1) Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
2) Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
3) Приведите три примера проявления человека как личности.
4) Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
5) Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
6) Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.
7) Авраама Линкольна многие считали безупречным руководителем. Теодор Рузвельт говорил, что когда он как президент США сталкивался со сложной проблемой, то подходил к портрету Линкольну за помощью, вступая с ним в мысленный диалог. Какой вид деятельности иллюстрирует этот пример? По какому признаку вы это определили? Укажите, к какому виду потребностей относится потребность в данном виде деятельности?
|
8) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
9) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
10) Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
11) Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля.
О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке?
|
Укажите формы научного познания в каждом из них.
Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом.
12) Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
13) Немецкий химик Ф.А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола». На основании какого метода научного познания Ф.А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод. К какой группе методов научного познания он относится?
ОТВЕТЫ:
1.
А) Социальное окружение:
-В семье Дмитрия К. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже окончил музыкальную школу.
Б) Генетические особенности:
-Николай родился физически сильным и крепким ребенком, во многом благодаря этому он стал очень уверенным в себе молодым человеком.
-В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Один (холерик) очень активен, и является душой любой компании; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный и нерешительный.
В) Культура общества, ценности:
-В Советском Союзе общественные интересы находились выше личностных интересов и поэтому люди, выросшие в Советском Союзе обладают такой чертой характера как коллективизм.
|
- После Великой Отечественной войны в Ленинград приехали жить люди из различных городов и деревень нашей страны. Постепенно они приобрели особые «ленинградские» речевые особенности, черты поведения.
Г) Физическое окружение:
-Армия Наполеона, отступавшая из Москвы в течение почти трех месяцев испытывала на себе воздействие холода. Люди вследствие этого утрачивали весь социальный опыт, чувство времени, страха и опасности: могли лечь спать просто в чистом поле или ложились на горящие костры или в горящей избе. Они превращались в подобие человека.
2.
-влияние образа жизни людей, образующих круг общения (В окружении Сергея К. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим;
-влияние профессиональных занятий родителей (В семье А. дед, отец и сын работают сталеварами);
-личный пример (Супруги Ивановы корректны и вежливы. Их дочь ведет себя также);
-правила поведения в семье (В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству);
3. Проявить себя как личность – значит выразить себя в каком-то социально значимом деле.
-Человек, оказавшийся на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед (проявилась такая черта личности как смелость);
-Школьница помогает маме по дому и ухаживает за младшим братом (ответственность);
-Школьник, поставив себе задачу поступить в университет, начал усиленно готовиться к экзаменам, отказался от компьютерных игр и развлечений (целеустремленность проявилась);
4.
- Человек обладает членораздельной речью, но развить ее можно только в обществе;
-Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» -культуру, но это не возможно без участия других людей;
-Человек в обществе формирует социальные и духовные потребности, но без общества эти потребности не могут возникнуть
5.
Техника является средством для увеличения способностей человека:
-Современная техника позволяет человеку развить определенные способности, например, специальная техника позволяет инвалидам развить спортивные способности и участвовать в соревнованиях;
-Сама техника требует от человека таких способностей, благодаря которым он мог бы ее обслуживать;
-Научные приборы позволяют фиксировать результаты деятельности, чтобы их улучшить: на тренировках у фигуристов делается видеозапись, чтобы посмотреть и устранить ошибки;
Техника ограничивает возможности проявления личности:
-Техника тормозит развитие тех способностей, которые раньше были само собой разумеющимися: у современных школьников практически не сформирован навык устного счета, что является следствием распространения калькуляторов;
-С переходом к конвейерному производству, человек стал обезличенным «винтиком» в производстве;
-Современный человек без технических приспособлений беспомощен: без средств связи, транспорта, бытовых приборов);
6.
-Подлинная потребность: в еде (Родители кормят ребенка полезной пищей, он растет здоровым и физически активным;
-Мнимая потребность: в курении (Из-за многолетнего курения у гражданина Б. возникли серьезные проблемы со здоровьем);
7.
-вид деятельности (общение);
-признак (взаимодействие двух субъектов –один реальный, другой воображаемый);
-потребность (социальная)
8.
1.Мотивы деятельности:
А) потребности
Б) интересы
В) влечения
Г) ценности
2. Классификация потребностей по А. Маслоу:
А) физиологические
Б) экзистенциальные
В) социальные
Г) престижные
Д) духовные
3. Связь потребностей с деятельностью. Потребность как основа любого мотива деятельности.
9.
-деятельность –форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя;
-одним из признаков деятельности человека является ее сознательный характер.
-особенность творческой деятельности в создании нового, ранее неизвестного.
10.
-Объективность (научные знания объективны, а житейские субъективны; научные - закон Ньютона действует в любое время, в любом месте неизменно; житейские-каждая хозяйка по своему готовит традиционные рецепты);
-Для научного познания характерны специальные методы исследования, а житейские знания человек получает в повседневной жизни (Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования; в житейском знании используется накопленный опыт, например, в виде примет);
-Для описания научных фактов, формулирования теорий используется специальный язык, а в житейском познании используется разговорная речь (пример: при изучении личности в социологии используются такие понятия как индивид, индивидуальность, социализация, а в житейском когда говорят о воспитании человека часто используются поговорки: «Яблоко от яблони недалеко падает);
- Для научного познания характерна доказательность знания, а для обыденные знания мы принимаем на веру
(теоремы в математике имеют доказательства, а приметам мы просто верим не проверяя их).
11.
Уровни:
-Речь идет об эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания;
Формы:
- постановка проблемы (найти путь в Азию)
-гипотеза (предположил, что пролив южнее);
-в результате проверки гипотезы он получил теоретическое знание, где находится пролив
Методы:
-анализ; наблюдение, описание, практическое исследование
12.
-это заблуждение (ошибочное знание, несоответствие действительности);
-пример заблуждения (до 19 века считали, что наследственную информацию передает белок, а на самом деле-ДНК или
раньше в лекарственные препараты добавляли ртуть, потом ученые доказали вред этих веществ здоровью; о существовании «философского камня», при помощи которого можно превращать вещества в золото-алхимия);
-пример относительной истины (предположение Коперника о том, что Земля вращается вокруг центра Вселенной Солнца, выдвинутое в 16 веке было относительной истиной, это было ограниченное знание-Коперник не имел полного представления о движени Земли и планет–потом предположение Коперника было признано абсолютной истиной)
-пример (количество особей, занесенных в Красную книгу, так как пока биологи их пересчитывают, количество может измениться)
13.
-аналогия
-умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод;
-метод теоретического уровня познания