГ
  Приобретение литературы для целей самообразования Индивидуальные утверждения курсантов о: -приобретении ими литературы с самообразовательными целями; -количестве приобретаемой ими литературы. Интервальная    
  Получение литературы в библиотеке для самообразования Индивидуальные утверждения курсантов о: -получении ими книг в библиотеках; -количестве получаемых ими книг. Интервальная    
  Время затрачиваемое на самообразование Количество свободного времени затрачиваемого на самообразование; Оценка достаточности выделяемого времени. Порядковая 27, 28
4) Субъективная оценка условий для самообразования
  Оценка способности и желания преподавателя помочь курсантам в деле самообразования Индивидуальная оценка курсантами: -способности преподавателей помочь им в деле самообразования; -желания преподавателей помочь им в деле самообразования; Порядковая 17, 18
  Способность вуза удовлетворять самообразовательные запросы курсантов Индивидуальная оценка способности вуза удовлетворять запросы самообразования Порядковая  
  Удовлетворённость условиями самообразования в вузе: - Объём книжного фонда; - Возможность работы на ПК; - Использование Интернета; - Наличие и оборудование мест для самостоятельной работы; - Организация жизнедеятельности; - Взаимодействие с командирами (начальниками) - Возможность планирования самообразования; Индивидуальная оценка условий для самообразования в вузе: - Объёма книжного фонда; - Возможности работы на ПК; - Использования Интернета; - Наличия и оборудования мест для самостоятельной работы; - Организации жизнедеятельности; - Взаимодействия с командирами (начальниками) - Возможность планирования самообразования; Порядковая (1-7)
  Отношение командиров к самообразовательной инициативе курсантов Мнения курсантов об отношении командиров к самообразовательным устремлениям подчинённых Порядковая  
  Отношение к самообразованию различных категорий лиц вуза Мнения курсантов об отношении к самообразованию различных категорий лиц вуза Порядковая (1-4)
  Возможность выделения времени для самообразования вообще. Мнение курсантов по поводу возможности выделения времени для самообразования Порядковая 23, 24, 25, ФГ
5) Предрасположенность к самообразованию
  Курс обучения Номер курса Номиальная  
  Место жительство до поступления Тип населённого пункта Номнальная  
  Возраст Количество прожитых лет Интервьная  
  Место проживания на старших курсах Тип жилья Номинальн  
  Основные помехи для самообразования Индивидуальное причисление курсантами чего-либо к помехам Открытый 34, 29, ФГ
  Отношение к самообразовательной деятельности курсантов лиц из ближайшего окружения Мнения курсантов об отношении к их самообразованию однокурсников и членов семей Порядковая 22,   ФГ
           

 

Гипотезы исследования

1. В современных условиях у большинства курсантов высокая степень осознания необходимости самообразования.

2. В среднем курсанты выделяют около трети свободного времени для самообразовательной деятельности, при этом, чем меньше выделяется времени, тем больше курсантов оценивают выделенное на самообразование время как недостаточное.

3. Курсанты интересуются разнообразными дисциплинами (науками), которые в большинстве своём аналогичны у курсантов всех профилей подготовки. Осуществляя самообразовательную деятельность курсанты используют разнообразные средства самообразования.

4. Подавляющее большинство курсантов не удовлетворены условиями самообразования в вузе.

5. Степень удовлетворённости самообразовательных потребностей курсантов зависит от их оценки возможности в вузе удовлетворить свои самообразовательные потребности.

6. Под воздействием разнообразных факторов вся совокупность курсантов разделяется, на несколько типов в зависимости от их отношения к самообразовательной деятельности.

 

Задачи исследования

1. Определить степень осознания курсантами необходимости самообразовательной деятельности.

2. Установить долю свободного времени выделяемую курсантами различных профилей обучения для их самообразовательной деятельности.

3. Определить, как курсанты оценивают достаточность выделяемого свободного времени для самостоятельного освоения знаний.

4. Выяснить, как соотносятся количество выделяемого свободного времени с оценкой его достаточности.

5. Узнать названия дисциплин, наук и т.п., которые курсантами разных профилей подготовки самостоятельно, по собственной инициативе осваиваются.

6. Определить самообразовательные средства, какими курсанты пользуются в ходе самостоятельного добывания знаний.

7. Выяснить уровень удовлетворённости курсантов вузовскими условиями для самообразования.

8. Установить степень удовлетворённости самообразовательных потребностей курсантов.

9. Определить оценку курсантами возможностей вуза по удовлетворению их самообразовательных потребностей и то, как она зависит от степени удовлетворённости самообразовательных потребностей.

10. Выявить основные типы личностей курсантов по их отношению к самообразовательной деятельности.

II. Процедурный раздел

Методы сбора первичной информации

Основными методами сбора первичной социологической информации являются:

1. Анкетный опрос.

2. Фокус-группа.

Места поведения фокус-групп – методические кабинеты гуманитарных кафедр или предоставленные для этой цели учебные аудитории. Все помещения перед проведением фокус-групп переоборудуются в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к этому методу.

Определение выборочной совокупности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: