Весенние обряды и песни.




Урок

Сделать с 19.10 по 24.10.

(это отправить в «беседу»).

Весенние обряды и песни.

Цикл весенних обрядов и песен открывался встречей весны в день весеннего равноденствия (22 марта). Повсеместно на Руси пекли из теста фигурки птиц, если не было муки − лепили из глины. Группа молодых девушек и детей, выйдя за околицу, пела закликанья, обращенные к «весне-красне» и к перелетным птицам (куликам, жаворонкам) с просьбой поскорее прилететь. При этом фигурки птиц подбрасывали повыше, воспроизводя птичий полет, или же их сажали на высокие шесты, которые втыкали в стога прошлогодней соломы (одонья).

 

Заклички представляли собой песенки довольно узкого объема с характерными интонациями «зова». Некоторые закликания кончались оживленной скороговоркой.

Реже закликания носили широкий песенный характер.

К определенным календарным датам были приурочены песни на первый выгон стада, так называемые егорьевские (в честь св. Егория – покровителя домашней живности), а также волочёбные − поздравительные; исполнители их именовались волочёбниками. Обход дворов с пением волочёбиых песен напоминал колядованье.

Весенние хороводные. Древнеславянский хоровод − игровое или хореографическое действо. В далеком прошлом хороводные песни входили в общий круг веснянок.

В большинстве весенних хороводных преобладали темы земледельческого труда, в них говорилось о выжигании на корню лесных участков, расчистке их под пашню, о посеве жита, проса, льна и конопли.

Весенние лирические. Весной девушки и молодые женщины пели лирические веснянки. В них говорилось о весеннем расцвете природы, о любви девушки и пария или же горькой доле молодушки, насильно выданной за нелюбимого на чужую сторону, ее тоске по родному дому. Некоторые из веснянок начинались поэтическим обращением к весне: «Веселитеся, подружки, к нам. весна скоро придет» или «Весна, весняночка, где твоя дочка − паняночка».

Смоленскую веснянку «А на горе гром загремел» девушки пели на высоком месте, приветствуя первую весеннюю грозу и теплый дождь

 

Для старинных лирических веснянок характерен обычно звуковой объем в пределах терции или квинты. Напев исполняется неторопливым говорком, завершаясь широким скользящим вниз возгласом «у» или «гу», ведущим свое происхождение от обычая «гукать» (звать) весну.

Семик − праздник цветения молодой растительности, известен также под названиями «русальная» или «гряиая» неделя (так как в эти дни «играли» много песен). Главный день русальной недели − четверг

 

 

(Обратите внимание, как в песне записывается лад) В № 42 «Семицкая»

три устоя, объем м.6. В основе терцовая попевка (м.3), и субкварта – нижняя кварта.

Семицкие обычаи и обряды помогали увеличить плодоносную силу земли, способствовали пышному цветению растительности. Жилища украшали зеленью, а девушки плели венки, исполняя при этом песенки-закликанья:

Плели венки, носили на голове, затем, гадая, их бросали в реку.

Как в наши дни на Новый год принято украшать елку, так в старину на

Руси в семик красиво украшали березку. До наших дней сохранились приветственные песни, обращенные к березке: «Ио, ио, березынька, завивайся, березка, завивайся, кудрява», «Ты не радуйся, ель, осинушка. не к тебе идут девки красные». Под украшенной березкой устраивалась обрядовая трапеза. Девушки приносили кушанья, приготовленные из зерна и яиц (олицетворение растительной силы). После трапезы шеренга молодых женщин, возглавляемая самой красивой и рослой девушкой с украшенной березкой в руках, обходила хлебные поля. Согласно поверью, обряд способствовал плодородию земли («Где девки шли, там и рожь густа»).

Вокруг березки водились и хороводы с пением семицких песен, в том числе и широко известной песни «Ай, во поле липенька» У славянских народов широко практиковались обычаи побратимства. В семик установление родственных связей сочеталось с обрядовым почитанием растительности. Две девушки (реже — девушка и парень) целовались сквозь венок, свитый из соединенных ветвей рядом стоящих берез. Обычай назывался «кумлением» и заключался в договоре о дружбе на всю жизнь, на год, или на короткий срок (до конца зеленых святок).

Обычай завивания березок − сплетения их ветвей в кольца или косу − сопровождался гаданием о судьбе. К концу праздника (в Троицын день) березку «развивали», полагая, что если веточки венка не поблекли, то загаданное желание сбудется:

Песни о русалках. В некоторых местностях существовали поверья о русалках, фантастических существах, то прекрасных, то безобразных, обитавших в воде, или на деревьях («Русалочки, земляночки, на дуб лезли, кору грызли»). В четверг на русальной неделе они будто бы становились видимы и опасны людям. В круг семицких песен некоторых местностей входили поэтому песни о русалках («На гряной неделе русалки сидели»), а также заклинания, предназначенные уберечь человека от злых русалочьих проделок («Обкружусь, обчертюсь от русалок, от семицких»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: