Выполни тренировочные задания.




Урок 2. История физической культуры

 

На этом уроке

Вы узнаете:

· как зародились и развивались физическая культура

· об истории олимпийского движения в России.

Ключевые слова:

Физическая культура, история, развитие, физические упражнения, образование, виды спорта, олимпийское движение.

 

В 8 классе мы с вами говорили о зарождении и развитии физической культуры в мире. Давайте вспомним, какое значение физическая культура имела в разные исторические периоды.

Основное содержание урока

На территории нашей страны, как и в остальном мире, физические упражнения возникли в глубокой древности – ещё при первобытно-общинном строе. Естественно, что понятия «физическая культура» тогда не существовало, а сами упражнения являлись отражением бытовой и военной деятельности человека.

Зачатки системы физического воспитания стали формироваться в IX–XVII вв. Она носила яркий, самобытный народный характер: большой популярностью пользовались такие виды физической деятельности, как борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой, а зимой – езда на упряжках, салазках, упражнения в ходьбе на лыжах.

Реформы XVII–XVIII вв. коснулись и физического воспитания. Это отразилось в первую очередь на армии, в которой была создана система военно-физической подготовки. Она была нацелена на решение двух основных задач – развитие у солдата физических качеств (силы, выносливости, ловкости), а также воспитание силы духа, смелости, способности быстро принять правильное решение.

В развитие системы военно-физической подготовки в России большой вклад внесли такие исторические личности, как Пётр I, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Пётр Иванович Багратион.

В конце XIX – начале XX в. был поднят вопрос о необходимости внедрения в систему школьного образования научно обоснованного подхода к физическому воспитанию учащихся. Произошло это с подачи известного русского хирурга, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова.

В этот же период научная и исследовательская деятельность русских физиологов Ивана Михайловича Сеченова, Николая Евгеньевича Веденского, Ивана Петровича Павлова имела большое значение для развития и становления физического воспитания и спорта.

Основоположник отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский придерживался твердого убеждения, что образование и воспитание, в том числе физическое, должны основываться на знании особенностей физиологического, анатомического и психологического развития детей и подростков.

А Пётр Францевич Лесгафт явился создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодежи. Он сформулировал и научно обосновал цели, задачи, основы и принципы физического воспитания, а также разработал методику подготовки специалистов для работы в этой области

В то же время – в конце XIX – начале XX в. В России стали создаваться частные школы, в которых уроки физической культуры были обязательными. Кроме того, появилось и довольно быстро стало набирать обороты общественно-физкультурное движение, пропагандирующее здоровый образ жизни, занятия спортом, туризмом.

Помимо развития физической культуры, рубеж XIX–XX веков ознаменован зарождением современных видов спорта, таких как конькобежный спорт, греко-римская борьба, лёгкая и тяжёлая атлетика, лыжный спорт, велосипедный спорт, футбол, стрельба, фигурное катание. В этот период активно создаются Всероссийские спортивные организации. По всем этим видам спорта проводятся национальные первенства.

Россия стала активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Так, например, в состав первого Международного олимпийского комитета вошел русский генерал Алексей Дмитриевич Бутовский, который был хорошо знаком с Пьером де Кубертеном и восхищал его своей высокой эрудицией в области физического воспитания и спорта. Как член МОК, Бутовский участвовал в организации I Олимпийских игр современности, которые проходили в Греции в 1896 г.

Несмотря на усилия Бутовского, олимпийский спорт в России поначалу не получил широкого распространения: в первых трёх олимпиадах российские спортсмены не принимали участия.

Первый, неофициальный, выход наших спортсменов на олимпийскую арену состоялся в 1908 г., а официальный – в 1912 г. в Лондоне. Участие России в Олимпиаде стало возможным лишь после создания в нашей стране Национального олимпийского комитета. А это произошло в 1911 г.

Первым и единственным дореволюционным олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Александрович Панин-Коломенкин, ученик Алексея Павловича Лебедева, основоположника русской школы фигурного катания.

Серебряную медаль на Олимпийских играх 1912 г. завоевала команда российских стрелков.

В 20-30-е годы прошлого столетия развитие спорта происходило стремительными темпами: образовывались добровольные спортивные организации, такие как «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Трудовые резервы» и многие другие, образовывались всесоюзные федерации по видам спорта, проводились многочисленные соревнования.

Война 1941-1945 гг. внесла свои коррективы и в спортивную жизни страны. Однако по ее окончании государство посчитало необходимым вложить материально-технические и финансовые средства в спорт, что не замедлило дать свои плоды. Именно в этот период наиболее интенсивно начал развиваться спорт высших достижений. Советские спортивные организации вступали в Международные спортивные федерации по видам спорта, в 1951 г. был создан Олимпийский комитет СССР, советские спортсмены стали принимать участие в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Сложившаяся в начале 1950-х гг. система подготовки спортсменов высокого класса просуществовала до 1990-х годов и дала миру, а в первую очередь нашей стране, сильнейших спортсменов практически во всех видах спорта.

На летних Олимпийских играх с 1952 по 1988 г. советская олимпийская сборная 6 раз занимала первые места и 3 раза вторые. На зимних играх с 1956 по 1988 г. 7 раз наши спортсмены занимали первые места и 2 раза – вторые.

Величайшим событием для нашей страны стала Олимпиада 1980 г., которая состоялась в Москве. Она ознаменовалась огромным количеством рекордов – 36 мировых, 74 олимпийских и 39 европейских.

После распада СССР начиная с 1992 г. в России были созданы новые структуры государственного управления физической культурой и спортом. Всероссийский олимпийский комитет, созданный в 1989 г., в 1992 г. был переименован в Олимпийский комитет России.

С 1994 г. Россия стала выступать отдельной командой на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. И хотя российские спортсмены показывали на них высокие результаты, передовые позиции на летних олимпийских играх были отданы командам Китая и США, а на зимних (до 2014 г.) – спортсменам Германии, Норвегии, Австрии и Канады.

В 2014 г. Россия впервые за всю свою историю проводила зимнюю Олимпиаду в Сочи, на которой спортсмены российской сборной достигли выдающихся результатов и завоевали в общей сложности 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

 

Выполни тренировочные задания.

1. Заполни пропуск.

На территории нашей страны, как и в остальном мире, первые физические упражнения возникли в _____________________________.

1) Средние века,

2) Древнем мире

 

2. Заполни пропуск.

Первые физические упражнения были отражением бытовой и ____________________________ деятельности.

1) общественной

2) военной

 

3. Соотнесите исторический период и этап развития физической культуры:

1) XVII-XVIII века

2) конец XIX – начало XX века

3) первая половина XX века

а) создание частных школ, в которых физкультура была обязательным предметом

б) создание добровольных спортивных организаций

в) создание системы военно-физической подготовки

 

4. Заполни пропуск.

Реформы XVII-XVIII вв., коснувшиеся физического воспитания, отразились, прежде всего на ____________________________.

1) армии

2) крестьянстве

 

5. Выбери верный ответ.

Зачатки системы физического воспитания начали формироваться в:

1) Древнем мире

2) в IX-XVII вв.

3) в XIX в.

4) в XX в.

 

6. Выбери верные ответы.

В развитие системы военно-физической подготовки в России в период XVII-XVIII вв. внесли:

1) М. И. Кутузов

2) Н. Е. Веденский

3) П. И. Багратион

4) И. П. Павлов

 

7. Выбери верный ответ.

Спорт высших достижений наиболее активно начал развиваться:

1) в конце XIX - начале XX века

2) в 20-30-е гг. XX века

3) после Великой отечественной войны

4) в конце XX - начале XXI века

 

8. Заполни пропуск.

Создателем первой отечественной системы физического образования детей и молодёжи был _______________________.

1) К. Д. Ушинский,

2) П. Ф. Лесгафт

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: