Исследование выборочное.
1) Программные требования к выборке.
Требуемая точность - обычная;
Ошибка выборки (D) не более 5-10%;
Ресурсно-экономическое обеспечение;
Для проведения анкетного опроса размножение анкет возможно:
a) При проведении опроса силами ОСППИ ГУВРа, (Управлением военного образования) - 400 анкет для каждого отобранного вуза МО РФ;
b) При проведении опроса силами только рабочей группы – 150-200 анкет для каждого вуза, отбирается по одному типичному военному вузу, соответствующему определённым признакам (см. далее).
2) Отбор объектов репрезентации;
Объектом репрезентации первой ступени являются вузы МО РФ.
Объекты репрезентации сгруппированы по следующим признакам:
a) Профиль подготовки военных специалистов:
- Командный;
- Инженерный;
- Гуманитарный.
b) Место расположения вуза:
- Москва, Санкт-Петербург.
- Другие населённые пункты.
Исходя из ресурсно-экономического критерия выборки в качестве представителей репрезентирующих генеральную совокупность выбраны по одному наиболее типичному вузу в соответствии с приведённой группировкой.
Объектами репрезентации для второй ступени являются учебные роты (курсы).
3) Численность выборки;
Исходя из численности курсантов в вузе (генеральная совокупность), при доверительной вероятности Р=0,95; максимальной дисперсии для дихотомических вопросов σ = 0,25, при бесповторном отборе, выборка при D=5% будет равна 400 человек, а при D=10%, 100 человек.
Учитывая социально-демографическую однородность исследуемой категории военнослужащих, при таком объёме единиц наблюдения выборка отвечает требованиям репрезентативности.
4) Распределение долей выборки в объекте репрезентации (квотирование выборки).
|
Квотирование производилось между курсантами двух последних курсов обучения, так как они являются наиболее информативными, исходя из целей исследования. Случайным образом отбирался типичный курс (при необходимости 2 курса, в зависимости от численности). При отборе руководствовались следующими параметрами типичности:
- условия учебной и служебной деятельности;
- условия и организация проживания курсантов.
После чего 50% респондентов, исходя из численности выборки, отобрали с четвёртого курса, 50% с пятого.
4) Отбор конкретных единиц наблюдения.
Осуществлялся посредством систематического отбора - сплошной отбор, (при совпадении квоты с численностью отобранного курса) или отбор по списку курса через определённый шаг.
При необходимости большей репрезентативности можно достигнуть путём проведения нескольких исследований, варьируя выборку, инструментарий, исполнителей, время проведения исследования и т.д.
Б) Для фокус-групп.
Количество фокус-групп – 6, по две в каждом из трёх вузов МО РФ разных профилей подготовки (гуманитарном, инженерном, командном).
Количество информантов в каждой из групп – 8.
Комплектование групп производилось с учётом мест проживания курсантов в ходе обучения на старших курсах. Отбор конкретных курсантов осуществлялся случайным бесповторным методом. В каждой из фокус-групп участвовало 4 информанта, проживающих в общежитиях вуза, и 4 живущих в квартирах с родителями (родственниками).
Обработка и анализ первичных данных
|
Массив социологической информации в виде собранных и закодированных анкет вводился в персональную ЭВМ и обрабатывался с использованием возможности пакета прикладных программ «SPSS – 10.0».
Алгоритм доказательства гипотез исследования
Для решения 1 задачи.
Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 1, 6, 7, 8.
Обобщили ответы на указанные вопросы для определения степени осознания необходимости самообразовательной деятельности:
При совпадении всех крайних положительных значений переменных – Максимальная степень осознания.
При совпадении крайних и средних положительных ответов – высокая степень осознания.
При сочетании всех средних ответов – неопределённая степень осознания.
При сочетании крайних и средних отрицательных значений – низкая степень осознания.
Для решения 2 задачи.
Вычислили среднее медианное значения признака, выбранных респондентами по вопросу 27.
Отфильтровали из выборочной совокупности курсантов разных профилей обучения (курсов обучения, мест проживания), осуществили одномерное распределение ответов на вопрос №27. Сгруппировали ответы в пять основных групп: менее 10%; от 10% до 25%; от 25% до 35%; от 35% до 60%; более 60%. Определили процентные доли курсантов для каждой из групп.
Для решения 3 задачи.
Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопрос анкеты №28.
Для решения 4 задачи.
Произвели двумерное распределение между вопросами №27 и №28. Построили таблицу кросстабуляции, отобразили результаты в виде гистограммы.
Для решения 5 задачи.
|
Зафиксировали все варианты ответов на открытый вопрос анкеты №14. Сгруппировали однотипные значения переменной, закодировали их и проранжировали. Дополнили результаты данными полученными в результате применения метода фокус-групп.
Для решения 6 задачи.
Произвели одномерное распределение ответов на вопросы №11.1-11.8.
Для решения 7 задачи.
1. Построили индекс лайкертовского типа. 2. Оценили значения коэффициентов суммарной ассоциации каждой из переменных входящих в индекс. 3. Оценили качество построенной шкалы коэффициентом Альфа Кронбаха (значение коэффициента - 0,74) (см. таблицу 1). 4. Основываясь на значениях индекса вычислили уровни удовлетворённости условиями самообразования в вузе, для чего обобщили значения переменных (см. алгоритм решения 1 задачи).
Таблица 1
№ п/п | Переменные индекса (удовлетворённости условиями) | Коэффициент суммарной ассоциации |
VAR02001 - книжным фондом библиотек вуза. | 0,41 | |
VAR02002 - ивозможностью работы на ПК. | 0,46 | |
VAR02003 - возможностью использования Интернета. | 0,48 | |
VAR02004 - наличием мест для самообразования. | 0,47 | |
VAR02005 - организацией жизни. | 0,63 | |
VAR02006 - взаимодействием с командирами. | 0,54 | |
VAR02007 - возможностью планирования самообразования. | 0,52 |
Для решения 8 задачи.
Произвели одномерное распределение ответов на вопрос №25.
Для решения 9 задачи.
Осуществили одномерное распределение ответов на вопрос №19. Произвели двумерное распределение между вопросами №19 и №25. Построили таблицу кросстабуляции, отобразили результаты в виде гистограммы.
Для решения 10 задачи.
Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 1,6,7,8, 2,4,9,15,4,13,14,3 - первая группа вопросов.
Провели одномерное распределение ответов респондентов на вопросы анкеты №№ 10,11,16, 26, 5,12, 27, 28, - вторая группа вопросов.
Обобщили ответы на указанные вопросы для распределения курсантов по основным типам их отношения к самообразовательной деятельности:
Если совпали все крайние положительные ответы первой и второй групп вопросов, то курсанты принадлежат к активному самообразовательному типу.
Если совпали все крайние положительные ответы первой группы, а во второй группе ответы средние положительные, то курсанты принадлежат к промежуточному типу.
При сочетании крайних и средних отрицательных значений для первой группы вопросов курсанты принадлежат к дезорганизованному типу самообразования.
Респонденты наполняющие промежуточный тип в последующем получили название в зависимости от результатов обработки фокусс-групп.
Основные этапы плана исследования
Таблица 2
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения |
Предварительный этап | 01.01.-25.02.02г. | |
- Осуществить содержательную теоретико-методологическую разработку понятия «самообразование курсантов»; - Отобрать операциональные понятия, для каждого из них определить систему индикаторов, адекватно отражающих их содержание; - Установить процедуры, с помощью которых будут производиться измерение и регистрация эмпирических признаков; - Разработать инструментарий (анкеты, план проведения фокус-группы); Тиражирование опросных документов. | 10.01.02г. 15.01.02г. 25.01.02г. 10.02.02г. 25.02.02г. | |
Этап сбора данных | 25.02.-15.03.02г. | |
- Решить организационные вопросы: оформить командировку, подать заявки на выдачу временных пропусков в выбранные вузы, согласовать порядок и места проведения анкетирования и фокус-групп и т.п. - Провести анкетный опрос курсантов 4-5 курсов, проведение фокус-групп для снятия информации о процессе самообразования курсантов на конкретно-социальном уровне. | 10.03.02 15.03.02г. | |
Этап обработки данных; | 15.03.-04.04.02г. | |
- Обработать первичную социологическую информацию (выбраковать, закодировать, создать базу данных, получить одномерные распределения, построить таблицы кросстабуляции и т.п.); - Расшифровать аудио (видео) записи фокус-групп, распечатать в виде текстов и проанализировать; - Оценить теоретическую и методическую значимость полученных данных, соотнести их с научными положениями изучаемой предметной области; - Поставить диагноз состоянию и процессу самообразования курсантов, создать научные предпосылки для разработки рекомендаций; - Составить отчёт по результатам исследования. | 25.03.02г. 27.03.02г. 30.03.02г. 03.04.02г. 04.04.02г. |
Военный Университет
г. Москва
(шифр-«Орнамент-401»)
А н к е т а
Уважаемый товарищ!
Кафедра социологии просит Вас принять участие в социологическом исследовании, цель которого оптимизировать работу Высших военно-учебных заведений и улучшить жизнедеятельность курсантов. Ваши искренние ответы окажут нам неоценимую помощь в научном анализе образовательного процесса вуза.
При заполнении анкеты необходимо выбирать такой вариант ответа, который совпадает с Вашей точкой зрения, и отмечать его любым знаком. Если Ваше мнение предусмотреть не удалось, то запишите его в свободных строках.
Результаты опроса будут использованы только в научных целях и в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не обязательно. Заранее Вам благодарны!
1. В вузе Вы изучаете определённый набор учебных дисциплин. Оцените достаточность учебного времени выделяемого для изучения этих дисциплин: (отметьте в каждой строке таблицы)
Дисциплины | Достаточно | Необходимо увеличить | Необходимо уменьшить |
Философия | |||
Социология, политология | |||
Психология, педагогика | |||
Дисциплины, касающиеся морально-психологического обеспечения | |||
Работа на компьютере, программное обеспечение, ремонт ПК и т.п. | |||
Правовые и юридические науки | |||
Тактика войск | |||
Общевоинские уставы | |||
Инженерно-технические дисциплины | |||
Узко специальные предметы | |||
Теория вероятностей, теоретическая механика, и т.п. | |||
Исторические науки | |||
Культурология, религиоведение | |||
Другое ___________________________________________________ |
2. А теперь оцените достаточность знаний, даваемых вузом по конкретным видам наук:
Достаточно | Скорее достаточно | И да, и нет | Скорее недостаточно | Недостаточно | |
Военные | |||||
Социально-экономические | |||||
Гуманитарные | |||||
Знания точных наук | |||||
Специально-профессиональные |
3. Как Вы думаете, достаточно ли будет знаний, полученных в ходе изучения дисциплин программы обучения вуза, для последующей службы?
□ Да, достаточно; □ Скорее достаточно; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.
4. Если представится возможность посещать курсы, семинары, конференции, другое учебное заведение и т.п. для получения дополнительных знаний по интересующим Вас вопросам, то как Вы поступите?
□ Буду посещать; □ Скорее всего посещал бы; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Не посещал бы.
5. Есть ли дисциплины (науки) которые Вы бы хотели изучать, но которых нет в программе обучения?
□ Да, есть (какие? _________________________________) □ Нет таких дисциплин.
6. Какие высказывания в наибольшей степени соответствуют вашим представлениям:
q Офицер должен иметь разностороннюю подготовку и владеть глубокими знаниями по широкому кругу вопросов.
q Офицер должен быть военным специалистом и иметь прочные, глубокие знания по своей специальности и в своей области деятельности.
q Офицер должен иметь столько знаний, чтобы сформировать общее представление по всевозможным вопросам.
q Офицеру научные знания как таковые не нужны, в службе офицера важен опыт, который черпается из практики.
7. Как Вы считаете, возможно ли курсанту с помощью самообразования восполнить недостающие, но необходимые, на его взгляд, знания?
□ Да, возможно; □ Скорее возможно; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.
8. Если курсант существенную часть свободного времени тратит на самообразование, то он на Ваш взгляд:
□ Поступает правильно; □ Скорее правильно; □ И да, и нет; □ Скорее неправильно; □Неправильно.
9. Если часть знаний по какой-нибудь учебной дисциплине Вы не получили, хотя экзамен или зачёт по ней уже сдан, то как Вы поступите?
q В ближайшее время восполню пробелы, если пропущенные знания понадобятся в будущем.
q Восстановлю знания, если мне интересно содержание данной дисциплины.
q Постараюсь восполнить пробелы, но, скорее всего, не будет возможности это сделать.
q Хотелось бы восполнить знания, но, как правило, до этого никогда не доходят руки.
q Главное сдана отчётность, всё равно всё выучить невозможно, да и незачем.
10. Есть ли науки (учебные дисциплины, области знаний, интересные проблемы) которые Вы изучаете самостоятельно?
□ Да; □ Нет.
11. Посещаете ли вы по собственной инициативе в целях самообразования:
Минимум 1 раз в неделю | Не реже 1 раза в месяц | Примерно 1 раз в полгода | Не посещаю | |
Курсы, факультативы | ||||
Другие учебные заведения | ||||
Конференции, семинары, лекции помимо программы обучения | ||||
Выставки, музеи, галереи, экспозиции и т.п. | ||||
Театры, концертные залы, дома культуры. | ||||
Библиотеки, читальные залы (как внутри, так и вне вуза) | ||||
Интернет | ||||
Другое ________________ |
12. Как часто Вы для познавательных целей покупаете книги (учебники)?
q В среднем не менее одной книги в месяц;
q Одну, две книги в семестр;
q Примерно одну в год;
q Ни одной, но желание покупать интересующую литературу имеется;
q У меня нет в этом необходимости;
q Другое ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
13. Скажите пожалуйста, сколько библиотечной литературы получено Вами для целей самообразования?
□ 1-2; □ 3-4; □ Более 4; □ Ни одной.
14. Изучаете (изучали) ли Вы, в том или ином объёме, какую-нибудь дисциплину (дисциплины), помимо предусмотренных программой обучения (если да, то перечислите их)?
□ Да (_________________________); □ Нет.
15. Если курсант, находясь в отпуске, часть времени тратит на самообразование, то как Вы к этому относитесь?
q Он поступает правильно, отпуск самое удобное время для самообразования;
q В целом поддерживаю его, но сам стараюсь не тратить на это время отпуска;
q Затрудняюсь, нужно подходить индивидуально;
q Скорее всего он не прав, можно найти было время на это в течение семестра;
q Нет, я его в этом не поддерживаю.
16. Обращаетесь ли Вы за помощью к преподавателям, если в ходе самообразования возникли трудности или неясности?
q Да, как только появится необходимость;
q Обращаюсь, но у них и без меня дел хватает;
q Редко, только в крайнем случае;
q Нет, обхожусь без их помощи.
17. Как Вы считаете, способны ли обучающие Вас преподаватели помочь Вам в деле самообразования?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.
18. Как Вы считаете, настроены (желают) ли преподаватели помочь Вам в деле самообразования?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.
19. Возможно ли удовлетворить Ваши самообразовательные запросы внутри вуза?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет.
20. Оцените пожалуйста, насколько Вы удовлетворены условиями самообразования в вузе?
Удовле-творяет | Скорее удовле-творяет | И да, и нет | Скорее нет | Не удовле-творяет | |
Книжный фонд (объём, возможность доступа) | |||||
Возможность работы на компьютере | |||||
Использование Интернета | |||||
Наличие и оборудование места для самостоятельной учёбы | |||||
Организация жизнедеятельности (распределение времени и т.п.) | |||||
Взаимодействие с командирами и начальниками | |||||
Возможность планирования самообразования |
21. Если Вам в целях самообразования во время самостоятельной подготовки необходимо посетить городскую библиотеку, то как Вы поступите?
q Отпрошусь у командира, назову реальную причину;
q Отпрошусь под другим предлогом;
q Не стану отпрашиваться, уйду самостоятельно.
q Другое _______________________________________________________________________
22. Как Вы думаете, поддерживают ли самообразовательную деятельность курсанта следующие лица:
Да | Нейтрально | Нет | Препятствуют | |
Командиры и начальники | ||||
Однокурсники | ||||
Преподаватели | ||||
Члены семьи (родители, жена и т.п.) |
23. Как Вы считаете, при желании может ли курсант найти время для самообразования?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, это невозможно.
24. Как Вы считаете, можно ли, находясь в наряде, выкроить время для удовлетворения своих познавательных запросов?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, это невозможно.
25. Насколько удовлетворены Ваши самообразовательные потребности?
□ Полностью; □ Скорее удовлетворены; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Не удовлетворены.
26. Как Вы думаете, время учёбы в вузе для самообразования:
□ Благоприятное; □ И да, и нет; □ Неблагоприятное.
27. Какую долю свободного времени Вы тратите на самообразование?
0% | 5% | 10% | 15% | 20% | 25% | 30% | 35% | 40% | 45% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% |
28. Достаточно ли этого времени, на Ваш взгляд?
□ Да; □ Скорее да; □ И да, и нет; □ Скорее нет; □ Нет, недостаточно.
29. Что мешает выделить больше времени для самообразования?
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
30. На каком курсе Вы учитесь?
□ На 4; □ На 5.
31. Ваше место жительства перед поступлением?
q Москва (Подмосковье)
q Областной (краевой) центр
q Районный центр (город ему равный)
q Поселок городского типа
q Сельский посёлок.
32. Сколько Вам лет?
□ 19 □ 20, □ 21, □ 22, □ 23, □ 24 и более
33. Где Вы преимущественно проживаете?
□ В курсантском общежитии; □ У родителей (родственников).
34. Что в наибольшей степени мешает заниматься самообразованием, какие у Вас будут пожелания?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
[1] Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – С.7.
[2] ФГ – данные описывающие показатели собраны с использованием метода фокус-групп.