Подсчёт сырых баллов
Фактор | Ключ |
A | 1a, 2b, 5a, 7a, 9b |
B | 11a, 15c, 19b, 23a, 27c |
C | 3a, 4b, 6b, 8a, 10a |
D | 12b, 16b, 20a, 24b, 28a |
E | 13a, 17a, 21b, 25b, 29a |
F | 14b, 18a, 22b, 26b, 30a |
G | 31a, 35a, 39a, 43b, 47b |
H | 32b, 36a, 40b, 44a, 48a |
I | 33b, 37b, 41a, 45a, 49a |
O | 34a, 38a, 42b, 46a, 50b |
Q3 | 51b, 52a, 55b, 57a, 59b |
Q4 | 53b, 54a, 56a, 58a, 60b |
9) Средне-стандартные значения Мальчики 8-10 лет
Х | σ | |||||||||||
А | 1-2 | 6,3 | 2,2 | |||||||||
B | 0-1 | 5,6 | 1,8 | |||||||||
С | 4-5 | 5,4 | 2,2 | |||||||||
D | 4-5 | 5,3 | 2,4 | |||||||||
Е | 7-8 | 9-10 | 4,2 | 2,1 | ||||||||
F | 0-1 | 9-10 | 6,4 | 1,8 | ||||||||
G | 3-4 | 6,0 | 2,2 | |||||||||
H | 0-2 | 6,1 | 2,2 | |||||||||
I | 8-10 | 3,8 | 1,9 | |||||||||
О | 4-5 | 9-10 | 3,4 | 2,1 | ||||||||
Q3 | 4-5 | 5,1 | 2,2 | |||||||||
Q4 | 9-10 | 4,5 | 2,2 |
Девочки 8-10 лет
Х | σ | |||||||||||
А | 0-1 | 2-3 | 7,0 | 1,9 | ||||||||
B | 0-1 | 5,9 | 1,9 | |||||||||
С | 3-4 | 5,9 | 2,2 | |||||||||
D | 5-6 | 7-8 | 3,8 | 2,4 | ||||||||
Е | 8-10 | 3,1 | 1,9 | |||||||||
F | 9-10 | 4,0 | 2,0 | |||||||||
G | 0-1 | 3-4 | 7,2 | 2,1 | ||||||||
H | 0-1 | 2-3 | 6,5 | 2,1 | ||||||||
I | 0-1 | 3-4 | 7,0 | 1,8 | ||||||||
О | 8-10 | 3,7 | 2,1 | |||||||||
Q3 | 0-1 | 3-4 | 6,9 | 2,1 | ||||||||
Q4 | 6-7 | 9-10 | 3,8 | 2,2 |
Мальчики 11-12 лет (n = 141)
|
Х | σ | |||||||||||
А | 4-5 | 5,6 | 2,5 | |||||||||
B | 0-2 | 6,9 | 1,8 | |||||||||
С | 4-5 | 5,2 | 2,5 | |||||||||
D | 2-3 | 5,6 | 2,4 | |||||||||
Е | 0-1 | 5,6 | 2,1 | |||||||||
F | 0-1 | 2-3 | 6,6 | 2,0 | ||||||||
G | 6-7 | 9-10 | 4,2 | 2,1 | ||||||||
H | 0-1 | 5,8 | 2,3 | |||||||||
I | 8-10 | 3,4 | 1,9 | |||||||||
О | 5-6 | 9-10 | 3,9 | 2,5 | ||||||||
Q3 | 8-10 | 3,6 | 2,1 | |||||||||
Q4 | 3-4 | 6,0 | 2,4 |
Девочки 11-12 лет (n = 135)
Х | σ | |||||||||||
А | 0-2 | 6,3 | 2,2 | |||||||||
B | 0-3 | 7,3 | 1,8 | |||||||||
С | 4-5 | 5,2 | 2,6 | |||||||||
D | 3-4 | 5,1 | 2,5 | |||||||||
Е | 0-1 | 5,0 | 2,1 | |||||||||
F | 0-1 | 4,8 | 2,1 | |||||||||
G | 6-7 | 5,2 | 2,2 | |||||||||
H | 0-1 | 5-6 | 6,3 | 2,2 | ||||||||
I | 0-2 | 6,3 | 1,8 | |||||||||
О | 6-7 | 4,4 | 1,9 | |||||||||
Q3 | 6-7 | 4,8 | 2,4 | |||||||||
Q4 | 2-3 | 5,8 | 2,5 |
|
10) Развернутая интерпретация.
ФАКТОР А (общительность). Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Дети с высокими оценками по Фактору А лучше приспособлены социально. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.
ФАКТОР B (вербальный интеллект). Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.
ФАКТОР C (уверенность в себе). Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности. Оценки С– характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и не способным справиться с жизненными трудностями. Такие дети не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.
|
ФАКТОР D (возбудимость). Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное (постоянное) беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.
ФАКТОР E (склонность к самоутверждению). Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.
ФАКТОР F (склонность к риску). Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Оценки F– характерны для детей, склонных все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Значения Фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: чаще встречается у мальчиков, мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.
ФАКТОР G (ответственность). Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности и обязательности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков.
ФАКТОР H (социальная смелость). Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по Фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми. Оценки Н– характерны для ребенка, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, не уверены в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило, медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими.
ФАКТОР I (чувствительность). Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влияниям внешней среды. Отрицательный полюс отражает – реалистический подход в поиске выхода из проблемной ситуации, практицизм. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.
ФАКТОР O (тревожность). Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации. Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается..
ФАКТОР Q3 (самоконтроль). Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое дело до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован. Оценки Q3– характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел.
ФАКТОР Q4 (нервное напряжение). Ребёнок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Оценки Q4– характерны для детей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к неудачам и неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.
Информационная психодиагностическая карточка № 2
1) Название методики – проективная методика «Кактус»
2) Автор методики – М.А. Панфилова
3) Источник описания – Панфилова М.А. Игротерапия общения» тесты и коррекционные игры. – М.: изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 250 с.
4) Назначение методики – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
5) Описание стимульного материала и оборудования - бумага (формат А4), простой карандаш.
6 ) Инструкция – психолог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать кактус, такой, каким он его себе представляет.
7) Описание процедуры обследования – пока ребенок рисует, вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа, в ходе которой ребенку задают следующие вопросы:
· Кактус домашний или дикий?
· Его можно потрогать?
· Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
· У кактуса есть соседи?
· Какие растения его соседи?
· Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
8) Алгоритм обработки. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш, а также другие особенности рисунка. Кроме того учитываются показатели, специфические для данной методики: характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
9) Средне-стандартные школьные или уровневые значения - нет
10) Развернутая интерпретация.
· Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
· Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
· Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
· Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
· Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
· Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
· Оптимизм: использование ярких цветов.
· Тревога: внутренняя штриховка, прерывистые линии.
· Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
· Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
· Интровертированность: изображен только один кактус.
· Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
· Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Информационная психодиагностическая карточка № 3
1) Название методики - «Страхи у детей»
2) Автор методики – Захарова А. И. и Е. Е. Алексеева
3) Источник описания - Г.А Шалимова Психодиагностика эмоциональной
сферы личности: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006, 230 стр.
4) Назначение методики - диагностика наличия страхов, выявление количества и группы детских страхов
5) Описание стимульного материала - бланк ответов.
6) Инструкция - проводится в форме опроса, беседы, ребенку задается вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"
7) Процедура обследования – ребенку говорят: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…» и следующие вопросы. Ответы записываются в протокол.
8) Алгоритм обработки - на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.
Эти страхи можно разделить на несколько групп:
1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)
2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)
3. Страх смерти (умереть)
4. Животных и сказочных персонажей
5. Кошмарных снов, темноты
6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)
Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).
Результаты оценивали в баллах.
Уровневые значения:
низкий уровень страха: от 0 до 7. (I уровень),
средний уровень страха: от 8 до 15 (II уровень),
высокий уровень страха: 16 и выше (III уровень).
9) Средне-стандартные значения –
Наиболее часто встречающимися страхами среди младших школьников,
принявших участие в исследовании, являются страх смерти своей и родителей, школьные страхи ситуации проверки знаний, самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, боязнь животных, группа страхов, связанных с причинением физического ущерба.
10) Развернутая интерпретация -
Протокол
Инструкция: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”
1. остаться один
2. заболеть
3. умереть
4. каких-то детей
5. воспитателей
6. того, что они тебя накажут
7. бабу-ягу, кощея, бармалея
8. страшных снов
9. темноты
10. волка, медведя, пауков, змей
11. машины, поездов, самолетов
12. бури, грозы, наводнения
13. высоты
14. в маленькой темной комнате, туалете
15. воды
16. огня, пожара
17. войны
18. врачей, кроме зубных
19. крови
20. уколов
21. боли
22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).
Бланк ответов
Ф.И.О.________________________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
№ | Содержание | Группа |
остаться один | ||
заболеть | ||
умереть | ||
каких-то детей | ||
воспитателей | ||
того, что они тебя накажут | ||
бабу-ягу, кощея, бармалея | ||
страшных снов | ||
темноты | ||
волка, медведя, пауков, змей | ||
машины, поездов, самолетов | ||
бури, грозы, наводнения | ||
высоты | ||
в маленькой темной комнате, туалете | ||
воды | ||
огня, пожара | ||
войны | ||
врачей, кроме зубных | ||
крови | ||
уколов | ||
боли | ||
резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет). |
Библиография по психодиагностике.
1. Носс, И. Н. Руководство по психодиагностике: учеб. пособие для студентов и практ. психологов / И. Н. Носс. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
2. Психологическая диагностика. Учебник для вузов /Под ред.: М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005.
3. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы, исследования, практикум: арсенал практического психолога / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 316с
4. Романова, Е. С. Психодиагностика: учебное пособие / Е. С. Романова. - СПб.: Питер, 2006
5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов. / В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Государев Н. Практическая психодиагностика. Из-во «Ось-89», 2006.
7. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика. 2-е изд., исправ., Из-во «Речь», 2007
8. Психология посттравматического стресса. Ч.1. теория и методы. /Под ред. Тарабриной Н.В.. Из-во «Когнито - Центр», 2007.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005
10. Психодиагностика толерантности личности. /Под ред. Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. - «Смысл», 2008
11. Любин А.В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм. – М.:«ЭксМо», 2008.
12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - М.: «Речь», 2007.
13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Практикум. Из-во «Юрайт», СПб. 2009
14. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.:
Питер, 2006
15. Шувалова С. Тесты проверки на психическую устойчивость. Из-во «Феникс», 2008.
16. Семенова З.Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – дерево – человек». - Из-во «Аст», 2007.
17.. Нейропсихологическая диагностика. (Альбом + руководство) / Под ред. Хомской Е.Д. – Из-во Института общегуманитарных исследований, 2007.
18. Бурлачук Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике.., Изд-во «Питер», 2008.
19. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. - Изд-во «Питер» 2008.
20. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психодиагностика. Новейший справочник психолога. – М.: АСТ. 2010.
21. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005
Глоссарий
Акцентуация характера
· чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам (Акимова, 2005).
· находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим (Википедия).
· варианты нормы характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (Личко, 1983).
2. Беседа –
· метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации (Акимова, 2005).
· психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего (Википедия).
· метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе (Волков и др., 2010).
3. Валидность –
· комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность (Акимова, 2005).
· мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам (Википедия).
· показатель того насколько хорошо предполагаемый тест определяется то, для чего он предназначен (Глушко, 1994).
4. Выборка –
· часть генеральной совокупности элементов, которая охватывается наблюдением (Википедия).
· группа испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для эксперимента или наблюдения (Электронная энциклопедия. https://vocabulary.ru/dictionary/896/word/vyborka).
· множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании (Электронная энциклопедия. https://www.psychologos.ru/articles/view/vyborka).
5. Выборка стандартизации –
· группа людей, на которой осуществляется стандартизация методики (Акимова, 2005).
· Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы (Шмелев, 1996).
· множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы (https://magazine.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=14).
6. Диагноз психологический –
· результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию выявленных индивидуально-психологических особенностей человека и предназначенное для практического применения в целях консультирования, прогноза определенных достижений или поведения, организации коррекционной или развивающей работы, разработки рекомендаций и других видов использования, определяемых задачей психодиагностического обследования (Акимова, 2005).
· конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Википедия).
· основная цель диагностики психологической; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования (Электронный психологический словарь. https://www.psibib.ru/center/slovar/d/diagpsi.php).
7. Дифференциальная психометрия –
· технолого-методическая дисциплина, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми по способностям, когнитивным функциям, мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения (Акимова, 2005).
· Область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными различиями, определяя и обосновывая требования к их измерению (Бурлачук, 2006).
· область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике (Электронный словарь по психологии. https://psylist.net/slovar/15a187.htm).
8. Интервью –
· проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (Акимова, 2005).
· психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану (Википедия).
· вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя (Коновалова, 2006).
9. Интроспекция –
· метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности (Акимова, 2005).
· метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов (Википедия).
· метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания (Грицанов, 1999).
10. Контент - анализ –
· анализ содержания различных видов речевой продукции, материалов и документов путем подсчета частоты появления определенных ключевых элементов или кодифицированных признаков, регистрируемых в соответствии с задачами исследования (Акимова, 2005).
· стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции (Википедия).
· количественный анализа текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей (он-лайн энциклопедия «Кругосвет». https://www.krugosvet.ru/node/35488).
11. Конфиденциальность –
· одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее осведомлен (Акимова, 2005).
· Этическое требование, согласно которому участники или пациенты имеют право на то, чтобы информация, собранная во время исследования или сеанса лечения, не предавалась огласке без их согласия (Кордуэлл, 2000).
· необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации (Википедия).
12. Креативность –
· особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности (Акимова, 2005).
· творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации (Головин, 1998).
· творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора (Глоссарий психологических терминов, 1999).
13. Наблюдение –
· организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях (Википедия).
· Восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных признаков без активного включения в сам процесс (https://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=1245).
· целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта (Коновалова, 2006).
14. Надежность —
· точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов (Акимова, 2005).
· один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения (Википедия).
· Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых; независимость методики от действия случайных факторов (https://azps.ru/handbook/n/nade991.html).
15. Опросник –
· более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов (Акимова, 2005).
· методики, материал которых представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться (Головин, 1998).
· группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений Они предназначены для получения данных со слов обследуемого (Гуревич, Борисова, 1997).
16. Проективная методика —
· группа методик, предназначенных для диагностики личности, наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. (Акимова, 2005).
· тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции (он-лайн энциклопедия Кругосвет. https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/PROEKTIVNIE_METODIKI.html).
· Методика, которая ставит перед тестируемым какую-либо неструктуированную задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное (https://tests.pp.ru/pro/).
17. Процентиль –
· процент испытуемых из выборки стандартизации, которые получили равный или более низкий балл, чем балл данного испытуемого (Акимова, 2005).
· процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя (Гуревич, Борисова, 1997).