Слайд 7. РФ - суперпрезидентская республика.




Слайд 5. Россия является смешанной республикой.

По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой. Однако от классической смешанной формы правления Россию отличает то, что, несмотря на наличие постов президента и премьер-министра, ответственность правительства перед парламентом носит во многом теоретический характер, так как президент имеет возможность назначить премьер-министра, а во многих случаях и распустить парламент. Но в отличие от классической президентской модели, в Российской Федерации есть должности и президента, и премьер-министра. Правительство во главе с премьер-министром подотчетно и президенту, и парламенту.

С. А. Грановский (автор «Прикладной политологии») считает, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что Президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с Президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент. В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны. Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Михаил Мишустин.

 

Слайд 6. РФ – президентская республика.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью: У нас в стране не существует коалиционного правительства. У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское Правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жёсткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен её придерживаться.

Немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что России соответствует модель президентской республики. По мнению ученого, есть одно обстоятельство, которое указывает на парламентский характер российской формы правления. Оно заключается в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации и тем самым добиться его роспуска.

Доктор юридических наук О. Е. Кутафин и доктор юридических наук Е. И. Козлова в научных трудах указывают на то, что по мере становления России как конституционного государства, черты президентской республики усиливались, и что в конечном счёте она стала по своему характеру полностью президентской, однако сохраняющей «некоторые внешние признаки парламентского государства». Данные выводы подкрепляются тем, что Президент РФ избирается всенародным голосованием, является верховным главнокомандующим, имеет значительные полномочия в целом. Однако есть и Правительство, которое обязано ежегодно отчитываться перед Парламентом, что нехарактерно для президентской республики.

В комментарии к конституции сказано: «Формально являясь смешанной республикой (президентско-парламентской), российское государство до настоящего времени фактически действовало, скорее, по модели президентской республики. Авторитаризм как элемент практики осуществления политической власти обусловливается особенностями переходного периода от неправового прошлого к новым демократиям».

 

Слайд 7. РФ - суперпрезидентская республика.

Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша. По мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства».

О суперпрезидентском характере режима, установившегося в России в 1993 году, пишет также политолог Лилия Шевцова.

В феврале 2020 года бывший помощник президента РФ Владислав Сурков в интервью отметил: «У нас уже по факту, естественным образом сложилась не просто президентская, а гиперпрезидентская форма правления».

Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:

1. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной).

2. Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллективного органа руководства мятежниками).

3. Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.

4. Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.

5. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима. Выборы президента, если и проводятся, то носят ритуальный характер.

6. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота.

7. Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента.

Некоторые из этих черт действительно свойственны современной России.


Заключение. Можно говорить о том, что в Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.

 


Литература:


1.Стрейкмане, Л. Р. Форма правления в Российской Федерации / Л. Р. Стрейкмане. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55348/ (дата обращения: 24.04.2020).

2.Комментарий к конституции. https://uk-guberneya.ru/wp-content/uploads/2016/11/kommentarij-k-konstitucii-rossijskoj-federacii-pod-red.-v.d.zorkina-l.v.-lazareva.pdf

3. Интервью Валерий Зорькин. https://rg.ru/2007/12/12/zorkin.html

4.Интервью Владислав Сурков https://iz.ru/980275/2020-02-26/surkov-vyskazalsia-za-zakreplenie-giperprezidentskoi-formy-pravleniia-v-konstitutcii-rf

5. Интервью Дмитрий Медведев https://www.vesti.ru/doc.html?id=164316

6. Конституция РФ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: