Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
Спортивно-педагогический факультет массовых видов спорта (МВС)
Кафедра философии и истории
Физическая культура в эпоху Возрождения.
Контрольная работа
Исполнитель
студентка группы 211 Бессонова А.В.
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ. 3
2 ИДЕИ ГУМАНИСТОВ М. МОНТЕНЯ, Ф. РАБЛЕ, И. МЕРКУРИАЛИСА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. 7
3 РАЗВИТИЕ ЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Л. ДА ВИНЧИ, А. ВЕЗАЛИЙ, У. ГАРВЕЙ. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 13
1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На рубеже XIV-XV вв. в развитии культуры Западной Европы наступила новая эпоха - Возрождение (по франц. «ренессанс»). Основой для ее возникновения были развитие образования и достижения культуры средневековых городов. Философско-педагогическим фундаментом Возрождения являлось новое идейное течение «гуманизм», зародившееся в конце XIV в. в Италии. Характерная черта гуманизма - выдвижение на первый план, в противовес церковным воззрениям, человека, стоящего в центре всех систем ценностей и норм поведения. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Гуманисты придавали большое значение возрождению античной культуры Греции и Рима, в которой видели образец для подражания.
В первой половине XV в. гуманизм получил широкое распространение в среде городских интеллектуалов, университетских преподавателей, образованных аристократов. Возрождение античности определяет стиль жизни и творчества ученых-гуманистов. Вырабатывается концепция гражданского гуманизма, связанная не с происхождением, а с воспитанием человека, с развитием его личных качеств и добродетелей.
|
В XV-XVI в. Возрождение распространилось на северные страны, территориально близкие к Италии, но в то же время существующие в более суровых климатических условиях, а также не забывшие свое «варварское» прошлое. В XVI - нач. XVII в. Ренессанс достигает Германии, Англии, Нидерландов, олицетворяя собой Северное Возрождение.
Следует отметить, что на образ жизни и мироощущение людей данной эпохи значительное влияние оказывали новые открытия науки и техники: использование паруса и компаса в кораблевождении, книгопечатание, изобретение огнестрельного оружия, производство стекла и пр.
В связи с использованием в военной практике легковооруженных пехотинцев снизилось военное значение рыцарства, что привело к ослаблению роли физического воспитания. На рыцарских турнирах физическая подготовка не играла доминирующей роли. Рыцарское звание передается по наследству и становится привилегией закрытого дворянского сообщества, что также уменьшает распространение рыцарства.
Время от времени в некоторых городах Центральной и Восточной Европы (Кельне, Брюсселе, Граце) рыцарские турниры еще проводятся, но на них уже не допускаются, даже в качестве зрителей, жители деревень, а позднее и горожане. Изменяются правила турниров с целью сделать поединки более мягкими, безопасными и не требующими больших физических усилий. С городских площадей или окраин городов турниры переместились в дворянские парки и усадьбы, становясь частью развлечения дворянского сословия. Таким образом, военно-физический характер рыцарской системы воспитания трансформировался в формальный дворянский этикет, потеряв свое значение для развития физической культуры [1].
|
Итальянское Возрождение. Искусство Итальянского Возрождения характеризуется возвращением к культу красоты человеческого тела, показываемого скульпторами, художниками, поэтами. Предметом восхищения становятся мастера фехтования, в честь лучших из них устанавливаются скульптуры во многих итальянских городах.
Умение хорошо владеть мечом и кинжалом являлось необходимым атрибутом жизни многих сословий жителей итальянских городов. Это привело к необходимости практического совершенствования в фехтовании, а также к разработке его теоретических основ. В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Написаны пособия, раскрывающие техническую, тактическую и психологическую стороны подготовки фехтовальщика. Известный мастер того периода Ахилле Мароццо считается отцом итальянского фехтования. В течение 1536-1616 гг. он написал пять книг с многочисленными иллюстрациями, в которых обобщает все виды фехтования, существовавшие в Италии, описывает позиции в ходе поединков, советует психологически настраиваться на поединок. Это произведение Мароццо пять раз переиздавалось и длительное время занимало видное место среди специальной литературы.
|
В середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы из Милана, посвященная искусству фехтования. Строитель и математик по профессии, Агриппа вычленяет оптимальные направления ударов с исходных позиций и вырабатывает точные способы защиты, закладывает научные основы этого вида единоборств.
Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане. Устраняются религиозная обрядность в упражнениях, более гуманным становится отношение к побежденным - их не лишают орудий поединка. Вместе с тем существует и некоторая условность в сословном этикете занятий конным спортом, греблей, фехтованием.
В 1463 г. Доменико да Феррара написал «Трактат об искусстве пляски и танца», в котором впервые разграничивает искусство художественного и бытового танца, закладывает основы хореографии (балета). Он обозначает ритм, темп, согласованность шагов, координацию движений руками и ногами, распределение пространства для танца.
Его последователи Фабрицио Карозо да Сермонета и Чезата Негри в XVI в. описали десятки основных прыжков и поворотов на основе математических расчетов. Таким образом, танец из неуправляемой стихии становится выверенной и точной дисциплиной.
Приблизительно такие же качественные изменения происходили и с играми в мяч. Уже в 1511 г. во Флоренции вышло первое в Европе пособие по игре в мяч. Автором его был Паоло Кортезе. Он описывает четыре вида игр с набитым мячом: игра кулаком, игра с щитком на кисти или руке, игра с лунками, игра ногами. Последний вид был известен еще в древности и назывался «гар-пастум».
Антонио Скайяно из Венеции в «Трактате об игре в мяч» описывает строгие правила для сомнительных случаев, возникающих в играх.
Методику подготовки игры в кальчо описывает Джованни ди Барди в пособии, изданном в 1580 г. Он рекомендует игрокам круглогодично тренироваться, в то же время избегая монотонности в работе. Барди советует также ввести определенную цикличность в проведении соревнований по кальчо согласно временам года: основные состязания проводить весной и осенью, а летом и зимой снижать нагрузки. Как дополнительные, «прислуживающие» кальчо виды подготовки он рекомендует плавание летом, верховую езду осенью, акробатические упражнения, танцы, борьбу и бег зимой. Можно говорить, что Барди закладывает основы современной периодизации соревновательного футбола.
В Венеции по праздникам устраивались парады и регаты различных категорий судов. Праздничные шествия в городах организовывались с участием специальных режиссеров торжеств.
Вместе с тем на физическую культуру итальянских городов большое влияние оказывало социально-политическое положение. Утрата независимости в XVII в. городов Италии привела к упадку физической культуры. Фехтовальные и танцевальные мастера разъехались по дворам монархов Европы. Спортивная сторона состязаний заменялась массовыми театрализованными представлениями в Цеховой день - основной городской праздник XV в.
Северное Возрождение - французское, германское, английское - не было столь категорично к идеалам Средневековья, как итальянское. Здесь рыцарские турниры постепенно заменялись их более мягкими аналогами. Городские жители часто устраивали пародии на рыцарские турниры.
Цеха фехтовальщиков получали право преподавать свое искусство по всей стране. Лишь избранные цеха поставляли специалистов для императорских и княжеских дворов. Другие фехтовальщики разъезжали по городам, за деньги показывая свое мастерство на праздниках.
Как и в Италии, наиболее популярными были игры с мячом. Во многих городах для них оборудовались специальные залы, собиравшие городское общество. Примечательным фактом является то, что английские короли Генрих VII и Генрих VIII были страстными поклонниками игры в мяч (конец XV - первая половина XVI вв.). При дворе были оборудованы специальные площадки, на которых они играли вместе с придворными и богатыми горожанами. В середине XV в. в Англии создана специальная мануфактура «Айенмон-джерс Компани» по производству мячей. Даже послы Англии и Франции обменивались мячами в качестве подарков. В XVI в. центр игры в мяч переместился во Францию. Как писал английский педагог Роберт Даллингтон, посетивший Францию в 1598 г.: «Игры в мяч распространены во Франции более, чем во всем христианском мире. Страна усеяна игровыми площадками, и их количество превышает число церквей. Французы рождаются с ракеткой в руках. Там играют все: женщины, дети, ремесленники...»
В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием.
В 1583 г. королевой Елизаветой учреждены постоянные состязания для лондонцев по стрельбе из лука, в которых принимали участие не менее тысячи человек из аристократов, богатых торговцев и других почетных горожан.
Стрелковые праздники были любимым развлечением жителей европейских городов в этот период. Организовывали их стрелковые общества, пришедшие на смену цеховым объединениям. Первые упоминания о состязании по стрельбе из лука относятся к 1387 г., когда жители Магдебурга пригласили к себе на праздник представителей других городов, с которыми состояли в хороших отношениях.
XV-XVI вв. считаются расцветом стрелковых праздников в Германии. Соревнования проводились по стрельбе как из лука или арбалета, так и из ружей. Мишенями для стрельбы служили фигурки птиц: деревянные, серебряные и даже позо-лоченые. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.
Во второй половине XVI в. в ряде немецких земель стало традицией завершать стрелковые праздники танцами. Составной частью стрелковых праздников были так называемые «открытые игры», в которых могли принять участие все желающие, в том числе и женщины. Программу «открытых игр» составляли соревнования по борьбе, бегу, фехтованию, прыжкам, метанию камней, езде на неоседланном коне. Однако в XV в. существовало еще сословное разделение соревнующихся людей: дворяне отдельно, мещане отдельно, слуги отдельно. В XVI в. в открытых играх принимали участие уже лишь представители простого народа, соревнования утратили свой состязательный характер и носили вид забав и развлечений.
Во второй половине XVI в. стрелковые праздники становятся привилегией высших кругов общества. Они проводились в течение продолжительного времени - обычно от двух до пяти недель. Поэтому интерес к стрелковым праздникам в XVII в. постепенно падал, что в конечном итоге привело к их отмиранию.
В Голландии любимым развлечением были коньки. Ими увлекались все, от священника до ремесленника. В зимнее время коньки служили средством передвижения от одного населенного пункта до другого по многочисленным речкам и озерам. Исторические памятники показывают, что в Голландии дополнительно к катанию на льду впервые появились мяч и кегли.
Конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых известных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей. Английские породистые скакуны славились на всю Европу [2].
2 ИДЕИ ГУМАНИСТОВ М. МОНТЕНЯ, Ф. РАБЛЕ, И. МЕРКУРИАЛИСА О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
В средневековой Европе, за исключением рыцарских крепостей, только в швейцарских кантонах, у гуситов, а также в цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и она в основном состояла из проводившихся от случая к случаю военизированных испытаний и игр. В подавляющем большинстве школ считали, исходя из догмы первородного греха, что в этих испытаниях и играх заключено "дело дьявола", детское легкомыслие, раздражение взрослых и зло. В конечном счете, желание и эмоции детей противопоставили их жизненным потребностям. До тех пор пока над педагогикой безраздельно господствовали идеи аскетизма средних веков, это противоречие проявлялось только в жизни детей или их взаимоотношениях с педагогами, а для подавления детской тяги к играм и движению достаточно было телесных наказаний.
Однако в эпоху Возрождения все это приобрело общественное звучание. Под влиянием Великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену выступил идеал формирования всесторонне развитой личности, которое самые прогрессивные представители той эпохи не мыслили вне борьбы за ослабление цеховых, сословных и церковных пут. Новые методы ведения войны требовали и солдат нового типа, более стойких и маневренных. Поражение тактики рыцарских сражений означало одновременно и крах идеала рыцарского воспитания. Врачи обнаружили, что свободно двигающийся человек здоровее прикованного к своему стулу ремесленника или монаха, переписывающего кодексы. Выдающаяся просветительская роль в этом плане выпала на долю итальянского врача Иеронима Меркуриалиса, писавшего во введении к своему главному труду об искусстве гимнастики: "...более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья... В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соответствующие физические упражнения".
Упомянутые выше обстоятельства позволили организованной системе физической подготовки вновь завоевать право гражданства в педагогике. Видимо, нельзя считать случайным и тот факт, что впервые вопрос об этом был поднят педагогами-гуманистами, врачами и священниками итальянских городов.
Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали физическое воспитание в единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Основной идеей гуманистов эпохи Возрождения было использование физического воспитания не только для развития физических сил и военной подготовки, но и для укрепления здоровья.
Их принципы и цели отличались друг от друга, по крайней мере, настолько же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль во многом совпадали [1]:
а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;
б) в их теории воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами определенная роль отводилась также различным играм, среди которых были лапта, кегли и т. д. На уроках танцев они стремились привить ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;
в) они воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;
г) под влиянием их деятельности в педагогике вновь получили права гражданства эстетический идеал гармонически развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;
д) они пришли к пониманию необходимости использовать в физической подготовке силы и средства вольной природы, не только пользы плавания и пеших походов для физической закалки, но и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;
е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;
ж) по примеру древних, они отводили воспитательную роль детским играм и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка. Они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также не в последнюю очередь на необходимость своевременно компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы.
Однако, несмотря на всю великолепную интуицию, они могли оказать благодаря своим принципам лишь частичное влияние на практику воспитания, прежде всего в отношении формирования правил жизни. В большинстве же учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физической культуры. Их успеху в значительной мере препятствовало то, что со своими идеями культа человека эпохи Возрождения они опередили свое время. Они отдавали предпочтение воспитанию в семье по сравнению со школьным воспитанием. В большинстве своем они не были педагогами-практиками и сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии или городской верхушки.
Во многих отношениях они не могли порвать со средневековым образом мышления. Например, они подразделяли игры на достойные и не достойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций. Они пренебрежительно относились к физической культуре среди женщин. Большинство из них считали грехом состязания между детьми [5].
М. Монтень и Ф. Рабле выступали за утверждение походов как средства воспитания. Они внесли особый вклад в обоснование значимости походов и путешествий в воспитании молодежи, считали многодневные пешие походы ценным средством формирования у молодых людей физических, нравственных и морально-волевых качеств. В книге итальянского профессора медицины И. Меркуриалиса "Виды физических упражнений" (1569 г.) значительное место отведено упражнениям, направленным на формирование умений и навыков в передвижении и ориентировании на местности.
Таким образом, М. Монтень, Ф. Рабле и И. Меркуриалис были активными сторонниками использования пешеходных и конных экскурсий в целях образования и физического воспитания учащихся [5].
Их непосредственное влияние на педагогическую практику того времени было крайне незначительным. И все же их историческая роль в дальнейшем развитии физической культуры огромна. Они создали принципиальные условия для того, чтобы движение, игра, состязание вновь заняли подобающее им место в педагогике.
Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма, проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.
Произведение Монтеня “Опыты” состоит из трех книг, разделенных на главы. Свои передовые и пронизанные глубокой гуманностью взгляды на воспитание Монтень изложил в особой главе “О воспитании детей”, которая находится в первой книге “Опытов”.
«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему», - говорит М. Монтень [1].
Франсуа Рабле (1494 – 1553) – один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно окутавший человечество». В его произведении феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за девять лет.
Ф. Рабле описал образец идеального общежития – «Телемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхищается силой и ловкостью воспитанников школы, так как физическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.
Иероним Меркуриалис (1530 – 1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества. Труд И. Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики» в течении 200 лет являлся основным руководством по физическому воспитанию [3].
3 РАЗВИТИЕ ЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Л. ДА ВИНЧИ, А. ВЕЗАЛИЙ, У. ГАРВЕЙ.
Естественно-научными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др. При изучении органов и морфофункциональных систем организма человека исходят из принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Деятельность всех органов человеческого организма тесно связана между собой и является слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обуславливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.
Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки [4].
Анатомы эпохи Возрождения разрушили схоластическую анатомию Галена и построили фундамент научной анатомии, они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Зачинателем этого титанического труда явился Леонардо да Винчи, основоположником – Андрей Везалий и Уильям Гарвей.
Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии. Творчество Леонардо да Винчи, как полагают, повлияло на труды Андрея Везалия. В старейшем университете Венеции, основанном в 1422 г., образовалась первая медицинская школа эпохи капитализма (Падуанская школа) и был построен (в 1490 г.) первый в Европе анатомический театр.
В Падуе в атмосфере новых интересов и запросов и вырос реформатор анатомии Андрей Везалий (1514-1564). Вместо схоластического метода толкования, характерного для средневековой науки, он использовал объективный метод наблюдения. Широко применив вскрытие трупов, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он смело разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200) и этим начал подрывать авторитет господствовавшей тогда галеновской анатомии. Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, изложенных в обширном и богато иллюстрированном руководстве «О строении тела человека в семи книгах», «Эпитоме» (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой - бешеное сопротивление реакционных анатомов-галенисгов, старавшихся сохранить авторитет Галена. В этой борьбе Везалий погиб, но дело его развивалось его учениками и последователями.
XVII в. явился переломным в развитии медицины и анатомии. В этом столетий был окончательно завершен разгром схоластической и догматической анатомии средневековья и заложен фундамент истинно научных представлений. Этот идейный разгром связан с именем выдающегося представителя эпохи Возрождения, английского врача, анатома и физиолога Уильяма Гарвея (1578-1657). Гарвей, как и его великий предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии, Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал гениальную догадку о том, что животное в своем онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом предвосхитил биогенетический закон, впервые доказанный А.О. Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца. Это положение стало лозунгом для последующего развития эмбриологии, что дает право считать Гарвея ее основоположником.
Со времен Галена в медицине господствовало учение о том, что кровь, наделенная «пневмой», движется по сосудам в виде приливов и отливов: понятия о круговороте крови до Гарвея еще не было. Это понятие родилось в борьбе с галенизмом. Так, Везалий, убедившись в непроницаемости перегородки между желудочками сердца, первым начал критику представления Галена о переходе крови из правой половины сердца в левую якобы через отверстия в межжелудочковой перегородке.
Преемник Везалия и учитель Гарвея Иероним Фабриций (1537-1619) описал в 1574 г. венозные клапаны. Эти исследования подготовили открытие кровообращения Гарвеем, который, на основания своих многолетних (17 лет) экспериментов, отверг учение Галена о «пневме» и вместо представления о приливах и отливах крови нарисовал стройную картину круговорота ее. Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомические исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки. Маленькая книжка Гарвея – это целая эпоха в медицине.
После открытия Гарвея еще оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпигии (1628-1694), когда был изобретен микроскоп и возникла микроскопическая анатомия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов. – 5-е изд. испр. и доп. — Москва: Академия, 2008 – 320 с.
2. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта: Учебное пособие / В.В. Григоревич; М-во образования ГрГУ. — Гродно: ГрГУ, 2005 – 303 с.
3. Столбов В.В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенов, Н.Ю. Мельникова. — Москва, 2000.
4. Кайонова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие / Э.Б. Кайонова. — М., 2009. – 208 с.
5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венг) / под общ. ред. В.В. Столбова. — Москва: Радуга 1982. – 398 с.