КОНСУЛЬТАЦИЯ 5. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС.
1) Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
2) Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
3) Приведите три примера проявления человека как личности.
4) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
5) Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
6) Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.
7) Авраама Линкольна многие считали безупречным руководителем. Теодор Рузвельт говорил, что когда он как президент США сталкивался со сложной проблемой, то подходил к портрету Линкольну за помощью, вступая с ним в мысленный диалог. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример? По какому признаку вы это определили? Укажите, к какому виду потребностей относится потребность в данном виде деятельности?
8)Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
9) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
10)Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
11) Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы научного познания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
12) Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
13)Немецкий химик Ф.А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола». На основании какого метода научного познания Ф.А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?
ОТВЕТЫ: 1. А) Социальное окружение: -В семье Дмитрия К. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже окончил музыкальную школу. Б) Генетические особенности: -Николай родился физически сильным и крепким ребенком, во многом благодаря этому он стал очень уверенным в себе молодым человеком. -В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Один (холерик) очень активен, и является душой любой компании; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный и нерешительный. В) Культура общества, ценности: -В Советском Союзе общественные интересы находились выше личностных интересов и поэтому люди, выросшие в Советском Союзе обладают такой чертой характера как коллективизм. - После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения. Г) Физическое окружение: -Армия Наполеона, отступавшая из Москвы в течение почти трех месяцев испытывала на себе воздействие холода. Люди вследствие этого утрачивали весь социальный опыт, чувство времени, страха и опасности: могли лечь спать просто в чистом поле или ложились на горящие костры или в горящей избе. Они превращались в подобие человека.
2. -влияние образа жизни людей, образующих круг общения (В окружении Сергея К. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим; -влияние профессиональных занятий родителей (В семье А. дед, отец и сын работают сталеварами); -личный пример (Супруги Ивановы корректны и вежливы. Их дочь ведет себя также); -правила поведения в семье (В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству);
3.Проявить себя как личность – значит выразить себя в каком-то социально значимом деле. -Человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед (проявилась такая черта личности как смелость); -Школьница помогает маме по дому и ухаживает за младшим братом (ответственность); -Школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отказался от компьютерных игр и развлечений (целеустремленность проявилась);
4. -Человек обладает членораздельной речью, но развить ее можно только в обществе; -Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» -культуру, но это не возможно без участия других людей; -Человек в обществе формирует социальные и духовные потребности, но без общества эти потребности не могут возникнуть
5. Техника является средством для увеличения способностей человека: -Современная техника позволяет человеку развить определенные способности, например, специальная техника позволяет инвалидам развить спортивные способности и участвовать в соревнованиях; -Сама техника требует от человека таких способностей, благодаря которым он мог бы ее обслуживать; -Научные приборы позволяют фиксировать результаты деятельности, чтобы их улучшить: на тренировках у фигуристов делается видеозапись, чтобы посмотреть и устранить ошибки; Техника ограничивает возможности проявления личности: -Техника тормозит развитие тех способностей, которые раньше были само собой разумеющимися: у современных школьников практически не сформирован навык устного счета, что является следствием распространения калькуляторов; -С переходом к конвейерному производству, человек стал обезличенным «винтиком» в производстве; -Современный человек без технических приспособлений беспомощен: без средств связи, транспорта, бытовых приборов);
6. -Подлинная потребность: в еде (Родители кормят ребенка полезной пищей, он растет здоровым и физически активным; -Мнимая потребность: в курении (Из-за многолетнего курения у гражданина Б. возникли серьезные проблемы со здоровьем); 7. -вид деятельности (общение); -признак (взаимодействие двух субъектов –один реальный, другой воображаемый); -потребность (социальная) 8. 1.Мотивы деятельности: А) потребности Б) интересы В) влечения Г) ценности 2. Классификация потребностей по А. Маслоу: А) физиологические Б) экзистенциальные В) социальные Г) престижные Д) духовные 3. Связь потребностей с деятельностью. Потребность как основа любого мотива деятельности. 9. -деятельность –форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя; -одним из признаков деятельности человека является ее сознательный характер. -особенность творческой деятельности в создании нового, ранее неизвестного.
10. -Объективность (научные знания объективны, а житейские субъективны; научные - закон Ньютона действует в любое время, в любом месте неизменно; житейские-каждая хозяйка по своему готовит традиционные рецепты); -Для научного познания характерны специальные методы исследования, а житейские знания человек получает в повседневной жизни (Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования; в житейском знании используется накопленный опыт, например, в виде примет); -Для описания научных фактов, формулирования теорий используется специальный язык, а в житейском познании используется разговорная речь (пример: при изучении личности в социологии используются такие понятия как индивид, индивидуальность, социализация, а в житейском когда говорят о воспитании человека часто используются поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает); -Для научного познания характерна доказательность знания, а для обыденные знания мы принимаем на веру (теоремы в математике имеют доказательства, а приметам мы просто верим не проверяя их).
11. Уровни: -Речь идет об эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания; Формы: -постановка проблемы (найти путь в Азию) -гипотеза (предположил, что пролив южнее); -в результате проверки гипотезы он получил теоретическое знание, где находится пролив Методы: -анализ; наблюдение, описание, практическое исследование 12. -это заблуждение (ошибочное знание, несоответствие действительности); -пример заблуждения (до 19 века считали, что наследственную информацию передает белок, а на самом деле-ДНК или раньше в лекарственные препараты добавляли ртуть, потом ученые доказали вред этих веществ здоровью; о существовании «философского камня», при помощи которого можно превращать вещества в золото-алхимия); -пример относительной истины (предположение Коперника о том, что Земля вращается вокруг центра Вселенной Солнца, выдвинутое в 16 веке было относительной истиной, это было ограниченное знание-Коперник не имел полного представления о движени Земли и планет–потом предположение Коперника было признано абсолютной истиной) -пример (количество особей, занесенных в Красную книгу, так как пока биологи их пересчитывают, количество может измениться)
13. -аналогия -умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод; -метод теоретического уровня познания Читайте также: Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |