Впрочем, парадоксальность нашего персонажа имеет свою внутреннюю логику, и каждый шаг на его профессиональном пути не отрицает предшествующих, а, напротив, переплавляет их в профессиональный опыт и завидную мастеровитость. Это последнее качество — мастеровитость, некогда считавшееся непреложной характеристикой любого художества, а ныне ставшее, увы. почти необязательным, — одна из сильных и убедительных сторон работ Тонконогого. Его композиции можно упрекнуть в чем угодно, но только не в отсутствии грамотности и зрелости. Они спорны эстетически, возможно, могут вызывать упреки в некоторой вычурности или стилизаторской экстравагантности, но профессионально — безусловно крепки и убедительны. Иного и не допускает предпочитаемый им офорт — одна из самых многотрудных и требовательных из графических техник. Офорт более всего обязывает к безупречной грамотности и четкой постановке задачи. Не случайно далеко не каждый график рискует пробовать себя в этой технике. Малейший просчет, неуверенность руки способны мгновенно погубить многодневный труд по изготовлению печатной формы. Отсюда и выверенность каждого шага, придающая ощущение чеканной построенности композиции при внешней пульсирующей нагруженности.
Действительно, почти во всех офортах Тонконогого поражает, прежде всего, именно композиционное попадание, достигаемое вовсе не интуитивным путем, а знанием закономерностей и механизмов языка графики. Каждый его лист — это многослойный живой организм, насыщенный героями, движением, сложной фабульной драматургией. Для того чтобы удержать весь этот «арсенал» на листе, требуется ясная структурная основа, защищающая от переизбыточности выразительных эффектов и хаотичности образного ряда, опасных ускользанием главного. Иными словами, необходимы жесткий отбор и чувство меры, присущие далеко не каждому автору. Ведь так трудно фильтровать собственный замысел, отсекать лишнее, отшелушивать красивости, очищая от излишеств истинный авторский импульс. В этом смысле выстроенные в ряд произведения Тонконогого могут служить своеобразной школой преодоления материала в мучительных поисках единственного смысла.
Игорь Тонконогий. Погоня. Офорт. 2008.
Тем более что избранная им литературно-символистская стилистика изобилует искушениями и соблазнами. Излишняя ассоциативная уплотненность, переизбыточность аллегорий, шаблонность и профонированность большинства используемых романтических образов — все это так незаметно может сбить художника на банальность, вычурность и почти что безвкусицу. Как удержаться в рамках «строгого» искусства, оперируя в мире априори красивых объектов, как-то: обнаженная натура, леопарды, лошади, страусы и прочая откровенно экзотическая фактура, в которой не отказывает себе автор. Тонконогий словно намеренно искушает себя символистской метафорикой, апеллируя даже в названиях некоторых работ к пространству преувеличенного театрального жеста. «Прорыв», «Похищение», «Пойманный прыжок», «Ловушка» — в этом слышится желание интриги. Последняя действительно используется как сюжетный прием, никогда не сбиваясь, однако, на вульгарно-бытовой уровень. Его интрига иного — поэтического мира, населенного видениями и грезами, где, как писал, исследуя феномен художнического фантазерства, Фрейд, «прошедшее, настоящее и будущее нанизаны на нить продвигающегося желания». Предельная искренность, субъективная, правда, присутствующие в работах Тонконогого, и удерживают их от манерности и поверхностного a'la символистского подражательства. За внешним контуром узнаваемых образов и прозрачных отсылок стоит внутренне фундированный личностный путь познания, придающий внешне роскошным графическим листам обоснованность и глубину.
← Современные художники Башкирии - Игорь Тонконогий. Искушение метафорой. Часть 2. | Художники Башкирии - Художник счастья. Памяти Николая Леонидовича Пеганова. Часть 2. → |
Добавить комментарий
Начало формы
Имя (обязательное)
Осталось: 500 символов
Обновить
Отправить
Конец формы
Комментарии
- Касим Девлеткильдеев. Художник...
Очень интересно! Мне понравилось!!) О нём так мног...
18.03.13 20:47
От Лиля - Биография Ахмата Лутфуллина
спасибо мне ваша статья очень пригодилась мне пост...
24.02.13 13:25
От настенька - Касание неба и земли - Персона...
Спасибо,Михаил! Замечательные картины!Ощущени е во...
23.02.13 19:52
От нина - Биография Ахмата Лутфуллина
ой спасибо большое прям точная информация!!!!! мне...
18.02.13 18:52
От Люська - Биография Ахмата Лутфуллина
спасибо за информацию =) пригодилась посмотрим...
18.02.13 14:31
От Юльчик - Птица и букет – майский привет...
Просто обалдеть, какая красота! Вроде бы такие про...
12.02.13 20:47
От Наталья Колесникова - Русские художники. Илья Иосифо...
Когда смотрю картины концептуалистов, всегда вспо...
31.01.13 12:05
От Надежда - Николай Михайлович Ромадин
Уважаемый Владислав Эдуардович Меос! Вы считаете с...
27.01.13 13:38
От Исакова Римма
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...