После распада СССР Беларусь обрела независимость.
Путь, пройденный страной в 90-е гг. XX в., имеет определяющее значение для укрепления ее суверенитета и государственности.
Общество осознало необходимость перехода от советской политической модели жизнеустройства к социально ориентированной рыночной экономике, что способствует достижению национального согласия.
Закрепляются в законодательстве демократические принципы и нормы.
Постепенно осуществляются преобразования в экономической, политической, социальной и духовно-идеологической сферах.
Возрастает конституционно-правовая ответственность органов власти.
Совершенствуется государственно-правовой механизм.
Качественные перемены укрепляют национальную государственность, потенциал власти для реализации поддерживаемого гражданами стратегического курса общества.
Вектор политических изменений в республике направлен на решение конкретных задач:
► последовательное претворение в жизнь социально-экономической политики государства, свободно выбранной политической модели переустройства общественной жизни;
► развитие гражданского общества на основе внедрения апробированных практикой форм народовластия;
► повышение культуры государственного управления;
► совершенствование законодательства и укрепление законности;
► усиление адаптивности политической системы к инновациям, вызовам времени и запросам общества;
► духовно-идеологическое обеспечение проводимых в стране реформ, государственной политики.
Республика Беларусь провозглашена демократическим государством. Это означает, что ее цель — утверждение во всех сферах жизни общества демократических норм.
Страна преодолела кризисные процессы начала 1990-х гг., реализовала программы двух пятилеток и достигла состояния политической и экономической стабильности.
Это — прочная социальная база укрепления потенциала государства для народа, дальнейших изменений в политической системе, отвечающих интересам личности и общества.
РЕКОМЕНДАЦИИ
международной научно-практической конференции
«Проблемы модернизации экономик Беларуси и России»
Минск, 24 –25 марта 2005 г.
Курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики позволил обеспечить в обществе стабильность и создал условия для положительной динамики белорусской экономики, которая сохраняется и сегодня.
Вместе с тем определенные угрозы социально-экономическому развитию имеются уже в кратко- и среднесрочной перспективе, что может быть причиной снижения темпов экономического роста.
К таким угрозам относятся: невысокие конкурентоспособность продукции и эффективность производства, низкая инновационная активность, недостаточно благоприятный инвестиционный климат, финансовые трудности в экономике, сложности в развитии предпринимательства.
В связи с этим участники конференции считают необходимым сформулировать следующие р е к о м е н д а ц и и:
1. Модернизация экономики страны является непрерывным процессом, охватывающим сферы экономической деятельности. В соответствии с этим необходимо проводить политику постоянного совершенствования социально-экономической модели Республики Беларусь с целью повышения адаптивных возможностей этой модели к меняющимся внутренним и внешним экономическим, социальным и политическим факторам с учетом национальных особенностей страны. В XXI в. главным вызовом для белорусской экономики является глобализация мировой экономики и процесс формирования геоэкономики. Стратегия модернизации как белорусской, так и всех транзитивных экономик требует адекватного ответа на эти вызовы. Стратегически важно определить, как, на каких направлениях и с помощью каких ресурсов белорусская экономика будет участвовать в этих процессах.
Сегодня важнейшим направлением модернизации белорусской и российской экономик следует признать повышение конкурентоспособности продукции и эффективности производства.
Стремление обеспечить конкурентоспособность национальной экономики за счет усиления прямого административного регулирования деятельности предприятий без должного использования рыночных стимулов имеет свои границы, превышение которых чревато обратным результатом – снижением интереса к инвестированию со стороны как внешних, так и внутренних инвесторов, спадом предпринимательской активности, снижением эффективности размещения и использования производственных ресурсов, что в конечном счете выражается снижением конкурентоспособности предприятий и экономики в целом.
В связи с этим модернизация экономики должна осуществляться в следующих направлениях:
• на макроэкономическом уровне:
- развитие рыночных отношений на основе правовой и финансовой поддержки предпринимательства;
- совершенствование налогово-бюджетной политики с учетом уменьшения регуляторов прямого действия;
- продолжение политики финансовой стабилизации и повышения потенциала банковской системы;
- создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов;
- установление значительных льгот резидентам и нерезидентам, которые вкладывают средства в приоритетные сектора экономики и отсталые регионы;
- проведение комплекса специальных мероприятий содействия прямому иностранному инвестированию;
- реализация стимулирующих мер по внедрению отечественных научных разработок и зарубежных технологий на отечественных предприятиях.
• на микроэкономическом уровне:
- развитие эффективного менеджмента через модернизацию корпоративных информационных систем, заключающегося в повышении роли маркетинга в модернизации управления промышленным производством, во внедрении на всех уровнях современных форм учета и контроля, автоматизированных систем управления документооборотом, а также методик оценки эффективности деятельности и анализа финансового состояния предприятий. Очевидна потребность в выработке более широкого спектра стимулирующих и адресных мер поддержки развития малого предпринимательства;
- совершенствование оценки и учета интеллектуальной собственности;
- повышение информационной емкости бухгалтерского учета и отчетности для оценки эффективности капиталовложений и выявления новых возможностей их финансирования;
- применение системы финансового инжиниринга для государственной поддержки промышленных предприятий;
- стимулирование инновационной активности работников за счет системы льгот, вознаграждений, премий;
- стимулирование внедрения концепции управления стоимостью на предприятиях реального и банковского секторов;
- инновационное развитие банковской сферы (различных форм дистанционного обслуживания, зон самообслуживания клиентов и пр.);
- использование предприятиями маркетинговой концепции управления бизнесом типа ВУК (всеобщее управление качеством);
- применение современных информационных технологий компьютерного проектирования и инженерного анализа, планирования и управления производством на основе данных об изделии и других технологий, объединяемых в комплекс CALS-технологий (непрерывные поставки и информационная поддержка цикла жизни продукта).
• на региональном и отраслевом уровнях:
- использование кластерного подхода к совершенствованию отраслевой и территориальной организации производства как одного из направлений повышения конкурентоспособности национальной и региональной экономики. Целесообразно продолжать модернизацию института отраслевого управления путем создания организационных структур нового типа, различного рода корпоративных структур;
- формирование комплексной стратегии инновационного развития, включающей: анализ инновационного потенциала региона, мониторинг потребностей экономики региона в инновациях, выявление приоритетных направлений инновационного развития региона, развитие инновационной инфраструктуры, поддержку малого инновационного предпринимательства, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, информационное обеспечение инновационной деятельности, разработку мероприятий государственной поддержки инновационной деятельности;
- стимулирование развития инновационной инфраструктуры, которая включает: управляющие, контролирующие и консультационные системы обеспечения связи с субъектами и объектами научно-технической деятельности;
- достижение системности в деятельности субъектов инноваций: научных, исследовательских, внедренческих, инновационных, консультационных организаций и отдельных исследователей, ученых, консультантов и изобретателей.
• на уровне международной экономики:
- непрерывное углубление политики открытости России и Беларуси, включая осуществление стратегии «выхода за рубеж», усиление координации инвестиций за рубежом, поощрение капиталовложений белорусских и российских предприятий за границей в интересах собственной хозяйственной деятельности и расширения позиций на международном ринке;
- развитие экспорта продукции индустриального постмодернизма;
- постановка задачи строительства наднациональной инновационной системы для решения общих проблем в модернизации инновационной политики Беларуси и России, использование многообразных источников роста инновационной системы;
- углубление интеграции в мировую экономику за счет унификации законодательства, активизации деятельности региональных и субрегиональных группировок стран с транзитивной экономикой;
- стимулирование международного трансфера технологий в Россию и Беларусь через целенаправленное включение в систему международной технологической кооперации и «вплетение» транснационального элемента в национальные воспроизводственные циклы;
- использование преимуществ интернационального бизнеса через поощрение создания стратегических альянсов белорусских компаний с зарубежными фирмами.
2. Развитие науки, инновационной и инвестиционной сфер деятельности является важнейшим фактором обеспечения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и уровня жизни народа.
Стратегической целью является перевод экономики на инновационный путь развития. Важнейшие направления ее формирования должны включать:
- концентрацию средств и научных сил на реализации приоритетов национальной экономики, преодоление самодостаточности и автономности науки по отношению к производству, потребностям его развития;
- использование новых методов интеграции фундаментальной, прикладной, отраслевой и заводской науки в рамках приоритетных программ и заказов промышленности, объединяющих ученых, производственников, менеджеров, а также финансовые, страховые и другие организации;
- расширение источников внебюджетного финансирования за счет увеличения инновационных, венчурных и прочих целевых фондов;
- обязательное включение в перспективные и годовые планы предприятий вопросов научного обеспечения конструкторско-технологических разработок и определение источников их финансирования;
- создание на предприятиях, в министерствах и ведомствах специализированных подразделений по прогнозированию перспективного спроса на выпускаемую продукцию, изучению потенциальных рынков и институциональных инвесторов.
- развитие системы образования в Республике Беларусь, без чего невозможно динамичное развитие белорусской инновационной экономики. Опыт ведущих индустриальных стран показывает, что университеты играют лидирующую роль в развитии науки. Новейшими тенденциями развития современной мировой университетской науки являются ее растущий вклад в инновационный и экономический потенциал в целом, увеличение объемов ее финансирования (в том числе промышленностью), создание в массовых масштабах малых исследовательских и технологических фирм при вузах. Вузовская наука в Республике Беларусь, во-первых, должна стать одним из ключевых элементов научного потенциала страны, поскольку укрепление и развитие научного потенциала вузов – одно из стратегических направлений совершенствования национальной инновационной системы. Во-вторых, вузовская наука является по своей сути мощным инновационным ресурсом развития самой системы образования, обеспечивающим сочетание ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах для продвижения актуальных научных направлений и наукоемких технологий. Особая роль вузовской науки обусловлена ее значимостью для развития научно-технического комплекса регионов страны, где вузы зачастую выступают в качестве ядра их научного потенциала. Важнейшими условиями динамичного развития вузовской науки являются, во-первых, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие науки, во-вторых, действенная интеграция науки и образования, в-третьих, содействие коммерциализации исследований и разработок, выполняемых высшими учебными заведениями.
3. Промышленность играет ключевую роль в наращивании экспортного потенциала. Ее структурной перестройке и модернизации в соответствии с требованиями внутреннего и внешних рынков будут способствовать, по мнению участников конференции, следующие меры:
• осуществление модернизации и технического перевооружения производств на базе наукоемких, менее металло- и энергоемких, экологически чистых технологий;
• улучшение макроэкономических условий для повышения конкурентоспособности производства (установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на технологическое оборудование и материалы для технического перевооружения, освобождение от уплаты оборотных налогов, освобождение от налога на прибыль средств, направленных на техническое перевооружение предприятий, расширение мер по стимулированию лизинга и др.);
• дальнейшее развитие производств, использующих местные сырьевые ресурсы (лесная и деревообрабатывающая, промышленность по переработке сельхозсырья, производство строительных материалов);
• улучшение маркетинговой деятельности;
• активизация работы по санации, банкротству, перепрофилированию неэффективных и бесперспективных предприятий.
4. Аграрная политика должна быть направлена на интенсификацию сельскохозяйственного производства как основы обеспечения национальной продовольственной безопасности страны, сохранение сферы приложения труда и роста доходов сельского населения, развитие инфраструктуры села. Приоритетными направлениями развития АПК должны стать:
• развитие индустриальных и адаптивных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий сельскохозяйственного производства;
• повышение эффективности государственной финансовой поддержки сельскохозяйственного производства на основе совершенствования закупочных цен и преимущественного оказания помощи субъектам хозяйствования, обеспечивающим ее высокую окупаемость, реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций;
• совершенствование организационной структуры агропромышленного комплекса на принципах выкупа или долгосрочной аренды имущества неэффективных предприятий, оптимизации числа государственных унитарных предприятий, развития кооперации, усовершенствования механизма рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
• комплексное развитие сельских территорий, обеспечение сельским жителям социальных стандартов в получении услуг с постепенным приближением их к городским стандартам;
• формирование и стабильное функционирование сельскохозяйственных рынков;
• создание эффективной системы государственной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Акцент должен быть сделан на поддержку государственных программ реформирования сельскохозяйственных предприятий, ресурсосбережения и повышения конкурентоспособности производителей, программ, содействующих повышению мобильности труда в сельском хозяйстве (развитию несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, диверсификации производства, профессиональной переподготовки и др.), программ развития сельской местности, программ научных исследований в области сельского хозяйства, программ по охране окружающей среды, безопасности продовольствия, защите растений и животных, программ по маркетинговым исследованиям и распространению маркетинговой информации и передового опыта.
5. Развитие экспорта услуг. Участники конференции отметили, что внешняя торговля услугами обеспечивает постоянное положительное сальдо, которое стабильно удерживается на уровне 300-400 млн. дол. США. При этом негативной тенденцией является сокращение темпов роста экспорта услуг. Следует отметить, что сегодня основной долей в импорте услуг являются туристические поездки. С целью развития экспорта услуг участники конференции предлагают:
• выделение приоритетных экспортных услуг (транспортных, туристических и др.) и формирование системы их государственной поддержки;
• увеличение масштабов предоставления иностранным гражданам образовательных и медицинских услуг;
• создание современной таможенной инфраструктуры, соответствующей принятой в Европейском Союзе;
• развитие современных направлений въездного туризма (агротуризма, культурологического, охотничьего и др.);
• использование современных технологий при предоставлении финансовых услуг;
• развитие электронной торговли экспортными услугами;
• создание национального банка информации об экспортных услугах Республики Беларусь.
6. Социальная политика. Обсудив в ходе докладов, выступлений и дискуссий важнейшие направления и пути модернизации социальной политики и развития человеческого капитала, участники конференции считают необходимым рекомендовать:
• на всех уровнях государственного управления продолжить работу по модернизации социальной политики в контексте реализации «белорусской модели развития» с учетом изменений, происходящих в социально-экономическом развитии белорусского общества и мировых социально-экономических тенденций;
• концептуальным ядром совершенствования социальной политики считать меры, направленные на развитие человеческого капитала, обеспечение социальной стабильности белорусского общества;
• с учетом выявленного дефицита теоретического обоснования сущности, места, критериев и показателей развития человеческого капитала в системе социального государства активизировать научные исследования в данном направлении;
• с учетом того, что в основе формирования человеческого капитала лежат демографические процессы, продолжить теоретические исследования и осуществление комплексных практических мер, направленных на развитие позитивных тенденций в данной сфере. Считать осуществляемую политику роста доходов населения основой достижения положительных демографических тенденций. Необходимо обратить внимание на имеющиеся в обществе гендерные диспропорции;
• в теоретическом и практическом плане одной из важнейших составляющих человеческого капитала считать проблему развития науки и образования. Совершенствуя систему подготовки и переподготовки кадров в русле мировых образовательных тенденций, сохранять и развивать лучшие отечественные достижения педагогики. Продолжить практику мощной государственной поддержки образовательной сферы. Доля средства на развитие и функционирование систем образования должна составлять не менее 10% от ВВП (для этого необходимо задействовать не только государственные, но и частные финансовые источники);
• для достижения действенности и эффективности проводимой социальной политики продолжить работу по методическому обеспечению формирования и мониторинга системы социальных индикаторов, социальных гарантий и минимальных социальных стандартов, характеризующих динамику изменения уровня и качества жизни различных социально-демографических групп населения;
• в контексте создания Союзного государства Беларуси и России настоятельного решения требует проблема внешней трудовой, в том числе и интеллектуальной миграции. Для этого необходимо совместными усилиями белорусских и российских ученых осуществить анализ последствий кадрового обмена между двумя странами, провести мониторинг трудовых миграционных процессов и выработать систему мер и мероприятий по их оптимизации.