Лекция 5,6. Оформление и составление основных видов документов
Рассматриваемые вопросы:
1. Организационные документы.
2. Распорядительные документы.
3. Информационно-справочные документы.
4. Кадровые документы.
Организационные документы
Организационные документы - комплекс взаимосвязанных документов, определяющих структуру, функции и задачи предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и работников предприятия. Документам этой группы присущи следующие общие характерные черты:
· подготовке организационных документов всегда предшествует конкретизированная по срокам и последовательности осуществления процедура их проектирования, разработки, уточнения и согласования;
· введение организационных документов в действие всегда осуществляется после утверждения документа соответствующим руководителем в зависимости от категории документа - руководителем вышестоящей организации, данной организации или начальником структурного подразделения;
· организационные документы относятся к документам бессрочного действия и сохраняют свою юридическую силу до момента их отмены (введения в действие новых взамен устаревших). Практика показывает, что при нормальном режиме работы организации большинство организационных документов подвергается переработке примерно один раз в 4—6 лет. Значительно чаще (в среднем один раз в год) содержание рассматриваемых документов уточняется. Внесение изменений и дополнений в организационные документы производится приказом (распоряжением) руководителя организации;
· организационные документы — документы прямого действия, затрагивающие, как правило, комплекс взаимосвязанных вопросов;
· для абсолютного большинства организационных документов существуют единые требования к порядку и стилю изложения их содержания.
К наиболее распространенным организационным документам относятся: учредительные документы (учредительный договор, устав), положение о структурном подразделении организации, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персонале, штатное расписание, инструкции по отдельным видам деятельности, должностные инструкции.
Устав - правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности.
Уставы оформляются на стандартных листах бумаги. Устав должен содержать:
· полное и сокращенное фирменные наименования организации;
· наименование вида документа (УСТАВ);
· дату (датой устава является дата его утверждения);
· номер;
· место издания (город);
· заголовок к тексту (Устав — чей?);
· гриф утверждения;
· текст;
· подпись.
Текст устава состоит из определенных разделов, имеющих заголовки и нумерацию (раздел, пункт, подпункт):
1. Общие положения.
2. Цели, задачи, предмет деятельности.
3. Правовой статус.
4. Организационная структура (органы управления, структурные
подразделения и их взаимосвязи).
5. Финансово-материальная база (уставный капитал, акции, основные и оборотные средства, порядок распоряжения ими).
6. Учет и отчетность.
7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
8. Права и обязанности участников.
9. Порядок ликвидации и реорганизации.
Уставы государственных предприятий и учреждений утверждают вышестоящие органы (министерства, ведомства).
Уставы коммерческих предприятий утверждают владельцы, коллективы при регистрации.
Уставы муниципальных предприятий утверждают районные или городские администрации.
Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций.
Положение - нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии).
Положения оформляется на общем бланке организации, на котором указываются:
· полное официальное наименование организации;
· наименование вида документа (ПОЛОЖЕНИЕ);
· дата (датой является дата его утверждения руководителем или вышестоящим органом) и номер документа;
· место составления (написания);
· заголовок к тексту документа, отвечающий на вопрос «о чем?» (например: «Положение об аттестации»);
· гриф утверждения;
· текст;
· подпись разработчика (руководителя подразделения);
· печать (при необходимости);
· визы согласования.
Текст может состоять из следующих разделов:
1. Общие положения.
2. Задачи и функции.
3. Управление и структура.
4. Права и обязанности.
5. Контроль деятельности.
6. Служебные контакты.
7. Ответственность.
Инструкция по отдельному виду деятельности - нормативный акт, регулирующий организационные, производственные, финансовые и иные вопросы деятельности организации, подразделений организации и должностных лиц.
Инструкции могут издаваться: органом государственного управления, отраслевым органом управления, муниципальным органом управления, руководством организации.
Инструкции бывают двух видов - типовые, разрабатываемые для однотипных организаций, структурных подразделений, и индивидуальные, разрабатываемые для конкретной организации, структурного подразделения. Инструкция должна содержать:
· наименование организации;
· наименование вида документа (ИНСТРУКЦИЯ);
· дату (датой инструкции является дата ее утверждения руководителем или вышестоящим органом) и номер;
· место составления (написания);
· заголовок к тексту;
· гриф утверждения;
· текст;
· подписи составителей;
· печать (при необходимости);
· визы.
Инструкция утверждается и вводится в действие руководителем организации или распорядительным документом (приказом). При введении приказом инструкция оформляется как приложение к приказу.
Должностная инструкция - основной организационный документ, определяющий задачи, функции, основные обязанности и ответственность работника организации при осуществлении им служебной деятельности согласно занимаемой должности. Ее значение состоит в том, что она имеет силу юридического документа.
Различают должностные инструкции типовые и конкретные.
Типовая должностная инструкция разрабатывается на должности, имеющие одинаковый набор обязанностей, прав, ответственности вне зависимости от того, в какой отрасли функционирует данная организация. Например, может быть типовая должностная инструкция кассира.
Должностная инструкция должна составляться по каждой штатной должности организации, носить обезличенный характер и объявляться работнику под расписку при заключении трудового договора, в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.
Составление должностных инструкций обязательно только для государственных учреждений. Однако и коммерческим организациям должностные инструкции могут быть весьма полезны. Например: известны случаи, когда уволенные по каким-либо причинам работники обжаловали действия администрации в суде, ссылаясь на то, что они не были официально предупреждены о круге их должностных обязанностей.
Должностные инструкции служат основой при аттестации персонала, при увольнении работника в период испытательного срока, при проведении сокращения численности или штата работников.
Наличие должностных инструкций в организации позволяет: разрешать трудовые споры внутри организации без привлечения государственных органов;
равномерно распределять обязанности между работниками с похожими должностями (например, между бухгалтером и главным бухгалтером), избегать дублирования обязанностей; работодателю доказать в суде, что дисциплинарное взыскание за неисполнение обязанностей было наложено правомерно.
Недостатком должностных инструкций можно считать сложность разработки оптимального документа.
Разрабатывается должностная инструкция руководителем структурного подразделения, визируется юрисконсультом организации и кадровой службой, утверждается руководителем организации или заместителем директора, курирующим это подразделение, или вводится приказом.
Должностная инструкция оформляется на общем бланке и содержит следующие реквизиты:
· наименование организации, разработавшей инструкцию;
· наименование вида документа (ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ);
· дату и номер;
· заголовок к тексту (отвечает на вопрос «кого?», например: «Должностная инструкция бухгалтера»);
· гриф утверждения;
· текст;
· подпись разработчика;
· печать (при необходимости);
· визы согласований.
Существует несколько методик составления должностных инструкций. Возможна методика, состоящая из четырех разделов:
1. Основные задачи.
2. Должностные обязанности.
3. Права. 4. Ответственность.
В наибольшем объеме должностная инструкция может содержать следующие разделы:
1. Общие положения.
2. Функции.
3. Должностные обязанности.
4. Права.
5. Ответственность.
6. Служебное взаимодействие.
7. Оценка работы.
Необходимость в пересмотре должностной инструкции возникает в связи с изменением структуры и функций подразделения и организации, сокращением штатов, изменением технологии выполняемых работ.
Одним из обязательных реквизитов должностной инструкции является отметка об ознакомлении работника с должностной инструкцией. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах и более, один из которых передается работнику;