Анализ будущего рынка сбыта – это один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, и на такую работу нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, что неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости.
Самыми первыми сведениями, которые могут потребоваться, является информация о:
· потенциальных покупателях;
· положении на рынке и его конъюнктуры;
Нет ничего ошибочней, чем полагать, что достоинства вашего товара столь очевидны, что его захотят купить все предприятия той или иной отрасли.
Анализ необходимо начать с оценки потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за определенный период времени. Она зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических а главное – экономических, в том числе от уровня доходов (или заработков потенциальных покупателей), структуры их расходов (в том числе ссуд, сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т.д.
Конечно, сам набор учитываемых факторов зависит от характера самого проекта.
Вторым этапом является оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую мы надеемся захватить, и соответственно той максимальной суммы реализации, на которую мы можем рассчитывать на наших возможностях.
Третий этап – прогноз объемов продаж. На этом этапе оценивается реальность продажи определенного количества товаров.
При анализе рынка и основных конкурентов определяются размеры (емкость) рынка, степень насыщенности рынка, тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные рынки сбыта и обосновываются причины предпочтения, производится анализ и оценка основных конкурентов.
|
План маркетинговой деятельности
План маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как может осуществляться распределение, устанавливаться цена и продвигаться продукты, услуги.
Цель раздела «План маркетинга» состоит в показе того, что продукция фирмы будет востребована потребителем, конкурентоспособна.
Назначение данного раздела бизнес-плана - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции, в ценовой политике.
От оценок сбыта в данном разделе зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, планируемый в результате исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на планы производства и маркетинга, а также на размер инвестируемого капитала. Данные анализа конкурентной обстановки в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.
План маркетинга составляют с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции и определения рекламной политики. Маркетинговая стратегия управления производством - это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью, основанная на изучении состояния и перспектив развития рынков и представляющая собой совокупность функций и мер по разработке новой продукции с новыми свойствами, ее производству в соответствии с потребностями и емкостью рынка, обеспечению допустимого или желаемого уровня себестоимости, установлению цен на продукцию, организации ее сбыта на основе всестороннего изучения спроса и предложений. Маркетинговая стратегия ориентирует товаропроизводителя на выпуск такой продукции (услуг), которая бы пользовалась постоянным спросом на рынке и производство которой обеспечивало бы устраивающую товаропроизводителя норму прибыли на вкладываемый в проект капитал. Эта задача решается в рамках обоснований инвестиционных проектов. Более частными задачами маркетинга, проводимого в рамках осуществления инвестиционных проектов, являются: оценка состояния рынков планируемой к выпуску продукции; определение возможностей, условий и путей проникновения и завоевания соответствующих сегментов рынка, вытеснения конкурентов; минимизация риска инвестиционных вложений.
|
При осуществлении инвестиционных проектов исследуются не только рынки намечаемой к выпуску продукции, но и рынки инвестиционных ресурсов, рынки потребляемого для ее производства сырья, комплектующих изделий и др.
План маркетинга включает в себя:
- описание рынков, их основных сегментов;
- перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм;
- анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции;
- определение стратегии маркетинга - программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам;
|
- меры по контролю маркетинговых исследований.
В общем виде план маркетинга содержит:
- мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;
- оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
- данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и данные о возможных маркетинговых посредниках;
- мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;
- перечень конкретных покупателей продукции;
- методы стимулирования продаж;
- мероприятия по организации предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.
Так же в данном разделе подробно описываются и рекламные мероприятия по продвижению продукции.
Потенциальные инвесторы рассматривают план маркетинга как критическую точку успеха нового предприятия. Маркетинговое планирование будет ежегодной потребностью для компании и может рассматриваться как путеводитель при принятии оперативных решений. Грамотные маркетинговые исследования помогут уменьшить неопределенность в бизнесе, снизить риски при разработке бизнес-плана, и наиболее эффективно распределить экономический потенциал для достижения желаемого уровня компании.
7.Производственный план
Производственный план составляют в том случае, если инвестиционный проект предусматривает производство продукции. Его главная задача - показать инвесторам, кредиторам и другим потенциальным партнерам реальность производства продукции в нужном количестве и определенного качества. При разработке производственного плана должна быть проанализирована информация представленная в таблице.
Информация, содержащаяся в производственном плане
Применяемая техника и технология
Какая технология и техника планируется к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, оборудования, патентов, лицензий, ноу-хау.
Объем производства и производственная база
Расчет производственной или проектной мощности по годам, перспективных объемов производства, их обеспеченности имеющимся в наличии оборудованием, определение возможности увеличения производственной базы, затрат в динамике, источников финансирования.
Сырье, материалы и энергия
Конкретные данные и связи по обеспечению сырьем, материалами, комплектующими, топливом и энергией всех видов (по временным периодам) и общие затраты.
Обеспечение выпуска продукции и прогнозирование затрат
Дается принципиальная схема обеспечения ресурсами прогнозируемого объема выпуска продукции и прогнозирование суммарных затрат на его производство, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества, техники и технологии, организации производства.
Трудовые ресурсы
Наличие рабочих кадров и потребность в них, квалификация, формы привлечения, затраты на обучение.
Постоянные и переменные производственные издержки
Уточняются статьи, включаемые в эти издержки, приводится расчет и указывается характер их изменения.
Экологическая безопасность - Мероприятия по охране окружающей среды, затраты на их выполнение и эффективность.
Задача состоит в том, как организовать производство, работающее на потребителя и заинтересованное в нововведениях, учитывающих конъюнктуру рынка и запросы покупателей. Сегодня инвесторы стараются вникнуть во все детали производственного процесса и при необходимости привлекают квалифицированных экспертов и консультантов. Внешние эксперты рассматривают данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она сокращение затрат времени, труда и ресурсов, возможность быстрой переналадки на выпуск новой продукции, изменение ее ассортимента.
Производственный план рекомендуется подразделять на подразделы представленные в таблице.
Программа производства и реализации продукции
Подраздел составляется на основании маркетинговых исследований. В нем находят отражение следующие показатели: использование производственной мощности, годовой объем производства продукции в натуральном и денежном выражении, выручка от реализации продукции, удельный вес выручки от реализации новой продукции в общей выручке по предприятию, а также удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта.
Производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование) Содержание этого подраздела зависит от того, объектом инвестирования является действующее или вновь создаваемое предприятие.
Материально-техническое обеспечение
Излагаются перспективы обеспечения проекта потребным сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.
Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции
Даются обоснования по каждой статье издержек производства, включаемой в состав калькуляции себестоимости продукции, и прогнозируется их изменения в перспективе.
Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества. При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.
Производственный план необходим не только товаропроизводителю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эффективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологической экспертизы инвестиционных проектов.
8.Организационный план
Цель раздела «Организационный план» состоит в том, чтобы показать, что имеется квалифицированный персонал, способный реализовать инвестиционный проект, опытные менеджеры, способные рационально распределить обязанности по реализации проекта.
В разделе описывается организационная структура управления проектом, описываются функции, обязанности персонала, приводятся также данные о методах его стимулирования, режиме работы, системе контроля, предполагаемое штатное расписание. В этом разделе приводятся подробные данные о каждом руководителе предприятия, наиболее крупных держателях акций, составе команды разработчиков проекта.
Раздел «Организационный план» представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Центральное место в данном разделе бизнес-плана занимает принятая организационная структура управления реализацией проекта. В ней должны быть четко определены: формы, функции и задачи служб и отделов, формы и порядок взаимодействия исполнителей, порядок координации, учета и контроля работ по реализации проекта, обязанности и ответственность отделов, служб и отдельных исполнителей. Очень важно определить круг лиц, наделенных правами принимать соответствующие решения по необходимому кругу вопросов на различных этапах и участках реализации проекта. Так же отражается потребность в руководителях и специалистах для реализации инвестиционного проекта, требования, предъявляемые к ним по профилю и опыту деятельности, специальности и квалификации, условия принятия на работу, а также порядок и система оплаты труда руководителей и специалистов, их аттестации, организации повышения квалификации, условия премирования, участия в распределении прибыли.
Одна из основных задач, которая решается организационным планом - планирование работ по осуществлению инвестиционного проекта. Центральное место должно отводиться обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов и т.п.
В этом разделе рассматриваются и вопросы создания организационной схемы, необходимой для управления и контроля за всей деятельностью предприятия, связанные с этим расходы. В ней должно быть четко указано, кто и чем будет заниматься, как будут взаимодействовать между собой все отделы и службы, кто и как будет координировать и контролировать их деятельность. Кроме того, необходимо четко распределить обязанности и ответственность персонала, в частности, кто кому подчиняется и перед кем отчитывается, кто подготавливает варианты и принимает окончательное управленческое решение.
Важное место в этом разделе должны занять вопросы оплаты труда руководителей и специалистов (их не следует считать коммерческой тайной), их премирования, участия в распределении прибыли, другие формы материального поощрения эффективной работы. Не менее важным является и разработка системы подбора, расстановки и использования кадров. Должны быть конкретно установлены специалисты (какого профиля, с каким образованием, опытом), в которых нуждается предприятие, и их заработная плата
9.Юредический план
В этом разделе Вы должны собрать информацию, связанную с правовым обеспечением хозяйственной деятельности предприятия, и обосновать выбор его организационно-правовой формы.
В связи с этим Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой юридический статус наиболее подходит для Вашего вида деятельности? Обоснуйте свой выбор.
2. Рассматривается ли возможность изменения формы предприятия в будущем?
3. Какие разрешения необходимо получить для осуществления Вашей деятельности: лицензию, разрешение на торговлю, сертификат соответствия, гигиеническое заключение, согласования инспекций - опишите порядок их получения и обоснуйте ориентировочный размер затрат?
4. Какие начальные затраты потребуются для регистрации предприятия?
5. Каким образом будут оформлять сделки с поставщиками и потребителями, а также трудовые отношения (если будет привлекаться наемный персонал)?
10.Финансовый план
отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пунктов:
1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
3. Прогноз прибылей и денежных потоков.
4. Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта.
Эффективности проекта
Простой срок окупаемости
Динамический срок окупаемости
Чистый дисконтированный доход
Внутренняя норма доходности
Индекс доходности
Уровень безубыточности
Коэффициент покрытия задолженности
Финансовые показатели
Рентабельность:
- собственных средств
- инвестиций
- инвестированного капитала
- продаж
- продукции
Коэффициент финансовой независимости
Коэффициент финансовой напряженности
Коэффициент структуры капитала
Коэффициенты оборачиваемости:
- всего капитала
- собственных средств
- заемных средств
- дебиторской задолженности
- кредиторской задолженности
Коэффициент текущей ликвидности
Показатели платежеспособности применяются для оценки способности фирмы выполнять долгосрочные обязательства. Коэффициенты оборачиваемости дают возможность оценить эффективность операционной деятельности и политики в области цен, сбыта, закупок. Показатели рентабельности применяются для оценки текущей прибыльности предприятия участника инвестиционного проекта.
Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта и оценка финансовой эффективности проекта включают:
- оценку стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;
- составление сводного баланса активов и пассивов проекта;
- прогноз прибылей/убытков и денежных потоков;
- оценку показателей финансовой эффективности проекта.
Для анализа целесообразности реализации проекта возникает необходимость прогноза темпов инфляции на весь срок действия (по периодам) объекта инвестиций. При этом желательно принимать несколько альтернативных прогнозов - пессимистических и оптимистических.
При прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности проекта в бизнес-плане, рассчитывают чистую прибыль от реализации проекта и поток денежных средств, составляется проектно-балансовая ведомость (с учетом активов и пассивов баланса).
Это три базовые формы финансовой отчетности. На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа:
1. план доходов и расходов;
2. план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств); 3. план-баланс активов и пассивов
План по рискам
В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий и их конкретные причины. При описании рисков желательно предусмотреть перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов.
Одновременно в разделе прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.
Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей инвестиционного проектирования. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности. Однако строить свои планы на таком жестко заданном прогнозе рискованно, поскольку даже незначительное изменение исходных данных может привести к совершенно неожиданным результатам. Успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые вводятся в описание в качестве исходных данных, но в действительности не являются полностью контролируемыми параметрами. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта, и есть риск изменения этих случайных факторов.