II. Регион и центр: проблемы взаимоотношений




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

I. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

II. Регион и центр: проблемы взаимоотношений

III. Современная региональная политика

Заключение

Литература

 

Распад Российской Федерации рассматривается как постоян­ная угроза. На это имеются объективные и субъективные при­чины, вы­зывающие центробежные тенденции в регионах. Возмож­ность реше­ния этой огромной задачи заключа­ется в правильной, научно обоснованной региональной политике. Для удер­жа­ния под контро­лем центробежных тенденций главные усилия должны быть направ­лены на соблюдение базовых конституционных принци­пов —равноправие субъектов Федерации, единство государствен­ного строя, от­сутствие внут­ренних эко­номических границ. Ис­клю­чительно си­ловыми методами обеспе­чить соблюде­ние этих прин­ципов не ре­ально, ставка делается на разра­ботку и осуще­ст­вление новой региональной стратегии российского госу­дар­ства, направ­ленной на преодоление дифференциации регионов по уровню жизни, разви­тие межрегионального сотрудничества, а также пе­реход от уз­ко­экономических к более широким - общест­венным и социальным це­лям.

 

I. Региональная политика России:
концепции, проблемы, решения

 

Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решае­мые людьми в связи с их конкретными интересами, а также ме­тоды, средства и инсти­туты, с помощью которых, данные инте­ресы фор­мируются, отстаиваются и защищаются. Региональной по­литикой можно считать лишь такую систему на­мерений и дейст­вий, кото­рая реализует интересы государства в отношении ре­гионов и внутренние интересы самих регионов методами и спосо­бами, учи­тывающими природу современных региональных процес­сов, и кото­рая осу­ществляет все это преимущественно в струк­туре меж- и внутрирегиональных связей.

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, и каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь слу­чайно и без гарантированного успеха существовать на каждой кон­кретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается под­держивать баланс различных интересов. Региональная поли­тика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эф­фективна, в какой достигнут и стаби­лизирован компромисс между региональ­ными интересами государства и мест­ными инте­ресами самих ре­гионов.

Объединительной идеей и государственной, и местной регио­нальной по­литики может и должна стать устойчивость, стабиль­ность меж- и внутрире­гиональных отношений.

Ведущим, жизненно важным интересом России ныне стало не­до­пущение необратимой территориальной дезинтеграции государ­ства. Главным же инте­ресом каждого региона - блокирование не­обрати­мого распада сферы, сба­лансированность социальных, экономиче­ских, природоресурсных и иных от­ношений; обеспече­ние на этой основе стабильного и согласованного разви­тия всех элементов локализованной сферы, соответствующего потреб­ностям человека, общества и природы. При этом подразумева­ется, что кроме обще­экономического, общесоциального и иного общего по­тенциала есть мощный внутрирегиональный потенциал, который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих ре­гионов, и государства.

Региональная политика, намечаемая и проводимая самими ре­гионами, - это то, что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространст­венно локализованной сферы на кон­кретной территории и с уче­том ме­стных условий. Государственная регио­нальная политика призвана обеспечить дееспособность региональной поли­тики на местах. Объект региональной политики - взаимосвязи и отноше­ния между регионами. Главный региональный интерес России в на­стоящее время должен быть осознан как минимизация негатив­ных проявле­ний территориаль­ной дезинтеграции на уровне субъ­ек­тов Федера­ции, как поддержка местных преобразований, как соз­дание обще­российских условий для того, чтобы ка­ждый субъ­ект Федерации максимально использовал свой внутренний потен­циал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности госу­дар­ствен­ной помощи. Местные интересы определяются обес­пече­нием полно­кров­ного и сбалансированного существования на дан­ной террито­рии человека, общества и природы, гарантирова­ние их согласо­ванного воспроизводства на базе задействования ре­сурсов и пол­номочий, государственно признаваемых местными.

Фундаментальными методами региональной политики можно счи­тать разъ­яснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исклю­чения сторон, согласительно-дого­ворные про­цедуры с развернутым закреп­лением условий, обеспе­чиваю­щих ин­тересы регионального развития, форми­рование соот­вет­ствующей правовой базы.

Только с осознанием общественной необходимости региональ­ной поли­тики, с ее разработкой и реализацией появится воз­можность решения обще­российских проблем:

- начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональ­ная сувере­низация и конфронтация в отношениях региональ­ных структур власти и управления с общегосударственными;

- национально-этническое развитие и дополнительное обособле­ние по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социаль­ного и общест­венно-политического характера;

- формирование собственной региональной ресурсной базы соци­ально-эко­номического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно се­верных территорий);

- выделение и функционирование регионов со специфическими ста­тусами (свободные экономические зоны, федеральные ох­ра­няе­мые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

Крушение жестко-централизованного государственного образо­ва­ния (каким был СССР) неизбежно сопровождается продолжением цен­тробежных процессов, проявляющихся в различных формах се­пара­тизма и национализма. Проявления национализма и сепара­тизма обусловлено следующими причинами:

1. Политика государственного строительства основана на прин­ципе "право наций на самоопределение". Национально - куль­турная автономия, принятая во всем мире была отвергнута.

2. Последствия национальной политики бывшего СССР - границы на­циональных образований устанавливались без учета исто­риче­ских и этнических особенностей.

3. Последствия огромной миграции, связанной с депортациями це­лых народов и рассеяние их среди других национально­стей, с великими стройками, освоением целины и т.д. Нацио­нальные меньшинства, чувствуют себя ущемленными со стороны титульных наций и национального большинства.

4. В ходе демократизации политического устройства, формирова­ния открытой экономики и политической свободы неизбежно происхо­дят процессы децентрализации, сопровождающиеся не­редко про­явлением сепаратизма.

Процессы национального возрождения нередко перерастают в на­ционализм, и возникают сепаратистские тенденции в субъектах фе­дерации. Источниками национализма и сепаратизма являются пред­ставления об ущемленности национальных интересов и пре­тензии наций на приоритетные права. Республики и автономии ре­шили стать действительно суверенными, приобрести реальный ста­тус са­мостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократи­ческих, по сути, стремлениях, проявилось и стремление обеспе­чить приоритетные права коренной нации за счет других нацио­нальностей. Национальные движения подчас становятся по мере своей радикализации явно националистиче­скими. Сепаратизм в эт­ническом варианте - это выход из суще­ствующей системы или ее разрушение с целью оформления государ­ственности для отдельной этнокультурной общности. Но самоопре­деление наций подразумевает не сепаратизм, а, прежде всего, право на участие в более широ­ком общественно-политиче­ском процессе. Сепаратизм и национализм становятся причинами конфликтов, в основе которых лежит не только сепаратизм и про­блемы прав национальных меньшинств, но и политическая внутрен­няя борьба за власть. Чаще всего они свя­заны со статусными или территориальными претензиями. Эти явле­ния в постсоветском пространстве в какой-то мере были предопре­делены факторами:

- массовыми депортациями малых народов и ликвидацией нацио­нально-территориальных образований;

- репрессиями в отношении национальных представителей куль­туры, науки во времена сталинского режима;

- размещением нетрадиционных производств;

- реализация "проектов века", деятельностью ВПК и военных ве­домств приведшим к экол. ухудшениям в ряде районов Се­вера, Сибири.

Проблемы национализма и сепаратизма усугубляются:

- экономическими причинами (экономический кризис, безрабо­тица, обнищание);

- социально-психологическими (межнациональные барьеры обще­ния, негативные формы национального самоутверждения, от­крытый на­ционализм, амбиции национальных вождей);

- территориальными и другими.

Неудачи экономических реформ усиливают неприятие проводи­мой Центром политики. Это стимулирует, в конечном счете, на­циональ­ный и региональный сепаратизм, создающий угрозу един­ству и це­лостности российского государства. Когда нацио­нально-этнические проблемы не находят разрешения, то возникают сепаратистские тенденции и даже конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Не редко та­кие конфликты при­водят к вооруженному столкновению представи­телей национального меньшинства и титульного народа, или на­ционального меньшинства и власти. Власти втягиваются в воору­женные конфликты, выступая за сохранение территориальной цело­стности страны, как это на­блюдалось в Чечне (конфликт между чеченскими сепаратистами и центральной властью). В Пригородном районе Северной Осетии кон­фликте возник между осетинами и ин­гушами. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов, что естественно усилило негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений. Разгорающиеся и тлеющие очаги меж­национальной конфронтации на Кавказе создают опасность ее рас­пространения вглубь страны. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят политический характер. Классическим примером является успешно урегулированный конфликт между федеральным центром и Татарстаном, который был урегулиро­ван благодаря переговорам и заключению договора "О разграниче­нии предметов ведения между органами власти РФ и органами вла­сти Татарстана". Существует и региональный сепаратизм в более мягкой форме проявления, причем усиливающийся с ухудшением эко­номической ситуации (фи­нансовый или налоговый сепаратизм). Ре­гиональному сепаратизму зачастую способствуют узкие региональ­ные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие единое пространство: эко­номическое (например, запреты на вывоз продукции); правовое (несоответствие законов субъекта Конститу­ции РФ). Появляются предложения о передаче властям субъектов полномочий федераль­ных судов и силовых ведомств. Кроме внутрен­них причин разви­тия сепаратизма существуют и внешние причины, особенно в ре­гионах вошедших в состав России не так давно. По­этому не ис­ключена вероятность потери ряда окраинных регионов - "осыпания России по краям". С этой точки зрения такими террито­риями мо­гут стать территории присоединенные после 2 Мировой войны, где внешнее дезинтеграционное давление максимально - острова Ку­рильской гряды, Калининградская область (Восточная Пруссия). По степени внешнего влияния далее следуют исламский Северный Кавказ и регионы тяготеющие к буддизму - Тува, Буря­тия, Кал­мыкия. Существует угроза сепаратизма связанная с ислам­ским фактором на Кавказе, например в Дагестане, который был очень легко дестабилизирован со стороны Чечни. У руководства чечен­ских сепаратистов существовал план "Большой Чечни", вклю­чаю­щей значительную часть Дагестана с выходом к Каспию. Менее ве­роятно отделение, но сохраняются сепаратистские настроения в регионах Поволжья - Башкортостан, Татарстан. Стратегическая ли­ния этих субъектов федерации ведет к наращиванию региональ­ной автономии и возможно к трансформации России в конфедера­цию. Хотя не исключается, что использование исламского фактора в ка­честве плацдарма для влияния на исламизированные респуб­лики и регионы Татарию, Башкирию, Нижнее Поволжье при опреде­ленных не­благоприятных условиях может инициировать их соеди­нение с ис­ламскими республиками СНГ через так называемый "Оренбургский коридор" и рассечение России по меридиану Преду­ралья. Так, на­пример, лидеры Ингушетии и Татарстана выступают против равно­правного воссоединения с Белоруссией, угрожая "выходом" из Рос­сийской Федерации. На процессы дезинтеграции не могут не оказы­вать влияние и огромная территория России, удаленность некото­рых регионов от Центра и близость к эконо­мическим и культурным центрам соседних государств. Сибирь и Дальний Восток отстоят от Центра на тысячи километров и непо­средственно граничат со Сред­ней Азией, Японией, Кореей, Ки­таем.

Основные конфликты на территории России вспыхивают на Кав­казе:

1. Чеченский конфликт - в декабре 1994 г. на ее территорию были введены войска, начались военные действия против воо­ру­женных формирований. Затяжной военный конфликт "по наве­дению конституционного порядка", отличившийся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жи­телей закон­чился в 1996 г. выводом войск и договором об отложенном до 2000 г. статусе Чечни ("Хасавьюртовские со­глашения"). Стрем­ление Чечни обрести независимость и стать суверенным госу­дарством не присело к признанию ее субъек­том международного права, попытка методом грубой силы и во­енных действий при­вела только к огромным потерям с обеих сторон (и материаль­ным и людским). Проблема осталась не решенной, что привело к повторным военным действиям в 1999 г.

2. Ингушско-осетинский (конфликт между осетинами и ингу­шами в 1992 г.) - это конфликт по проблемам национальных мень­шинств. Подобные конфликты, возникающие как последст­вие вы­селения репрессированных народов, являются очень жестокими конфликтами. В основе - борьба 2-х народов за землю. Осенью 1991 г. был принят закон о реабилитации ре­прессированных на­родов. Но его воплощение в жизнь затруд­нено многими факто­рами объективного и субъективного харак­тера. Часть ингуш­ского населения вынужденного покинуть Пригородный район Се­верной Осетии, не смотря на многочис­ленные решения и дого­воры, так и не может возвратиться на­зад.

3. Обострение ситуации в некоторых районах Дагестана (при­мы­кающих к Чечне) в 1999 г. и проникновение вооруженных фор­миро­ваний из Чечни привело к применению вооруженных сил - здесь сепаратизм перемешался с религиозными проявле­ниями ваха­бизма. Попытка отделения части территории от России была пресечена. Как результат - новая военная анти­террорестиче­ская операция российских федеральных силовых ведомств на территории Чечни.

4. Конфликт в 1999 г. между карачаевцами и черкесами по по­воду выборов в Карачаево-Черкесии. Вылился в форме митингов и мирного противостояния сторон.

В обстановке наметившегося этнорегионального сепаратизма, даже если бы произошли позитивные изменения в экономике и по­ли­тической сфере (что само по себе сейчас маловероятно), кон­фликтность межнациональных отношений автоматически не исчез­нет. Она имеет собственную логику происхождения и развития, да и весьма порядочную инерцию (историческая память народов хра­нит нанесенные обиды).

Но эти процессы возможно регулировать с помощью правильной национальной и региональной политики, основанной на идеях:

- -национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-террито­ри­альным единицам подлинного равноправия);

- -преодоления асимметричности нынешнего федеративного уст­ройства. Особое значение приобретают согласование и раз­гра­ничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города),

- -освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями. Важно обратить серьезное внимание на массо­вое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как ти­тульные нации, так и национальные меньшинства). Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их оза­боченность своим будущим в отдельных регионах чре­ваты воз­никновением синдрома социальной обиды, расшире­нием масштабов русского национального движения, более же­стким противодейст­вием антирусским настроениям и акциям.

- учет специфики региона (Северного Кавказа, и Поволжья, и Си­бири, и Дальнего Востока),

- укрепление самостоятельности регионов, не противопостав­ляю­щих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к при­оритету наднациональных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: