А) Для анкетного опроса.




Исследование выборочное.

1) Программные требования к выборке.

Требуемая точность - обычная;

Ошибка выборки (D) не более 5-10%;

Ресурсно-экономическое обеспечение;

Для проведения анкетного опроса размножение анкет возможно:

a) При проведении опроса силами ОСППИ ГУВРа, (Управлением военного образования) - 400 анкет для каждого отобранного вуза МО РФ;

b) При проведении опроса силами только рабочей группы – 150-200 анкет для каждого вуза, отбирается по одному типичному военному вузу, соответствующему определённым признакам (см. далее).

 

2) Отбор объектов репрезентации;

Объектом репрезентации первой ступени являются вузы МО РФ.

Объекты репрезентации сгруппированы по следующим признакам:

a) Профиль подготовки военных специалистов:

- Командный;

- Инженерный;

- Гуманитарный.

b) Место расположения вуза:

- Москва, Санкт-Петербург.

- Другие населённые пункты.

Исходя из ресурсно-экономического критерия выборки в качестве представителей репрезентирующих генеральную совокупность выбраны по одному наиболее типичному вузу в соответствии с приведённой группировкой.

 

Объектами репрезентации для второй ступени являются учебные роты (курсы).

 

3) Численность выборки;

Исходя из численности курсантов в вузе (генеральная совокупность), при доверительной вероятности Р=0,95; максимальной дисперсии для дихотомических вопросов σ = 0,25, при бесповторном отборе, выборка при D=5% будет равна 400 человек, а при D=10%, 100 человек.

Учитывая социально-демографическую однородность исследуемой категории военнослужащих, при таком объёме единиц наблюдения выборка отвечает требованиям репрезентативности.

 

4) Распределение долей выборки в объекте репрезентации (квотирование выборки).

Квотирование производилось между курсантами двух последних курсов обучения, так как они являются наиболее информативными, исходя из целей исследования. Случайным образом отбирался типичный курс (при необходимости 2 курса, в зависимости от численности). При отборе руководствовались следующими параметрами типичности:

- условия учебной и служебной деятельности;

- условия и организация проживания курсантов.

После чего 50% респондентов, исходя из численности выборки, отобрали с четвёртого курса, 50% с пятого.

 

4) Отбор конкретных единиц наблюдения.

Осуществлялся посредством систематического отбора - сплошной отбор, (при совпадении квоты с численностью отобранного курса) или отбор по списку курса через определённый шаг.

При необходимости большей репрезентативности можно достигнуть путём проведения нескольких исследований, варьируя выборку, инструментарий, исполнителей, время проведения исследования и т.д.

 

Б) Для фокус-групп.

Количество фокус-групп – 6, по две в каждом из трёх вузов МО РФ разных профилей подготовки (гуманитарном, инженерном, командном).

Количество информантов в каждой из групп – 8.

Комплектование групп производилось с учётом мест проживания курсантов в ходе обучения на старших курсах. Отбор конкретных курсантов осуществлялся случайным бесповторным методом. В каждой из фокус-групп участвовало 4 информанта, проживающих в общежитиях вуза, и 4 живущих в квартирах с родителями (родственниками).

 

Обработка и анализ первичных данных

 

Массив социологической информации в виде собранных и закодированных анкет вводился в персональную ЭВМ и обрабатывался с использованием возможности пакета прикладных программ «SPSS – 10.0».

Алгоритм доказательства гипотез исследования

Для решения 1 задачи.

Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 1, 6, 7, 8.

Обобщили ответы на указанные вопросы для определения степени осознания необходимости самообразовательной деятельности:

При совпадении всех крайних положительных значений переменных – Максимальная степень осознания.

При совпадении крайних и средних положительных ответов – высокая степень осознания.

При сочетании всех средних ответов – неопределённая степень осознания.

При сочетании крайних и средних отрицательных значений – низкая степень осознания.

 

Для решения 2 задачи.

Вычислили среднее медианное значения признака, выбранных респондентами по вопросу 27.

Отфильтровали из выборочной совокупности курсантов разных профилей обучения (курсов обучения, мест проживания), осуществили одномерное распределение ответов на вопрос №27. Сгруппировали ответы в пять основных групп: менее 10%; от 10% до 25%; от 25% до 35%; от 35% до 60%; более 60%. Определили процентные доли курсантов для каждой из групп.

Для решения 3 задачи.

Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопрос анкеты №28.

Для решения 4 задачи.

Произвели двумерное распределение между вопросами №27 и №28. Построили таблицу кросстабуляции, отобразили результаты в виде гистограммы.

 

Для решения 5 задачи.

Зафиксировали все варианты ответов на открытый вопрос анкеты №14. Сгруппировали однотипные значения переменной, закодировали их и проранжировали. Дополнили результаты данными полученными в результате применения метода фокус-групп.

Для решения 6 задачи.

Произвели одномерное распределение ответов на вопросы №11.1-11.8.

 

Для решения 7 задачи.

1. Построили индекс лайкертовского типа. 2. Оценили значения коэффициентов суммарной ассоциации каждой из переменных входящих в индекс. 3. Оценили качество построенной шкалы коэффициентом Альфа Кронбаха (значение коэффициента - 0,74) (см. таблицу 1). 4. Основываясь на значениях индекса вычислили уровни удовлетворённости условиями самообразования в вузе, для чего обобщили значения переменных (см. алгоритм решения 1 задачи).

 

 

Таблица 1

№ п/п Переменные индекса (удовлетворённости условиями) Коэффициент суммарной ассоциации
  VAR02001 - книжным фондом библиотек вуза. 0,41
  VAR02002 - ивозможностью работы на ПК. 0,46
  VAR02003 - возможностью использования Интернета. 0,48
  VAR02004 - наличием мест для самообразования. 0,47
  VAR02005 - организацией жизни. 0,63
  VAR02006 - взаимодействием с командирами. 0,54
  VAR02007 - возможностью планирования самообразования. 0,52

 

Для решения 8 задачи.

Произвели одномерное распределение ответов на вопрос №25.

 

Для решения 9 задачи.

Осуществили одномерное распределение ответов на вопрос №19. Произвели двумерное распределение между вопросами №19 и №25. Построили таблицу кросстабуляции, отобразили результаты в виде гистограммы.

 

Для решения 10 задачи.

Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 1,6,7,8, 2,4,9,15,4,13,14,3 - первая группа вопросов.

Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 10,11,16, 26, 5,12, 27, 28, - вторая группа вопросов.

Обобщили ответы на указанные вопросы для распределения курсантов по основным типам их отношения к самообразовательной деятельности:

Если совпали все крайние положительные ответы первой и второй групп вопросов, то курсанты принадлежат к активному самообразовательному типу.

Если совпали все крайние положительные ответы первой группы, а во второй группе ответы средние положительные, то курсанты принадлежат к промежуточному типу.

При сочетании крайних и средних отрицательных значений для первой группы вопросов курсанты принадлежат к дезорганизованному типу самообразования.

Респонденты наполняющие промежуточный тип в последующем получили название в зависимости от результатов обработки фокусс-групп.

 

 

Основные этапы плана исследования

Таблица 2

№ п/п Мероприятия Срок выполнения
  Предварительный этап 01.01.-25.02.02г.
  - Осуществить содержательную теоретико-методологическую разработку понятия «самообразование курсантов»; - Отобрать операциональные понятия, для каждого из них определить систему индикаторов, адекватно отражающих их содержание; - Установить процедуры, с помощью которых будут производиться измерение и регистрация эмпирических признаков; - Разработать инструментарий (анкеты, план проведения фокус-группы); Тиражирование опросных документов.   10.01.02г.     15.01.02г.     25.01.02г.     10.02.02г.   25.02.02г.
  Этап сбора данных 25.02.-15.03.02г.
  - Решить организационные вопросы: оформить командировку, подать заявки на выдачу временных пропусков в выбранные вузы, согласовать порядок и места проведения анкетирования и фокус-групп и т.п. - Провести анкетный опрос курсантов 4-5 курсов, проведение фокус-групп для снятия информации о процессе самообразования курсантов на конкретно-социальном уровне.   10.03.02     15.03.02г.
  Этап обработки данных; 15.03.-04.04.02г.
  - Обработать первичную социологическую информацию (выбраковать, закодировать, создать базу данных, получить одномерные распределения, построить таблицы кросстабуляции и т.п.); - Расшифровать аудио (видео) записи фокус-групп, распечатать в виде текстов и проанализировать; - Оценить теоретическую и методическую значимость полученных данных, соотнести их с научными положениями изучаемой предметной области; - Поставить диагноз состоянию и процессу самообразования курсантов, создать научные предпосылки для разработки рекомендаций; - Составить отчёт по результатам исследования. 25.03.02г.   27.03.02г.     30.03.02г.   03.04.02г.   04.04.02г.  

 


 

Военный Университет

г. Москва

(шифр-«Орнамент-401»)

А н к е т а

Уважаемый товарищ!

Кафедра социологии просит Вас принять участие в социологическом исследовании, цель которого оптимизировать работу Высших военно-учебных заведений и улучшить жизнедеятельность курсантов. Ваши искренние ответы окажут нам неоценимую помощь в научном анализе образовательного процесса вуза.

При заполнении анкеты необходимо выбирать такой вариант ответа, который совпадает с Вашей точкой зрения, и отмечать его любым знаком. Если Ваше мнение предусмотреть не удалось, то запишите его в свободных строках.

Результаты опроса будут использованы только в научных целях и в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не обязательно. Заранее Вам благодарны!

1. В вузе Вы изучаете определённый набор учебных дисциплин. Оцените достаточность учебного времени выделяемого для изучения этих дисциплин: (отметьте в каждой строке таблицы)

Дисциплины Достаточно Необходимо увеличить Необходимо уменьшить
Философия      
Социология, политология      
Психология, педагогика      
Дисциплины, касающиеся морально-психологического обеспечения      
Работа на компьютере, программное обеспечение, ремонт ПК и т.п.      
Правовые и юридические науки      
Тактика войск      
Общевоинские уставы      
Инженерно-технические дисциплины      
Узко специальные предметы      
Теория вероятностей, теоретическая механика, и т.п.      
Исторические науки      
Культурология, религиоведение      
Другое ___________________________________________________      

2. А теперь оцените достаточность знаний, даваемых вузом по конкретным видам наук:

  Достаточно Скорее достаточно И да, и нет Скорее недостаточно Недостаточно
Военные          
Социально-экономические          
Гуманитарные          
Знания точных наук          
Специально-профессиональные          

3. Как Вы думаете, достаточно ли будет знаний, полученных в ходе изучения дисциплин программы обучения вуза, для последующей службы?

□ Да, достаточно; □ Скорее достаточно; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.

 

4. Если представится возможность посещать курсы, семинары, конференции, другое учебное заведение и т.п. для получения дополнительных знаний по интересующим Вас вопросам, то как Вы поступите?

□ Буду посещать; □ Скорее всего посещал бы; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Не посещал бы.

5. Есть ли дисциплины (науки) которые Вы бы хотели изучать, но которых нет в программе обучения?

□ Да, есть (какие? _________________________________) □ Нет таких дисциплин.

6. Какие высказывания в наибольшей степени соответствуют вашим представлениям:

q Офицер должен иметь разностороннюю подготовку и владеть глубокими знаниями по широкому кругу вопросов.

q Офицер должен быть военным специалистом и иметь прочные, глубокие знания по своей специальности и в своей области деятельности.

q Офицер должен иметь столько знаний, чтобы сформировать общее представление по всевозможным вопросам.

q Офицеру научные знания как таковые не нужны, в службе офицера важен опыт, который черпается из практики.

 

7. Как Вы считаете, возможно ли курсанту с помощью самообразования восполнить недостающие, но необходимые, на его взгляд, знания?

□ Да, возможно; □ Скорее возможно; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.

8. Если курсант существенную часть свободного времени тратит на самообразование, то он на Ваш взгляд:

□ Поступает правильно; □ Скорее правильно; □ И да, и нет; □ Скорее неправильно; □Неправильно.

9. Если часть знаний по какой-нибудь учебной дисциплине Вы не получили, хотя экзамен или зачёт по ней уже сдан, то как Вы поступите?

q В ближайшее время восполню пробелы, если пропущенные знания понадобятся в будущем.

q Восстановлю знания, если мне интересно содержание данной дисциплины.

q Постараюсь восполнить пробелы, но, скорее всего, не будет возможности это сделать.

q Хотелось бы восполнить знания, но, как правило, до этого никогда не доходят руки.

q Главное сдана отчётность, всё равно всё выучить невозможно, да и незачем.

 

10. Есть ли науки (учебные дисциплины, области знаний, интересные проблемы) которые Вы изучаете самостоятельно?

□ Да; □ Нет.

 

11. Посещаете ли вы по собственной инициативе в целях самообразования:

  Минимум 1 раз в неделю Не реже 1 раза в месяц Примерно 1 раз в полгода Не посещаю
Курсы, факультативы        
Другие учебные заведения        
Конференции, семинары, лекции помимо программы обучения        
Выставки, музеи, галереи, экспозиции и т.п.        
Театры, концертные залы, дома культуры.        
Библиотеки, читальные залы (как внутри, так и вне вуза)        
Интернет        
Другое ________________        

12. Как часто Вы для познавательных целей покупаете книги (учебники)?

q В среднем не менее одной книги в месяц;

q Одну, две книги в семестр;

q Примерно одну в год;

q Ни одной, но желание покупать интересующую литературу имеется;

q У меня нет в этом необходимости;

q Другое ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

13. Скажите пожалуйста, сколько библиотечной литературы получено Вами для целей самообразования?

□ 1-2; □ 3-4; □ Более 4; □ Ни одной.

 

14. Изучаете (изучали) ли Вы, в том или ином объёме, какую-нибудь дисциплину (дисциплины), помимо предусмотренных программой обучения (если да, то перечислите их)?

□ Да (_________________________); □ Нет.

15. Если курсант, находясь в отпуске, часть времени тратит на самообразование, то как Вы к этому относитесь?

q Он поступает правильно, отпуск самое удобное время для самообразования;

q В целом поддерживаю его, но сам стараюсь не тратить на это время отпуска;

q Затрудняюсь, нужно подходить индивидуально;

q Скорее всего он не прав, можно найти было время на это в течение семестра;

q Нет, я его в этом не поддерживаю.

16. Обращаетесь ли Вы за помощью к преподавателям, если в ходе самообразования возникли трудности или неясности?

q Да, как только появится необходимость;

q Обращаюсь, но у них и без меня дел хватает;

q Редко, только в крайнем случае;

q Нет, обхожусь без их помощи.

 

17. Как Вы считаете, способны ли обучающие Вас преподаватели помочь Вам в деле самообразования?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.

18. Как Вы считаете, настроены (желают) ли преподаватели помочь Вам в деле самообразования?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.

19. Возможно ли удовлетворить Ваши самообразовательные запросы внутри вуза?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.

 

20. Оцените пожалуйста, насколько Вы удовлетворены условиями самообразования в вузе?

  Удовле-творяет Скорее удовле-творяет И да, и нет Скорее нет Не удовле-творяет
Книжный фонд (объём, возможность доступа)          
Возможность работы на компьютере          
Использование Интернета          
Наличие и оборудование места для самостоятельной учёбы          
Организация жизнедеятельности (распределение времени и т.п.)          
Взаимодействие с командирами и начальниками          
Возможность планирования самообразования          

21. Если Вам в целях самообразования во время самостоятельной подготовки необходимо посетить городскую библиотеку, то как Вы поступите?

q Отпрошусь у командира, назову реальную причину;

q Отпрошусь под другим предлогом;

q Не стану отпрашиваться, уйду самостоятельно.

q Другое _______________________________________________________________________

 

22. Как Вы думаете, поддерживают ли самообразовательную деятельность курсанта следующие лица:

  Да Нейтрально Нет Препятствуют
Командиры и начальники        
Однокурсники        
Преподаватели        
Члены семьи (родители, жена и т.п.)        

23. Как Вы считаете, при желании может ли курсант найти время для самообразования?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, это невозможно.

 

24. Как Вы считаете, можно ли, находясь в наряде, выкроить время для удовлетворения своих познавательных запросов?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, это невозможно.

 

25. Насколько удовлетворены Ваши самообразовательные потребности?

□ Полностью; □ Скорее удовлетворены; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Не удовлетворены.

 

26. Как Вы думаете, время учёбы в вузе для самообразования:

□ Благоприятное; □ И да, и нет; □ Неблагоприятное.

 

27. Какую долю свободного времени Вы тратите на самообразование?

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50% 60% 70% 80% 90%

28. Достаточно ли этого времени, на Ваш взгляд?

□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, недостаточно.

29. Что мешает выделить больше времени для самообразования?

_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

30. На каком курсе Вы учитесь?

□ На 4; □ На 5.

 

31. Ваше место жительства перед поступлением?

q Москва (Подмосковье)

q Областной (краевой) центр

q Районный центр (город ему равный)

q Поселок городского типа

q Сельский посёлок.

32. Сколько Вам лет?

□ 19 □ 20, □ 21, □ 22, □ 23, □ 24 и более

33. Где Вы преимущественно проживаете?

□ В курсантском общежитии; □ У родителей (родственников).

34. Что в наибольшей степени мешает заниматься самообразованием, какие у Вас будут пожелания?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Большое спасибо!

 


[1] Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – С.7.

[2] ФГ – данные описывающие показатели собраны с использованием метода фокус-групп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: