Игорь Тонконогий. Хозяин. Офорт. 1991.




Впрочем, парадоксальность нашего персонажа имеет свою внутреннюю логи­ку, и каждый шаг на его профессиональном пути не отрицает предшествующих, а, напротив, переплавляет их в профессио­нальный опыт и завидную мастеровитость. Это последнее качество — мастеровитость, некогда считавшееся непреложной характеристикой любого художества, а ныне ставшее, увы. почти необязательным, — одна из сильных и убедительных сторон работ Тонконогого. Его композиции мож­но упрекнуть в чем угодно, но только не в отсутствии грамотности и зрелости. Они спорны эстетически, возможно, могут вызывать упреки в некоторой вычурности или стилизаторской экстравагантности, но профессионально — безусловно крепки и убедительны. Иного и не допускает предпочитаемый им офорт — одна из са­мых многотрудных и требовательных из графических техник. Офорт более всего обязывает к безупречной грамотности и четкой постановке задачи. Не случайно далеко не каждый график рискует про­бовать себя в этой технике. Малейший просчет, неуверенность руки способны мгновенно погубить многодневный труд по изготовлению печатной формы. Отсю­да и выверенность каждого шага, придающая ощущение чеканной построенности композиции при внешней пульсирующей нагруженности.

Действительно, почти во всех офор­тах Тонконогого поражает, прежде всего, именно композиционное попадание, достигаемое вовсе не интуитивным путем, а знанием закономерностей и механизмов языка графики. Каждый его лист — это многослойный живой организм, насы­щенный героями, движением, сложной фабульной драматургией. Для того чтобы удержать весь этот «арсенал» на листе, требуется ясная структурная основа, за­щищающая от переизбыточности выразительных эффектов и хаотичности образно­го ряда, опасных ускользанием главного. Иными словами, необходимы жесткий отбор и чувство меры, присущие далеко не каждому автору. Ведь так трудно филь­тровать собственный замысел, отсекать лишнее, отшелушивать красивости, очи­щая от излишеств истинный авторский импульс. В этом смысле выстроенные в ряд произведения Тонконогого могут слу­жить своеобразной школой преодоления материала в мучительных поисках един­ственного смысла.

Игорь Тонконогий. Погоня. Офорт. 2008.

Тем более что избранная им литературно-символистская стилистика изобилует искушениями и соблазнами. Излишняя ассоциативная уплотненность, переизбыточность аллегорий, шаблон­ность и профонированность большинства используемых романтических образов — все это так незаметно может сбить худож­ника на банальность, вычурность и почти что безвкусицу. Как удержаться в рамках «строгого» искусства, оперируя в мире априори красивых объектов, как-то: обнаженная натура, леопарды, лошади, стра­усы и прочая откровенно экзотическая фактура, в которой не отказывает себе автор. Тонконогий словно намеренно ис­кушает себя символистской метафорикой, апеллируя даже в названиях некоторых работ к пространству преувеличенного театрального жеста. «Прорыв», «Похищение», «Пойманный прыжок», «Ловушка» — в этом слышится желание интриги. Последняя действительно используется как сюжет­ный прием, никогда не сбиваясь, однако, на вульгарно-бытовой уровень. Его интри­га иного — поэтического мира, населенно­го видениями и грезами, где, как писал, исследуя феномен художнического фанта­зерства, Фрейд, «прошедшее, настоящее и будущее нанизаны на нить продвигающе­гося желания». Предельная искренность, субъективная, правда, присутствующие в работах Тонконогого, и удерживают их от манерности и поверхностного a'la симво­листского подражательства. За внешним контуром узнаваемых образов и прозрач­ных отсылок стоит внутренне фундиро­ванный личностный путь познания, при­дающий внешне роскошным графическим листам обоснованность и глубину.

← Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 2.   Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 2. →

Добавить комментарий

Начало формы

Имя (обязательное)

 

Осталось: 500 символов


Обновить

Отправить

Конец формы

Комментарии

  • Касим Девлеткильдеев. Художник...
    Очень интересно! Мне понравилось!!) О нём так мног...
    18.03.13 20:47
    От Лиля
  • Биография Ахмата Лутфуллина
    спасибо мне ваша статья очень пригодилась мне пост...
    24.02.13 13:25
    От настенька
  • Касание неба и земли - Персона...
    Спасибо,Михаил! Замечательные картины!Ощущени е во...
    23.02.13 19:52
    От нина
  • Биография Ахмата Лутфуллина
    ой спасибо большое прям точная информация!!!!! мне...
    18.02.13 18:52
    От Люська
  • Биография Ахмата Лутфуллина
    спасибо за информацию =) пригодилась посмотрим...
    18.02.13 14:31
    От Юльчик
  • Птица и букет – майский привет...
    Просто обалдеть, какая красота! Вроде бы такие про...
    12.02.13 20:47
    От Наталья Колесникова
  • Русские художники. Илья Иосифо...
    Когда смотрю картины концептуалистов, всегда вспо...
    31.01.13 12:05
    От Надежда
  • Николай Михайлович Ромадин
    Уважаемый Владислав Эдуардович Меос! Вы считаете с...
    27.01.13 13:38
    От Исакова Римма

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: